|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония
архимандрита Игнатия (Пунина)
во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии
В заседании Священного Синода 20 апреля 2005 года
архимандрит Игнатий (Пунин), клирик Смоленской епархии,
избран епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.
|
Преосвященный Игнатий, епископ Вяземский |
6 июля 2005 года, в день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Игнатия (Пунина) во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. |
Во время чина наречения |
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Тверской и Кашинский Виктор, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Зарайский Меркурий, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Венский и Австрийский Иларион, Егорьевский Марк. При наречении во епископа архимандрит Игнатий произнес речь:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец!
Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой!
Сегодня, в этот знаменательный для меня день, я испытываю священный трепет при мысли, что сонм святителей Церкви Христовой во главе с ее Предстоятелем определил мне приобщиться к дивной и бесконечной цепи апостольского преемства, берущей начало от учеников Христовых.
С чувством сердечной тревоги и глубоким смущением исповедую здесь, пред Богом и вами, милостивые архипастыри, свое недостоинство и страх перед предстоящим мне служением. Всякий епископ по долгу своему должен иметь ревность о славе Христовой и спасении вверенных его водительству чад Божиих. Священномученик Игнатий Богоносец в своем послании к Поликарпу Смирнскому писал: «Епископ прежде всего должен иметь попечение о душах верующих, увещевать всех о спасении, снисходить ко всем, как к тебе Господь; ко всем иметь терпение: бодрствуй, стяжав неусыпный дух».
Епископ является не только по преимуществу строителем Таин Божиих, но и руководителем на пути спасения как овец стада Христова, так и церковных пастырей, что требует от него опытности в духовной жизни, ревностной заботы и согретой отеческой любовью попечительности. Если каждый пастырь должен быть светом мира, солью земли, светильником, освещающим путь спасения, то тем более, в еще большей степени должен быть таковым епископ.
Страх перед служением, к которому я ныне призываюсь, дан от Бога не для того, чтобы отчаиваться или унывать, но для того, чтобы страхом спасать себя и других. Именно со страхом Божиим взираю ныне на прожитые годы и еще раз убеждаюсь в незримом, но твердом водительстве Божием. С отроческих лет в моем сердце поселилась мысль о священническом служении. С течением времени эта мысль стала твердым желанием, приведшим меня в новооткрытую Смоленскую Духовную семинарию. Тогда же созрело убеждение о необходимости умереть для мира и принять монашество. Оба желания осуществились. Я стал священником и воспринял новое имя – в честь священномученика Игнатия Богоносца. Сей «столп терпения и правило мужества и веры утверждение» всегда был тем образцом, коему я горячо желал подражать по мере скромных своих сил, памятуя слова церковного песнопения: Сего бо жаждая от любве насладитися, потщался еси от зверей снеден быти; сего ради и Богоносец нареклся еси Игнатие всемудре (кондак, гл. 3).
В важнейший момент моей жизни, в час моей пятидесятницы, сердце и мысль возносятся туда, где находится великая святыня дома Божия – чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Где бы ни проходило мое церковное служение – и в пределах Смоленской епархии, и в Отделе внешних церковных связей, – молитвенное заступничество и благодатная помощь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы укрепляли меня в несении жизненного бремени.
Многообразно и многоразлично по своему содержанию служение епископское. Особенная забота епископа должна быть направлена на сохранение чистоты учения. «Люди, которые кажутся заслуживающими доверия и учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют», – так писал священномученик Игнатий Поликарпу Смирнскому.
Ничто в Церкви Христовой не является случайностью, ибо Господь Иисус Христос Сам правит Своей Церковью. И мое избрание во епископа также совершилось действием Промысла Божия: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Если Господу угодно было призвать меня к столь высокому служению, то как бы ни был тяжел крест, знаю, что Сам Пастыреначальник даст мне силы, потребные для его несения. Твердо верю, что Господь, неизреченно благодетельствовавший мне в прошедшие дни жизни, будет и далее поддерживать меня в прохождении столь ответственного и трудного послушания. Поэтому склоняю главу и с трепетом, без всяких сомнений и колебаний, всем сердцем благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Мое церковное служение протекало и будет протекать в годы Вашего первосвятительского служения Земле Русской в столь непростое для нашего отечества время. Пример Вашего ревностного служения Церкви Христовой всегда вдохновлял и будет вдохновлять меня в прохождении моего нового послушания. Выражаю Вам сыновнюю любовь и особую благодарность за оказанное мне доверие, прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки.
Господу было угодно, чтобы мое духовное возрастание проходило под омофором Его Высокопреосвященства, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. От рук моего архипастыря принял я священные степени и монашество. Он поручал мне различные церковные послушания. Ныне же предстоит мне еще более ответственное соработничество моему авве в должности его викария, епископа богоспасаемого града Вязьмы. Сердечно благодарю Вас, архипастырь Земли Смоленской! Сорадуюсь, что руки ваши в третий раз будут возложены на мою главу с призыванием благодати Святого Духа.
Единодушная молитва пастырей и всех верных да привлечет свыше благодать и мир на мое предстоящее служение, дабы силою и действием Святого Духа мог я возвещать слово Божие, учение Церкви Христовой. Благодать делается для человека стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего.
Прошу и молю вас, богомудрые архипастыри, благоговейно припадая к стопам вашим, чтобы вы своими молитвами покрыли мои немощи и напутствовали меня своим благословением на поприще нового служения во славу Божию и на благо Церкви и отечества.
Пусть Господь ниспошлет в мое сердце пламень веры, очистит и осветит мою душу, умножит во мне усердие к молитвам, подаст силу моему слову, дабы оно проникало в людские сердца и приводило их к Богу, чтобы моим смиренным служением прославлялось имя Святой и Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». |
Во время чина наречения |
7 июля, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Пунина) во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии.
Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Тверской и Кашинский Виктор, Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Зарайский Меркурий, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Венский и Австрийский Иларион, Егорьевский Марк. |
Исповедования Символа веры |
|
Благословение Предстоятеля |
|
Хиротония архимандрита Игнатия |
На богослужении присутствовали губернатор Смоленской области В. Н. Маслов, председатель областной Думы В. И. Анисимов, председатель Собора жителей Смоленщины В. Д. Голичев, заместитель начальника департамента образования Смоленской области Т. П. Довгий.
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Игнатию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
«Преосвященный епископ Игнатий! Господь наш Иисус Христос голосом Церкви повелел тебе стать в ряды святителей Божественной Любви, и нет более ответственного и страшного призвания. «Вот, я посылаю вас (Мф. 10, 16), – говорит Господь, – как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Ты вошел в круг апостольский, в собор епископов Русской Православной Церкви.
Неумолим закон Христовой любви – сострадательной, крестной любви, любви доброго Пастыря, полагающего душу Свою (Ин. 10, 11) за отступивших от Него людей.
Господь зовет тебя соделаться жертвой (Флп. 2, 17), возлагает на тебя омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую ты ценой жизни своей должен обрести и спасти от погибели, вручает тебе жезл учеников Христовых.
Мы не сомневаемся в искренности твоей любви к Богу и к Церкви, и потому тебе и нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). «Любовью Иисуса Христа» (Флп. 1, 8) возлюби каждого в мире, в который ты входишь с новой, обновленной силой. Принеси им непобедимую пасхальную радость нашу, чтобы рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов озарил тех, кто до сих пор ходит во тьме, чтобы «единеми устами и единем сердцем» воспеть славу и хвалу Богу, Создателю всех.
Имей «ум Христов» (1 Кор. 2, 16) и «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Господь не оставит тебя и сподобит послужить Ему, если ты, подобно Предтече Христову и Крестителю Иоанну, изо дня в день будешь убывать, покоряя в себе греховное, чтобы Ему расти в тебе, пока не овладеет всем без остатка.
При наречении ты исповедал свой страх перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью епископского служения. Благодать есть действие Божие. Сам Бог, хотя и невидимо, присутствует и действует в Таинствах церковных. Таинство рукоположения во епископа есть явление силы и славы Самого Бога. В присутствии Бога, в близости Его чувство страха и трепета испытывает всякая плоть человеческая.
Твердо верь, что благодать Господня, немощная врачующая и оскудевающие силы человеческие восполняющая, всегда пребудет с тобой, ибо сила Божия «совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). По дару Христа «все возможно верующему» (Мк. 9, 23). Эта благодать просветит и вразумит тебя, но ты должен сам ответить на призыв Бога, ибо, по слову святителя Григория Богослова, недостаточно принять благодать Святого Духа при рукоположении, нужно еще сохранить и приумножить ее в своей жизни.
Свято храни любовь и верность духовно взрастившей тебя Церкви – Церкви великих святителей Земли Русской, славных подвижников веры и благочестия, сонма мучеников и исповедников веры Христовой.
Тебе, как преемнику святых Апостолов, в твоем епископском служении предстоит проповедовать Божественное Евангелие, свидетельствовать миру об истине православной веры. По мнению многих, за последние годы наша Церковь стала центром возвращения духовности и нравственности в жизнь народа, государства и общества. Миссия Церкви сегодня – это дела милосердия и социального служения, упрочение межнационального и межрелигиозного мира, сохранение стабильности, порядка и согласия в обществе, противодействие экстремизму и терроризму, воспитание детей и юношества в вере, в любви к отечеству, развитие духовного образования, окормление военнослужащих и пребывающих в местах заключения.
Но прежде всего и над всем ты, поставленный Духом Святым на высоту свещницы церковной, призываешься «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Перед тобой стоит непосредственная, ежедневная, непрестанная задача спасения душ человеческих, попечение о каждом, за кого пострадал и «умер Христос» (1 Кор. 8, 11), ибо душа человеческая, как научает нас Святое Евангелие, дороже всего в мире и ничто не может быть дано взамен ее (Мк. 8, 36–37). «Быть пастырем, – говорил приснопамятный Святейший Патриарх Сергий, – значит жить не своей особой жизнью, а жить жизнью паствы, болеть ее болезнью, нести ее немощи с единственной целью: послужить ее спасению, умереть, чтобы она была жива».
Помни, что паства, вручаемая епископу, – Божия и мы призваны не господствовать над наследием Божиим, но подавать пример веры, молитвы и благочестия.
Своим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного митрополита Смоленского Кирилла, ты уже доказал верность единству Святого Православия, интересам внутренней и внешней жизни нашей Церкви. Пребывай в послушании у правящего архиерея Смоленской земли, который имеет богатый опыт общецерковной деятельности, приобретенный за почти тридцать лет архипастырского служения.
Пребывай в твердом уповании, что покровом Заступницы Усердной всего рода христианского и молитвами святых, в Земле Смоленской просиявших, Господь поможет тебе проходить новое служение во славу Божию и на благо Церкви.
Вручаю тебе жезл – символ твоего архипастырства. Преподай благословение людям Божиим, чающим приобщиться дарованной ныне тебе благодати Господней и молитвой своей участвовавшим в твоем рукоположении. |
Перед вручением архиерейского жезла |
|
Первое архипастырское благословение |
* * *
Епископ Игнатий (в миру Игорь Иванович Пунин) родился 17 апреля 1973 года в Брянске, в семье рабочих. В 1990 году окончил среднюю школу № 46 в Брянске. В 1990 году поступил на 1-й курс Смоленского межъепархиального Духовного училища (впоследствии Смоленская Духовная семинария), которое окончил в 1995 году по первому разряду.
С ноября 1993 года работал в должности референта председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. За время работы в отделе неоднократно входил в состав официальных делегаций, направлявшихся в Грецию, Иран, Литву, Польшу, Германию, Израиль, Италию, Испанию, на Кубу, в Канаду.
23 марта 1998 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в монашество с именем Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца.
7 апреля 1998 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска рукоположен во диакона, 7 апреля 1999 года – во пресвитера.
С 1 января 1999 года является секретарем Смоленско-Калининградской епархии. В сентябре 1999 года был назначен настоятелем восстанавливающегося храма Иоанна Предтечи при Смоленском Духовном училище. 28 ноября в связи с освящением вышеупомянутого храма, за труды, понесенные при его восстановлении, Святейшим Патриархом Алексием награжден правом ношения наперсного креста.
23 мая 2001 года назначен настоятелем строящегося в Смоленске храма во имя новомучеников и исповедников Российских. 25 сентября 2001 года в связи с освящением этого храма Предстоятелем Русской Православной Церкви был награжден благословенной Патриаршей грамотой.
С 2002 года является руководителем Духовного православного центра на базе прихода храма во имя новомучеников и исповедников Российских, включающего в себя воскресные школы для детей и взрослых, а также для детей-инвалидов, библиотеку, спортивный комплекс и компьютерный класс.
К празднику Святой Пасхи 2003 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием удостоен сана игумена.
В 2004 году в связи с окончанием строительных работ в нижнем храме в честь Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня церкви во имя новомучеников и исповедников Российских Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был удостоен права ношения палицы.
2 мая 2005 года в кафедральном Свято-Успенском соборе в Смоленске по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита. |
Участники хиротонии (крайний справа – епископ Игнатий) |