ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий. Новости Пермской епархии

Возвращение святыни

       В Соликамск возвратилась утраченная в советские годы святыня – образ Святителя и Чудотворца Николая. Несколько десятилетий он находился на хранении в Московском музее имени Андрея Рублева. Его возвращение стало возможно благодаря помощи члена Совета Федерации РФ В. И. Добросоцкого, главы Соликамска М. В. Богданова, президента ОАО «Соликамск-бумпром» В. И. Баранова, руководителей соликамских музеев, а также общественности города.
       29–30 июня 2005 года чудотворный образ Святителя Николая был выставлен для поклонения в пермском Свято-Троицком кафедральном соборе. Перед иконой непрерывно совершались молебны с Акафистом Святителю и Чудотворцу Николаю.

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх с возвращенной святыней

       1 июля образ встречали в Соликамске: торжественная встреча состоялась на площади у здания ОВД. Затем икону крестным ходом пронесли до Богоявленского собора, где на площади перед ним был совершен праздничный молебен, после чего икону поместили в соборе для постоянного пребывания. Торжества по случаю возвращения на Пермскую землю иконы Святителя Николая возглавил епископ Пермский и Соликамский Иринарх.
       История этой иконы такова. По легендам, косвенно подтверждаемым разными редакциями «Соликамского летописца», а также «Церковно-историческим и археологическим описанием города Соликамска» протоиерея Александра Луканина (1882), эта икона была подарена жителям Соликамска Иоанном Грозным. Дело в том, что Соликамск в начальный период своей истории неоднократно страдал от набегов сибирцев, ногайцев и вогулов. В 1552 году жители города, узнав, что государь Иоанн Васильевич находится под Казанью, послали к нему челобитчиков просить войска для защиты Соликамска от набегов и опустошения. Вместо того царь послал им образ Святителя и Чудотворца Николая, который «защитит их от вражеского нашествия».

       Почти четыре столетия икона считалась самой ценной реликвией города, заступницей от нападений и разорения. Жители города берегли ее, не раз спасали от пожаров. С появлением в городе каменных храмов икона поочередно находилась то в летнем Свято-Троицком соборе, то в зимнем Крестовоздвиженском. Многие поколения горожан участвовали в крестных ходах в «девятую пятницу по Пасхе» – был такой главный местный праздник, и во главе этих крестных ходов всегда находилась самая чтимая икона в Соликамске. Долгое время образ этот считался покровителем Соликамска и особо почитался всеми его жителями. Существует предание, что молитвы, возносимые пред иконой Николая Чудотворца, всегда бывали услышаны.
       25 мая 1547 года ногайцы уничтожили город, но не двинулись грабить и жечь дальше, а задержались в окрестностях еще на пять дней. 30 мая к соликамцам подошла небольшая чердынско-искорская рать, и совместными усилиями они отогнали ногайцев от пепелища. В тот год 30 мая выпало на девятую пятницу по Пасхе. В память об «избавлении чудесном» девятая пятница по Пасхе и стала для соликамцев главным городским праздником. Он сопровождался крестным ходом, во время которого Соликамск обносили иконой Святителя и Чудотворца Николая.
       Советская власть наложила запрет на крестные ходы. В 1929 году Свято-Троицкий собор был закрыт, его иконостас сожжен, фрески соскоблены, утварь разворована. Остатки церковного имущества, в том числе складень с житием Святителя и Чудотворца Николая, были переданы в музей.
       В 1965 году легендарный складень вместе с иконами «Богоявление Господне» и «Деисус с припадающими» увезли в Москву, в Музей имени Андрея Рублева, на реставрацию и временное хранение. И вот, спустя сорок лет икона Святителя и Чудотворца Николая возвратилась на Пермскую землю.