ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий. Новости Пермской епархии

Поющее богословие

       С 30 мая по 1 июня 2005 года регентское отделение Пермского Духовного училища провело для руководителей церковных и светских хоровых коллективов мастер-класс «Духовная певческая культура. История и современность». Мероприятие собрало руководителей светских и церковных хоров Перми, районов области, приехали гости даже из Верхотурья. В мастер-классе приняли участие преподаватели и студенты из Пермского музыкального училища, Педагогического университета, Института искусств и культуры.

       Мероприятие, которое изначально задумывалось как мастер-класс, имело не только практическую пользу, его участники многое узнали об истории церковного пения, его особенностях, традициях. С докладами выступили протоиерей Алексий Марченко, проректор Духовного училища священник Игорь Ануфриев, преподаватели регентского отделения О. В. Ануфриева, О. В. Морозова, а также регент хора Т. П. Целебровская.
       В своем докладе священник Игорь Ануфриев проанализировал современное состояние церковного пения и музыкальной культуры в России. Он говорил, что культура церковного пения сегодня возрождается. По крайней мере, возрождается интерес к ней – как со стороны исполнителей (в том числе и светских), так и со стороны композиторов. Другой вопрос – насколько правомерно создание сейчас новой церковной музыки? Не лучше ли ограничиться тем, что уже есть? Споры об этом продолжаются: одни предлагают запретить написание новых песнопений, у других мнения иные.
       Однако надо признать, что возродить многовековую традицию, опираясь лишь на ноты церковных песнопений, конечно же очень сложно. Но другого пути нет. Кто пел в храмах на клиросах в годы советской власти? Известно кто: бабушки. Благодарность им и низкий поклон за сохранение традиции. Однако многое оказалось утраченным. И потому сегодня приходится по крупицам возрождать музыкальную культуру Православия.
       На мероприятии были представлены два доклада о музыкальном и певческом воспитании детей: «Духовная музыка и дети» О. В. Морозовой и «Певческое воспитание детей в воскресной школе» Т. П. Целебровской. У обеих докладчиц – огромный методический опыт работы с детьми.
       Доклад О. В. Ануфриевой назывался «Очерк истории церковного пения в России». Эта тема – пропущенная глава, «белое пятно» в истории русской культуры. Из доклада участники мастер-класса узнали, в частности, что даже церковное пение XIX века во многом было искажено итальянской и немецкой музыкальной культурой. Мы привыкли считать Бортнянского одним из самых характерных для русской духовной музыки композиторов. На деле же именно с него и начинается влияние «итальянщины» на нашу певческую традицию.
       Но главная цель мероприятия – это практическая часть. Мастер-класс, который провела О. В. Ануфриева, назывался «Особенности мелодики церковного чтения». Казалось бы, церковное чтение – простое дело, но часто ли мы слышим за богослужением действительно хорошее, торжественное, музыкальное (каким оно должно быть) чтение Апостола и паремий (да и Евангелия)? Традицию церковного чтения, считает Ольга Викторовна, нужно восстанавливать не менее тщательно, чем певческую, а воспитать хорошего чтеца едва ли не сложнее, чем певчего.
       Благолепное церковное пение и чтение, сама мелодика, чувство слова способны передавать богословские истины не менее сильно, чем текст тропаря или Апостола. Об этом говорила на мероприятии Т. П. Целебровская. В своем докладе «Церковное пение – поющее богословие» на примере одного песнопения она показала, как должно в нем звучать каждое слово, чтобы максимально передавать богословский смысл текста.
       Все участники мастер-класса были единодушны в том, что такие мероприятия очень нужны всем, кто работает в церковных и хоровых коллективах, изучает духовную и певческую культуру, поскольку они дают возможность обменяться опытом, повысить уровень своего мастерства. Будем надеяться, что такие встречи действительно станут традиционными.

П. Моисеев