ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Первосвятительский визит в Казань

       20 июля 2005 года, накануне празднования в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, начался первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Казанскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии.
       Со Святейшим Патриархом Алексием из Москвы в Казань прибыли митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В международном аэропорту «Казань» Святейшего Патриарха Алексия встречали архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиереи Приволжского федерального округа: митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий, а также председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин, мэр Казани К. Ш. Исхаков, председатель Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан Р. А. Набиев.


       По прибытии в Казань в аэропорту состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Алексия с корреспондентами средств массовой информации. Затем Его Святейшество и участники торжеств, посвященных 450-летию Казанской епархии, посетили Казанский кремль. У Благовещенского собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встретил Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. Его Святейшество и глава республики в сопровождении архиереев, председателя Государственного Совета Республики Татарстан и мэра Казани совершили прогулку по Кремлю, посетив возрожденные Благовещенский собор и мечеть Кул-Шариф.

Памятник зодчим Казанского кремля

       Президент Татарстана и Владыка Анастасий рассказали Святейшему Патриарху о восстановлении храма. Предстоятель Русской Церкви познакомился с фресками XVI века, отчасти сохранившимися в алтарной части. Его Святейшество отметил, что за восемь лет, прошедших со времени его предыдущего визита в Казань, в церковной жизни города произошли серьезные изменения. Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что подобные добрые перемены стали возможны благодаря мудрой политике Президента М. Ш. Шаймиева, который, заняв свой ответственный пост в очень непростое время, сумел предотвратить разделения и конфликты.
       При посещении мечети Святейшего Патриарха Алексия сопровождал Верховный муфтий Татарстана, председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поблагодарил муфтия Татарстана Гусмана-хазрата Исхакова за мудрую деятельность в многонациональной республике. «В Татарстане бывали всякие сложности в межнациональных отношениях в разные годы, в том числе в начале 1990-х годов, но вы очень мудро прошли через все трудности и вывели корабль многонационального Татарстана на спокойные воды», – сказал Первосвятитель Русской Церкви.

       Благовещенский собор Казанского кремля, древнейший из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры, основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена на пустыре в три дня и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда в 1555 году в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал кафедральным. При архиепископе Гурии был построен каменный Благовещенский собор. Первоначально собор представлял собой пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами: правый придел был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, левый – во имя святых благоверных Петра и Февронии Муромских.

Благовещенский собор

       Решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года собор был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо.
       В 1995 году указами Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева и постановлением Кабинета министров республики комплекс Благовещенского собора был передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». Для комплексных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия. Собор восстановлен к празднованию 1000-летия Казани, в июле нынешнего года в нем состоялось первое богослужение.



       Мечеть Кул-Шариф – главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры. Мечеть Кул-Шариф является культурно-просветительным комплексом и научным центром: в ней находятся Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека. Из татарских источников широко известно сообщение историка XVI века Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в «кальга» (крепости) города Казани, без упоминания, впрочем, ее наименования. Русские источники именуют мечеть «Кулшерифовой», имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул-Шарифа, возглавившего оборону этой части города во время штурма его войсками Иоанна Грозного в 1552 году. В 1995 году в Татарстане было решено воссоздать в Казанском кремле здание мечети Кул-Шариф.


Мечеть Кул-Шариф

       После посещения мечети в Президентском дворце Казанского кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Президентом Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым. Приветствуя Предстоятеля Русской Православной Церкви, М. Ш. Шаймиев отметил, что первосвятительский визит в Казань имеет большое значение для укрепления мира, национальной и религиозной толерантности в Республике Татарстан. Глава республики особо подчеркнул, что руководство Татарстана прилагает большие усилия для поддержания всех религиозных конфессий, действующих на территории региона, прежде всего традиционных религий, сформировавших национальные культуры народов республики, – Православия и Ислама.

Резиденция президента Татарстана


       В ответном слове Святейший Патриарх Алексий поблагодарил руководство Татарстана за приглашение посетить столицу республики. Предыдущий визит Его Святейшества в Казань состоялся восемь лет назад, и Святейший Патриарх с удовлетворением отметил, что за это время произошли большие положительные перемены. Как подчеркнул Предстоятель Русской Церкви, руководство республики, готовясь к празднованию 1000-летия Казани, оказало большое содействие в реставрации древних храмов города, проявив серьезную заинтересованность в развитии духовной жизни народов, проживающих в Татарстане. В ходе переговоров, которые проходили в продолжение часа с глазу на глаз, обсуждались вопросы религиозной жизни в Татарстане. Затем Святейший Патриарх Алексий и Президент М. Ш. Шаймиев дали краткую пресс-конференцию. Святейший Патриарх рассказал о привезенном в Казань списке Казанской иконы Пресвятой Богородицы, возвращенном в минувшем году из Ватикана в Россию. Его Святейшество отметил, что икона будет передана православным жителям Казани 21 июля, в день церковного празднования, установленного по случаю обретения чудотворной иконы. Святейший Патриарх высказал мнение, что список иконы следует поместить в Зилантовом Успенском монастыре – одной из первых православных обителей края, заложенной в 1552 году у могилы павших при взятии Казани воинов Иоанна Грозного. А после восстановления Богородицкого Девичьего монастыря, который был построен на месте явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, образ следует передать в эту обитель.
       Его Святейшество также отметил, что формальные препятствия к размещению иконы в Богородицком монастыре устранены, поскольку полностью решен вопрос о передаче всего монастырского комплекса Русской Православной Церкви и его освобождении табачной фабрикой, которая размещалась здесь до недавнего времени. В свою очередь, М. Ш. Шаймиев в беседе с журналистами отметил, что строительство крупнейшей в Европе мечети и передача Казани чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы в равной мере свидетельствуют о добрых отношениях между православными и мусульманами в Татарстане. Развитие добрососедских отношений между приверженцами двух великих религий будет и в дальнейшем всячески приветствоваться и поощряться правительством Татарстана, отметил Президент Шаймиев.
       Святейший Патриарх, развивая высказанное М. Ш. Шаймиевым мнение, подчеркнул, что на заседаниях Конференции Европейских Церквей, в которых принимает участие и Русская Православная Церковь, Татарстан неизменно приводится в качестве примера региона, в котором эффективно и плодотворно решается вопрос мирного и взаимоуважительного сосуществования христиан, мусульман и представителей других традиционных религий.


       Вечером 20 июля, в канун празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани. Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. После богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом.

       На следующий день, 21 июля, в самый день празднования в честь явления иконы Божией Матери во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в возрожденном Благовещенском соборе Казанского кремля. Перед началом богослужения у Благовещенского собора Святейшего Патриарха встретили Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, государственное руководство республики, архиереи и священнослужители, участвовавшие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. Предстоятеля Русской Православной Церкви также приветствовали председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части РФ Равиль Гайнутдин, Верховный муфтий Татарстана, председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман-хазрат Исхаков, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов, имам-хатыб мечети Кул-Шариф Рамиль Юнусов.

Святейший Патриарх Алексий перед началом Божественной литургии
в Благовещенском соборе Казанского кремля


       За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили те же Преосвященные Владыки. По окончании богослужения из алтаря Благовещенского собора был вынесен находившийся на престоле список Казанской иконы Божией Матери, переданный Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Папой Римским Иоанном Павлом II. Его Святейшество благословил народ святым образом и обратился к участникам торжеств с первосвятительским словом.

Казанская икона Божией Матери, возвращенная из Ватикана

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ
ПОСЛЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ КАЗАНИ

       Многоуважаемый Минтимер Шарипович, уважаемые представители органов законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, руководство ее столицы, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, духовные лидеры исламской общины, дорогие отцы, братья и сестры!
       В этот знаменательный день, когда нами была совершена Божественная Евхаристия в величественном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы, рад возможности обратиться к пастырям и пасомым Казанской епархии Русской Православной Церкви и одновременно ко всем жителям Татарстана. Ныне Русская Православная Церковь молитвенно воспоминает обретение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году на пепелище, оставшемся после опустошительного пожара.
       Этой иконе милостью Божией суждено было занять особое место в истории не только Казанской епархии, но и всего Государства Российского. Наиболее значительным действием Божественного Промысла, явленного над нашим народом через Казанский образ Царицы Небесной, стало прекращение тяжелейшей эпохи – Смутного времени, в 1612 году, благодаря подвигу народного ополчения, поднявшегося с берегов Волги и освободившего от иноземных завоевателей стольный град Москву. В те суровые дни весь народ нашего отечества в едином порыве, не вступая в споры о национальных, культурных и религиозных различиях, поднялся на защиту своих земель. Воспоминая события далекого прошлого, я не могу не поблагодарить всех организаторов празднования за приглашение посетить благословенную Татарстанскую землю, столица которой отмечает 1000-летний юбилей.
       Ислам, традиционно исповедуемый большинством татарского народа, на протяжении многих веков оставался одной из крупнейших религий Российского государства. Казань, этот древний город, по праву всегда считался центром духовной жизни всех российских мусульман. На протяжении столетий последователи ислама и Православия жили на этой земле в мире и согласии, стараясь помогать друг другу. Между ними не было религиозных войн. Сегодня мусульманско-христианский диалог является одним из приоритетных направлений межрелигиозной деятельности Русской Православной Церкви. Наше сотрудничество с последователями ислама осуществляется как в рамках Межрелигиозного совета России, так и на уровне отдельных общин. Благодаря этому нам удается сохранять в обществе мир и стабильность, помогать друг другу в достижении общих целей, противостоянии разрушению нравственных основ, сохранении традиционных культурных ценностей. Замечательным примером взаимопонимания православных и мусульман стал факт поддержки инициативы введения нового государственного праздника – Дня народного единства, который промыслительно совпадает с днем празднования Казанской иконы Божией Матери, установленным нашей Церковью в честь победы над иноземными оккупантами в 1612 году.
       Отрадно видеть, что межрелигиозный диалог в республике начинает приносить добрые плоды. Полагаю, что Татарстан вполне может стать регионом, где в государственных и муниципальных средних школах станут успешно преподаваться основы православной и исламской культуры. Только так мы сможем воспитать молодое поколение в верности традициям и нравственным ценностям, выработать у него иммунитет к различным порокам, среди которых нас особо заботят экстремизм, вражда и нетерпимость.
       С особым чувством приветствую многочисленную православную общину Татарстана. В этом году Казанская епархия отмечает 450-летие своего учреждения. Я сердечно поздравляю архипастыря, духовенство, монашествующих и всех православных верующих епархии с этим знаменательным юбилеем.
       Со времени нашего первого визита в Казанскую епархию, в 1997 году, многое сделано для возрождения здесь нормальной церковной жизни. Я благодарю Владыку архиепископа Анастасия, духовенство, монашествующих и всех чад Православной Церкви, живущих на этой благодатной земле, за их труды по восстановлению того, что было разрушено в послереволюционные годы в Казанской епархии. Благодарю республиканское и городское руководство за поддержку духовного возрождения епархии. Убежден, что православные Татарстана будут неленостно трудиться для процветания республики, для мирной и достойной жизни всех населяющих ее людей.
       Пусть и в этом прекрасном Благовещенском соборе, и во всех храмах и монастырях Казанской епархии непрестанно возносится ко Господу молитва о Татарстане и обо всем отечестве нашем. Русская Православная Церковь с пониманием относится к тому, что в Республике Татарстан приоритетная поддержка оказывается исламской общине. Однако мы полагаем, что всемерной помощи достойна и Казанская епархия. Конечно, и для православных верующих здесь делается много положительного, свидетельством чему является восстановление величественного храма в самом сердце столицы Татарстана. Пользуясь этой прекрасной возможностью, хочу поблагодарить руководство республики во главе с Президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым за внимание к церковному возрождению на земле Татарстана.
       На данном этапе церковного возрождения крайне важным видится не только возвращение епархии ранее принадлежавших ей зданий, но и помощь в их восстановлении. Надеюсь на полноценное восстановление жизни Казанской Духовной семинарии, до революции бывшей крупным центром православной учености, особо нацеленным на развитие межрелигиозных отношений. Сегодняшний день отмечен еще одним знаменательным событием: во град Казань нами принесен один из списков Казанской иконы, который будет храниться в Крестовоздвиженском храме Богородице-Рождественского монастыря, на том месте, где в XVI веке был обретен чудотворный образ. Пусть же по молитвам Преславной Владычицы нашей Богородицы Всещедрый Господь осенит город и всю Казанскую землю своею благодатию, а Покров Царицы Небесной непрестанно пребудет над всеми ее жителями.
       Каждого из вас, дорогие мои, – людей разных национальностей и взглядов, возрастов и профессий – прошу хранить в сердце слова из Книги премудрости Соломона: Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен (Прем. 3, 15). Напомню и то, что пишет святой Апостол Павел: Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками (Рим. 12, 17). Еще раз поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, с 1000-летием славного града Казани и 450-летием образования Казанской епархии! Храни вас Господь!»
      
       За вклад в возрождение церковной жизни в Казанской епархии Его Святейшество наградил Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. Ордена Преподобного Сергия Радонежского II степени Святейший Патриарх вручил мэру Казани К. Ш. Исхакову и генеральному директору ОАО «Казанский вертолетный завод» А. П. Лаврентьеву. Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия Святейший Патриарх Алексий наградил орденом преподобного Серафима Саровского II степени.
       К участникам торжеств также обратился Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Затем начался крестный ход из Благовещенского собора к Крестовоздвиженскому храму Богородицкого Девичьего монастыря Казани, где Святейший Патриарх Алексий совершил молебен у списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая была обретена на этом месте в 1579 году. За молебном Его Святейшеству сослужили те же Преосвященные архипастыри.

Крестный ход в Богородицкий Девичий монастырь



       Обращаясь к богомольцам, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Сегодня, в праздник явления иконы Божией Матери в Казани, один из намоленных поколениями наших соотечественников списков Казанской иконы Божией Матери, который совершил длительное путешествие по странам Нового и Старого Света, передается Богородицкому монастырю в Казани. В последние годы многие святыни, которые были вывезены из России в трудные для Церкви годы, возвращаются на родину. Например, в прошлом году в Тихвинский монастырь Петербургской епархии была возвращена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери».


Святейший Владыка благословляет верующих
Казанской иконой Божией Матери

       Святейший Патриарх Алексий отметил, что передаваемый список был создан в XVIII веке и является одним из многих чтимых списков с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Его Святейшество огласил акт о передаче иконы, подписанный Предстоятелем Русской Православной Церкви и архиепископом Анастасием. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил храм Московских чудотворцев в городе Казани и Успенский Зилантов монастырь.



Пресс-конференция в здании Администрации президента

Успенский Зилантов монастырь

       В Успенском Зилантовом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия состоялось совещание архиереев Приволжского округа. В совещании приняли участие Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий.

Святейший Патриарх Алексий во время посещения
Успенского Зилантова монастыря




       Выступая на совещании, Святейший Патриарх Алексий призвал уделять больше внимания социальной работе с беспризорными детьми и подростками. На заседании обсуждалась тема социального служения Церкви, а также пути развития церковной информационной деятельности. Особое внимание было уделено вопросам межрелигиозных отношений и сотрудничества с традиционными религиями на примере Казанской епархии. На этом официальная программа пребывания Святейшего Патриарха в Казанской епархии завершилась. Вечером 21 июля Предстоятель Русской Православной Церкви возвратился в Москву.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ
НА ВСТРЕЧЕ С АРХИЕРЕЯМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

       Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Еще раз поздравляю всех вас с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. Наша встреча проходит в Зилантовом монастыре, на земле, где более четырех столетий назад Царица Небесная явила столь почитаемый в России чудотворный образ, занимающий особое место в истории всего Российского государства. И сегодня, совершив соборную молитву, прославляя Небесную Царицу, мы собрались с вами, дорогие архипастыри, чтобы обсудить наиболее значимые для данного региона вопросы церковной жизни.
       Приволжский федеральный округ – один из стратегически значимых и экономически развитых регионов Российской Федерации. Особое место в его составе занимает Республика Татарстан, где с незапамятных времен сосуществуют друг с другом различные культуры, традиции и религии.
       Милостью Божией, стараниями федеральной и республиканской власти, глав традиционных религий на сегодняшний день в регионе удалось установить атмосферу терпимости и доброжелательности. Это имеет принципиальное значение в нынешний год двойного юбилея: тысячелетия основания Казани и четырехсотпятидесятилетия учреждения Казанской епархии Русской Православной Церкви. Обе юбилейные даты должны стать для всех жителей Приволжского федерального округа символом исторической преемственности поколений.
       Примечательно, что начиная с этого года в официальном календаре Российского государства присутствует еще один праздничный день – День народного единства, который призван стать символом уважения современных россиян к тому проявлению консолидации российского народа, которая была явлена нашими предками в период противостояния ополчения Минина и Пожарского иноземным завоевателям. В церковном сознании этот день прочно ассоциируется с празднованием, посвященным Казанскому образу Пресвятой Богородицы – иконе, шествовавшей вместе с войском освободителей из Поволжья к стенам стольного града Москвы.
       Хотелось бы надеяться, что стараниями епископата, духовенства и мирян нашей Церкви, несущих свое церковное служение в Приволжском округе, этот праздник получит достойное своему значению содержание. В связи с этим я призываю всех Преосвященных архипастырей к активному взаимодействию с местными органами власти в целях составления программы праздничных мероприятий, способных заинтересовать и привлечь к участию в них все возрастные и социальные группы общества.
       Вместе с тем свидетельство о Христе окружающим людям по-прежнему остается актуальнейшей задачей Церкви. Вокруг нас много людей, которые были крещены, но еще не воцерковились, и Православие для них является формой, а не жизнью. Это указывает на необходимость поиска путей и методов проповеди веры, отвечающих запросам современного общества в ситуации региональной многоконфессиональности. Живым и действенным способом убеждения во все времена остается воздействие на людей собственным примером, чистотой жизни и ревностным исполнением заповедей Христовых. В противном случае создается вполне реальная опасность того, что над современными православными христианами сбудутся слова Писания: ради вас... имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24).
       Жизнь по вере несомненно является наиболее весомым подтверждением истинности проповедуемого учения. В контексте затронутой темы, думается, следует обратить внимание всех присутствующих на важную роль социального служения Церкви. Необходимо осознавать, что подлинное исполнение евангельских заповедей само по себе является свидетельством об Истине посредством деятельного участия в нуждах людей. Помощь обездоленным, детям-сиротам, инвалидам и престарелым должна являться предметом нашей особой заботы.
       Во время моего недавнего визита в Краснодар на состоявшейся там встрече с архиереями Южного федерального округа мне уже приходилось обращать внимание Преосвященных архипастырей и духовенства на необходимость более активной работы среди молодежи, особенно старшего подросткового возраста. Необходимо искать пути по введению в учебные программы общеобразовательных школ основ православной культуры. Я еще раз скажу, что это не Закон Божий, а культурологический предмет.
       Особенное значение влияние Православия на жизнь современных людей приобретает в контексте распространения пороков, грозящих роковыми последствиями не только для отдельных регионов, но и для всего Российского государства. К проблемам подобного рода относится широкое распространение алкоголизма и наркомании, хищническое отношение к природе, скрытая, а иногда и откровенная проповедь культа насилия и жестокости, половая распущенность, умножение количества брошенных и беспризорных детей. Церковь стремится внести свой вклад в уврачевание перечисленных нравственных недугов, и задача каждой церковной структуры состоит в том, чтобы активно включиться в этот процесс.
       За последнее время распространение наркомании в нашей стране приобрело угрожающие размеры. Потребление наркотиков стало частью молодежной субкультуры. Основная причина роста наркомании среди молодежи – утрата духовности и системы нравственных и моральных принципов. Складывающаяся ситуация требует от Церкви специальных мер по профилактике наркомании, просветительной работы в молодежной среде и духовного окормления наркозависимых.
       Осознавая всю опасность для будущего России, мы выступили с инициативой проведения в ноябре этого года конференции, посвященной противодействию распространения наркотической, алкогольной и иных форм химической зависимости. Особую нашу тревогу, как уже отмечалось выше, вызывает проблема детского сиротства и беспризорности. Следует признать, что система государственного призрения сирот еще весьма неэффективна. По данным Генеральной прокуратуры, 40 % выпускников детских домов, оставаясь без поддержки взрослых, становятся алкоголиками, наркоманами, еще до 40 % – становятся на преступный путь и лишь 10 % выпускников социализируются.
       Назрела необходимость поддержки иных форм защиты детей – сирот и беспризорников. Напрямую с этим вопросом связана проблема усыновления детей иностранными гражданами. За прошедшие месяцы нынешнего года мы с болью и скорбью читали сообщения в прессе о трагических случаях, произошедших за рубежом с усыновленными детьми из России и сопредельных ей стран бывшего СССР.
       Произошедшее указывает, с одной стороны, на несовершенство законодательства, регулирующего усыновление детей, лишенных родительской опеки, иностранными гражданами, а с другой – ставит вопрос о создании приоритетных условий для осуществления усыновления российскими семьями, организации негосударственных детских приютов, об увеличении объема средств, выделяемых опекунам и на содержание детей в семейных детских домах.
       Всяческого поощрения заслуживает стремление ряда православных христиан к личному участию в решении подобных вопросов, однако это доброе семя только тогда может принести достойный плод, когда люди, труждающиеся на этом поприще, почувствуют ощутимую помощь и поддержку. Принимая во внимание всю степень серьезности указанных болезней общества, мы должны ясно сознавать, что основной причиной их распространения является нравственная дезориентация современного человека, возникающая в результате мировоззренческого кризиса, обусловленного утратой тех духовных основ жизни, которые были присущи предыдущим поколениям. Очевидно, что путь к освобождению от гнета социальных недугов напрямую связан с возвращением к нравственным и религиозным принципам, которых современный человек лишился, оторвавшись от своих духовных корней; при этом наиболее значимая роль здесь должна принадлежать общинам приходов и монастырей.
       Община – это важнейший элемент церковного организма, формирующий отношение человека к Богу, миру и ближним. Она подобна той малой закваске, которая заквашивает все тесто (Гал. 5, 9), и без укрепления этого основополагающего начала невозможно говорить о возрождении полноценной духовной жизни в нашем отечестве. Церковные общины должны более активно включаться в решение стоящих перед Церковью задач.
       Состоявшийся в начале октября прошлого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «православное мировоззрение должно обладать по крайней мере равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей».
       Необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в сфере государственной информационной политики. Вопросы духовно-нравственной составляющей информационной среды оказываются при этом особенно актуальными, ибо СМИ призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, воспитания людей. В связи с этим Православная Церковь видит роль церковных средств массовой информации не только в предоставлении человеку сведений об определенных событиях, но и в создании условий для духовного и нравственного становления личности.
       В современном мире люди часто думают о Церкви как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, побыть под Его крылом и под покровом Божией Матери, а затем, окрепнув, ожив внутренне, вернуться домой. Но Церковь – это еще и место, где мы получаем от Господа его поручение: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). В этом смысле все мы, чада Церкви Христовой, являемся посланниками в окружающем нас обществе.
       Таким образом, главная задача православных СМИ – свидетельствовать о внутреннем опыте богообщения. Этот внутренний опыт должен быть содержанием жизни и мысли православного христианина и журналиста. Сейчас нам всем вместе необходимо выработать новые формы обращения к людям, новые методы свидетельства через СМИ, более действенно влияющие на душу человека.
       Окружающий нас мир мало знает о Православии. Даже в нашей стране у большинства людей, особенно молодежи, представления о вере крайне скудны, а благочестие ограничивается соблюдением обрядов. Поэтому хочу обратить ваше внимание на то, что кроме внешнего свидетельства православная журналистика должна использоваться для внутренней миссии Церкви, для укрепления и возрастания во Христе ее членов, для обмена опытом церковных учреждений и взаимного обогащения верующих.
       Неотъемлемым элементом деятельности современных СМИ является активное использование коммерческой рекламы, которая, базируясь на образном восприятии, как правило, обращена лишь на материальную сферу существования человека. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде.
       Вместе с тем известно, что образный тип восприятия на протяжении веков широко используется в церковном искусстве. Церковь может использовать этот резерв выразительных средств, для того чтобы донести истину о Христе до современного человека. Реклама может служить не только целям коммерческого продвижения товаров, она может быть социальной, может служить продвижению национально значимых идей, духовных и нравственных ценностей, библейских заповедей. Церковь способна привлечь необходимые финансовые ресурсы для реализации собственной рекламной программы. Это показал опыт Москвы, где во время Великого поста со щитов наружной рекламы к людям были обращены слова библейских заповедей.
       В заключение хочу сказать, что сегодня мы создаем основу будущей России. От всей Полноты Церкви во многом зависит, какой будет наша родина – великой державой, силой веры и преданности отечеству объединившей на своих просторах многие народы и национальности, или слабой и разобщенной, живущей в мире бездуховности и порока. От всей души желаю всем архипастырям, клирикам и мирянам Поволжья быть ревностными служителями Божиими, верно распространяющими слово истины и Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится (1 Фес. 5, 23).

Для подготовки статьи использованы материалы
сайта ЦНЦ «Православная энциклопедия» (www.sedmitza.ru)