ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2005

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Священномученик Константин Меркушинский

       31 мая 2002 года... Шел обычный рабочий день, на стройке стоял шум, люди перекрикивали гул машин: в селе Меркушино восстанавливали разрушенный в 1931 году Михаило-Архангельский храм. И вдруг – неожиданная находка: на площадке, которую расчищали от строительного мусора, была задета могила, крышка гроба сдвинулась, и взору невольных наблюдателей были явлены нетленные останки в священническом облачении, рядом с ними лежало небольшое Евангелие в металлическом окладе. На земле, где двести с небольшим лет назад православные люди обрели мощи святого праведного Симеона Верхотурского, второй раз за три с небольшим века были обнаружены нетленные останки.
       Кто это, как он жил и умер, какими подвигами стяжал столь явную благодать Божию?

       В 1896 году в семье диакона Успенской церкви в Екатеринбурге Стефана Богоявленского родился сын, который во Святом Крещении был назван Константином.
       Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское Духовное училище. Правда, учеба сначала ему не давалась. Сегодня нам трудно судить о причинах его неуспеваемости: было ли виной слабое здоровье, или что-то другое, но в списке учащихся Духовного училища, составленном после годичных испытаний за 1907/08 учебный год, значится, что учащийся второго класса Богоявленский Константин должен повторно сдавать после каникул экзамены по русскому языку (письменно), латинскому языку и арифметике. Переэкзаменовка прошла успешно, учеба продолжалась, и в 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в первый класс Пермской семинарии, во второй разряд. Во время учебы он жил в общежитии Духовной семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу, причем если при поступлении он числился во втором разряде, то из семинарии вышел в числе учеников первого разряда. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви в селе Меркушино Верхотурского уезда.

Пермская Духовная семинария

       Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых – праведного Симеона Верхотурского, который почитается далеко за пределами Урала и Сибири. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в начале XX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. В селе были построены две церкви: одна, небольшая, в честь святого праведного Симеона, под алтарем которой находилась гробница праведника с цельбоносным источником, другая – величественная, трехпрестольная, во имя Архистратига Божия Михаила. Храмы были соединены крытой кирпичной галереей.
       Окончив семинарию в апреле 1917 года, отец Константин немедленно отправился к месту своего служения. В мае того года в метрической книге Михаило-Архангельской церкви в селе Меркушино уже появляются записи, сделанные рукой молодого батюшки.
       В неспокойное время началось служение отца Константина, страна находилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты. В 1918 году в Верхотурском уезде советской власти было оказано серьезное сопротивление. В архивных документах, воспоминаниях участников гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей, людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти. Восстанием было охвачено семь волостей: Меркушинская, Красногорская, Дерябинская, Отрадновская и три волости Махневские. А третьего июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.
       После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В селе Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, отец Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно согнанных сельчан расстреляли.
       Как и при любой другой церкви, в Меркушино были две метрические книги – в одну заносились сведения о совершении Таинств Крещения и Венчания, в другую – сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти – «разстрел». Указан и день смерти – 14 июля, в графе «лета умершего» стоит цифра «22». Отпевание новомученика совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр Гашев. 14 июля в 1918 года было воскресным днем.

Запись о смерти священника Константина Богоявленского
в метрической книге

Храмовый комплекс в селе Меркушино
Фото начала XX века

       Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство – иереи, диаконы, монахи. Сегодня они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Так как помянник напечатан типографским способом, есть все основания предполагать, что составлялся он для распространения по всем уральским, а возможно, и не только уральским церквам. Под номером 31 в нем значится: «Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхот. разстреленъ 14 июля, с. Меркуш.».
       Но церквей, где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось все меньше и меньше. В Меркушине за годы советской власти стройный архитектурный ансамбль из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: Михаило-Архангельский собор был взорван, галерея разобрана на кирпичи, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», забыли об убиенном священнике.
       Но Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в селе Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте. А через год после этого, 31 мая 2002 года, на площадке, которую расчищали от строительного мусора, была задета могила, где в гробу находились нетленные останки неизвестного священника.
       Из рассказов старожилов сестрам было известно, что в 1918 году в селе был расстрелян 22-летний священник Константин Богоявленский, но никто не мог указать место, где он был захоронен. И вот началась кропотливая работа по сопоставлению деталей гибели отца Константина в 1918 году и деталей обретения мощей в 2002 году. Вместе с мощами было найдено и требное Евангелие 1893 года издания, в металлическом окладе. Листы в нем прекрасно сохранились. На форзаце был обнаружен рукописный текст. Четко виднелась дата – 4 мая 1917 года, что-то похожее на «г. Пермь» и «Константин». Графологическая экспертиза подтвердила, что надпись сделана отцом Константином Богоявленским – образец его почерка был найден в метрических книгах Михаило-Архангельского храма. Была также проведена судебно-медицинская экспертиза: в черепе обнаружено пулевое отверстие, примерно установлен возраст убиенного, время захоронения. В архивах найдены различные документы, позволившие сестрам составить краткое жизнеописание отца Константина.

Евангелие, найденное в гробу священномученика Константина

Надпись, сделанная его рукой на титульном листе Евангелия

Материалы графологической экспертизы

       Многими отмечается сходство обстоятельств обретения мощей отца Константина с обстоятельствами обретения мощей праведного Симеона: то же внезапное появление гроба, неизвестность имени похороненного, и наконец – нетление останков. Вот еще одно интересное наблюдение: когда были явлены мощи праведного Симеона Верхотурского, освидетельствовать их приехал митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, с ним был игумен Исаак и еще кое-кто из духовенства и светского начальства. Владыка Игнатий, увидев мощи праведного Симеона, сказал такие слова: «Сии мощи по своему нетлению подобны мощам древних святых, таких, как Иона и Алексий Московские, Сергий Радонежский». А воевода Циклер добавил, что эти мощи подобны мощам Киево-Печерских святых. И нынешний Владыка, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, увидев святые останки в первый раз, потрясенный, произнес: «Это настоящие мощи, как в Киево-Печерской лавре!» – через триста с лишним лет архиерей повторил те же самые слова.

Храмовый комплекс в селе Меркушино
Фото начала XXI века

       Примечательно, что через полтора месяца после обретения мощей священномученик Константин Богоявленский был канонизирован в лике новомучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (Определение Священного Синода от 15 июля 2002 года).
       В настоящее время нетленные мощи новоявленного угодника Божия пребывают в Михаило-Архангельском храме села Меркушино для всеобщего поклонения.
       Святый священномучениче Константине, моли Бога о нас!

Рака с мощами священномученика Константина Меркушинского

Правящий архиерей Екатеринбургской епархии
архиепископ Викентий и митрополит Вострский Тимофей
(Иерусалимская Православная Церковь) у раки священномученика

Материал подготовлен сестрами
Новотихвинского монастыря