ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2005

ПРОПОВЕДЬ

Юридические консультации

О государственной регистрации права
безвозмездного пользования зданиями и строениями
богослужебного и иного назначения

       До 1 января 2005 года право безвозмездного пользования недвижимостью, в том числе зданиями и строениями религиозного назначения, подлежало государственной регистрации, которая осуществлялась территориальными органами Министерства юстиции РФ при условии предоставления необходимых правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и уплаты государственной пошлины.
       Однако уже в марте 2005 года в Московскую Патриархию обратился московский приход храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, которому было отказано в государственной регистрации права безвозмездного пользования храмом.
       Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее – ГУФРС по Москве) мотивировало свой отказ тем, что Федеральным законом от 29 января 2004 года № 196-ФЗ в другой Федеральный закон – «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было внесено изменение, согласно которому право безвозмездного пользования недвижимым имуществом, в том числе объектами религиозного назначения, не подлежит государственной регистрации. В письменном ответе ГУФРС по Москве указывалось, в частности, следующее: «Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 196-ФЗ) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством государственная регистрация безвозмездного пользования недвижимым имуществом не предусмотрена. Данные обстоятельства создают препятствия для осуществления регистрационных действий».
       Позиция ГУФРС по Москве не получила поддержки в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество). В письме от 25 апреля 2005 года № ДА 07/9157 «О некоторых вопросах использования объектов культурного наследия религиозными организациями» заместитель руководителя Росимущества Д. Б. Аратский отмечает, что «в силу статьи 131 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” право пользования, возникающее на основании договора безвозмездного пользования, является ограничением (обременением) права собственности и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав». Таким образом, по мнению Росимущества, право безвозмездного пользования недвижимостью, в том числе объектами религиозного назначения, подлежит государственной регистрации.
       Кроме того, в вышеупомянутом письме Д. Б. Аратского подчеркивается обязанность религиозной организации зарегистрировать не только право безвозмездного пользования объектами культурного наследия религиозного назначения, но также и требования к сохранению данных объектов, изложенные в охранных договорах и договорах безвозмездного пользования. Обязанность религиозной организации зарегистрировать за свой счет эти требования предусмотрена и примерным договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия, разработанным Росимуществом.
       Таким образом, выявилось расхождение позиций ГУФРС по Москве и Росимущества по вопросу государственной регистрации права безвозмездного пользования недвижимым имуществом, в том числе зданиями и строениями религиозного назначения. Поскольку вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество находятся в ведении Федеральной регистрационной службы (далее – Росрегистрация), Московская Патриархия обратилась за соответствующими разъяснениями в Росрегистрацию.
       В ответ на запросы Московской Патриархии было получено письмо Росрегистрации от 28 июля 2005 года № 11 (текст приведен ниже), согласно которому право безвозмездного пользования храмами и иными объектами религиозного назначения не подлежит государственной регистрации, поэтому религиозные организации не должны обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и платить государственную пошлину за регистрацию. Что касается государственной регистрации требований к сохранению объектов культурного наследия, изложенных в охранных договорах и договорах безвозмездного пользования, то такая регистрация должна осуществляться по заявлению и за счет государственных органов охраны объектов культурного наследия.
       Текст письма Росрегистрации от 28 июля 2005 года № 11 был направлен в епархии циркулярным письмом за подписью Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.
       В заключение хотелось бы порекомендовать религиозным организациям не обращаться в территориальные органы Росрегистрации, в том числе ГУФРС по Москве, с заявлениями о государственной регистрации права безвозмездного пользования зданиями и строениями религиозного и иного назначения. Дело в том, что данные заявления принимаются при условии уплаты государственной пошлины. В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина не подлежит возврату. Таким образом, попытки зарегистрировать право безвозмездного пользования храмами после 1 января 2005 года повлекут для религиозных организаций бессмысленные денежные затраты.

К. Чернега, кандидат юридических наук,
юрисконсульт Московской Патриархии

Письмо Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации)
от 28 июля 2005 года № 11

Управляющему делами Московской Патриархии
митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту

Ваше Высокопреосвященство!

       Федеральной регистрационной службой рассмотрены Ваши обращения от 5 июля 2005 года № 4132, 4133, 4134 о разъяснении порядка государственной регистрации права безвозмездного пользования, требований к сохранению объектов культурного наследия, изложенных в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах.
       Росрегистрацией изучены законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственной регистрации прав, в том числе прав на объекты культурного наследия, ограничений прав, а также правового статуса объектов культурного наследия, объектов религиозного назначения. В результате изучения нормативных правовых актов и представленных материалов установлено следующее:
       1. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно абзацу второму п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
       Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного пользования, действующим законодательством также не предусмотрена государственная регистрации ограничений (обременений) прав, возникающих на основании договоров безвозмездного пользования, за исключением договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками (ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации), договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда (ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
       Таким образом, проведение государственной регистрации ограничений (обременений) прав на объекты религиозного назначения, предоставленные в безвозмездное пользование религиозным организациям, без внесения изменений в законодательство Российской Федерации не представляется возможным.
       2. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (абзац второй п. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
       Согласно абзацу второму п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном данным федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
       Таким образом, подача заявления на государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должна осуществляться уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее – выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации до настоящего времени порядок и сроки предоставления соответствующей информации не установлены.
       В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию ограничений (обременений) взимается государственная пошлина в размере 7500 рублей с организации и 500 рублей с физического лица. Льгота по уплате государственной пошлины за регистрацию ограничений (обременений) прав, установленных в публичных интересах, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена.
       3. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В отсутствии такого Федерального закона государственная регистрация ограничений (обременений) без регистрации права собственности соответствующего субъекта права не может быть проведена.
       Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность государственной регистрации права безвозмездного пользования имуществом религиозного назначения и ограничений (обременений), возникающих на основании договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом (за исключением земельных участков и участков лесного фонда).