ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Празднование 300-летия Православия на Камчатке

История Православия на Камчатке

       Начало христианизации Камчатки относится к первым годам XVIII столетия. После присоединения полуострова к Российскому государству здесь началась деятельность православных Духовных миссий. Есть документальные сведения об отправке в 1705 году в эти края группы миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. Ее работа принесла скромные результаты, но заставила задуматься о сложностях проповеди Православия, связанных с языковым барьером, а также особенностями обычаев и традиционного уклада жизни местного населения.
       Известны имена первого священника – Иосифа Лазарева и монаха – Игнатия (Козыревского), подвизавшихся в начале XVIII века на Камчатке. Первая церковь была выстроена здесь в 1713 году на реке Ключевке Иваном Енисейским, который в то время управлял краем.
       Представление о процессе христианизации Камчатки дает донесение знаменитого русского мореплавателя В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апреля 1730 года. В нем говорилось о наличии на полуострове одной церкви, одного священника и о начале строительства монастыря. Недостаток священнослужителей и церковных богослужебных принадлежностей был одной из основных сложностей обустройства в этом краю полноценной православной жизни.
       Важный этап истории православной проповеди на Камчатке – деятельность третьей Духовной миссии (1745–1761) во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Ее штат состоял из одиннадцати человек. Эта миссия имела специальное задание Святейшего Синода – открывать школы для представителей местных народов. К 1745 году были открыты школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах.
       Всего Духовной миссией во главе с архимандритом Иоасафом было организовано 14 учебных заведений для детей камчадалов. Преподавание в этих школах было ориентировано прежде всего на христианизацию населения. Этому способствовало совмещение сподвижниками архимандрита Иоасафа преподавания и церковного служения.
       Для распространения христианства среди кочевых народов было важно обучить их русскому языку. Для этого глава миссии предлагал организовывать передвижные школы и школы-общежития.
       За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число храмов – они появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Только отдельные группы коряков и чукчей пытались активно сопротивляться христианизации.
       Вскоре правительство перестало субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начало сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы.
       Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель родился в 1797 году в селе Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 году окончил Иркутскую Духовную семинарию. В 1821 году был рукоположен во священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, десять лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 году переехал на остров Ситху и обращал в Православие индейцев и эскимосов. В 1839 году был возведен в сан протоиерея.

Святитель Иннокентий, апостол Сибири и Америки

       В 1840 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В том же году был возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа новосозданной Камчатской, Алеутской и Курильской епархии.
       В 1842–1843 годах епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершил объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт – Мильково – Ключи – Нижне-Камчатск – Большерецк – Тигиль – Лесной острог – Дранкинский острог – Олюторка – Гижига – Охотск.
       В 1845 году Преосвященный Иннокентий вновь посетил Камчатку с целью перевода в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского Духовного училища, чтобы, объединив его с Духовным училищем в столице русской Америки, создать там Духовную семинарию.
       В 1850 году епископ Иннокентий совершил поездку по Камчатке, здесь он узнал о том, что возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же был введен Удский край, в 1852 году к ней были присоединены и якутские приходы. В том же году для удобства управления гигантской епархией Владыка Иннокентий переселился в порт Аян. В 1853 году архиепископ Иннокентий перевел кафедру в Якутск и переехал туда на постоянное местожительство.

Занятия иеромонаха Нестора (Анисимова)
с камчадалами

       В 1854 году Россию, проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта. В 1855 году архиепископ Иннокентий в течение недолгого времени пребывал в плену у англо-французской эскадры (порт Аян).
       В 1857 году вышла в свет книга протоиерея Прокопия Громова «Историко-статистическое описание камчатских церквей» – важнейший источник для изучения церковной жизни полуострова в позапрошлом столетии.
       В 1858 году Высочайшим Императорским указом в ознаменование победы над англо-французским десантом был учрежден ежегодный крестный ход в Петропавловске. В 1858 году согласно Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен огромный Приамурский край. В переговорах, возглавлявшихся с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским, принимал участие и архиепископ Иннокентий.
       В том же году был основан город Благовещенск. В 1860 году по Пекинскому договору к России отошла территория «между рекой Уссури и морем» – Приморский край, который был включен в Камчатскую епархию. Тогда же был основан город Владивосток. Первую церковь в нем освятил Владыка Иннокентий. В 1862 году кафедра Камчатской епархии была переведена в Благовещенск.
       В 1867 году Соединенным Штатам Америки была продана Аляска (русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии.
       В 1868 году архиепископ Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. На Камчатскую кафедру был возведен епископ Вениамин (Благонравов, † 1892).

Крестный ход в Петропавловске-Камчатском
14 ноября 1910 года

       В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был канонизован Русской и Американской Православными Церквами.
       Двадцатый век внес смятение и разруху в церковную жизнь Камчатского края. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны советов. «В годы атеистических гонений, последовавших за революцией, казалось, что духовная жизнь на Камчатке совершенно прекратилась. Уже к 1923 году было уничтожено более пятидесяти храмов, в дальнейшем богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена», – напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий на состоявшейся в Москве 12 апреля 2005 года научно-богословской конференции, посвященной 300-летию Православия на Камчатке.
       Началом церковного возрождения здесь следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатском особым постановлением Совета по делам религий при Совете министров СССР была зарегистрирована первая православная община. «Сегодня на Камчатке духовная жизнь возрождается, – отметил в своем выступлении на конференции Святейший Патриарх, – с 1994 года существует Петропавловская и Камчатская епархия, в которой ныне действуют 42 прихода, мужской и женский монастыри, а также один скит».
       Ныне на территории региона в школах-интернатах и детских садах проводятся уроки по основам православной культуры, открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, создаются православные просветительские центры и активно развивается миссионерское служение.
       Однако и сегодня Православие на Камчатке испытывает немалые трудности. Хотя возрождено более сорока приходов, храмовых зданий не хватает – их всего лишь пять. Большинство общин совершают службы либо в перестроенных помещениях, либо на квартирах, либо в государственных учреждениях. Основная причина такой ситуации, по мнению епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, кроется в трудном материальном положении края. Камчатка всегда была дотационным регионом, куда вкладывались большие средства. «Теперь же поступлений практически нет. Вследствие этого нашу землю покидают многие деятели культуры, науки, образования. А все это сказывается на общем уровне нашего населения», – признает Владыка Игнатий.
       Но не менее важным фактором, усугубляющим положение вещей, является и советское атеистическое наследие, которое нелегким бременем лежит на сегодняшней камчатской жизни. Снова наступает пора активной миссионерской деятельности.
       300 лет Православия на Камчатке – это повод не только подвести итог сделанному за столетия, но и вспомнить о высоком достоинстве своих великих предков и ревностно послужить Богу и Церкви в условиях нового века.

Использованы материалы сайта Patriarchia.ru