ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2005

ПРОПОВЕДЬ

О святых иконах Пресвятой Богородицы

       По снисхождению к нашей человеческой немощи многомилостивый Господь даровал Своим угодникам силу помогать нам, грешным. Святые угодники ходатайствуют пред Богом об избавлении верующих от всяких бед. Особенно высокий жребий в деле благодатного смотрения Божия о спасении людей выпал Преблагословенной Деве Марии. Этот жребий сделал Ее жизнь дивною и поучительною.
       И вот, Пречистая Божия Матерь, как Мать любви и милосердия, ходатайствует пред Сыном Своим о тех, кто прибегает к Ней с верою, и не только ходатайствует, но и подает помощь чрез Свои святые иконы. Пресвятая Дева сообщает Божественную силу чрез свои иконы, и этим Она показывает матернюю любовь ко всем, почитающим Ее и Единородного Ее Сына.
       Как во время земной жизни Христа прикосновение с верой к Его одежде подавало исцеление, так точно и иконы Божией Матери служат теперь для нас проводником благодати Божией и милосердия Божия. Вот почему верующий народ называл святые иконы Божией Матери «Божиим милосердием» и хранил это Божие наследие как драгоценную святыню, преклонялся телесно пред ней, лобызал ее и, возводя ум и сердце к Первообразу, пел пред ней умильно: «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, услыши молящихся Тебе пред Пречистым Твоим образом со слезами!»

Тихвинская икона Божией Матери

       Но почитать священные иконы Божией Матери должно еще и потому, что они служат к научению ума и сердца нашего, к утешению в несчастии и помощи в нужде. Святая Церковь повелевает нам воздавать честным иконам подобающее им поклонение, так чтобы честь, воздаваемая образу, относилась к Первообразу.
       По учению Церкви, икона видимым очертанием своим говорит о невидимом, наглядным образом, через чувство зрения, сообщает нашему уму многие и важные истины. Так, когда мы смотрим на честный лик Божией Матери, не кажется ли нам, что мы видим Ту возвышенную Жену, для изображения Которой святой евангелист Иоанн в Апокалипсисе собрал все, что есть лучшего на свете: под ногами Ее – луна, одежда Ее – солнце и на главе Ее – венец из двенадцати звезд (см.: Откр. 12, 1).
       Мы видим, взирая на образ, на Ее руках Божественного Младенца Иисуса, и нашему сознанию предстают высокие истины веры. Что было бы с человеческим родом, если бы не явился на землю Божественный Искупитель, чтобы загладить вину наших прародителей и очистить наши собственные грехи? Святая икона Божией Матери представляет нам Жену, которая одна между множеством потомков Адама получила от Бога благодать родить во времени Того, Который рождается вечно от Отца.
       Ее икона как бы говорит нам: «Смотрите, Я родила вам вашего Спасителя; Плоть и Кровь, видимые вами в Нем, Он принял от Меня; Плоть, которая предназначена для исцеления ваших духовных язв, была покрыта ранами, и Кровь, которую Он пролил на Кресте, Он получил от Меня; Честное Тело и Честную Кровь, которые вы принимаете как ваше освящение в настоящей жизни и как напутствие в жизнь будущую, Он имеет от Меня!»

Иверская икона Божией Матери

       Поистине внимательное созерцание иконы Божией Матери приводит нам на память многое из жизни Господа нашего Иисуса Христа. Мы припоминаем, как Матерь Божия с любовью следовала за Сыном Своим во время Его земной жизни и сопровождала Его на Голгофу. Многие важнейшие события для нашего спасения припоминаем мы, когда предстоим образу Пресвятой Девы. А какое сильное действие производят иконы на наши сердца! Это было испытано многими людьми. Так, святой Григорий Нисский говорит о себе, что он никогда не мог без слез смотреть на изображение Авраама, приносящего в жертву сына своего Исаака. Кто из верующих, благоговейно взирая на образ Божией Матери, не будет тронут душевно? Венец, украшающий Ее главу, говорит нам, что Она – Царица Неба и земли, и такие достоинства Она получила через Свои добродетели. В ризе позлащенной и приукрашенной мы видим Ее образ – иначе это есть сияние Ее достоинств. Лик Пренепорочной дышит святостью и чистотою – этим и нас побуждает к возможному очищению и освящению. Добродетели Пречистой приобрели для Нее благодать от Бога.
       Возлюбленные братья и сестры! Все мы являемся детьми Божией Матери, но имеем ли сходство жизни нашей с Ее жизнью? Вспомним наше прошедшее житие, и, наверное, окажется, что очень мало такого сходства. И если, в самом деле, мы таковы, то как мы можем предстоять лику Пренепорочной?! Наша совесть подскажет нам по крайней мере теперь дать обещание исправиться и только тогда со справедливым дерзновением лобызать Ее честную икону.
       Итак, братья и сестры, икона Божией Матери научает наш ум в важнейших для христианина чувствованиях, но она же служит для всех нас и неисчерпаемым источником утешения в несчастии, а часто и для спасения от бедствий. Где мы можем найти утешение в неизбежном несчастии? Мы найдем утешение в молитве, и преимущественно в молитве пред иконою Божией Матери. «Ты жалуешься, – как бы говорит нам Пренепорочная с иконы Своей, – что несчастия удручают тебя; но посмотри на Меня: Я – Матерь Всевышнего, Царица Неба, и, между тем, кто перенес большие несчастия в сравнении со Мной?!» Мы иногда жалуемся на бедность и недостаток, но Пресвятая Дева родила Сына Своего, нашего Спасителя, в пещере и положила Его в ясли. Нас поносят, но сколько перенесла поношений Она ради Сына Своего!.. Мы больны и страдаем, но болезнь и страдания наши так ли велики, как были они у Божией Матери, предстоящей Кресту Господню, когда Сын Ее находился в предсмертном томлении за грехи людей?

Феодоровская икона Божией Матери

       Таким перенесением скорбей Божия Матерь научает и нас испытывать и переносить их с терпением. Она, наша Матерь и Божия Матерь, молитвами Своими у Престола Сына Своего молит, да не впадем мы в искушение. Когда с глубокою верою и искренним расположением мы будем искать помощи и защиты пред святою иконою Владычицы, все мы услышим голос утешения, говорящий в нашем сердце. Матерь Божия, Владычица неба и земли! Каждый раз, когда мы предстоим Твоему честному образу с душою сокрушенною и слезами умиления – умягчай нашу скорбь, осушай наши слезы! Каждый раз, когда мы показываем Тебе свои раны – раны души и тела, – исцеляй их! Каждый раз, когда мы поведаем Тебе скорбь, проливай Свои утешения и умиляй наши сердца! Не оставь нас и при переходе из сей жизни, но защити и покрой молитвами Твоими у Престола Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Архиепископ Александр (Толстопятов, † 1945)

       Печатается по: Александр (Толстопятов), архиепископ. Путь к спасению (Мысли и думы). Пермь, 2000. С. 137–143.
       Жизнеописание архиепископа Александра (Толстопятова) опубликовано в сентябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2005 год.