|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Слово Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия на открытии
XIV Международных Рождественских
образовательных чтений
30 января 2006 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIV Рождественских образовательных чтений. Накануне в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в сослужении прибывших для участия в чтениях архиереев была совершена Божественная литургия.
На церемонии открытия присутствовали митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Воронежский и Борисоглебский Сергий, другие архиереи Русской Православной Церкви и иных Поместных Православных Церквей.
Почетный председатель Международных Рождественских образовательных чтений – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, председатель – митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии.
Программа XIV Рождественских чтений включала три пленарных заседания в Государственном Кремлевском дворце по темам «Воспитание личности и современное общество», «Реформы образования», «Образование и православная культура», а также работу в секциях по восьми направлениям – «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «История и пути Промысла Божия», «Церковь и общество», «Защита жизни», «Церковь и культура», «Христианство и наука», «Глинские чтения».Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства,
многоуважаемые представители власти и государственных структур,
досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума – Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом году основная тема чтений – соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проводимых в данной сфере реформ. Думаю, все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
Православная Церковь видит задачу системы образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. Под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цели которого – обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Образование как одна из функций общественного развития определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.
На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы и иконы, оставляя при этом эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета «основы православной культуры и этики», а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в Духовных академиях, по-прежнему не признаются государством?
Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. В результате в России, в отличие от большинства европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.
Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования – это один из важнейших элементов становления гражданского общества в России, а священнослужители и верующие граждане России – это его интегральная часть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве как граждан демократического государства получать государственное и общественное признание своей деятельности.
Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего отечества не может быть отделена от попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.
Апостол Павел, обращаясь с посланием к солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (см.: 1 Фес. 5, 21). Следуя этому совету, мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания, и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.
Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие русского народа.
Торжественное празднование в минувшем году исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян, нашло живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми стали юбилейные торжества в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, а также первое празднование Дня народного единства. Масштаб прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлое нашего отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян. Это должно послужить надежным основанием для созидания нашего общего будущего.
В то же время выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей, – это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных подходов.
При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «нового мира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу «построить новый мир» – всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.
Говоря о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы должны иметь в виду не только восстановление исторически сложившихся форм православного образования, таких, как воскресная школа, православная гимназия, Духовные семинария и академия и т. д. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование в узком смысле и ограничиваться только специальным образованием – традиционным духовным или современным теологическим. В настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у большинства жителей страны.
Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие как семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формирования системы ценностей современного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора нельзя, в противном случае все усилия изменить нравственную ситуацию с помощью образования и воспитания будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России.
Говоря о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшее развитие исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства о духовно-нравственных ценностях Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня речь идет о формировании новой системы православного образования, использующей современные информационные технологии и учитывающей мировоззренческие установки современных людей.
В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершать выбор духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является семейное и общественное воспитание. Если ребенок встречает в семье полное равнодушие к себе, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствует понятие о необходимости исполнения таких христианских заповедей, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности. Тогда такие пороки, как жестокость, наркомания, половая распущенность, будут восприниматься в молодежной среде как привлекательные.
Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни – вот очевидные приоритеты для государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи, на ориентацию в сфере брачно-семейных отношений на традиционные духовно-нравственные ценности для создания в будущем устойчивой многодетной семьи. В духовном образовании мы видим серьезную государственную задачу подготовки будущих священнослужителей, способных повлиять на нравственную атмосферу в приходской общине, а через нее в семье и обществе, способных быть духовными лидерами для молодых людей.
Учебные заведения – государственные и церковные – это место, где будущие члены общества и Церкви получают образование и воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемой стабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди, обучающиеся в разных типах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будут учащимися единой национальной системы образования.
К сожалению, сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определенной части наших сограждан от духовных ценностей, традиционно присущих нашему народу и оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего мироощущения наших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этого является стремление некоторых средств массовой информации и общественно значимых персон к внедрению в сознание наших современников одностороннего, ущербного понимания фундаментальной характеристики Российского государства, зафиксированной в Конституции и определяемой термином «светскость».
Несмотря на очевидную противоречивость атеистического толкования данного понятия, вступающего в прямое противоречие с принципом свободы совести, зафиксированным в том же Основном законе, подобные тенденции продолжают играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферу социальной напряженности и становясь причиной мировоззренческой и этнической нетерпимости.
Посеянный таким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церкви по приобщению молодого поколения к традиционным для России духовно-нравственным основам, Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для достижения положительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.
Убежден, что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укрепления государства и стабильного экономического роста страны, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.
Наряду с перечисленными выше важнейшее значение имеют вопросы, требующие обсуждения в ходе работы чтений на пленарных заседаниях и отдельных конференциях. К ним прежде всего относятся вопросы соотношения роли школы, семьи, общества и Церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различные исторические аспекты становления образования в православном пространстве, обсудить варианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще просвещения.
Особого внимания заслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а также тема взаимоотношения Церкви с такими областями жизни человека, как культура и наука.
Необходимо также с самым пристальным вниманием рассмотреть вопрос о взаимодействии Церкви, армии и иных силовых структур. Деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности, внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошло в Челябинске, была совершенно исключена.
Надеюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашем отечестве и по сложившейся за последние годы традиции станет значительным событием в церковно-общественной жизни страны.
Желаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудов на благо Церкви Христовой и наших народов.