|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
XIV Международные Рождественские
образовательные чтения
В понедельник утром 30 января 2006 года в самый центр столицы – на территорию Кремля стекалось множество народа. Поводом, собравшим в тот день в Государственном Кремлевском Дворце людей, приехавших со всех концов нашей страны, стало открытие крупнейшего в России духовно-просветительного форума – Международных Рождественских образовательных чтений.
По традиции здесь ежегодно, начиная с 1992 года, встречаются священнослужители, церковные и светские педагоги, представители власти, видные деятели науки, культуры и образования, работники системы образования – все, кому небезразлично будущее нашей Церкви и нашего отечества. Среди гостей форума этого года приятно поражало количество молодых лиц – студентов, семинаристов, курсантов.
Каждый раз на Рождественских чтениях затрагиваются актуальные проблемы в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, что является важнейшим аспектом диалога Церкви и государства. В этом году главная тема форума – «Школа и Церковь: традиции и реформа образования».
Современная российская школа вообще и реформы в сфере образования в частности на протяжении длительного времени остаются одной из самых животрепещущих тем, обсуждаемых российским обществом. В последнее время на всевозможных педагогических конференциях все больше внимания уделяется воспитательному процессу, более того, на государственном уровне принимаются программы патриотического и духовно-нравственного воспитания. Все более остро осознается значимость этих проблем для настоящего и будущего страны. И потому тема чтений нашла живейший отклик у участников и докладчиков пленарных, многочисленных секционных заседаний и конференций.
Чтения открылись приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который подчеркнул важность темы нынешнего форума и пожелал всем его участникам плодотворной работы на пленарных заседаниях и в секциях. Его Святейшество назвал и основные проблемы, задавшие тональность всем последующим выступлениям и направлениям работы Чтений.
В частности, Святейший Патриарх выразил сожаление в связи с тем, что в действующих российских законах до сих пор отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе религиозного. «Если государство признаёт в качестве национального достояния православные храмы и иконы, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования», – сказал Святейший Патриарх.
Предстоятель Русской Православной Церкви также призвал духовенство более активно участвовать в жизни армии, чтобы не повторялись инциденты, подобные случившемуся в танковом училище в Челябинске.
Перед собравшимися в этот день выступили министр образования А. А. Фурсенко, который изложил приоритетные, по мнению министерства, направления развития образования и науки; министр культуры А. С. Соколов с докладом «Духовное развитие личности – сфера общей ответственности Церкви и государства»; генеральный прокурор В. В. Устинов с докладом «Утверждение духовности – основа возрождения России»; митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, с докладом «Школа должна научить делать добро»; губернатор Калужской области А. Д. Артамонов, рассказавший об основных направлениях социальных проектов, проводимых в области; президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Экономцев), обозначивший задачи нравственного и культурного возрождения народа и современной школы.
На следующий день, во вторник, 31 января, в Государственном Кремлевском Дворце были проведены еще два пленарных заседания. На первом разговор шел о реформах в сфере образования. Преподаванию основ православной культуры в светской школе и развитию богословского образования в Русской Православной Церкви посвятил свой доклад митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Реформе духовного образования в Русской Православной Церкви, ее актуальным задачам, проблемам и перспективам был посвящен доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета, ректора Московских Духовных академии и семинарии. Он рассказал о развитии духовного образования в СССР после Великой Отечественной войны, о структуре обучения в МДАиС, о перспективах развития богословского образования и предложил детальные меры по улучшению качества подготовки священнослужителей и богословов.
Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев в своем докладе призвал законодательно определиться с терминами «светское образование» и «религиозное образование». По его мнению, в общепринятом толковании они не соответствуют своему настоящему значению, и это приводит к дискриминации последнего. Так, отец Владимир считает, что светское образование «не должно быть обязательно атеистическим», а религиозное образование – это не синоним духовного образования, но «образование, выстроенное на основе религиозного мировоззрения». Таким образом, между светским и религиозным образованием нет непреодолимых преград и можно говорить даже о «светском религиозном образовании».
Другие докладчики – чемпион мира по шахматам, член Общественной палаты при Президенте РФ Анатолий Карпов, профессор-филолог, специалист по преподаванию литературы Всеволод Троицкий и другие участники первой половины пленарного заседания говорили о разрушительном влиянии современных реформ в области образования, о необходимости преподавания основ Православия, о нравственном оздоровлении молодежи.
Темой второй половины дня стали образование и православная культура. В ее обсуждении участвовали епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, писатель Валентин Распутин, протоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, диакон Андрей Кураев и другие известные религиозные и общественные деятели.
Поднятые на пленарных заседаниях проблемы активно прорабатывались на многочисленных секционных заседаниях и конференциях, стартовавших первого февраля.
Торжественное закрытие XIV Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 3 февраля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, тогда же были подведены итоги прошедшего форума. На заседании председательствовал митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, который сообщил о намерении Священноначалия и далее расширять тематику церковно-общественного форума, а также о создании постоянных организационных групп, которые будут вести работу по тематике чтений. Затем руководители и кураторы секций кратко отчитались о проделанной работе.
Начали с конференции «Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания». Один из ее руководителей, профессор МГУ Леонид Гребнев, сообщил, что главным итогом этого форума стало создание Научно-методического совета по нравственному образованию, в который вошел митрополит Калужский и Боровский Климент. В сотрудничестве с Московским педагогическим университетом этот совет будет работать на постоянной основе, занимаясь подготовкой педагогических кадров для преподавания ОПК, разработкой методических материалов и т. д.
На заседании секции «Отечественные традиции воспитания и образования в школе», о котором рассказал директор Психологического института Российской академии образования Николай Рубцов, решения о создании нового органа принято пока не было, но необходимость в нем уже назрела – для обобщения и экспертизы всех материалов, собранных за четырнадцать лет Рождественских чтений по данной тематике, нужен экспертный научно-методический совет.
Общую озабоченность проблемами интеграции иммигрантов в духовное и культурное пространство России выразил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, руководитель «круглого стола» по этой тематике. Участники заседания пришли к выводу, что при решении данной проблемы невозможно ограничиться экономико-прагматическим подходом. При разработке специальных программ для адаптации прибывающих в Россию иммигрантов (особенно это касается Сибири и Дальнего Востока, где в некоторых районах китайцев почти столько же, сколько и коренного населения) необходимо учитывать мнение Русской Православной Церкви. Участники «круглого стола» предложили создать специальный центр миссионерских исследований, который оказывал бы квалифицированную помощь священнослужителям, работающим в приграничных епархиях.
О необходимости общецерковной конференции по социальному служению говорил в своем сообщении протоиерей Аркадий Шатов, руководитель секции по этой проблематике. Он отметил новую тенденцию: теперь, когда Церковь уже зарекомендовала себя в разных областях социального служения, ее «призывают на помощь» медики, сотрудники МЧС, специалисты по подготовке медицинского персонала и т. п.
О работе секции «Церковь и проблемы охраны здоровья народа» рассказал один из ее руководителей, председатель Общества православных врачей Москвы профессор Александр Недоступ.
Александр Дворкин, руководитель секции «Духовность и псевдодуховность в современной системе образования», обратился к залу с предложением поддержать заявление против тоталитарной секты «Общества сознания Кришны».
С подробным рассказом о работе секций выступили также протоиереи Василий Мельничук, Константин Буфеев, игумен Петр (Пиголь), Алла Алексеева, Евгений Андреев, Константин Долгов, Валентин Никитин и другие.
На следующий день участники форума по традиции отправились в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру – помолиться у раки Игумена Земли Русской. Также для них были организованы экскурсии по обители и посещение Церковноархеологического кабинета. В Большом актовом зале Московской Духовной академии состоялось заключительное заседание Чтений.
* * *
В процессе подготовки XIV Рождественских чтений Святейшим Патриархом были сформулированы следующие цели и задачи будущего форума:
– уяснение важности совершенствования системы российского образования на основе разумного сочетания многовековых отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта;
– воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и отечеству,
– осмысление воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства,
– изучение опыта духовного воспитания личности, формирования персональной ответственности человека за свои дела и образ жизни;
– воспитание гражданственности и патриотизма, ориентации учащихся на национальные этические ценности;
– формирование личности, осознающей свои права и свободы, обладающей высокой гражданственностью, уважением к языку, традициям и культуре своего народа;
– интеграция личности в российскую и мировую культуру;
– православное осмысление важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом;
– создание условий для преодоления демографического кризиса.
Очевидно, что этот внушительный перечень рассчитан на продолжительную работу. Работу симфоническую, так как в одиночку ни Церковь, ни государство не способны справиться с целым комплексом проблем, которые встретятся на пути к поставленным целям. И безусловно, работа прошедших чтений дает надежду на то, что сотрудничество государства и Церкви в этой области не просто возможно, но и может быть весьма продуктивным. По охвату тем, числу секций и направлений, количеству участников, уровню докладов XIV Рождественские чтения превзошли все предыдущие.
О. Мелехова