Ансимов Г. П. УРОКИ ОТЦА, ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА АНСИМОВА, НОВОМУЧЕНИКА РОССИЙСКОГО
М.: Издательский Совет
Русской Православной Церкви,
2005. – 256 с.
Русская Православная Церковь в XX веке явила миру огромное число мучеников за веру. Но поняли ли мы, живущие в веке XXI, всю глубину их духовного опыта? Существует ли в современном российском обществе реальное представление о масштабах гонений, пережитых Церковью при большевиках? Ведь без осознания исторического прошлого во всей его полноте невозможно воссоздание духовных основ жизни общества.
В Издательском Совете Русской Православной Церкви вышла в свет необычная книга. Уже само ее название обращает на себя внимание непривычным сочетанием двух различных литературных жанров – агиографического и мемуарного. Житие новомученика и воспоминания о нем как о близком человеке, отце, неразрывно связаны в тексте этой книги, что придает ей совершенно особое звучание. Ее автор, Георгий Павлович Ансимов, профессор, режиссер-постановщик Большого театра, народный артист СССР, – сын священника московского храма Святителя Николая в Покровском, протоиерея Павла Ансимова, восшедшего, как и тысячи других страстотерпцев XX века, на русскую Голгофу – расстрелянного на Бутовском полигоне.
В книге воссоздается жизненный путь потомственного русского священника: годы учения, пастырское служение в годы лихолетья, мужество в несении скорбей и мученическая кончина. Но события эти предстают перед нами не в сухом документальном изложении, а освещенные сыновней любовью, расцвеченные самыми сокровенными воспоминаниями, подробностями, о которых мог знать и помнить только очень близкий человек – близкий не только по плоти, но и по духу.
Судьба отца стала важнейшей частью жизни Георгия Павловича Ансимова, осветила ее и наполнила глубоким смыслом. И это придает повествованию особую, исповедальную глубину. Вот Юрочка, раб Божий Георгий, любящий сын, стоит под проливным дождем, накрытый полами отцовского пальто, и видит осквернение храма, где еще совсем недавно отец Павел имел счастье служить Литургию и «всегда добрый и чуткий, безгранично терпеливый и внимательный» был для людей «единственной надеждой в их растоптанной жизни». Капли дождя стекают с непокрытой головы отца на сына, и мальчик, как натянутая струна, чувствующий душевные муки отца, сострадает ему и всем сердцем желает облегчить его тяжкую ношу! Но единственное, что он мог тогда сделать, – запомнить все увиденное и пережитое и с величайшим душевным напряжением передать это нам.
С пронзительной искренностью свидетельствует сын о чувствах пастыря, изгнанного безбожниками из храма: «Как дерево, от которого отломили ветви и бросили, а обрубленный ствол теперь стоит, ссыхается, и ветви вянут и отмирают, так и отец, оторванный от алтаря, где впитывал в себя все человеческие духовные болезни и горести, бродит и не находит себе места, истекая мучительной сукровицей бессилия». Особенно ярко это проявляется в описании последних минут жизни отца Павла и его спутников, потрясающей панихиды по себе самим, совершаемой «обреченными, которые считали себя мертвецами». Георгий не мог видеть этого физическим зрением, но он имеет мужество мысленно пройти с отцом его крестный путь до конца. И это дает ему право говорить о происходившем на Бутовском полигоне 21 ноября 1937 года с убежденностью очевидца.
Наряду со скорбными страницами, повествующими о страданиях русских людей в годы гонений на веру Христову, в книге Георгия Ансимова присутствуют и светлые страницы. Воспоминания о детстве всегда радостны, даже если оно пришлось на тяжелую пору. А у Юрочки Ансимова была замечательная семья: мама, отличница знаменитых Высших женских курсов, и отец, выпускник Духовной академии, создавали для своих детей ту удивительную атмосферу русской интеллигентной семьи, которая возникала, когда высокая образованность одухотворялась глубокой верой и освещалась христианской любовью. Традиции русского быта, будни и праздники, православное богослужение как неотъемлемая часть жизни семьи, замечательные люди, духовно близкие Ансимовым, книги и занятия музыкой – все это наполняло жизнь ребенка, и все это присутствует на страницах книги. Вот подготовка к великому празднику Пасхи, говение, Великий Четверг с трепетным огоньком свечи после чтения двенадцати Евангелий, вынос Плащаницы в Великую Пятницу, приготовление пасхального стола, сложный процесс выпекания кулича, красота и яркость пасхальных яиц – от всего этого веет такой поэзией и таким счастьем, что поневоле вспоминаешь «Лето Господне» Ивана Шмелева.
Но в незыблемость патриархального покоя жестоко и неотвратимо врывается безбожное время. Дома пекут куличи, а мальчик боится, что придется лишний раз бежать за водой на колонку, ведь там – оскорбления и злые насмешки мальчишек над «поповским сыном». Радость от великопостного Причащения Святых Христовых Таин – и слезы матери, понимающей, что это причастие может оказаться последним для ее сына. Молитвенная любовь страждущих прихожан – и сатанинский гогот и плевки на улице. Книга воссоздает характер эпохи, когда «шмелевская» Россия заливалась морем страданий людских и, как град Китеж, уходила на сокровенное дно русской души.
Написанная Георгием Павловичем Ансимовым книга не только приоткрывает еще одну скорбную страницу русской истории, хотя одного этого было бы достаточно, чтобы высоко оценить ее значение. Но она дает нам и редкую возможность увидеть жизненный путь и христианскую кончину отца глазами любящего сына – в этом особая боль и особая правда. Благодаря этому читатель острее и глубже переживает духовную радость о молитвенном предстателе за нас перед Престолом Всевышнего, новопрославленном святом Павле. И в этом смысле «Уроки отца» – не только уроки отца сыну, но и пастырские уроки, преподаваемые всем нам благочестивой жизнью, праведным служением и мученической кончиной священномученика протоиерея Павла Ансимова.