|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония
архимандрита Феофилакта (Курьянова)
во епископа Магнитогорского,
викария Челябинской епархии
|
Преосвященный Феофилакт, епископ Магнитогорский |
В заседании Священного Синода 19 июля 2006 года архимандрит Феофилакт (Курьянов), клирик Ставропольской епархии, избран епископом Магнитогорским, викарием Челябинской епархии.
22 сентября 2006 года, в день памяти праведных богоотец Иоакима и Анны, в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Челябинский и Златоустовский Иов, архиепископ Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Бакинский и Прикаспийский Александр, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Ейский Тихон.
При наречении во епископа архимандрит Феофилакт (Курьянов) произнес речь:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Досточтимые архипастыри!
Как у каждого православного христианина, непоколебимым основанием моей жизни всегда было, есть и будет послушание воле Божией. Господь наш Иисус Христос заповедал это послушание Своим ученикам, этому научает нас и гефсиманская молитва Спасителя – не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42), и само распятие Сына Божия нас ради человек и нашего ради спасения.
Стремясь следовать образу послушания Христова, со смирением приемлю, благодарю и «ничесоже вопреки глаголю» решению Первосвятителя Русской Православной Церкви и Священного Синода о рукоположении меня во епископа. Как особую милость Божию принимаю я то, что мне предстоит стать помощником Высокопреосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, маститого архипастыря и опытного делателя на ниве церковной. |
Речь архимандрита Феофилакта при наречении во епископа |
Моя юность пришлась на девяностые годы, когда и в школе, и в средствах массовой информации нам, подросткам, внушали, что нет никаких общепринятых авторитетов и духовно-нравственных ценностей и одна лишь воля человека определяет его поступки. В поисках истины я обращался к Священному Писанию, и оно свидетельствовало: Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим. 8, 6). Первые опыты молитвы, участия в церковной жизни, общение с настоящими исповедниками, сохранившими веру вопреки всем репрессиям прошлого века, – все это убеждало в правде слова Божия.
Тогда же, в начале девяностых годов, довелось увидеть и страшные последствия попыток устроить духовную жизнь вне Церкви. В новых условиях общественной жизни явилось множество лжепророков, и вся их разрушительная деятельность показывала, как с отрицания иерархии начинается отступление от Церкви, которое заканчивается хулой на Духа Святого, то есть духовным самоубийством.
Годы учебы в Ставропольской Духовной семинарии дали богословское догматическое основание моей вере, укрепленное и расширенное затем в Московской Духовной академии. В Ставропольской семинарии получил я и бесценный опыт послушания и молитвы. Пережившая за полвека два закрытия, ныне эта Духовная школа возродилась вновь и снова стала матерью новых поколений делателей на ниве церковной под благодатным Небесным покровом святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского.
Святитель Игнатий особо почитается на Кавказе и как выдающийся богослов, и как устроитель церковной жизни в этом регионе. В период управления Кавказской епархией святитель обратился к наместнику Кавказскому с обширным письмом, затрагивавшим многие вопросы общественной и церковной жизни. Есть в этом письме и такие строки: «Епископ составляет собою начало церковной иерархии. Он преемник Апостолов... В церковном смысле священники суть орудия епископа: эти орудия действуют дотоле, доколе ими действует епископ. Когда он престает действовать ими, тогда они лишаются всей своей силы, ибо силы их и действенность не свои, а заимствованные».
Эти проникновенные слова святителя Божия навсегда запечатлелись в моем сердце. Они дали форму чувствам искреннего почтения и благоговения к архипастырям, к их жертвенному апостольскому служению Богу, Церкви и народу Божию.
Несение послушания секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана помогло еще полнее понять и осознать всю глубину мысли святителя Игнатия, ибо епископ Феофан стал для меня образцом деятельного архипастыря, отдающего всего себя строительству Церкви Божией. Я увидел, как к слову епископа прислушиваются государственные мужи, как налаживается диалог с общественностью, властями и представителями других религий.
Воспитание ставленников для рукоположения в священный сан, забота о строительстве новых храмов, о социальной и образовательной деятельности – все это и многое другое лежит на плечах архипастыря, зависит от него. Кажется, что такую ответственность, такой объем деятельности просто невозможно понести. Но Божественная благодать поистине немощная врачует и оскудевающая восполняет. И особенно действие благодати Божией видно на Вас, Ваше Святейшество, чьему попечению Промыслом Божиим поручены десятки и десятки миллионов людей, живущих во всем мире.
Служение Вашего Святейшества – это живой и непреходящий урок, в том числе и для меня, пример и образец апостольского служения. Для нас, жителей Чечни, практически в мгновение ока оказавшихся в начале девяностых годов в положении изгоев на родной земле, всегда были важны молитва и забота Первосвятителя. Мы знали, что в Вашем лице всегда найдем поддержку. В самый разгар боев в Грозном в храме Архистратига Божия Михаила не прерывалось богослужение, за которым православные грозненцы молились о Великом господине и отце нашем.
И сегодня, накануне личной моей Пятидесятницы, я также прошу молитв Вашего Святейшества, молитв богомудрых архипастырей обо мне, недостойном, дабы Господь даровал мне силы и мудрость твердо и праведно следовать Его воле».
В воскресенье, 24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. |
Исповедание Символа веры |
Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Челябинский и Златоустовский Иов, архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Бронницкий Амвросий, Ейский Тихон. |
Благословение Святейшего Патриарха |
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Феофилакту архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Феофилакт!
Благоволением Божиим, определением Нашим и Священного Синода призван ты к великому апостольскому служению. Благодатью Святого Духа, как некогда Варнава и Савл, отделен ты от среды пресвитеров и через молитвы и возложение на тебя рук (Деян. 13, 2–3) собора епископов возведен на высшую иерархическую степень Православной Церкви. Долг Предстоятеля Церкви побуждает меня ныне напутствовать тебя словом назидания.
Сегодня ты сам торжественно исповедал перед Богом и нами святую веру православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, соблюдать каноны церковные, правила Апостолов и святых отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее Священноначалию.
Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, недостаточно только исповедовать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал Своим ученикам, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Свет добрых дел должен озарять всю жизнь епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в Жизнь Вечную. Вместе с Апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8).
Если и входила в твое сердце мысль о возможности послужить Церкви трудами епископа, то скажу тебе словами того же Апостола, обращенными к ученику его Тимофею: «Кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3, 1). Но помни: возлагаемое на рамена твои одно из ответственнейших церковных послушаний требует от тебя отныне не искать более воли своей (см.: Ин. 5, 30), но положить на сердце исполнить волю Господню (см.: Откр. 17, 17), благую и спасительную, данную в слове Божием, канонах, установлениях, преданиях и обычаях Святой Церкви Православной.
Как бы ни привлекало славное епископское служение властью и почетом, с ним соединенными, кто бы ни признавал себя вполне способным для достойного и успешного исполнения этой высокой миссии в Церкви Христовой, никто не может до конца осознать всей глубины ответственности предстояния Богу в сане епископа, не вступив на этот тернистый, крестный путь. Со всей искренностью моего сердца я должен сказать тебе – это подвиг, и подвиг нелегкий. Нет сомнения, что все мое сорокапятилетнее архиерейское служение Святой Церкви совершалось не крепостью моих сил, а всецело содействием всемогущей благодати Христовой, которая умудряет, укрепляет и просвещает.
Тебе, ближайшему помощнику архипастыря, в ведении которого находится обширная епархия уральского региона, надлежит «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2, 24), со всяким усердием держаться «любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22), хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9), познать «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
Обрати свой взор к творениям преподобного Силуана Афонского, память которого празднует ныне Святая Церковь. Много найдешь полезного для себя. «Епископов, – говорил этот ревностный подвижник, – Господь призывает пасти стадо Свое и туне дает им благодать Святого Духа... Они – наследники Апостолов... Они собирают в ограду Церкви скорбящих и растерянных овец Христовых, чтобы души их обрели покой в Боге... Они, как друзья Христа, могут умолить Господа: живым испросить смирение и благодать Святого Духа; усопшим – прощение грехов; Церкви мир и свободу...
Они познали Господа Духом Святым и, подобно Ангелам, умом созерцают Бога... На них ложатся скорби всей земли, и души их влекутся любовью Божиею и непрестанно молятся, чтобы испросить... мир всему миру. За их смирение и любовь к народу любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим».
Мы, послужившие ныне получению тобою благодати архиерейства и приобщению тебя к Собору епископов Русской Православной Церкви, молимся о том, чтобы Господь укрепил твои силы и помог тебе следовать святым отцам в их «учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви» (2 Тим. 3, 10), проповедовать слово «во время и не во время», обличать, запрещать, увещевать «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Возьми жезл сей. Впереди долгий и трудный путь. Иди твердой поступью, чтобы на закате дней по милости Божией с чистой совестью ты мог сказать словами Апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь... и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). |
Хиротония архимандрита Феофилакта |
* * *
Архимандрит Феофилакт (в миру Денис Анатольевич Курьянов) родился 27 августа 1974 года в Грозном, в семье служащих. В 1991 окончил среднюю школу.
В 1992 году по рекомендации протоиерея Петра Нецветаева, настоятеля Михаило-Архангельского храма в Грозном, где на протяжении пяти лет он нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую Духовную семинарию.
5 апреля 1994 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном был пострижен в монашество с наречением имени Феофилакт, в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.
23 апреля 1994 года епископом Верейским Евгением был рукоположен во иеродиакона, а 5 июня того же года – в иеромонаха.
В 1996 году окончил Ставропольскую Духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселке Рыздвяный Ставропольского края. 18 мая 1998 года определением правящего архиерея был назначен на должность благочинного православных церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма в городе Благодарном.
В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа в Ставрополе, который окончил в 2004 году по специальности «психология». |
После вручения архиерейского жезла |
В апреле 2001 года был возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма в городе Изобильном. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе.
Указом правящего архиерея от 1 сентября 2002 года назначен преподавателем литургики в Ставропольской Духовной семинарии.
Для продолжения богословского образования в 2003 году поступил в Московскую Духовную академию, где ныне оканчивает учебу заочно.
С декабря 2004 года нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.
28 августа 2006 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан архимандрита. |
Первое архипастырское благословение |
|
Участники хиротонии (крайний справа – епископ Феофилакт) |