|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония
архимандрита Елисея (Ганабы)
во епископа Богородского, викария Корсунской епархии
В заседании Священного Синода 6 октября 2006 года архимандриту Елисею (Ганабе), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, определено быть епископом Богородским, викарием Корсунской епархии, и поручено окормление паствы Сурожской епархии в Великобритании.
|
Преосвященный Елисей, епископ Богородский |
24 ноября 2006 года, в пятницу 23-й седмицы по Пятидесятнице, в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Венский и Австрийский Иларион, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Дмитровский Александр, Бронницкий Амвросий.
При наречении во епископа архимандрит Елисей (Ганаба) произнес речь:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри и светильники Церкви Христовой!
Предстоя ныне перед вами, святителями Божиими, призывающими меня, недостойного, к архиерейскому служению, в трепетном волнении, исходящем из глубины моей души, я мысленно возвращаюсь к месту своего последнего церковного служения – в Святой Град Иерусалим, к Божественной Голгофе. Узнав о том, что решением Священного Синода определено мне быть епископом Церкви Христовой, в духовном смятении я устремился в Храм Гроба Господня и, припадая к Голгофе, ощутил реальное чувство страха перед грозной ответственностью предстоящего мне архипастырского крестоношения.
В размышлениях об искупительных страданиях Господних мне открывается жертвенная сущность архиерейского подвига. Взирая на блеск украшений архиерейской митры, я вижу уязвляющие шипы тернового венца, епископская кафедра представляется мне суровым Лифостротоном, и архипастырский омофор утяжеляется грузом моих неисчислимых грехов. |
Речь архимандрита Елисея при наречении во епископа |
Привитое мне в детстве высокое благоговение перед епископским саном, сочетавшееся с искренним восторгом от архиерейских богослужений, переросло ныне в страх и трепет при мыслях о гефсиманском борении Спасителя. Как не ужасаться мне предстоящего архиерейского служения, если Сам Господь – истинный Первосвященник и Архиерей молил Своего Небесного Отца в Гефсиманском саду: Да минует Меня чаша сия! (Мф. 26, 39).
Как не умиляться глубине милосердия Божия, если Сам Господь, един кроме греха Сын Человеческий, за мои грехи и грехи всего мира был предан в руки грешников (Мф. 26, 45), на распятие, а ныне один из этих грешников предается в руки Сына Человеческого, дабы принять от Него жребий Его учеников и Апостолов.
В этом таинственном, страшном, но спасительном и вдохновляющем свершении я имею дерзновение с верой усматривать волю Божию, передаваемую ныне через вас, Преосвященные архиереи Божии и преемники апостольства Христова. Верую сему, ибо Сын Божий послал в мир своих учеников, как и Отец Вседержитель послал в мир Своего Сына (Ин. 17, 18), и вы призываете меня так же, как и Христос призвал вас. Следуя зову Господа моего и Его Святой Церкви, принимаю это служение как свою личную Голгофу, ибо служение Христа Первосвященника открылось нам в Его Голгофской Жертве, и только сораспявшись Христу, возможно жить для Бога (Гал. 2, 19).
В немощах своих обличаюсь словами Спасителя, уподобившего таких, как я, гробам повапленым (Мф. 23, 27), и вновь мысленно возвращаясь в Иерусалим, к Живоносному Гробу Господню, укрепляюсь в вере, что свет жизни воссияет на седящих во тьме... и сени смертной (Мф. 4, 16), и из глубины сердечной взываю словами святителя Филарета, митрополита Московского: «Даруй, Господи, благодать служению сему, ради славы Твоей, сугубо дивной в ничтожных орудиях, соверши силу Твою в немощи моей!»
Взирая на свой двадцатилетний путь иерейского служения, вижу его далеко не совершенным и до конца не исполненным. Однако имею дерзновение вслед за своим тезоименитым в монашестве духовным покровителем пророком Елисеем просить сугубую благодать священства у вас, богомудрые архипастыри, как некогда просил он у своего учителя и моего тезоименитого во Святом Крещении духовного покровителя – пророка Божия Илии (4 Цар. 2, 9).
Вспоминая свой жизненный путь, обращаюсь в молитве об упокоении в селениях праведных моей недавно почившей матери – рабы Божией Ксении, скрывавшей в слабом сердце своем многие печали и волнения о моей судьбе. Молюсь об укреплении в здравии и выражаю сугубую благодарность своему отцу – протодиакону Владимиру за пример жизненного хождения в страхе Божием, открытой искренности в молитве при совершении богослужения, чуткости и христианской самоотверженности в общении с ближними.
Благодарю родителей за то, что в самом раннем детстве имел счастье возлюбить сердцем своим Святую Церковь и дом Божий. Ранняя память о церковных богослужениях в Вологде навсегда останется для меня малым детским раем, воспоминание о котором вдохновляет на взыскание рая грядущего. Поэтому в юношеском совершеннолетии выбор пути церковного служения и поступление в Духовную школу, вслед за своим старшим братом и наставником протоиереем Александром, было для меня делом, не подлежащим сомнению.
Благодарю учителей и наставников, преподавших мне духовное образование в родном Петербурге. Под архипастырским попечением Владыки ректора, ныне митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в штате иподиаконов которого мне посчастливилось состоять в то время, проходило мое духовное возрастание. Пример его архиерейского литургического предстояния у престола Божия, вдохновляющие проповеди и терпеливая воспитательная работа возрастили в моей душе окончательную убежденность в выборе монашеского пути как всецелого и самоотверженного служения Церкви Христовой. Я благодарю Владыку митрополита за то, что он на протяжении четверти века своим архипастырским попечением и поистине отцовской, строгой любовью не оставлял меня ни в Петербурге, ни в Смоленске, ни в Москве.
Благодарю архиепископа Берлинского и Германского Феофана, исполнявшего в то время обязанности инспектора Духовной школы, за то, что он по просьбе Владыки Кирилла и по благословению приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония совершил надо мной монашеский постриг в академическом храме во имя святого Апостола Иоанна Богослова и с тех пор духовно поддерживает меня и по-братски наставляет в нелицемерном служении Церкви.
С особой теплотой вспоминаю приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона, викария Ленинградской епархии, рукоположившего меня в диаконскую и пресвитерскую степени священства и показавшего мне и многим другим пример терпения и глубокого смирения в своем архипастырском служении.
Приобщение к монастырской жизни в обители преподобного князя Даниила в Москве во время моего послушания в Отделе внешних церковных связей обогатило мой монашеский и пастырский опыт. Сердечное благодарение приношу наместнику, духовнику и братии этой святой обители за их терпение, любовь и молитвенную помощь.
Вовлеченность во внешнецерковное служение дала мне возможность соприкоснуться с множеством искренних, добродетельных и мудрых людей, встречи с которыми по долгу послушания научили меня, склонного к уединению, не без духовных усилий и преодоления искушений находить в общении с миром духовные ценности и осознавать при этом свою пастырскую ответственность.
Благодарю своих священноначальников и наставников по работе в Отделе внешних церковных связей: председателя Отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и его бывшего заместителя, ныне митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, за терпеливое попечение и поддержку моих скудных начинаний в этом послушании. Братьям и сестрам, соработавшим со мною в этом церковном учреждении, я многим обязан за их любовь и поддержку, с духовной пользой воспринятые мною в трудах на этом поприще.
Хочу выразить признательность архиепископу Корсунскому Иннокентию, общение с которым даровало мне пример сочетания ответственного и добросовестного исполнения послушаний во внешнецерковной деятельности с глубокой твердостью в молитвенном стоянии. Особую глубокую благодарность сыновне приношу Святейшему Патриарху Алексию за высокое доверие быть его представителем в Эстонии, где он сам в течение многих лет совершал свой святительский подвиг.
Дальнейшее послушание на посту представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском познакомило меня с удивительным миром древнего христианского Востока и помогло при последнем и самом дорогом моему сердцу служении в Иерусалиме в должности начальника Русской Духовной Миссии. Пребывание в Святой Земле научило меня замечать чудесные действия Промысла Божия в своей личной жизни и в судьбах многих людей, прикоснувшихся Гробу Господню, к этим «каменным» одеждам Воскресшего Христа Спасителя, и получивших исцеление, подобно тем, кто в евангельское время исцелялся от прикосновения к краю Его риз (Мк. 6, 56).
Братию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, матушку игумению Георгию с сестрами Горненской обители сердечно благодарю за их братскую поддержку, сестринскую любовь и заботу в этом благословенном послушании.
Уникальность и своеобразие церковной жизни на Востоке и чувство необыкновенной близости к Небу в стенах Иерусалима укрепляет меня в готовности искать воли Божией и прислушиваться к ней, следовать зову Церкви в самых различных обстоятельствах.
Послушание, вверяемое мне ныне Святейшим Патриархом и Священным Синодом, – попечение о делах Сурожской епархии, паству которой в течение своего полувекового служения в Великобритании окормлял приснопамятный митрополит Сурожский Антоний, я воспринимаю как сугубое доверие Священноначалия и прошу ваших молитв ко Господу, возлюбленные архипастыри, чтобы Он даровал мне мудрость, терпение и духовную рассудительность в несении своего епископского служения в это трудное для Сурожской епархии время. Назначение меня викарием под омофором Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия утешает мою душу возможностью быть ближе к полюбившемуся мне архипастырю и, опираясь на его духовный опыт и святительские молитвы, всемерно помогать ему в его нелегком служении.
Ваше Святейшество! Не хватает моих немощных усилий передать Вам мое сыновнее благоговение и благодарное почтение за Ваше первосвятительское внимание к моим слабым деяниям на церковном поприще, к моей душе, ищущей Божественной милости и обретающей ее под Вашим Патриаршим отеческим водительством. Ваш пример самоотверженного первосвятительского подвига вдохновляет к дерзновенному паломническому шествию вслед за Вами по крестному архиерейскому пути и свершению на нем своего усердного и жертвенного служения.
И теперь, предстоя перед Вашим Святейшеством и собором Преосвященных иерархов, с глубоким смирением отдаю себя на ваше попечение, дабы быть освященным истиною от Бога вашими десницами, как и Единый Первосвященник Господь наш Иисус Христос Своей Голгофской Жертвой посвятил Себя за вас через своих Апостолов (Ин. 17, 19). |
Благословение Святейшего Патриарха |
В воскресенье, 26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. |
Исповедание Символа веры |
Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, архиепископы Керченский Анатолий, Берлинский и Германский Феофан, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Венский и Австрийский Иларион, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Бронницкий Амвросий. Среди участников богослужения были представители Поместных Православных Церквей, а также делегация клириков и мирян Сурожской епархии. |
Хиротония архимандрита Елисея |
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Елисею архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Елисей! По молитвам Церкви, возложением святительских рук тайнодейственно снизошла на главу твою Божественная сила, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», почила и отныне будет жить и действовать в тебе.
Благодатью Всесвятого Духа ты отныне приобщен к собору архиереев Церкви Христовой и призван продолжить апостольское сеяние слова Божия и освящение верных благодатию спасительных Таинств.
«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет. 1, 3), да сподобит тебя свято и непорочно совершать свое пастыреводительство, проливая Божественный свет вечной Истины на верных чад церковных дабы они прославляли Отца Небесного (Мф. 5, 16).
К тебе, вступающему на жертвенный путь епископского служения, обращаю Наше слово назидания и благих пожеланий. Ты соделался сопричастником власти, которую Господь даровал Своим ученикам и, как и они, ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).
Внешнее положение епископов менялось во времени. Но неизменным остается данное нам Богом «служение примирения» (2 Кор. 5, 18). Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим и превозноситься над другими. Мы призваны пасти «Божие стадо... не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3).
Апостол Павел говорит: «Сокровище сие, – то есть епископскую благодать, – мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4, 7). Апостол указывает не только на немощь нашего человеческого естества, на наше духовное несовершенство, но и на готовность по примеру Христа «уничижить» себя до того, чтобы и жизнь свою отдать ради спасения мира.
Быть епископом – это значит жить жизнью своей паствы, ее радостями и скорбями. Ученики Господни имели все основания «явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи» среди паствы своей, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2, 7).
Задача епископа не только в благовестии Царства Божия, но и в устроении его на земле, ибо, начавшись здесь, оно простирается до Небес, начавшись во времени, простирается в вечность. Архиерейским жезлом как символом власти водворяется лишь внешний порядок, Царство же Божие в сердцах пасомых насадить можно лишь слезной молитвой, духовным подвигом, многими трудами в смирении и самоуничижении. «Нас огорчают, – говорит Апостол Павел, – а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). «Управление Церковью доставляет много заботы и труда ее кормчим», – свидетельствует прославляемый ныне Святой Церковью святитель Иоанн Златоуст. «Это есть искусство из искусств и наука из наук», – вторит ему святитель Григорий Богослов.
Ни на одно мгновение не забывай о трудности возлагаемой на тебя задачи. Бремя епископского служения, как мы говорили, нелегкое вообще, в данном случае представляется особенно тяжким.
Пусть эти наши духовные размышления в начале твоего епископского пути не устрашат, а воодушевят тебя и вдохнут твердую веру в укрепляющую силу Божию. Помни: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Утешением для тебя пусть будет неизреченная милость Божия, явленная тебе в твоем недавнем церковном послушании. Господь сподобил тебя служить Ему в тех местах, где ступали пречистые ноги Его, лобызать тот камень, на котором лежало Божественное Тело Его, снятое с Креста, преклонять колена перед Гробом, из которого воссиял свет Его Воскресения и озарил мир надеждой Жизни Вечной.
Условия церковной жизни вдали от родины дали тебе возможность приобрести достаточный опыт широкой и активной пастырской и административной деятельности, столь необходимой для епископа.
Промыслом Божиим на тебя возложена задача свидетельствовать перед народами Запада об истине православной веры, содействовать ее укреплению с конечной целью воссоединения всех во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
Твоей задачей является духовная поддержка наших соотечественников, которые живут ныне в Великобритании. Только Церковь может помочь им духовно окрепнуть в новой для них среде обитания. Опорой тебе служит то, что ты определен викарием Корсунской епархии, помощником Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия, много трудов положившего для умиротворения возникших нестроений. Пользуйся возможностью руководствоваться его советами и наставлениями.
Прежде всего, над всеми другими задачами, как бы велики и неотложны они ни были, стоит перед тобой ежедневная, непрестанная задача попечения о каждом чаде Божием, «за которого умер Христос» (1 Кор. 8, 11).
Не в легкое время для твоей паствы ты получаешь это ответственное послушание.
Глубоко верю, что разделение продлится недолго, и отошедшие от Матери-Церкви, тяжело пережив свое неканоническое положение, возвратятся в ограду Святой Церкви.
Ровно сорок девять лет назад, 30 ноября 1957 года, в русском храме Успения Божией Матери в Лондоне на высшую степень церковного служения взошел новый иерарх Русской Православной Церкви. Это был блаженнопочивший митрополит Сурожский Антоний. Из того далекого времени доносится его голос, обращенный в слове при наречении к «детям своим духовным»: «Станем едиными со Христом через любовь и в любви, и Христовой любовью, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь. Возлюбим каждого, как Он любит и нас: учениками Христа войдем в жизнь с новой надеждой и обновленной силой. Принесем в холодный, сирый мир огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов озарил и тех, кто бродит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воспеть Богу победную песнь».
Ты хорошо знаешь, что Православие на просторы Альбиона принесла Русская Православная Церковь, украсившаяся многими славными деятелями, с честью потрудившимися там. Верим, что имена их вписаны Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом в Книгу Жизни Вечной.
С посохом в руках твои предшественники выводили паству свою на пажить добрую, с его помощью искали заблудшую овцу и возвращали похищенную. Прими такой жезл и иди с ним в мир, укрепи с Божией помощью немощных в вере, верни в ограду церковную расточенных и блуждающих без истинных пастырей, приведи всех в лоно Святой Православной Церкви Христовой.* * *
Архимандрит Елисей (в миру – Илья Владимирович Ганаба) родился 1 августа 1962 года в Ленинграде. В 1971 году переехал с родителями в Пензу, где в 1979 году окончил среднюю школу. Прислуживал в алтаре и на клиросе Успенского кафедрального собора в Пензе, находясь в штате архиерейских иподиаконов.
В 1980 поступил во второй класс Ленинградской Духовной семинарии и был принят в штат иподиаконов архиепископа Выборгского Кирилла (ныне митрополит Смоленский и Калининградский), ректора Ленинградской Духовной академии. В 1980 году поступил на первый курс Ленинградской Духовной академии. 9 октября 1982 года архиепископом Выборгским Кириллом был поставлен во чтеца.
17 ноября 1985 года в академическом храме во имя святого Апостола Иоанна Богослова инспектором Ленинградской Духовной академии архимандритом Феофаном (Галинским) был пострижен в монашество с именем Елисей – в честь святого пророка Елисея.
22 ноября 1985 года в Свято-Владимирском храме в Ленинграде архиепископом Тихвинским Мелитоном, викарием Ленинградской епархии, был рукоположен во диакона. 18 января 1986 года в Николо-Богоявленском соборе в Ленинграде им же был рукоположен во пресвитера.
В 1986 году окончил Ленинградскую Духовную академию и был принят в аспирантуру при Московской Духовной академии.
20 июня 1987 года был зачислен в братию Свято-Данилова монастыря в Москве.
В 1988 году Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Диодором возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.
В 1988 году в составе паломнической делегации Русской Православной Церкви посетил Святую Землю и по благословению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Минского и Белорусского Филарета в течение трех месяцев служил в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. 27 декабря 1988 года постановлением Священного Синода назначен на должность заместителя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 5 октября 1992 года постановлением Священного Синода освобожден от должности заместителя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и направлен в распоряжение председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
10 октября 1992 года назначен на должность сотрудника сектора зарубежных учреждений Отдела внешних церковных сношений и 23 февраля 1993 года вновь зачислен в братию Свято-Данилова монастыря в Москве.
20 января 1994 года назначен на должность заведующего сектором зарубежных учреждений ОВЦС; 15 августа 1995 года – на должность заведующего сектором межправославных связей; 21 августа 1997 года – на должность секретаря ОВЦС по межправославным связям и зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви.
В 1997 году, в праздник Святой Пасхи, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита.
26 февраля 1998 года постановлением Священного Синода включен в состав Синодальной Богословской комиссии. |
Вручение архиерейского жезла |
С марта 1999 года по июль 2000 года по поручению Святейшего Патриарха исполнял обязанности настоятеля Александро-Невского кафедрального собора в Таллине в связи с гражданской регистрацией собора в качестве ставропигиального прихода.
31 марта 1999 года постановлением Священного Синода назначен представителем Московского Патриархата в Эстонии с сохранением послушания в Отделе внешних церковных связей. |
Первое архипастырское благословение |
7 октября 2000 года постановлением Священного Синода назначен представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске (Сирия). 15 января 2001 года в связи с новым назначением освобожден от должности секретаря ОВЦС по межправославным связям и зарубежным учреждениям.
12 марта 2002 года постановлением Священного Синода назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. |
Участники хиротонии (крайний справа – епископ Елисей) |