|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Успенский Колоцкий женский монастырь
Испокон веков на Руси почитали Божию Матерь – Заступницу, Целительницу и Хранительницу Земли Русской. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси множество чудотворных образов Пресвятой Богородицы было явлено, написано, принесено из других мест. Многие чудеса и исцеления совершила Божия Матерь через Свои иконы.
Об одной из них, чудотворной Колочской иконе Божией Матери, явленной на Можайской земле в 1413 году, и о святой обители, возникшей на месте ее обретения, мы и хотим рассказать нашим читателям.
В двадцати двух километрах к западу от Можайска, на левом берегу реки Колочи, расположен Успенский Колоцкий монастырь. Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества. В 1303 году они отошли к княжеству Московскому. По духовной грамоте, составленной святым благоверным князем Димитрием Донским в 1389 году, его семилетний сын Андрей Димитриевич получил в удел «Можайск со всеми волостьми», в числе которых была и Колоча. В 1413 году в его владениях произошло событие, отраженное в большинстве русских летописей, – здесь была обретена Колочская икона Божией Матери, первая чудотворная икона, явленная в непосредственной близости от Москвы. |
Колоцкий Успенский монастырь Фото С. М. Прокудина-Горского. 1911 год |
История явления Колочской иконы Божией Матери и основания на этом месте монастыря описана в «Повести о Луке Колочском», вошедшей в состав Никоновской и некоторых других летописей XV–XVII веков. «От Можайска, за пятнадцать верст во отчине князя Андрея Димитриевича... явися знамение в Колоче». Один бедный поселянин, Лука, «на некоем древе в некоем месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руку Младенец – Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя, на затворце, образ Николы Чудотворца, а с другую – Илии Пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в свой дом, и в тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в его доме. После этого к иконе отовсюду стали стекаться недужные, которые, помолившись, исцелялись.
Стал Лука носить икону по городам и селам. В Можайске он был встречен князем Андреем Димитриевичем с боярами и множеством народа, а в Москве – святителем Фотием, митрополитом Московским, со всем освященным собором, князьями и боярами и множеством православных христиан. По молитвам перед чудотворной иконой слепые прозревали, хромые начинали ходить, расслабленные вставали. Многие почитатели чудотворной иконы давали Луке большие пожертвования. Вернувшись на Колочь с большим богатством, Лука недалеко от места явления иконы построил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там он и поместил чудотворный образ. Но прельстившись богатством, он и себе возвел роскошные хоромы, возгордился, зажил по-княжески, потерял страх Божий. Однако Господь скоро наказал Луку тяжкой болезнью. Князь Андрей посетил больного, воззвал к его совести. Раскаявшийся Лука отдал в его распоряжение все свое имущество. На эти деньги при церкви, где находилась Колочская икона, и был основан монастырь во имя Успения Божией Матери. Лука стал первым насельником обители, принял постриг и, прожив несколько лет в покаянии и молитве, преставился.
Тогда же монастырю были пожалованы князем Андреем земельные угодья с крестьянами. Вероятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Настоятели монастыря не раз присутствовали на Соборах в Москве. В одной из грамот 1547 года говорится, что на Соборе, который был созван при митрополите Московском Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9 / 22 июля.
О первоначальном периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но можно предполагать, что в XV веке обитель постепенно расширялась, пользовалась значительной известностью и привлекала к себе монашествующих и мирян. В это время, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, Колоцкий монастырь был богатым и «великим». Собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, царь Иоанн Грозный в числе прочих чудотворных образов «изволил взяти Пречистую Богородицу Чудотворную Колотцкую».
К концу XVI века все основные постройки здесь уже были каменными. В 1609 году, во время польско-литовской интервенции, монастырь был разорен неприятелем. К началу XVIII века обитель достигла наибольшего расцвета: ей принадлежали семьдесят четыре крестьянских двора, обширные земельные угодья, пять прудов, подворье в Москве.
В 1784 году императрица Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий обители. К 1794 году в Успенском храме были устроены две палаты: одна – для ризницы, другая – для книгохранилища. В трапезной храма освятили два придела: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая и северный – во имя святого пророка Илии. Тогда же возвели двухэтажные настоятельские келлии, обновили трапезную и братские корпуса, а территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями.
Посетивший монастырь в 1804 году митрополит Платон (Левшин, † 1812) отмечал, что «строения в нем немало каменного, церковь посредственная, и величиною, и утварью, оградою обнесен немалою каменною, но живущими в нем иноками скуден».
Когда началась Отечественная война 1812 года, скромная обитель на Смоленской дороге оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь упоминается в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней. Перед Бородинским сражением здесь несколько суток размещался штаб М. И. Кутузова, который предполагал дать генеральное сражение у стен обители. К 21 августа сюда подошли главные силы русской армии, здесь П. И. Багратион и подполковник Д. В. Давыдов обсуждали создание партизанских отрядов. 22 августа главнокомандующий принял решение отступить к селу Бородино, находя эту позицию более удачной. У стен Колоцкого монастыря происходили арьергардные бои, которыми руководили генералы Коновницын, Крейц и Сиверс. Здесь был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского П. К. Краснов, которого похоронили на территории обители. |
Надкладезная часовня над святым источником |
|
Во время богослужения |
Французы заняли монастырь и оставались в нем до своего изгнания. В обители располагался их госпиталь, здесь останавливался Наполеон и с колокольни обозревал поле предстоящего сражения. На французов монастырь произвел большое впечатление. Это, однако, не помешало им, уходя, разграбить церковное имущество и иконостас, а древние постройки сжечь. 19 октября в разоренную обитель вошли казаки корпуса Платова.
После войны 1812 года Святейший Синод выделил на восстановление обители десять тысяч рублей. На эти средства был возобновлен собор, сделан новый иконостас и расписаны стены, отремонтирована четырехъярусная колокольня. В 1818 году монастырь посетил император Александр I, ему была поднесена копия чудотворной Колочской иконы Божией Матери.
В 1837 году в монастыре побывал цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), который с колокольни осмотрел Бородинское поле и, уезжая, сделал щедрое пожертвование святой обители.
Прежнее благолепие монастырь обрел лишь к 1839 году. Однако и из своих небольших средств монастырь уделял часть на содержание школы, приют странников и богомольцев.
В последующие десятилетия, вплоть до 1917 года, монастырь вел спокойное, мирное существование. К 1896 году в обители было восемь человек братии: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. В конце XIX века в приходской школе обучались тридцать пять мальчиков. Монастырь имел около 120 гектаров земельных угодий, большой плодовый сад.
В описи Гжатского трехклассного Колочского мужского монастыря за 1860 год читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте... хранится чудотворный образ Божией Матери. В 1839 году риза была снята с иконы для чистки и на иконе была найдена запись от 1611 года о том, что при Патриархе Ермогене «поновлена бысть сия святая икона... трудами и тщанием многогрешного раба Божьего... Григорьева сына, а прозвище Богдана Воложанина»».
Возможно, тогда же на иконе были приписаны святые, которые впоследствии стали изображаться на всех ее списках. Перед чудотворным образом каждую субботу совершалось акафистное пение. Ежегодно монахи ходили с Колочской иконой по окрестностям Гжатска, служа перед нею молебны. И не раз Заступница христиан являла Свое милостивое предстательство. Так, в 1830 году во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, и все жившие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Пресвятой Богородицы остались живы. Подобное же избавление по молитвам Божией Матери от холеры было в 1871 и в 1892 годах.
В 1918 году монастырь постигла участь большинства российских обителей. В июне 1918 года, согласно сообщениям советской печати, настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли. Последним настоятелем монастыря 7 октября 1918 года был назначен архимандрит Феофан (Березкин), впоследствии епископ, который скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря и был похоронен на кладбище деревни Колоцкое.
До 1934 года Успенский собор служил приходским храмом для двенадцати окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. В 1932 году все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей, а в 1934 году и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы не известна. |
Престол Успенского собора |
Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, потом военно-прачечный отряд. Храм перенес пожар и постепенно приходил в ветхость. После войны в стенах обители размещались сельская школа, родильный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями.
Ушла из Колоцкой обители древняя святыня, но Божия Матерь не оставила это святое место. В 1993 году монастырь начал возрождаться – вначале как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, а с 1997 года – как самостоятельная женская обитель.
27 июня 1998 года из Москвы в монастырь был принесен список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Само появление этого списка в Успенской обители было чудесным. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, старший научный сотрудник НИИ киноискусства в Москве, завещал дочери Елене после его смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно. Они планировали заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обители. Однако первым монастырем, который повстречался им на Можайской земле, оказался именно Колоцкий. Рафик с иконой въехал в обитель под звон колоколов – звонили к всенощному бдению, которое в тот день началось несколько позже обычного. |
Чтение Акафиста перед чудотворным образом Божией Матери |
|
Ильинский придел Успенского собора |
Икона была торжественно встречена насельницами обители, служащим священником, прихожанами и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Было совершено торжественное богослужение в честь иконы Божией Матери наряду с воскресным всенощным бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной литургии, вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был совершен молебен с водоосвящением.
Поначалу привезенный образ был принят за подлинник. Трудно было поверить, что это не сама чудотворная икона, так как после ее появления в монастыре насельницы сразу же ощутили помощь Царицы Небесной. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Вскоре по молитвам у иконы стали совершаться исцеления.
История этого чудотворного списка Колочской иконы, который датируется концом XIX века, такова. Прадед Владимира Петровича Михайлова, Дмитрий Андрианович Андрианов, был церковным старостой в селе Колоцкое. Осталось неизвестным, кто написал икону и каким образом она попала к Дмитрию Андриановичу.
Затем икона хранилась у потомков Д. А. Андрианова: сначала у его сына Василия, а потом у внучки Александры. Она завещала икону своему племяннику Владимиру, после смерти которого икона была передана в Успенский Колоцкий монастырь.
Сегодня в монастыре хранятся четыре Колочские иконы Божией Матери. О первой мы только что рассказали. Вторая долгое время хранилась в храме во имя святого Илии Пророка в Можайске, а третья икона была подарена обители одной из прихожанок.
Еще один небольшой образ Пресвятой Богородицы был принесен в дар насельницам обители в нынешнем году перед празднованием в честь Колочской иконы Божией Матери. Однако чудотворения и исцеления наблюдаются только от одной иконы – привезенной из Москвы.
|
Настоятельница Успенского Колоцкого монастыря монахиня Амвросия (Гавринева) |
|
Во время посещения семейного детского дома в селе Мышкино |
Списки иконы отличаются от оригинала. Явленная икона Божией Матери представляла собой складень, на затворах которого были изображены святой пророк Илия и Святитель и Чудотворец Николай. На списках же изображены и другие святые: Иоанн Предтеча, Симеон Богоприимец, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Авраамий Смоленский и Пафнутий Боровский. Предполагается, что эти святые были приписаны при поновлении иконы в 1611 году и впоследствии стали изображаться на списках.
В 2003 году чудотворный список был перенесен из домового храма в Успенский собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте. Перед иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры обители совершают Акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной литургией – молебен с чтением Параклисиса.
Велика была вера русских людей во всемогущую помощь Пресвятой Богородицы, потому и были от иконы «везде безчисленные и непостижимые чудеса». Чудеса совершаются и по сей день. По молитвам у чудотворной Колочской иконы Божией Матери исцеляются заболевания рук, ног и головы, глазные болезни, помогает она будущим матерям и тем женщинам, которые хотят, но по причине нездоровья не могут иметь ребенка.
Устное предание гласит о том, что из-под корней дерева, на котором явилась чудотворная икона Божией Матери, забил целебный источник. К этому источнику в день празднования в честь иконы ежегодно совершался крестный ход.
Дерево это просуществовало до самой революции. Затем его срубили, а источник не раз пытались закопать, но благочестивые люди регулярно расчищали его. Надкладезная часовня на источнике была разрушена. |
Крестный ход в день празднования в честь Колочской иконы Божией Матери |
|
Освящение воды на источнике 22 июля 2006 года |
Ныне традиция совершения ежегодного крестного хода к чудотворному источнику в день празднования в честь Колочской иконы Божией Матери возобновлена. На источнике вновь возведена деревянная надкладезная часовня. Зимой вода в нем не замерзает, а летом не становится теплее (ее температура круглый год +3оС), на вкус она немного сладкая.
По свидетельству очевидцев и старожилов, вода из святого источника исцеляет болезни глаз, заболевания кожи, полиартрит, остеохондроз. Также вода из источника облегчает верующим душевные скорби и недуги.
В 2001 году было совершено первое богослужение в зимней части Успенского собора, в правом приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая, в 2002 году был восстановлен левый, Ильинский придел. Но центральный алтарь в честь Успения Божией Матери до сих пор остается недействующим. Нет иконостаса, для восстановления которого требуется значительная сумма денег.
По-прежнему в руинах находится монастырская стена с башнями и игуменский корпус, в котором накануне Бородинского сражения 1812 года располагался штаб князя М. И. Кутузова.
В настоящее время в обители проживают пятнадцать сестер, которые несут различные, в основном сельскохозяйственные послушания.
У монастыря имеется свое подсобное хозяйство: огород, коровник, птичник, фруктовый сад. Есть даже своя пасека, правда, пока небольшая, но так приятно 14 августа, в Медовый Спас, освящать свой ароматный, золотисто-янтарный мед.
|
Монастырские послушания |
На территории находятся четыре старинных пруда. Один из них носит название Святой пруд. По преданию, его ископал по послушанию один монах Колоцкого монастыря. Вода в нем очень чистая, даже не дает накипи. Нынешней весной сестры запустили в пруд рыбу, и уже осенью на трапезе попробовали первый улов.
Трудно приходится сестрам – хозяйство большое, а рабочих рук мало. Но Божия Матерь не оставляет их Своей помощью. Находятся люди, которые хотят помочь возрождению обители своими трудами. В летнее время сюда приезжают паломники, желающие потрудиться во славу Божию.
Уже много лет сестры монастыря вместе со служащими здесь священниками оказывают помощь воспитанникам Уваровского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. 22 июля 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Видновский Тихон освятил в Уваровском детском доме домовую церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
С этого времени в домовом храме при интернате священники, служащие в монастыре, – иерей Вячеслав Иголкин и иеромонах Евфимий (Гончаров) периодически совершают Божественную литургию, причащают больных детей Святых Христовых Таин, служат молебны с водоосвящением. |
Молебен в Уваровском детском доме |
|
Иерей Вячеслав Иголкин в Уваровском детском доме |
В праздники матушка с сестрами посещают детский дом, дарят детям подарки. И воспитанники детского дома всегда с радостью откликаются на просьбы сестер помочь в хозяйственных работах или уборке территории.
Два года подряд, в 2005 и 2006 годах, на территории монастыря располагался детский православный трудовой лагерь: в первый год в нем жили около шестидесяти детей из города Одинцово, а в нынешнем году – около сорока.
В обители есть православная библиотека, где помимо исторических материалов имеются видеокассеты о житиях святых, о православных храмах, ими пользуются не только сестры, но и многие прихожане.
Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года настоятельницей Успенского Колоцкого женского монастыря назначена монахиня Амвросия (Гавринева). |
Обращение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к главе администрации Можайского района В. В. Насонову 27 июля 2006 года |
Обитель часто посещают экскурсии из разных городов России. Сестры тепло встречают гостей, рассказывают им об истории этого святого места, нередко угощают чаем или даже обедом.
В 2013 году святая обитель будет отмечать свое 600-летие. Мы надеемся, что боголюбивые читатели, все, кто любит свое отечество, кому дорога наша славная история, не останутся к ней равнодушными.
Колоцкий монастырь с благодарностью примет любую помощь от тех, кто захочет принять посильное участие в возрождении этой древней святыни. |
Во время визита митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в обитель 27 июля 2006 года |
Инокиня Фотиния (Тамуленок)
Наши реквизиты:
Православная религиозная организация – Успенский Колоцкий женский монастырь
Рузское ОСБ 2577 г. Руза ИНН 5028017892
КПП 502801001
Р/с 40703810640370172082 СБЕРБАНК РОССИИ
г. Москва
Кор. cчет 30101810400000000225 БИК 044525225
143251, Московская область, Можайский район, п/о Александрово, село Колоцкое, монастырь