ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Успенский Колоцкий женский монастырь

       Испокон веков на Руси почитали Божию Матерь – Заступницу, Целительницу и Хранительницу Земли Русской. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси множество чудотворных образов Пресвятой Богородицы было явлено, написано, принесено из других мест. Многие чудеса и исцеления совершила Божия Матерь через Свои иконы.
       Об одной из них, чудотворной Колочской иконе Божией Матери, явленной на Можайской земле в 1413 году, и о святой обители, возникшей на месте ее обретения, мы и хотим рассказать нашим читателям.
      
       В двадцати двух километрах к западу от Можайска, на левом берегу реки Колочи, расположен Успенский Колоцкий монастырь. Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества. В 1303 году они отошли к княжеству Московскому. По духовной грамоте, составленной святым благоверным князем Димитрием Донским в 1389 году, его семилетний сын Андрей Димитриевич получил в удел «Можайск со всеми волостьми», в числе которых была и Колоча. В 1413 году в его владениях произошло событие, отраженное в большинстве русских летописей, – здесь была обретена Колочская икона Божией Матери, первая чудотворная икона, явленная в непосредственной близости от Москвы.

Колоцкий Успенский монастырь
Фото С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

       История явления Колочской иконы Божией Матери и основания на этом месте монастыря описана в «Повести о Луке Колочском», вошедшей в состав Никоновской и некоторых других летописей XV–XVII веков. «От Можайска, за пятнадцать верст во отчине князя Андрея Димитриевича... явися знамение в Колоче». Один бедный поселянин, Лука, «на некоем древе в некоем месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руку Младенец – Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя, на затворце, образ Николы Чудотворца, а с другую – Илии Пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в свой дом, и в тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в его доме. После этого к иконе отовсюду стали стекаться недужные, которые, помолившись, исцелялись.

       Стал Лука носить икону по городам и селам. В Можайске он был встречен князем Андреем Димитриевичем с боярами и множеством народа, а в Москве – святителем Фотием, митрополитом Московским, со всем освященным собором, князьями и боярами и множеством православных христиан. По молитвам перед чудотворной иконой слепые прозревали, хромые начинали ходить, расслабленные вставали. Многие почитатели чудотворной иконы давали Луке большие пожертвования. Вернувшись на Колочь с большим богатством, Лука недалеко от места явления иконы построил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там он и поместил чудотворный образ. Но прельстившись богатством, он и себе возвел роскошные хоромы, возгордился, зажил по-княжески, потерял страх Божий. Однако Господь скоро наказал Луку тяжкой болезнью. Князь Андрей посетил больного, воззвал к его совести. Раскаявшийся Лука отдал в его распоряжение все свое имущество. На эти деньги при церкви, где находилась Колочская икона, и был основан монастырь во имя Успения Божией Матери. Лука стал первым насельником обители, принял постриг и, прожив несколько лет в покаянии и молитве, преставился.

       Тогда же монастырю были пожалованы князем Андреем земельные угодья с крестьянами. Вероятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Настоятели монастыря не раз присутствовали на Соборах в Москве. В одной из грамот 1547 года говорится, что на Соборе, который был созван при митрополите Московском Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9 / 22 июля.
       О первоначальном периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но можно предполагать, что в XV веке обитель постепенно расширялась, пользовалась значительной известностью и привлекала к себе монашествующих и мирян. В это время, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, Колоцкий монастырь был богатым и «великим». Собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, царь Иоанн Грозный в числе прочих чудотворных образов «изволил взяти Пречистую Богородицу Чудотворную Колотцкую».
       К концу XVI века все основные постройки здесь уже были каменными. В 1609 году, во время польско-литовской интервенции, монастырь был разорен неприятелем. К началу XVIII века обитель достигла наибольшего расцвета: ей принадлежали семьдесят четыре крестьянских двора, обширные земельные угодья, пять прудов, подворье в Москве.
       В 1784 году императрица Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий обители. К 1794 году в Успенском храме были устроены две палаты: одна – для ризницы, другая – для книгохранилища. В трапезной храма освятили два придела: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая и северный – во имя святого пророка Илии. Тогда же возвели двухэтажные настоятельские келлии, обновили трапезную и братские корпуса, а территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями.
       Посетивший монастырь в 1804 году митрополит Платон (Левшин, † 1812) отмечал, что «строения в нем немало каменного, церковь посредственная, и величиною, и утварью, оградою обнесен немалою каменною, но живущими в нем иноками скуден».
       Когда началась Отечественная война 1812 года, скромная обитель на Смоленской дороге оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь упоминается в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней. Перед Бородинским сражением здесь несколько суток размещался штаб М. И. Кутузова, который предполагал дать генеральное сражение у стен обители. К 21 августа сюда подошли главные силы русской армии, здесь П. И. Багратион и подполковник Д. В. Давыдов обсуждали создание партизанских отрядов. 22 августа главнокомандующий принял решение отступить к селу Бородино, находя эту позицию более удачной. У стен Колоцкого монастыря происходили арьергардные бои, которыми руководили генералы Коновницын, Крейц и Сиверс. Здесь был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского П. К. Краснов, которого похоронили на территории обители.

Надкладезная часовня
над святым источником

Во время богослужения

       Французы заняли монастырь и оставались в нем до своего изгнания. В обители располагался их госпиталь, здесь останавливался Наполеон и с колокольни обозревал поле предстоящего сражения. На французов монастырь произвел большое впечатление. Это, однако, не помешало им, уходя, разграбить церковное имущество и иконостас, а древние постройки сжечь. 19 октября в разоренную обитель вошли казаки корпуса Платова.
       После войны 1812 года Святейший Синод выделил на восстановление обители десять тысяч рублей. На эти средства был возобновлен собор, сделан новый иконостас и расписаны стены, отремонтирована четырехъярусная колокольня. В 1818 году монастырь посетил император Александр I, ему была поднесена копия чудотворной Колочской иконы Божией Матери.
       В 1837 году в монастыре побывал цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), который с колокольни осмотрел Бородинское поле и, уезжая, сделал щедрое пожертвование святой обители.
       Прежнее благолепие монастырь обрел лишь к 1839 году. Однако и из своих небольших средств монастырь уделял часть на содержание школы, приют странников и богомольцев.
       В последующие десятилетия, вплоть до 1917 года, монастырь вел спокойное, мирное существование. К 1896 году в обители было восемь человек братии: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. В конце XIX века в приходской школе обучались тридцать пять мальчиков. Монастырь имел около 120 гектаров земельных угодий, большой плодовый сад.
       В описи Гжатского трехклассного Колочского мужского монастыря за 1860 год читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте... хранится чудотворный образ Божией Матери. В 1839 году риза была снята с иконы для чистки и на иконе была найдена запись от 1611 года о том, что при Патриархе Ермогене «поновлена бысть сия святая икона... трудами и тщанием многогрешного раба Божьего... Григорьева сына, а прозвище Богдана Воложанина»».
       Возможно, тогда же на иконе были приписаны святые, которые впоследствии стали изображаться на всех ее списках. Перед чудотворным образом каждую субботу совершалось акафистное пение. Ежегодно монахи ходили с Колочской иконой по окрестностям Гжатска, служа перед нею молебны. И не раз Заступница христиан являла Свое милостивое предстательство. Так, в 1830 году во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, и все жившие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Пресвятой Богородицы остались живы. Подобное же избавление по молитвам Божией Матери от холеры было в 1871 и в 1892 годах.
       В 1918 году монастырь постигла участь большинства российских обителей. В июне 1918 года, согласно сообщениям советской печати, настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли. Последним настоятелем монастыря 7 октября 1918 года был назначен архимандрит Феофан (Березкин), впоследствии епископ, который скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря и был похоронен на кладбище деревни Колоцкое.
       До 1934 года Успенский собор служил приходским храмом для двенадцати окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. В 1932 году все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей, а в 1934 году и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы не известна.

Престол Успенского собора


       Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, потом военно-прачечный отряд. Храм перенес пожар и постепенно приходил в ветхость. После войны в стенах обители размещались сельская школа, родильный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями.
       Ушла из Колоцкой обители древняя святыня, но Божия Матерь не оставила это святое место. В 1993 году монастырь начал возрождаться – вначале как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, а с 1997 года – как самостоятельная женская обитель.
       27 июня 1998 года из Москвы в монастырь был принесен список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Само появление этого списка в Успенской обители было чудесным. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, старший научный сотрудник НИИ киноискусства в Москве, завещал дочери Елене после его смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно. Они планировали заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обители. Однако первым монастырем, который повстречался им на Можайской земле, оказался именно Колоцкий. Рафик с иконой въехал в обитель под звон колоколов – звонили к всенощному бдению, которое в тот день началось несколько позже обычного.

Чтение Акафиста перед чудотворным
образом Божией Матери

Ильинский придел Успенского собора

       Икона была торжественно встречена насельницами обители, служащим священником, прихожанами и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Было совершено торжественное богослужение в честь иконы Божией Матери наряду с воскресным всенощным бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной литургии, вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был совершен молебен с водоосвящением.
       Поначалу привезенный образ был принят за подлинник. Трудно было поверить, что это не сама чудотворная икона, так как после ее появления в монастыре насельницы сразу же ощутили помощь Царицы Небесной. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Вскоре по молитвам у иконы стали совершаться исцеления.
       История этого чудотворного списка Колочской иконы, который датируется концом XIX века, такова. Прадед Владимира Петровича Михайлова, Дмитрий Андрианович Андрианов, был церковным старостой в селе Колоцкое. Осталось неизвестным, кто написал икону и каким образом она попала к Дмитрию Андриановичу.
       Затем икона хранилась у потомков Д. А. Андрианова: сначала у его сына Василия, а потом у внучки Александры. Она завещала икону своему племяннику Владимиру, после смерти которого икона была передана в Успенский Колоцкий монастырь.
       Сегодня в монастыре хранятся четыре Колочские иконы Божией Матери. О первой мы только что рассказали. Вторая долгое время хранилась в храме во имя святого Илии Пророка в Можайске, а третья икона была подарена обители одной из прихожанок.
       Еще один небольшой образ Пресвятой Богородицы был принесен в дар насельницам обители в нынешнем году перед празднованием в честь Колочской иконы Божией Матери. Однако чудотворения и исцеления наблюдаются только от одной иконы – привезенной из Москвы.


Настоятельница Успенского Колоцкого монастыря
монахиня Амвросия (Гавринева)

Во время посещения семейного детского дома
в селе Мышкино

       Списки иконы отличаются от оригинала. Явленная икона Божией Матери представляла собой складень, на затворах которого были изображены святой пророк Илия и Святитель и Чудотворец Николай. На списках же изображены и другие святые: Иоанн Предтеча, Симеон Богоприимец, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Авраамий Смоленский и Пафнутий Боровский. Предполагается, что эти святые были приписаны при поновлении иконы в 1611 году и впоследствии стали изображаться на списках.
       В 2003 году чудотворный список был перенесен из домового храма в Успенский собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте. Перед иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры обители совершают Акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной литургией – молебен с чтением Параклисиса.


       Велика была вера русских людей во всемогущую помощь Пресвятой Богородицы, потому и были от иконы «везде безчисленные и непостижимые чудеса». Чудеса совершаются и по сей день. По молитвам у чудотворной Колочской иконы Божией Матери исцеляются заболевания рук, ног и головы, глазные болезни, помогает она будущим матерям и тем женщинам, которые хотят, но по причине нездоровья не могут иметь ребенка.
       Устное предание гласит о том, что из-под корней дерева, на котором явилась чудотворная икона Божией Матери, забил целебный источник. К этому источнику в день празднования в честь иконы ежегодно совершался крестный ход.
       Дерево это просуществовало до самой революции. Затем его срубили, а источник не раз пытались закопать, но благочестивые люди регулярно расчищали его. Надкладезная часовня на источнике была разрушена.

Крестный ход в день празднования в честь
Колочской иконы Божией Матери


Освящение воды на источнике
22 июля 2006 года

       Ныне традиция совершения ежегодного крестного хода к чудотворному источнику в день празднования в честь Колочской иконы Божией Матери возобновлена. На источнике вновь возведена деревянная надкладезная часовня. Зимой вода в нем не замерзает, а летом не становится теплее (ее температура круглый год +3оС), на вкус она немного сладкая.
       По свидетельству очевидцев и старожилов, вода из святого источника исцеляет болезни глаз, заболевания кожи, полиартрит, остеохондроз. Также вода из источника облегчает верующим душевные скорби и недуги.
       В 2001 году было совершено первое богослужение в зимней части Успенского собора, в правом приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая, в 2002 году был восстановлен левый, Ильинский придел. Но центральный алтарь в честь Успения Божией Матери до сих пор остается недействующим. Нет иконостаса, для восстановления которого требуется значительная сумма денег.
       По-прежнему в руинах находится монастырская стена с башнями и игуменский корпус, в котором накануне Бородинского сражения 1812 года располагался штаб князя М. И. Кутузова.
       В настоящее время в обители проживают пятнадцать сестер, которые несут различные, в основном сельскохозяйственные послушания.
       У монастыря имеется свое подсобное хозяйство: огород, коровник, птичник, фруктовый сад. Есть даже своя пасека, правда, пока небольшая, но так приятно 14 августа, в Медовый Спас, освящать свой ароматный, золотисто-янтарный мед.



Монастырские послушания

       На территории находятся четыре старинных пруда. Один из них носит название Святой пруд. По преданию, его ископал по послушанию один монах Колоцкого монастыря. Вода в нем очень чистая, даже не дает накипи. Нынешней весной сестры запустили в пруд рыбу, и уже осенью на трапезе попробовали первый улов.
       Трудно приходится сестрам – хозяйство большое, а рабочих рук мало. Но Божия Матерь не оставляет их Своей помощью. Находятся люди, которые хотят помочь возрождению обители своими трудами. В летнее время сюда приезжают паломники, желающие потрудиться во славу Божию.
       Уже много лет сестры монастыря вместе со служащими здесь священниками оказывают помощь воспитанникам Уваровского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. 22 июля 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Видновский Тихон освятил в Уваровском детском доме домовую церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
       С этого времени в домовом храме при интернате священники, служащие в монастыре, – иерей Вячеслав Иголкин и иеромонах Евфимий (Гончаров) периодически совершают Божественную литургию, причащают больных детей Святых Христовых Таин, служат молебны с водоосвящением.

Молебен в Уваровском детском доме

Иерей Вячеслав Иголкин
в Уваровском детском доме

       В праздники матушка с сестрами посещают детский дом, дарят детям подарки. И воспитанники детского дома всегда с радостью откликаются на просьбы сестер помочь в хозяйственных работах или уборке территории.
       Два года подряд, в 2005 и 2006 годах, на территории монастыря располагался детский православный трудовой лагерь: в первый год в нем жили около шестидесяти детей из города Одинцово, а в нынешнем году – около сорока.
       В обители есть православная библиотека, где помимо исторических материалов имеются видеокассеты о житиях святых, о православных храмах, ими пользуются не только сестры, но и многие прихожане.
       Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года настоятельницей Успенского Колоцкого женского монастыря назначена монахиня Амвросия (Гавринева).

Обращение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
к главе администрации Можайского района В. В. Насонову
27 июля 2006 года

       Обитель часто посещают экскурсии из разных городов России. Сестры тепло встречают гостей, рассказывают им об истории этого святого места, нередко угощают чаем или даже обедом.
       В 2013 году святая обитель будет отмечать свое 600-летие. Мы надеемся, что боголюбивые читатели, все, кто любит свое отечество, кому дорога наша славная история, не останутся к ней равнодушными.
       Колоцкий монастырь с благодарностью примет любую помощь от тех, кто захочет принять посильное участие в возрождении этой древней святыни.

Во время визита митрополита Крутицкого
и Коломенского Ювеналия в обитель
27 июля 2006 года

Инокиня Фотиния (Тамуленок)

Наши реквизиты:
Православная религиозная организация – Успенский Колоцкий женский монастырь
Рузское ОСБ 2577 г. Руза ИНН 5028017892
КПП 502801001
Р/с 40703810640370172082 СБЕРБАНК РОССИИ
г. Москва
Кор. cчет 30101810400000000225 БИК 044525225
143251, Московская область, Можайский район, п/о Александрово, село Колоцкое, монастырь