ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
3-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Сергия (Чашина)
во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии

       В заседании Священного Синода 26 декабря 2006 года архимандриту Сергию (Чашину), клирику Владивостокской и Приморской епархии, определено быть епископом Уссурийским, викарием той же епархии.

Преосвященный Сергий, епископ Уссурийский

       14 февраля 2007 года, в препразднство Сретения Господня, в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Сергия (Чашина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии.

       Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Владивостокский и Приморский Вениамин, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Абаканский и Кызылский Ионафан, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Шаргородский Пантелеимон, Дмитровский Александр, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Магнитогорский Феофилакт.
       При наречении во епископа архимандрит Сергий (Чашин) произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Промыслом Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и определением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь ныне к великому служению в сане епископа. Осознавая, как ответственно это служение, смиренно преклоняюсь перед ним, ибо епископ есть преемник святых апостолов, а каков был их путь, нам хорошо известно из Священного Писания.

Речь архимандрита Сергия при наречении во епископа

       Глубокие переживания охватили меня, когда мне стало известно, что Господь призывает меня на высокое служение Своей Святой Церкви. Анализируя свою жизнь и задумываясь над ней, с великим сомнением и страхом сознавая свое недостоинство, исповедую перед вами, святители Божии, мою душевную тревогу, мои грехи и недостатки. В то время, когда уже Жених грядет в полунощи (см.: Мф. 25, 6), чтобы сотворить обитель у меня (см.: Ин. 14, 23), когда вижу чертог Спасов украшенный, но стыжусь, что одежды не имею, дабы войти в него, мне из самых глубин моего сердца неудержимо хочется воскликнуть словами первоверховного апостола Петра: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8).
       Увы, что могу сказать о себе хорошего? Мне, недостойному, нечем похвалиться, разве только моими немощами. Но надежда на неизреченную милость Божию умеряет страх моей души, и вспоминаются утешительные слова, сказанные Господом пророку Исаии: Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог Твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9–10).
       Верю, что это избрание является для меня определением воли Божией, с благодарением приемлю этот Божественный дар и нимало вопреки глаголю.
       В эту трепетную минуту своей жизни хочу земно поклониться моей дорогой и нежной матушке. С самого раннего детства она воспитывала нас, своих детей, в любви к Богу, Матери-Церкви, в трудолюбии, неустанно заботясь о том, чтобы мы росли добрыми, честными, богобоязненными православными христианами. Наша мама прививала нам дух ревностного исповедания Христа, чувства сострадания и любви к ближним, всей своей жизнью являя пример мужественного терпения скорбей и крепкого стояния в Православии. Духовное возрастание нашей семьи проходило на родине, в Мордовии. В Иоанно-Богословском соборе Саранска мы познавали красоту православного богослужения и духовной жизни.
       После празднования 1000-летия Крещения Руси наступили благоприятные времена и для нашей, тогда еще Пензенско-Саранской епархии. Стали открываться и реставрироваться храмы и монастыри, и наша семья переехала поближе к Троице-Сканову монастырю Наровчатского района Пензенской области, где я имел радость общения с духовником этой обители архимандритом Модестом (Кожевниковым) и ее насельницами. Именно там Господь показал мне величие, глубину и благодатную сладость монашеского жития.
       С детских лет я часто совершал паломничества к мощам Преподобного Сергия Радонежского, в его обитель Живоначальной Троицы, и духовно окормлялся у братии святой Лавры. Это во многом определило мою дальнейшую жизнь.
       В стенах Московских Духовных школ мне посчастливилось познакомиться с известным богословом – протоиереем Борисом Пушкарем. В 1991 году я и предположить не мог, что пройдет всего один год и этот священник, мой учитель, станет для меня самым близким и родным человеком. Прошло четырнадцать лет с тех пор, как новохиротонисанный епископ Владивостокский и Приморский Вениамин и я, совсем юный студент-семинарист, прибыли на берега Тихого океана. Здесь, в богоспасаемом граде Владивостоке, от десницы своего любимого архиерея я принял монашеский постриг и удостоился благодати диаконства и священства.
       С первых дней Владыка Вениамин доверил мне ответственные послушания секретаря Епархиального управления, проректора Духовного училища и настоятеля Успенского храма во Владивостоке. Сыновне благодарю своего Преосвященного авву, архиепископа Вениамина, за любовь, заботу и доверие, которыми он окружал меня все эти годы. Искренне надеюсь, что и в дальнейшем его мудрое водительство поможет мне достойно проходить епископское служение.
       Ваше Святейшество! С чувством благодарности преклоняюсь перед Вами за первосвятительское внимание и любовь, которые Вы проявляли ко мне на протяжении многих лет, за ту высокую честь и доверие, которые Вы и Преосвященные члены Священного Синода оказали мне, избрав меня епископом Русской Православной Церкви.
       Молитвенно призываю в помощь Пресвятую Богородицу, святителей, мучеников, подвижников – всех святых, чтобы их предстательством и Вашими молитвами Господь отвратил лице Свое от грехов моих и изгладил беззакония мои (Пс. 50, 11), сподобил со смирением понести возложенный на меня крест, чтобы дар любви Христовой, сострадательной любви к людям стал для меня истинным залогом жизни, дабы на исходе моих дней и мне произнести вслед за апостолом: Ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21, 16).
       Ваше Святейшество, святители Божии, к вам обращаюсь я с усердной просьбой: в великую минуту моей Пятидесятницы, при возложении рук ваших вознесите ваши святые молитвы, чтобы мне быть примером для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы непосрамленному предстать мне перед Престолом Божиим и наследовать Жизнь Вечную вместе с избранными Божиими. Аминь».


       15 февраля, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин архиерейской хиротонии архимандрита Сергия (Чашина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии.

Хиротония архимандрита Сергия

       Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, архиепископы Благовещенский и Тындинский Гавриил, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Владивостокский и Приморский Вениамин, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Абаканский и Кызылский Ионафан, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Шаргородский Пантелеимон, Дмитровский Александр, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Магнитогорский Феофилакт.
       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Сергию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Сергий!
       Дивным Промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода призван ты на великое святительское служение. Вместе со всеми архиереями Русской Православной Церкви, твоими рукоположителями, поздравляю тебя с новым высоким званием и молитвенно желаю, чтобы Утешитель Дух Святой укрепил твои силы и утвердил твой дух в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви.
       Пастырским своим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина, ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры и молитвенного подвига.

Вручение архиерейского жезла

       В эти мгновения церковного торжества обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа, и на само Таинство хиротонии. Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в тот день собрались святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 3–4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов, исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31, 3).
       Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности, изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдания – все, что им пришлось испытать в своей жизни, они вменяли в ничто, стремясь к святой цели. Ради нее они презрели и всю славу мирскую. «Для меня жизнь – Христос, – говорит апостол, – а смерть – приобретение» (Флп. 1, 21).
       Упоминая о своих подвигах, апостол Павел говорит, что «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Не личная выгода и преимущества, не честь и слава ждет тебя, а самоотверженное служение благу пасомых, до готовности «положить жизнь за овец» (Ин. 10, 11).
       Помни о терпимости апостола Павла, о его готовности всегда учитывать особенности общественного и личного положения, свойства характера и даже национальные различия тех, кто внимал его проповедническому слову. Зная о многобожии язычников афинян, святой апостол Павел держит к ним речь о неведомом Боге (Деян. 17, 23). «Будучи свободен от всех, – говорит апостол, – я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9, 19–22). Это снисхождение к пасомым святой апостол объясняет высокой целью – достижением спасения этих людей, приобретением их для Церкви Христовой: «Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9, 23).
       «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), – заключает апостол. И от нас, продолжателей труда святых апостолов, требуется та же готовность отдать все свои силы делу благовестия Христовой истины, то же забвение себя ради святых задач епископского звания. Отныне жизнь твоя – в жизни данной тебе Богом паствы, в ее помыслах, скорбях и радостях. Преобладающая из всех твоих забот, исключительная по важности, – устроение жизни паствы по заповедям Христовым, руководство ее ко спасению, насаждение Христовой правды. По этому пути епископ идет вперед, подавая пример своей пастве, которая идет за ним, по следам его. Для этого и вручается тебе посох как символ управления паствой на этом спасительном пути.
       Но чувствуешь ли ты вместе с нами, как нелегко достигнуть этой высокой цели? Полученная нашим обществом свобода многими незрелыми умами понята ложно и превратно, как разрешение свободно и безнаказанно творить грех. К тому же множество лжепастырей, лжеучителей, лжеапостолов, лжевождей зовут чад Божиих в свою ограду; на наших глазах раздается призыв искать Христа где-то в другом месте или не искать Его вовсе. Увлекаемые лжеучениями, многие остановились на распутье, а иные откликаются на тот голос, который кажется заманчивее. Надо ли доказывать тебе, что нам предлежит ныне особая бдительность о вверенной нам пастве, сугубая ревность об охранении ее от расхищения, об утверждении ее в православном уповании? Это, надеюсь, ты осознаешь и переживаешь вместе со всеми нами.
       Тяжесть архипастырского делания увеличивается еще и тем, что Господь указал тебе трудиться на одной из окраин нашего отечества. Дальний Восток – край, богатый многими Божиими дарами, край, где соседствуют древние культуры и цивилизации, край многочисленных религиозных верований, различного уклада жизни и быта. Сколько апостольской терпимости требуется иметь в этих условиях православному епископу, чтобы показать Небесную правду одним, величие Православия – другим, неодолимость Церкви Христовой – третьим. Помни: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56).
       Приходить ли тебе в смущение и уныние от трудностей епископского служения? Да не будет сего. «Мы же не из колеблющихся на погибель, – говорит святой апостол Павел, – но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10, 39). Прими этот жезл правды, жезл силы и, опираясь на него, бодро иди по пути спасения и так же уверенно веди по нему паству, которую тебе придется окормлять по благословению правящего архипастыря. А теперь благослови народ Божий, который молился о тебе за твоей хиротонией в этом святом соборном Храме Христа Спасителя».

Первое архипастырское благословение

* * *

       Архимандрит Сергий (в миру – Николай Николаевич Чашин) родился 19 июня 1974 года в поселке Комсомольском Чамзинского района Мордовской АССР, в семье служащих. В 1991 году окончил среднюю школу в поселке Наровчат Наровчатского района Пензенской области.
       16 марта 1993 года епископом Владивостокским и Приморским Вениамином пострижен в монашество с именем Сергий, в честь Преподобного Сергия Радонежского. 7 апреля 1993 года тем же Преосвященным архипастырем рукоположен во диакона, а 17 февраля 1996 года – во пресвитера.
       С 9 августа 1993 года по настоящее время несет послушание секретаря Владивостокского Епархиального управления. С 1 сентября 1995 года по настоящее время является проректором Духовного училища Владивостокской епархии. С 2 апреля 1997 года по настоящее время служит настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы во Владивостоке.

       В 2000 году возведен в сан игумена, в 2005 году – в сан архимандрита.
       В 2003 году окончил Московскую Духовную семинарию. В настоящее время учится на IV курсе Дальневосточного государственного университета по кафедре теологии и религиоведения.

Участники хиротонии (крайний справа – епископ Сергий)