ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
3-2007

ПРОПОВЕДЬ

Поучение преподобного Исаака Сирина о посте и бдении

       Кто в течение своей жизни любит беседу с этой четой, тот бывает другом целомудрия. Как началом всему худому служит упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающее блудную похоть, так святой путь Божий и основание всех добродетелей – пост, бдение, бодрствование в службе Божией. Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. Как здоровым глазам свойственно желание света, так посту, соблюдаемому с рассудительностью, свойственно желание молитвы.
       Как только кто начнет поститься, уже с того времени желает умом своим прийти в собеседование с Богом. Ибо тело постящееся не терпит, чтобы целую ночь проспать на постели. Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помысл его поучается в умилении, сердце его источает молитву, и срамные помыслы далеки от него, враг он похотений и суетных бесед. Никто никогда не видал, чтобы рассудительный постник стал рабом худого вожделения.
       Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данной нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. Но в чем состояло первое поражение, с того начинают подвижники преуспевать в страхе Божием, как скоро начнут хранить закон Божий.
       С этого начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. По крещении Дух извел Его в пустыню, и постился Он там сорок дней и сорок ночей. Подобно и все, исходящие во след Спасителя, на сем основании утверждают (полагают) начало своего подвига, потому что пост есть оружие, уготованное Богом. И если кто нерадит о нем, не будет укорен за это? Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? Потому-то до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества, но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был Вождем и Первенцем этой победы, чтобы на главу нашего естества возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и вспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается... Какое оружие сильнее, чем пост ради Христа, подающий дерзновение сердцу на брань против лукавых духов?.. Пост напоминает стяжавшему его заповеди Духа. Он есть посредник ветхого закона и благодати, данной нам Христом. Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей и воюющему с ним дает случай к победе, так как нагим и безоружным исходит на подвиг, а потому явно, что выйдет из борьбы без победы, ибо члены его не облеклись в теплоту алчбы в посте.
       Таков пост. Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов сретить и отразить все лютые страсти... Аминь.
      
       Слова духовно-подвижнические святого отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийскаго, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. Слово 21-е. М., 1854. С. 100–103. Печатается в сокращении.