ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
4-2007

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Из истории иконографии святителя Московского Макария

       Пережив Смутное время, Россия постепенно начинает возрождаться. Свидетельством этого является начавшееся каменное строительство в русских городах. Так, например, в 1620 – 1621 годах в Ярославле строится храм Святителя и Чудотворца Николая, называемый храмом Николы Надеина. Его строителем был купец Епифаний Андреевич Светешников, которого в обиходе называли Надея. Это имя вошло в название выстроенного им храма1. Росписи ярославского храма Николы Надеина были выполнены в 1640 – 1641 годах. Возглавлял артель, которая расписывала храм, Иоаким Елепенков. На южной стороне церкви указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе»2.

       Как отмечает А. И. Успенский, «расписывали Николо-Надеинскую церковь лучшие в то время художественные силы Оружейной палаты»3. Ниже он замечает: «Николо-Надеинские фрески являются великолепным памятником, характеризующим письмо царских иконописцев первой половины XVII века»4. Предполагается, что москвичи во главе с нижегородцем Иваном Муравьем выполнили «росписи нижних ярусов центрального храма»5. В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палешан.
       Тематика стенных росписей в Никольском храме – прославление Святителя Николая и его чудес. Наряду с греческими событиями в росписях представлены сюжеты о заступничестве Святителя Николая в славянских землях. «Третий “исторический” ярус открывает история царевича Стефана (Стефан Дечанский, правитель Сербии, живший в XIV веке)»6. Представлены здесь и события русской истории. «Наиболее примечательным в третьем ярусе росписи является последний цикл композиций – “чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Исторические факты, лежащие в основе Ругодивского чуда, относятся к событиям 1558 года – первого года Ливонской войны»7. Можно говорить, что перед началом работ по росписи храма мастера-иконописцы во главе с И. Муравьем несомненно изучали исторические материалы с целью выявления чудес Святителя Николая. О Стефане Сербском они могли узнать из Хронографа, а о нарвских событиях – из Никоновской летописи и Степенной книги.

       В 1558 году, когда велась Ливонская война, летопись сообщает о взятии русскими войсками Ругодива, нынешней Нарвы. Штурм начался с пожара в осажденном городе. Некий «немчин» стал варить себе пиво, а для растопки хотел использовать две православные иконы: Божией Матери и Святителя Николая с другими святыми. В результате этого кощунства начался пожар, вызвавший штурм города русскими воинами, что привело его к падению8.
       Образ Святителя Николая9 был обнаружен русскими ратниками невредимым. Царь Иоанн Грозный повелел архиепископу Новгородскому послать в Нарву «архимандрита Юрьевскаго и протопопа софейского, и велел город освящати во имя Божие»10. Это же духовенство архиепископ Новгородский Пимен направил затем в Москву для сопровождения ругодивских икон – Одигитрии и Святителя Николая11, «их же постретиша со кресты Преосвященный Макарий, Митрополит всея Руси, со всем освященным Собором»12.

       Эти исторические события нашли в XVII веке отражение в храмовой росписи церкви Николы Надеина в Ярославле. Три сюжета нижнего яруса росписей на северной стене, начиная от северо-западного угла, посвящены «ругодивским» событиям13. Первый сюжет фрески ругодивской тематики, где изображено надругательство над образом Святителя Николая, опубликован Е. А. Федорычевой14. На нем, в отличие от других клейм, на голубом фоне вверху заметны остатки надписей. Внизу изображен пивовар, который собирается положить икону Святителя Николая в огонь под котлом. Несколько выше слева – предшествующее деяние: он разрубает икону топором.

       Следующий сюжет – обретение чудотворных икон русскими ратниками. Вверху слева – группа лиц, один из них держит оплечный образ Божией Матери. В группе людей справа – ближний к центру держит горизонтально длинную икону, на которой слева направо изображены Святитель Николай, святой Власий и безмездники Косма и Дамиан. Внизу слева, внутри стен города, человек в согбенной позе, очевидно, ищущий икону. Симметрично ему справа – фигура в лежачем положении с согнутым локтем, с ладонью у щеки – очевидно, несчастный пивовар.

       Наконец, в третьем сюжете мы видим принесение икон в Москву и встречу их Предстоятелем Церкви и главой государства. Очевидно, первое описание данных фресок принадлежит А. И. Успенскому. Он говорит о третьем сюжете: «Дальше на следующей фреске, направо, около города с башнями и стенами, – старец и молодой князь в княжеских одеждах. Епископ в саккосе и омофоре в правой руке держит кадило, а в левой – Евангелие. К князьям и архиерею направляются толпа людей и два пресвитера с иконами. Сзади – горы, оживленные по местам растительностью»15. Е. А. Федорычева пишет о третьем сюжете: «Чудесно спасенные ругодивские иконы были перенесены в Москву и торжественно встречены в Кремле царем и Патриархом»16. В летописи говорится об этом: «...а на Москве царь и Митрополит со всем Священным Собором и с боляры и всенародное множество... стретоша за градом»17.

       Слева с оплечной иконой Божией Матери изображен архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей и двое других духовных лиц, которые держат икону со святыми угодниками. Они изображены на фоне горок. Справа – их встречает святитель, исходящий из града. Правее его – государь с сыном-отроком, а сзади – множество народа. Митрополит Макарий в кресчатом зеленом саккосе, белом омофоре с крестами и красном подризнике. На голове у него древнерусская «шапка», в левой руке он держит Евангелие, а правой совершает каждение подносимой иконы18.
       Митрополит Макарий особо чтил Святителя Николая19. При нем в Москву в 1555 году был принесен Великорецкий образ Святителя, который он «поновлял, бе бо иконному писанию навычен»20. В заложенном в Москве в память взятия Казани многопридельном храме Покрова на рву (храм Василия Блаженного) был устроен придел в честь Великорецкого образа.
       О принесении в Москву икон из Нарвы известно меньше. Данное историческое событие нашло отражение в литургической жизни Русской Церкви. «Празднование перенесения икон из Ругодива не нашло отражения в Чиновнике столичного храма, но известно по письменным памятникам, происходящим из Иосифо-Волоколамского монастыря. Богослужебный сборник XVI века, в котором последние страницы содержат службу “пренесению Пречистыя образа из немецкаго града Ругодива в царствующий град Москву”, свидетельствует о местном праздновании чудотворных ругодивских икон. В нем сохраняется связь с пребыванием икон в Москве, так как служба предназначена для 9 августа – день принесения ругодивских икон в Москву из Новгорода в 1558 году»21.
       Изображение святителя Макария встречается в росписях и других русских храмов. Следует назвать роспись XIX века в Благовещенском соборе в Казани, где изображено посвящение архиепископа Гурия, первого Казанского святителя, в 1555 году22. Ярославская фреска в храме Николы Надеина изображает событие, происшедшее три года спустя. Будучи написанной в позднее время, она, однако, в своей основе восходит к 40-м годам XVII века, точно повторяя первоначальный вариант. Это замечательная информация о событиях XVI века и дополнительный штрих к иконографии святителя Макария.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. С. 26, 29. О храме см. также: Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2005. С. 139–144.
       2 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2003. С. 208; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1916. Т. 4. С. 58. См. также: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 110.
       3 Успенский А. И. Указ. соч. С. 60.
       4 Там же.
       5 Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. С. 36. Об иконописце И. Муравье см.: Кочетков И. А. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2003. С. 433.
       6 Федорычева Е. А. Образ святого Николая Чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле // Краеведческие записки. Материалы VIII и IX Тихомировских чтений. Ярославль, 2005. Вып. 8. С. 445.
       7 Там же.
       8 Канн П. Я. Нарва. Страницы истории города. Таллин, 1979. С. 42–43; М. Маханько пишет: «Для Москвы и ее имперских мечтаний было важно также, что завоевание Ругодива произошло 11 мая, в день обновления Царьграда. О важности этой символической ассоциации с Константинополем свидетельствует еще одна реликвия, связанная с Ругодивом и хранившаяся в Москве. По одному из поздних Чиновников Успенского собора, среди реликвий упомянут «крест царя Константина, что под Ругодивом в полон взят в первый поход» (Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение // Искусствознание. М., 1998. № 1. С. 117–118).
       9 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 296; Об этом же говорит новгородский богослов-полемист инок Зиновий Отенский в Похвальном слове на обретение святых мощей святителя Никиты Новгородского (Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. С. 332–333).
       10 ПСРЛ. Т. 13. Ч.1. С.285.
       11 ПСРЛ. Т.13.Ч.2.С.305. См. также: Макарий (Веретенников), архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. №1 (35). С.100; Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Макарий – почитатель Святителя Николая Чудотворца // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256–257.
       12 ПСРЛ, СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 659.
       13 Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. С. 92. Табл. 9. С. 99.
       14 Федорычева Е. А. Указ. соч. С. 34. Илл. 23.
       15 Успенский А. И. Указ. соч. С. 67–68.
       16 Федорычева Е. А. Образ святого Николая Чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле... С. 445; Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. С. 50.
       17 ПСРЛ. СПб., 1848 Т. 4. С. 310.
       18 Архимандрит Варфоломей настоятельствовал в Юрьевом монастыре в 1558–1564 годах (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 45). Одновременно с чудотворными иконами в Москву были принесены «шапка» святителя Иоанна Златоустого и ризы епископа Новгородского Никиты (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. С. 159).
       19 Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Макарий – почитатель Святителя Николая Чудотворца // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 251–262.
       20 ПСРЛ. Т. 13. Ч.1. С.254.
       21 Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение // Искусствознание. М., 1998. № 1. С. 129.
       22 Макарий (Веретенников), архимандрит. Иконография Митрополита Макария (Памятники Казанской епархии) // Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IХ Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 37–38.

Архимандрит МАКАРИЙ (Веретенников)