|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2007 |
ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ
Беседа с Предстоятелем Православной Церкви в Чешских землях и Словакии
Блаженнейшим Митрополитом Христофором
Предлагаем вниманию наших читателей беседу с недавно избранным Предстоятелем Чешских земель и Словакии Блаженнейшим Митрополитом Христофором.
С Владыкой Христофором, доктором теологии и доктором философии, побеседовала Елена Филипович из России, автор книг и статей о судьбах прихожан православных храмов Праги – Святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы и о самих этих храмах.
– Блаженнейший Владыка, сравнительно недавно мне довелось познакомиться с истоками Православия в Моравии и Чехии. Мало кто знает у нас об этих давно минувших славных началах Православия у славян. Да и в самой Чехии многие считают Православие пришедшим из России. А ведь корни его, Кирилло-Мефодиевские, заложены были именно здесь, у вас, когда по просьбе князя Ростислава в 863 году к вам посланы были с этой миссией из Византии два великих брата.
– Отвечая на Ваш вопрос, хотел бы отметить, что древние славяне на территории Чехии были знакомы с христианством еще до прихода сюда солунских братьев. Первые упоминания о крещении на реке Резна относятся к 845 году. Значение миссионерского труда святых братьев Кирилла и Мефодия заключается не только в том, что они пришли проповедовать христианство, а в том, и это главное, что они первыми в этой стране перевели Святое Евангелие и богослужебные тексты на славянский, родной для жителей этих земель язык, письменность которого они, святые братья, разработали (глаголица, кириллица). Поэтому их мы почитаем равноапостольными. В период формирования народного самосознания необходима была духовная, нравственная поддержка, и народ ее имел именно в слове, провозглашенном на их родном языке.
– Владыка, Вы недавно были избраны на высокий пост Предстоятеля Церкви, и мы очень рады за Вас. Пожалуйста, расскажите о начале своей работы.
– Избрание меня главою Церкви я понимаю как проявление Божией воли и милости к моему недостоинству. Я бережно перенял то, что оставили мои предшественники: и святой мученик епископ Горазд*, и Владыки Елевферий (Воронцов) и Иоанн (Кухтин), незабвенной памяти Владыка Дорофей и недавно почивший Владыка Николай. Знаю, что они не оставляют меня своей поддержкой в этой земной жизни. Чувствую большую ответственность, возложенную на меня, и ощущаю помощь простых людей. А что касается административной деятельности, то она такая же, как и везде.
– А какова специфика служения Предстоятеля?
– В любом сане это прежде всего молитва и пастырское делание. А еще в качестве Первосвятителя я посещаю все Поместные Церкви. Уже был в Константинополе, в Иерусалиме, в Москве. Трудно ли путешествовать? Интересно! Особое духовное наслаждение получаю от совместной службы, например в Храме Христа Спасителя в Москве или в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме.
– Каково современное состояние Православия в Чехии и Словакии? Сколько здесь православных центров, церквей? Есть ли православные монастыри? Где и как готовят священнослужителей? Строятся ли новые храмы? Откуда берутся средства? Кто вообще содержит православные храмы и священников?
– Как и Россия, мы пережили годы тоталитаризма. Как вы знаете, в период Второй мировой войны Чешская Православная Церковь была под запретом**. Сложным был и последующий период... Однако истинная вера не исчезает. Огонь есть, пока тлеет хоть искорка. А таких искорок у нас было много. Наша Церковь состоит из четырех епархий: две в Чехии, две в Словакии. Приходов в Чехии вместе с филиальными храмами около ста, монастырей – семь. А в Словакии на конец 2005 года было зарегистрировано около двухсот восьмидесяти приходов. Сейчас мы работаем там и над восстановлением монастырской жизни.
Многие наши священники получили образование в Московских и Санкт-Петербургских Духовных школах. В настоящее время несколько студентов из Чехии и Словакии обучаются в МДАиС. В городе Прешове (Словакия) у нас есть Духовная семинария, а в Прешовском государственном университете имеется богословский факультет, где обучаются студенты не только из Чехии и Словакии, но и зарубежные.
Большинство православных храмов нашей Церкви были построены до Второй мировой войны знаменитым архимандритом Андреем (Коломацким) на средства простых верующих людей. В семидесятые годы прошлого века государством была оказана весомая поддержка в постройке Духовной школы и ремонте храмов на территории Словакии. Вообще государство по мере возможностей помогает нашей Церкви.
– Есть ли проблемы в работе с детьми?
– В Словакии основы богословия (Закон Божий) преподают в обычных школах. Ученику дается выбор, что посещать – основы богословия или этику. И еще имеется возможность выбора конфессии: православной, католической и т. д. А в Чехии, как и у вас в России, Закон Божий в общеобразовательных школах не преподают, но при храмах имеются воскресные школы. Например, воскресная школа при храме святого великомученика и Победоносца Георгия на территории Посольства Российской Федерации тесно сотрудничает с общеобразовательной посольской школой. К праздникам Рождества и Пасхи ребята всегда готовят праздничное представление.
Разговаривая с Блаженнейшим Владыкой о детях, я заметила, как он радостно оживился. Вырастить из ребят настоящих православных граждан, то есть людей, живущих по своим особым моральным правилам, людей, неподвластных разрушительной силе окружающей повседневности, – это его мечта, подкрепляемая конкретными деяниями. В Прешовском университете, где он, доцент, преподает историю местных церквей и социологию, готовят не только священников, но и высококвалифицированных богословов-учителей. Работе с детьми, учительству Владыка Христофор посвящает много личного времени. По его инициативе свершаются паломнические поездки детей по святым местам не только Чехии и Словакии, но и других стран.
– Блаженнейший Владыка, по какому календарю празднуют православные чехи Рождество Христово и Пасху?
– Проблем в праздновании у нас нет. Если вы имеете в виду существование григорианского календаря на канонической территории Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, то скажу следующее: это исторически сложившийся факт. Столетия люди живут по этому календарю. И Церковь ничего не меняла. В храмах, куда ходят в основном православные чехи, Рождество Христово и Новый год празднуются по новому стилю, то есть по григорианскому календарю. И на это в свое время, при провозглашении автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году, было получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Ну а в остальном служба ведется по старому стилю. Пасха также празднуется нами по юлианскому календарю.
– Вы, Владыка, одинаково хорошо служите Литургию на старославянском и греческом, выступаете с проповедями на чешском, русском, греческом, немецком языках. Обязательно ли знание этих языков для всех священников, служащих в православных храмах Чехии?
– Конечно же нет. Но наша Церковь многонациональная. У нас служат священники разных национальностей. Поэтому знание нескольких языков для нас обычное явление.
От себя замечу: приехавшие в Чехию люди из бывшего Советского Союза – русские, украинцы, белорусы, русины, армяне, грузины, равно как и люди других национальностей, принявшие в Чехии Православие, дружат между собой и с чехами. Так, исконно русскую церковь Святителя Николая в Праге посещают не только русские, но и чехи, украинцы и другие. Также и в чешскую православную церковь не одни только чехи приходят. И в каждой из этих церквей можно исповедаться на своем родном языке, батюшки вас поймут.
– Популярны ли у вас паломнические поездки? Свершаются ли молебны на местах, где священствовали славные провозвестники Православия Кирилл и Мефодий?
– Мы совершаем паломничества не только на территории нашей страны. Мы имеем возможность посещать святые места в Италии, Греции, России, Болгарии. Традиционно летом мы посещаем крестным ходом то место, где жил и молился в пещере преподобный Иоанн Пещерник. Его память отмечается в день рождества Иоанна Предтечи Господня. В мае всегда совершаем Божественную литургию на месте первого храма святителей Кирилла и Мефодия в Микульчицах, в Моравии.
Неизменными остаются акафистные службы у мощей святой мученицы княгини Людмилы на Пражском граде. Члены молодежного православного объединения каждый год служат молебны в городе Старый Болеслав святому мученику князю Вячеславу, посещают гору Ржип и Козий городок, связанные с ранней историей Чехии, а также с именами Яна Гуса и Яна Жижки.
– По некоторым источникам, Иероним Пражский, разделивший со своим другом Яном Гусом мученическую кончину, взойдя за правду на костер, принял на Руси Православие. Считает ли его святым мучеником Православная Церковь в Чешских землях и Словакии?
– Как святой мученик Иероним Пражский официально почитается в старокатолической церкви. У нас в некоторых приходах к нему молитвенно обращаются, однако нашей Церковью он не канонизирован.
– В чем отличие старокатоликов от просто католиков?
– Старокатолики являются наследниками тех реформ, которые пытался проводить Ян Гус. Это церковь западного обряда, которая, однако, не признает главенства Папы Римского.
– А какие отношения у вас со священством из других конфессий?
– Отношения у нас хорошие, можно сказать, дружеские. Мы, представители разных христианских конфессий, входим в состав Всемирного Совета Церквей. Много работаем вместе при подготовке новых церковных законов, а также в социальной, как теперь говорят, каритативной сфере: вместе несем служение в больницах, тюрьмах, в армии. В Чехии – 60 процентов атеистов. Просвещая их духовно, мы выполняем еще и миссионерскую работу. Результаты? В Чехии все больше людей становятся православными. Из всех конфессий в Чехии только в православной постоянно увеличивается количество прихожан. По числу прихожан мы занимаем третье место после католиков и Гуситской церкви.
– Блаженнейший Владыка, Вы являетесь Предстоятелем Православной Церкви, которая в отличие от Церкви в России находится не всегда в благожелательном, а порой в откровенно чуждом окружении. Приходится ли Вам защищаться? Как Вы это делаете?
– Мир всегда бывал и бывает неблагосклонен к Православной Церкви. Смиряемся, терпим, учим, молимся. Для того мы здесь, чтобы «врата адовы нас не одолели».
– Из сообщений чешской прессы и телевидения мне известно, что число прихожан в католических храмах постоянно убывает. Содержать костелы становится крайне накладно, особенно для небольших местечек и селений. Чтобы как-то выйти из положения, местные власти сдают костелы – а в Чехии почти все они имеют историческую и архитектурную ценность – в аренду (или продают) частным лицам и фирмам. А как обстоят дела с православными храмами в Чехии и Словакии?
– Если говорить о храмах, точнее о зданиях, используемых под православные храмы, то их не хватает. Особенно это чувствуется в праздники. Храмы переполнены. А относительно числа православных – оно пока неизменно растет. Однако все зависит от демографической ситуации. Это количественная сторона. А если говорить о качестве, то интерес к Православию не уменьшается. Его интенсивность можно ощущать по тому, как много людей иных конфессий или тех, кто не относит себя ни к какой Церкви, приходят на богослужения в православные храмы, задают вопросы, ищут духовную литературу. Мы переводим много русской православной духовной литературы на чешский и словацкий языки. Возможность купить эти книги не ограничивается церковной лавкой. Мы распространяем их по всем книжным магазинам. Благодаря хорошим взаимоотношениям с государственными органами у нас есть возможность распространения Православия также и с помощью радио и телевидения.
– Пожалуйста, расскажите о ваших впечатлениях от празднования 110-летия освящения русского храма в Карловых Варах, Подворья Русской Православной Церкви в Чехии, которое состоялось в июне нынешнего года.
– Это было очень важное и радостное событие для всех православных верующих. История этого храма неразрывно связана с богатой и во многом трагической историей двадцатого века. На знаменитом курорте, куда традиционно приезжало очень много гостей из России, русский храм был создан еще в середине девятнадцатого века. Сначала он находился в приспособленном для этого помещении, затем было выстроено здание, которое с тех пор является украшением Карловых Вар. Здесь несли служение многие замечательные русские священники, окормлявшие не только русскую паству, но и всех православных. Храм пережил трудные годы Первой и Второй мировых войн, потерял свои колокола, но служба в нем не прекращалась. В 1979 году в канонических пределах Чехословацкой Православной Церкви было открыто Подворье Русской Православной Церкви с местом пребывания при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. Настоятелем Подворья был назначен архимандрит Владимир (Иким), ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, который в то время был настоятелем этого храма. С тех пор настоятель Петропавловского храма является и представителем Патриарха Московского и всея Руси в нашей Церкви.
Торжественное празднование юбилея храма в Карловых Варах, на которое прибыли архипастыри Русской Православной Церкви во главе с Высокопреосвященным митрополитом Кириллом, еще раз подтвердило нашу братскую любовь и единение. Мы – братья по вере, православные, и хотим такими и оставаться, ибо твердо веруем и исповедуем, что спасение человека и всего мира – в сохранении чистой и непорочной единой истинной веры, веры православной.ПРИМЕЧАНИЯ
*Святой епископ Горазд (Матфей Павлик) – глава Чешской Православной Церкви, возведенный в сан епископа 25 сентября 1921 года сербским Патриархом Димитрием. 4 сентября 1942 года принял мучения и смерть от рук фашистских палачей.
**За участие в движении Сопротивления: в цоколе пражского кафедрального собора укрывали партизан, боровшихся с германским фашизмом (убивших гитлеровского ставленника, протектора оккупированной Праги) Чешская Православная Церковь была запрещена.