|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2008 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Вехи жизни Тамбовской епархии
ТАМБОВСКИЙ КРАЙ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ЕПАРХИИ
Первопоселенцами Тамбовского края, по некоторым данным, были мордовские племена, известные с VI века. После падения Хазарского каганата из причерноморских степей стали вторгаться половцы. Набеги кочевников вынудили мордву отойти в бассейн реки Мокши под защиту лесов.
Славяне появились в этих краях предположительно около X века, но активное освоение земель началось со второй половины XII века выходцами из Рязани. Они расселились в бассейнах рек Дона, Воронежа, Матыры, Цны и ее притоков Нару-Тамбова, Липовицы, Кариана. Русские люди, жившие в этих поселениях, были христианами. Об этом говорят многочисленные находки археологов, такие, как фрагмент энколпиона (мощевика) с изображением святой равноапостольной Елены, металлические образки, нательные кресты. О жизни христиан на Тамбовской земле в XIII веке свидетельствуют захоронения, обнаруженные при раскопках Никольского городища в Знаменском районе.
Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано татаро-монгольским нашествием. Однако большая часть славян осталась на прежних местах жительства, и лишь после того как в XIV – начале XV века начались массовые набеги татарских орд, территория, некогда населенная русскими людьми, стала приходить в запустение, так как, спасаясь от набегов татар, люди покидали обжитые места и уходили все дальше на север.
Начиная с XVI века русские стали возвращаться на территории в бассейне реки Цны. Первыми туда пришли монахи. Известно, что в 1573 году в Шацком уезде старцем Матфеем был основан Свято-Никольский Чернеев мужской монастырь. Несколько позже было создано еще несколько монастырей: Сергиевская Проломская, Вышенская Успенская, Мамонтовская Никольская, Троицкая пустыни, насельники которых активно вели миссионерскую работу среди местных язычников. |
Грамота епископа Тамбовского и Пензенского Феодосия о возведении в епископский сан, 1761 год Из фонда Тамбовского областного краеведческого музея (ТОКМ) |
|
Изображение Святителя и Чудотворца Николая на пелене, XVI век Из фонда Моршанского историко-художественного музея (МИХМ) |
В XVII веке Тамбовские земли были включены в состав Рязанской епархии и управлялись Рязанскими епископами. Большой вклад в становление православных традиций этого края внес архиепископ Рязанский Мисаил – яркий проповедник христианства среди мордвы. Он посещал мордовские деревни, рассказывал о христианской вере и крестил почти четыре тысячи человек. В 1656 году во время одной из своих миссионерских поездок он был смертельно ранен язычниками и спустя десять дней скончался в Чернеевом монастыре. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. |
Святитель Николай (Никола Можайский) Деревянная скульптура, XVII век (МИХМ) |
|
Икона Святителя и Чудотворца Николая ийз села Мамонтово XIX век (МИХМ) |
УЧРЕЖДЕНИЕ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ
СВЯТИТЕЛЬ ПИТИРИМ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ ТАМБОВСКОГО КРАЯ
Во второй половине XVII века в Тамбовских пределах было уже около 160 церквей. Христианство играло все большую роль в освоении и просвещении края, и для того чтобы окормлять возросшую паству, при Патриархе Иоакиме (Савелове, † 1690) в 1682 году было решено открыть Тамбовскую епархию. Первым ее архипастырем был назначен епископ Леонтий, который управлял епархией до 1684 года.
В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни, в феврале 1685 года, в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Иоакимом был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. |
Икона святителя Питирима, епископа Тамбовского |
|
Евангелие. XVIII век |
На плечи Преосвященного епископа Питирима легли многоразличные труды по образованию новой епархии. Ко времени его приезда Тамбовский край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в то время начали осваивать Тамбовскую землю. В епархии остро ощущалась нужда в священнослужителях, православные верующие составляли меньшую часть населения.
Епископ Питирим много времени уделял личным беседам и проповеди среди старообрядцев и язычников. Воскресные и праздничные богослужения он совершал сам, а на будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. Благодаря святителю Питириму в Тамбове появилась традиция проведения крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов он совершил крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами святитель поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Этот образ особо прославился своими чудотворениями в XIX веке и был назван Тамбовской иконой Божией Матери. |
В день канонизации святителя Питирима, 1914 год |
|
Деревянный крест, сделанный святителем Питиримом Фото 1911 года (ТОКМ) |
|
Рака с мощами святителя Питирима |
Благодаря стараниям епископа Питирима Тамбовская епархия укреплялась и благоустраивалась, и к концу XVII века число приходских храмов значительно возросло.
Особое попечение святитель имел о монастырях. В семи верстах от Тамбова он основал Трегуляевский Предтеченский монастырь, ставший для подвижника любимым местом монашеского уединения и молитвы. Близ монастыря, в лесу, святитель ископал колодец, вода которого обладала целебными свойствами.
Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Им также был обустроен Вознесенский женский монастырь, где обязанности настоятельницы исполняла его родная сестра Екатерина. |
Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Фото начала XX века |
|
Колокольня Казанского монастыря Фото начала XX века |
|
Казанский мужской монастырь в Тамбове Фото начала XX века |
Главным деянием епископа Питирима в Тамбове явилось возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, первого каменного храма епархии. Новый собор был любимым детищем святителя, он ревностно следил за строительными работами, сам был и архитектором, и строителем, и рабочим.
После многих лет самоотверженных трудов по управлению епархией Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, и был погребен в Спасо-Преображенском соборе. |
Синодик XVII века Из фонда Моршанского историко-художественного музея |
Постепенно гробница тамбовского подвижника стала местом благоговейного почитания, куда стекались паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. На протяжении десятилетий велись специальные книги, в которые записывались рассказы о чудесных исцелениях людей, происходивших по молитвам у гробницы святителя. |
Часовня над источником святителя Питирима в Тамбове, 1915 год |
При Тамбовском епископе Феофане (Говорове), будущем Затворнике Вышенском (1859–1863), в день памяти святителя Питирима в ограде собора устраивались поминальные трапезы для его почитателей. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая состоялась в Тамбовской епархии в 1903 году, верующие стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что батюшка Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто направлялся в Тамбов, поклониться тамбовскому подвижнику. Немалую роль в канонизации епископа Питирима сыграл возглавлявший Тамбовскую епархию в 1910– 1918 годах архиепископ Кирилл (Смирнов, впоследствии митрополит, † 1937), ныне прославленный как священномученик. |
Святитель Феофан, Затворник Вышенский |
13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «О признании в лике святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года...» был представлен на Высочайшее усмотрение. На докладе император Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления». Канонизация святителя Питирима состоялась в 1914 году. В торжествах приняли участие до пятидесяти тысяч человек. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и его колодца.ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ В XVIII ВЕКЕ
После кончины епископа Питирима и краткого правления епископа Игнатия (Шангина, † 1718) с 1699 года новых епископов на Тамбовскую кафедру не назначали, и епархия до 1720 года находилась в ведении Рязанских архиереев, затем, до 1723 года, – Воронежских, а после того стала управляться Святейшим Синодом. Все это отрицательно сказалось на духовной жизни в крае. Тамбовская епархия была восстановлена по указу императрицы Елизаветы Петровны 17 апреля 1758 года, и новым епископом после пятидесятилетнего перерыва был назначен епископ Пахомий (Симанский, † 1789).
К тому времени Тамбов представлял собой малолюдный, бедный город. Построенный при епископе Питириме кафедральный собор более полувека не ремонтировался. Архиерейский дом был занят воеводским архивом. То, что было построено и сделано епископом Питиримом, во многом подверглось разрушению.
Прибыв на кафедру, епископ Пахомий с ревностью принялся за выполнение возложенных на него обязанностей. Сначала он устроил орган административного управления – Духовную консисторию. Началось судопроизводство под бдительным руководством самого Владыки, требовавшего скорого, и главное, справедливого решения дел. Владыка был особенно строг к новым ставленникам. Прежде чем рукоположить кого-либо во священника или диакона, он заставлял ставленников научиться чтению, пению и совершению богослужений.
Владыка Пахомий учредил архиерейскую резиденцию в Казанском мужском монастыре, заново его отстроив. Он начал возрождать монастыри, ему же принадлежит инициатива открытия в Тамбове Духовной семинарии.ОСНОВАНИЕ ТАМБОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Основание семинарии стало важной вехой в истории епархии, так как без образованного духовенства невозможно было наладить духовную жизнь на приходах. Тамбовская Духовная семинария была учреждена по указу императрицы Екатерины Великой 22 сентября 1779 года. На первом этапе своего существования она размещалась в стенах Нижнеломовского Казанского мужского монастыря. При первом ректоре семинарии архимандрите Иоанникии в 1780 году открыли первые пять классов. Ученики из Тамбовской епархии, обучавшиеся в Рязанской Духовной семинарии, были вызваны во вновь открытую семинарию. |
Тамбовская Духовная семинария Фото XIX века |
|
Урок в Тамбовской семинарии Фото начала XX века |
|
Семинарский храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Фото начала XX века |
В 1786 году на Набережной улице Тамбова городские власти выделили место под строительство, и уже в 1788 году в новое здание перевели два класса – философии и риторики, а в 1798 году – все остальные. В 1847 году на втором этаже семинарского здания была устроена Никольская церковь. После реформ Духовных учебных заведений в 1867– 1870 годах при семинарии была создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. Последние крупные строительные работы в семинарии производились в 1907–1911 годах. В это время в южной части здания открыли новую семинарскую Кирилло-Мефодиевскую церковь.
Миссионерская деятельность будущих священнослужителей требовала знания языков местного населения. В связи с этим в 1818 году в программу обучения включили мордовский и татарский языки. С середины XIX века кроме предметов богословского курса в Тамбовской семинарии преподавались немецкий, французский, татарский, мордовский и древние языки, всеобщая и церковная история, математика и физика, читались лекции по естественной истории, медицине и сельскому хозяйству, как факультатив существовал класс иконописи. Знания по прикладным наукам: пчеловодству, садоводству, огородничеству, столярному ремеслу – давали разнообразные лекции, посещение которых было общедоступно для всех жителей Тамбова. Студенты должны были уметь формировать на приходах библиотеки, для этого они изучали переплетное дело. Немалое значение в семинарии придавалось хоровому пению и музыкальной подготовке. В начале XX века в ней существовало четырнадцать богослужебных хоров.
В XIX – начале XX века семинария являлась культурным, духовно-просветительным центром Тамбовской губернии. Ее библиотека представляла собой одно из лучших книжных собраний губернии того времени. К началу XX века семинария вошла в число крупных учебных заведений России.
При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, а к началу XX века – более 600. Из ее стен вышли известные церковные и общественные деятели, среди них преподобный Амвросий Оптинский, священномученик Владимир (Богоявленский, † 1918), митрополит Киевский, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский, † 1912), митрополит Саратовский и Вольский Вениамин (Федченков, † 1961), тамбовские краеведы протоиерей Стефан Березнеговский и И. Дубасов, известный литератор А. Левитов и историк Н. Аристов. |
Преподобный Амвросий Оптинский |
|
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский |
|
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) |
ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Конец XVIII и начало XIX века – время бурного церковного строительства в епархии. Если в 1764 году в ней насчитывалось 859 храмов, то к 1871 году их было уже 1152, причем 532 – каменные. Наиболее значительное храмостроительство пришлось на конец XIX – начало XX века, в результате чего к 1913 году в епархии действовало уже около 1500 храмов. |
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове 1914 год |
При многих церквах строились и действовали богадельни для престарелых людей, а с 1886 года на духовенство была возложена еще одна важная миссия – организация и опека церковноприходских школ. Духовенство и верующие совместно строили школы и заботились об их содержании. На священнослужителей возлагалась обязанность не только руководить, но и преподавать в этих школах. Дети крестьян получали неплохое начальное образование, а главное, они воспитывались в традициях Православия. К 1917 году на территории Тамбовской епархии насчитывалось около двух тысяч церковноприходских школ, в которых обучалось почти тридцать тысяч детей. |
Иконостас Троицкой церкви города Темникова Фото начала XX века (ТОКМ) |
|
Серафимовское Духовное училище в Тамбове Фото начала XX века |
|
Питиримовская гимназия в Тамбове Фото начала XX века |
Важным элементом деятельности прихода была забота о беднейших односельчанах. Для этого в селах создавались церковноприходские попечительства, которые собирали деньги, продукты, одежду и распределяли среди нуждающихся. В городах действовали церковные братства, ставившие перед собой цель религиозно-нравственного просвещения народа. Так, например, в Тамбове к началу XX века братства существовали при каждом приходском храме. Серафимовское миссионерское братство занималось борьбой с сектантами и раскольниками. Тамбовское Крестовоздвиженское братство организовало попечение о слепых детях, для чего был построен приют, полностью содержавшийся на средства братства. |
Посещение Августейшей Семьей паломнического городка в Сарове 20 июля 1903 года |
|
Христорождественский собор в Тамбове Начало XX века |
|
Варваринская церковь в Тамбове Фото начала XX века |
|
Стефановская церковь в Тамбове Фото начала XX века |
|
Вознесенский женский монастырь Фото начала XX века |
С конца XIX века в приходах епархии существовали общества трезвости, ставившие своей целью решительную борьбу с пьянством. Со временем трезвенническое движение охватило практически всю епархию и положительно повлияло на нравственную обстановку в городах и селах губернии.
Период истории епархии с конца XVIII по начало XX века связан с именами многих святых подвижников. На ниве церковной здесь подвизались такие знаменитые церковные деятели, как преподобный Феодор Санаксарский († 1791); преподобная Марфа Тамбовская, основательница Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря (подвизалась в Тамбовской епархии с 1780 года, † 1800); праведный воин Феодор Ушаков († 1817); преподобный Серафим Саровский († 1833); преподобный Иоанн Сезеновский († 1839); преподобный Иларион Троекуровский († 1853); святитель Феофан Затворник (на Тамбовской кафедре с 1859 по 1863 год, в Вышенской Свято-Успенской пустыни Тамбовской епархии с 1866 года, † 1894); священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (на Тамбовской кафедре с 1910 по 1918 год). |
Преподобная Марфа Тамбовская |
|
Вериги и четки преподобной Марфы Тамбовской |
|
Рака с мощами преподобной Марфы Тамбовской |
Уроженцами Тамбовской губернии были преподобный Амвросий Оптинский, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; преподобный Силуан Афонский.
Одним из самых ярких подвижников Собора Тамбовских святых по праву считается преподобный Серафим Саровский. «Радуйся, Тамбовския земли украшение», – обращаемся мы к преподобному в акафистном чтении. В 1793 году отца Серафима, несшего послушание в Саровском монастыре Тамбовской епархии, вызвали в Тамбов, где 2 (15) сентября в Казанском монастыре города Тамбова епископ Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев, † 1811) рукоположил его во иеромонаха. Слава о смиренном иноке распространилась за пределы Тамбовского края.
В 1903 году на прославление старца в Саровскую обитель собралась вся Россия во главе с Царской Семьей. Для торжественного проведения канонизации в Сарове много потрудились архиепископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев, † 1913) и тамбовский губернатор В. Ф. фон дер Лауниц. |
Губернатор Тамбова В. Ф. фон дер Лауниц |
|
Преподобный Серафим Саровский |
|
Духовенство Тамбова у святых врат Саровского монастыря в ожидании приезда Царской Семьи 17 июля 1903 года |
|
Крестный ход со святыми мощами преподобного Серафима Саровского 19 июля 1903 года |
Для жителей Тамбовского края, как и для всего православного народа России, канонизация преподобного Серафима Саровского в 1903 году и святителя Питирима Тамбовского в 1914 году стала духовным укреплением в преддверии войн и революций, выпавших на долю нашего отечества в начале XX века. |
Архиепископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев) Фото начала XX века |
|
Архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) Фото начала XX века |
ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Тяжелые испытания для Тамбовской епархии, как для всей Русской Православной Церкви, начались после 1917 года. Одним из первых законодательных актов советского правительства был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый 20 января 1918 года. Он фактически поставил Церковь вне закона. В губернских центрах, в том числе и в Тамбове, исполкомами были созданы отделы (комиссии) по отделению Церкви от государства. Проведение этого декрета в жизнь вызвало сопротивление духовенства и крестьянства. Народ встал на защиту своей веры. Волна крестьянских восстаний прокатилась по губернии. Начались карательные акции.
В 1920-е годы давление на Церковь со стороны государства резко усилилось. Власть объявила все церковные здания народным достоянием и вынуждала верующих арендовать их у государства. Храмы облагались огромными налогами, которые было невозможно выплатить, и за неуплату этих налогов их закрывали. Запрещалось делать какие-либо сборы на содержание церквей, изымались церковные строения, сады и приусадебные участки. Все духовенство было лишено избирательных прав. Кроме того, священнослужителей заставляли выполнять различные налоговые повинности, сдавать сверх нормы зерно, картошку и прочее. За невыполнение установленных норм многих арестовывали и высылали или заключали в концлагеря. |
Разрушение колокольни Казанского монастыря в Тамбове, 1930-е годы |
Кровавый 1937 год стал поворотным в истории Тамбовской епархии. Гонения приобрели массовый характер: расстреливали и ссылали без суда и следствия по решению тройки НКВД не только тех, кто служил в Церкви, но и простых верующих. В 1937 году арестовали последнего Тамбовского архиепископа довоенной поры – Владыку Венедикта (Алентова, † 1937?). К началу войны на территории области не осталось ни одного действующего храма и ни одного служащего священника. Фактически Тамбовская епархия перестала существовать.
Закрыли церкви, но не исчезла вера. Священники, которых не арестовали, скрывались и продолжали нести свое пастырское служение: крестили, отпевали умерших, утешали скорбящих, укрепляли слабых. Когда не осталось и их, сами верующие стали совершать некоторые требы, а в воскресные дни и праздники тайно собирались и молились вместе.ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕПАРХИИ
В середине Великой Отечественной войны советское правительство по разным причинам изменило свою тактику по отношению к Церкви. Выразилось это в ослаблении грубого силового давления на верующих. Было разрешено открывать и восстанавливать ранее закрытые церкви. Из лагерей возвращались репрессированные священники, им дозволили совершать богослужение.
9 сентября 1943 года была открыта Покровская церковь в Тамбове, на долгие годы ставшая единственным храмом города. Первое богослужение в этой церкви состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1943 года.
Возрождение епархии связано с именем священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого, † 1961), который прибыл в Тамбов 19 февраля 1944 года. Свое архипастырское служение в Тамбове Владыка Лука совмещал с обязанностями главного хирурга-консультанта эвакуационных госпиталей города. |
Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий) |
У Владыки были обширные планы по восстановлению Православия в крае: просвещение интеллигенции, воспитание детей в религиозном духе с помощью воскресных школ, возвращение и строительство храмов. Со стороны государства деятельность архиепископа контролировал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви. К сожалению, всем намеченным Владыкой Лукой планам не суждено было осуществиться. Однако к 1947 году в епархии уже действовали 49 храмов, и во многом это была заслуга архиепископа Луки. |
Заседание Епархиального совета во главе с архиепископом Иоасафом (Журмановым, † 1962) 1948 год |
Особая страница в жизни епархии связана с именем архиепископа Михаила (Чуба), управлявшего Тамбовской епархией в сложный период усиления государственного давления на Церковь.
Архиепископ Михаил возглавлял Тамбовскую епархию дважды. Первое его пребывание на Тамбовской земле было кратковременным – с 1961 по 1962 год. Во второй раз архипастырь оказался на Тамбовской кафедре в 1974 году и пробыл на ней вплоть до самой своей кончины в 1985 году. Современные историки называют эти годы «эпохой застоя». В церковно-государственных отношениях этот период был временем медленного, но неуклонного наступления атеистического государства на Церковь. Влияние так называемых уполномоченных на церковные дела достигло своего апогея. Промыслительно, что в это время во главе Тамбовской епархии оказался кроткий и смиренный архипастырь, который мудро осуществлял окормление вверенной ему паствы. Совершая богослужения в храмах, архиепископ Михаил много проповедовал, призывая верующих к взаимной любви, покаянию и прощению обид. Благодаря своей подвижнической жизни и ревностному труду, Владыка смог собрать вокруг себя многочисленную паству. |
Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб) |
Владыка Михаил был одним из тех людей, кто смог обеспечить преемство российской церковной науки, продолжив дело замечательных ученых, сформировавшихся в дореволюционную пору. Учителем архиепископа Михаила был выдающийся патролог Александр Иванович Сагарда. Именно от него будущий архипастырь воспринял любовь к святоотеческой традиции. Делом всей его жизни стало изучение богословского наследия святителя Мефодия Патарского. Накануне своего назначения на Тамбовскую кафедру Владыка Михаил защитил магистерскую диссертацию на тему: «Святой священномученик Мефодий и его богословие». Этот труд, являясь самым основательным сочинением по богословию Мефодия Патарского, сохраняет свою научную ценность и в наши дни.
Перемены в отношении государства к Церкви начались в 1988 году. В то время епархию возглавлял епископ Евгений (Ждан, впоследствии архиепископ, † 2002). Церкви стали возвращаться храмы, при них открывались воскресные школы, духовенство получило возможность заниматься благотворительной, социальной, миссионерской деятельностью, начала издаваться епархиальная газета, появились православные передачи на радио и телевидении. В 1988 году епархии были возвращены мощи святителя Питирима, временно помещенные в Покровский собор в Тамбове. Осенью 1988 года верующим передали Скорбященский храм бывшего Тамбовского Вознесенского женского монастыря, а в ноябре 1990 года – Предтеченскую церковь бывшего Тамбовского Казанского мужского монастыря. |
Скорбященский храм Вознесенского монастыря 1987 год |
В 1993 году был возвращен главный храм епархии – Спасо-Преображенский кафедральный собор, в котором размещался краеведческий музей. 15 июля от экспозиции музея освободили первый этаж; 3 августа был поднят крест над центральным куполом; Благовещенский придел был освящен 6 августа, а 10 августа 1993 года состоялось событие, которого давно ожидали, – возвращение в кафедральный собор мощей святителя Питирима. Их торжественное перенесение состоялось во время первого посещения Тамбовской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. В рамках своего визита Его Святейшество посетил Михаило-Архангельский храм в селе Мордово со знаменитым фарфоровым иконостасом, чудом сохранившимся в годы лихолетья. Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви стал для Тамбовской епархии событием историческим, так как за более чем трехсотлетнюю ее историю Патриарх никогда не посещал пределы этого края.
В 1998 и 2002 годах состоялись второй и третий первосвятительские визиты Святейшего Патриарха в Тамбовскую епархию.СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ
С 2002 года начинается новый период в истории Тамбовской епархии. 26 декабря 2002 года на Тамбовскую кафедру был назначен викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Феодосий (Васнев).
В 2003 году в Тамбове был проведен Съезд православной молодежи Центрального Федерального округа, на который прибыли представители многих регионов России и ближнего зарубежья. Этот форум объединил в конструктивном диалоге усилия Церкви и государства в вопросах нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения. Съезд получил широкий резонанс в обществе и стал заметным явлением в церковной и общественной жизни области. |
Освящение поклонного креста при въезде в Тамбов |
|
Икона Всех святых, в Земле Тамбовской просиявших |
С 2004 года началась работа по организации православной гимназии в областном центре. Учредителями нового учебного заведения стали Тамбовская епархия, администрация области и города Тамбова. Как и до революции 1917 года, гимназии присвоили имя святителя Питирима.
В деле развития духовного образования на Тамбовской земле значимым событием явилось возрождение в 2005 году Тамбовской Духовной семинарии. Она призвана обеспечить епархию кадрами пастырей, регентов, певцов и миссионеров, которые смогли бы содействовать духовному росту Тамбовского региона. Семинария вновь приобретает статус одного из главных духовно-просветительных центров Тамбовского края. С этой целью была создана общедоступная библиотека, которая в настоящее время насчитывает более 27 тысяч книг. |
Реставрация Скорбященского храма в Вознесенском монастыре, 2007 год |
|
Установка купола на храм Святителя Николая в Свято-Никольской Мамонтовой пустыни, 2006 год |
|
Покровская церковь в селе Верхоценье, 2006 год |
|
Казанский собор Казанского монастыря после реставрации, 2007 год |
За последние два года Тамбовская Духовная семинария преобразилась: устроен домовый храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, оборудованы актовый зал, семинарская трапезная, компьютерный класс, организован семинарский хор, участвующий в богослужениях и различных церковно-общественных мероприятиях. Студентам семинарии предоставляется бесплатное обучение, проживание и питание.
В педагогический коллектив семинарии входят магистры и кандидаты богословия, филологии и истории, аспиранты высших учебных заведений. При Тамбовской Духовной семинарии действует регентское отделение для девушек с четырехлетним обучением.
Ко дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в семинарии проводится студенческая конференция, на которой семинаристы выступают с докладами по церковному краеведению, богословию, литургике. |
Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий |
|
Фарфоровый иконостас Михаило-Архангельской церкви в поселке Мордово |
В епархии действуют 65 воскресных школ с общим количеством обучающихся более двух тысяч человек. Кроме того, катехизаторская деятельность осуществляется на курсах повышения квалификации по предмету «основы православной культуры». Организаторы этой работы – отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, Тамбовская Духовная семинария и Областной институт повышения квалификации работников образования. На курсах ежегодно повышают квалификацию от 50 до 100 преподавателей из разных районов Тамбовской области. В программу курсов включены лекции преподавателей Тамбовской Духовной семинарии, знакомство с работой воскресных школ, выездные семинары-практикумы, которые проводят педагоги, уже несколько лет ведущие данный курс в школах области. В конце учебного года работа курсов завершается проведением «круглого стола», на который приглашается целый ряд специалистов и где обсуждаются актуальные проблемы преподавания предмета. Все участники курсов получают документы государственного образца, которые позволяют им преподавать основы православной культуры в общеобразовательных школах.
Епархия ежегодно организует целый ряд конференций, форумов, встреч по разным направлениям деятельности. Более десяти лет регулярно проводятся Питиримовские духовно-образовательные чтения, ставшие значимым событием в церковно-общественной жизни Тамбовской области. Цель чтений – обобщить опыт воспитания и образования молодого поколения в духе православных духовно-нравственных традиций, объединить людей, которым небезразлична судьба родной страны; приобщить их к красоте и богатству христианской культуры. |
Святейший Патриарх Алексий возглавляет крестный ход в Тамбове, 2002 год |
|
Святейший Патриарх Алексий у памятника архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), 1998 год |
|
Святейший Патриарх Алексий в возрождаемом Трегуляевском монастыре, 2002 год |
Три года подряд Тамбовская епархия проводит форум журналистов средств массовой информации и духовенства Тамбовского края, который стал явлением областного масштаба. На форуме подводятся итоги конкурса на лучшее освещение православной тематики в печатных СМИ Тамбовской области.
Ежегодно проходит научно-практическая конференция на тему «Православная тюремная миссия. Опыт, проблемы и перспективы». На конференции рассматривается широкий круг вопросов по реализации плана взаимодействия Тамбовской епархии с УФСИН России по Тамбовской области в деле духовно-нравственного попечения об осужденных и сотрудниках исправительных учреждений. В ней принимают участие священнослужители, офицеры воспитательных структур исправительных колоний и следственных изоляторов, начальники отделов УФСИН и психологической службы. Итогом конференции является ежегодное подписание плана совместных мероприятий УФСИН России по Тамбовской области и Тамбовской епархии. |
Крестный ход с мощами святителя Питирима в день его памяти, 2005 год |
|
Святейший Патриарх Алексий в Михаило-Архангельском храме в поселке Мордово, 1993 год |
|
Монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском Трегуляевском монастыре, 2007 год |
|
Крестный ход в Казанском мужском монастыре, 2006 год |
В исправительных колониях и СИЗО области действуют шесть тюремных храмов, четыре молельных комнаты. Почти во всех исправительных учреждениях открыты воскресные школы для осужденных, налажено плодотворное сотрудничество между отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и исправительными учреждениями епархии и учебным центром УФСИН области.
Тамбовская епархия активно ведет духовно-просветительную работу среди военнослужащих. На территории воинских частей Министерства обороны и МВД Тамбовской области расположены четыре храма, где регулярно совершаются богослужения. Священнослужители духовно окормляют более двадцати различных подразделений Министерства обороны и других силовых ведомств и два военно-учебных заведения. |
Настоятельница Вознесенского женского монастыря монахиня Тавифа (Ковылова) с сестрами обители |
|
Владыка Феодосий осеняет Тамбов ковчегом с частицей мощей Святителя Николая, 2006 год |
|
Крестный ход с мощами преподобной Марфы Тамбовской в Вознесенском монастыре, 2006 год |
|
Владыка Феодосий совершает водосвятный молебен на Святом озере в Свято-Никольской Мамонтовой пустыни, 2006 год |
В Тамбовской епархии работает отдел по церковной благотворительности и социальному служению, организующий работу с социальными и благотворительными организациями. В каждом благочинническом округе действуют приходские социальные службы, духовно окормляющие различные социальные учреждения.
Священнослужители проводят мероприятия духовно-просветительного и социального характера в областном Доме ребенка, Доме милосердия Тамбова, детской областной психиатрической больнице и геронтологическом центре, областном доме ветеранов, Тамбовском отделении ассоциации молодых инвалидов России «Аппарель», детских домах. Оказывается помощь детям-инвалидам, детям из малоимущих семей и другим категориям социально незащищенных и нуждающихся граждан. |
Перед началом крестного хода с Вышенской иконой Божией Матери, 2005 год |
Стало традиционным проведение рождественских и пасхальных утренников, а также концертов, приуроченных к памятным дням отечественной и церковной истории для малоимущих семей Тамбова и области, где им вручают подарки и устраивают благотворительные обеды. Такие мероприятия епархия организует совместно с Тамбовским отделением Всероссийского детского фонда. В них также активно участвуют воспитатели и воспитанники воскресных школ.
В последнее время в Тамбовской епархии совершаются крестные ходы, которые, имея миссионерскую направленность, знакомят жителей Тамбова и области с церковной жизнью и содействуют распространению православных традиций. С 2004 года ежегодно по тамбовским улицам совершается пасхальный крестный ход с Благодатным огнем, который доставляется в Тамбов из Иерусалима. |
Освящение креста на месте строительства храма во имя великомученика и Победоносца Георгия в Тамбове 2006 год |
|
Освящение куполов для строящегося храма в селе Большая Талинка, 2007 год |
|
Присяга солдат Тамбовского военного гарнизона 15 июля 2006 года |
В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была восстановлена дореволюционная традиция ежегодного принесения из Рязанской епархии в Тамбов чудотворной Вышенской иконы Божией Матери. Как и в прошлые века, жители Тамбовской земли вместе со своим архипастырем, духовенством, руководителями области и города торжественно встречают на центральной площади Тамбова чудотворный образ, много раз спасавший Тамбовский край от различных бедствий и болезней.
В 2003–2007 годах жители Тамбовщины смогли поклониться многим святыням, принесенным в этот край: иконе с частицей мощей преподобного Серафима Саровского из Дивеевского монастыря, десной руке преподобномученицы Елисаветы из Святого Града Иерусалима, чудотворной мироточивой Толгской иконе Божией Матери и частице Ризы Господа нашего Иисуса Христа из Толгского женского монастыря, кресту-мощевику с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона из Валаамского мужского монастыря, частице мощей Святителя и Чудотворца Николая из Свято-Данилова монастыря в Москве, частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского из Греции. |
Владыка Феодосий в Питиримовской гимназии |
|
Владыка Феодосий с воспитанниками воскресной школы |
|
В библиотеке Тамбовской Духовной семинарии |
Совместными усилиями епархии, руководителей области, городов и районов, благотворителей за последнее пятилетие построено много новых храмов, в том числе с помощью Фонда возрождения православных святынь, который активно действует в области с 2004 года. Фонд призван объединить всех, кто искренне заботится о духовном становлении российского общества. Ярким примером его деятельности является возрождение монастырского комплекса на месте полностью разрушенной обители в селе Мамонтово. С восстановлением Никольской Мамонтовой пустыни возродилась традиция совершать паломничество в монастырь на престольный праздник – день памяти Святителя и Чудотворца Николая 22 мая.
В 2003 году был образован координационный совет по восстановлению еще одной поруганной обители Тамбовской епархии – Сухотинского женского монастыря.
25 марта 2004 года в возрождающемся Казанском Богородичном мужском монастыре в Тамбове состоялся первый за восемьдесят лет монашеский постриг.
Вторую жизнь обрел и старейший в Тамбове Вознесенский женский монастырь. В июле 2006 года определением Священного Синода впервые за девяносто лет была назначена настоятельница монастыря, которой стала насельница обители монахиня Тавифа (Ковылова). За последнее время община сестер увеличилась, в монастыре реконструированы трапезная, келейно-гостиничный корпус для паломников, привратный корпус, в котором разместились монастырская библиотека и просфорня, возвращена бывшая монастырская школа для девочек.
С Вознесенской обителью связано событие, ставшее самым значимым в духовной истории епархии за последние десятилетия, – обретение мощей преподобной Марфы Тамбовской. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия была создана специальная комиссия для исследования места погребения святой на Воздвиженском кладбище Тамбова. Честные останки преподобной Марфы подняли из склепа, торжественным крестным ходом перенесли в Тамбовский Вознесенский женский монастырь и поместили в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 30 июня – 1 июля 2006 года состоялись торжества обретения святых мощей преподобной Марфы, в которых приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт. |
Обследование места погребения преподобной Марфы Тамбовской на Воздвиженском кладбище Тамбова, 2005 год |
В своем послании по поводу этих торжеств Святейший Патриарх Алексий подчеркнул: «Обретение мощей святых подвижников является особым знамением Божия благоволения. В наше время, когда общество поражено безверием и грехами, для нас особо необходим духовный стержень, образ подражания святой аскетической жизни и воздержания от тлетворных пороков». Рака с честными мощами преподобной Марфы находится в южном приделе Скорбященского храма Вознесенского женского монастыря, и не иссякает поток верующих, желающих поклониться святыне.
В 2007 году по ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия Министерством обороны и федеральным агентством по управлению федеральным имуществом епархии был передан Иоанно-Предтеченский Трегуляевский монастырь. 17 июля 2007 года епископ Феодосий совершил в этой обители первый монашеский постриг.
В 2007 году Тамбовская епархия отметила 325-летие со времени своего основания. К юбилею был отреставрирован главный храм Тамбовской епархии – Спасо-Преображенский кафедральный собор Тамбова, освящен Казанский собор Казанского мужского монастыря, проведены значительные восстановительные работы и увеличена территория Вознесенского женского монастыря. |
Святейший Патриарх Алексий вручает епископу Феодосию премию «Обретенное поколение», 2003 год |
|
Открытие Съезда православной молодежи Центрального федерального округа в Тамбове, 2003 год |
В Тамбовской областной картинной галерее открылась уникальная выставка «Днесь светло красуется славный град Тамбов», на которой представлены редкие экспонаты из фондов музеев области, красноречиво повествующие о зарождении Тамбовского края, его духовном просвещении и истории епархии. К юбилею была написана икона Всех святых, в Земле Тамбовской просиявших, изданы книги, аудио- и видеодиски.
В рамках празднования юбилея 24 сентября 2007 года в Тамбове встречали «Ушаковский славянский ход под Андреевским флагом». В тот день в город были торжественно принесены мощи святого праведного Феодора Ушакова, чье имя украшает Собор Тамбовских святых.
6 декабря, в день памяти покровителя российского воинства – святого благоверного князя Александра Невского, в Тамбовской епархии впервые состоялся крестный ход по воздуху. Его организаторами и участниками стали Тамбовская епархия, командование Дальней авиации России, командование авиабазы ВВС Тамбова. Цель крестного хода – благословить Тамбовскую землю святыми иконами и мощами святых, в Земле Тамбовской просиявших, оградить край от бед и напастей. |
Крестный ход по воздуху, 2007 год |
|
Освящение креста для купола строящегося храма в исправительной колонии в поселке Зеленый, 2004 год |
* * *
Тамбовский край – традиционно православный, а его жители всегда с особым благоговением заботились о святынях народа, сохраняя вековые христианские традиции и обычаи. В годы гонений на Церковь в XX веке многие тамбовчане мученической кончиной засвидетельствовали свою преданность православной вере. В наше время, возрождая святыни, мы восстанавливаем память о благочестии предков и свидетельствуем о духовной славе Святой Руси и нашего народа.
Мы благодарим Бога за благодеяния, которые Он являет всему поколению наших современников, и молимся о том, чтобы Покров Царицы Небесной и благословение Божие всегда сопутствовали всем жителям Земли Тамбовской в устроении личной, семейной и общественной жизни. |
Освящение мемориала воинам-тамбовчанам – героям Великой Отечественной войны, 2005 год |
Информационно-издательский отдел
Тамбовской епархии