ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2008

БИБЛИОГРАФИЯ

Российское православие за рубежом:
библиографический указатель
литературы и источников: 1918–2006 гг.

       Автор-составитель А. В. Попов. М.: ИПВА, 2007. 630 с.
       (Материалы к истории русской политической эмиграции, вып. 12).

       История русского зарубежья за последние годы сформировалась в одно из приоритетных направлений российской историографии. Раскрыты многие стороны жизни русской эмиграции, подняты огромные пласты документов, показаны непростые, порой полные драматизма судьбы граждан бывшей Российской Империи либо советской России (СССР) на всех континентах мира. Их политические и религиозные взгляды, условия быта, политическая, культурная и научная деятельность, психологическое состояние – все эти темы нашли отражение в современной историографии.
       Особая страница в российской истории – православное зарубежье, феномен, возникший задолго до Февральской и Октябрьской революций в виде Русских Духовных Миссий в Китае, Корее, Персии, США, а также русских церквей в различных странах Западной Европы. После революционных событий 1917 года русское Православие за рубежом приняло масштабные формы, приведшие к возникновению новых православных юрисдикций, в том числе Русской Православной Церкви заграницей, Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Московского Патриархата в 1970 году, и Архиепископии русских приходов в Западной Европе. Возникновение и развитие русского Православия вне России привело к необходимости осмысления этого феномена, изучения его истории, механизмов функционирования, отличительных черт, его значения. История изучения российского православного зарубежья насчитывает уже более столетия: она начинается с дореволюционной литературы, продолжается в советской и развивавшейся параллельно с ней в принципиально иных идеологических и мировоззренческих ключах эмигрантской историографии, а ныне – в современных российских и заграничных исследованиях. Так что задача систематизации и классификации литературы и источников по данной проблематике представляется необходимой и весьма актуальной.
       Рецензируемое издание – библиографический указатель литературы и источников, вышедших с 1918 по 2006 год по теме «Российское Православие за рубежом» – блестяще решает эту задачу. Автором-составителем указателя является руководитель Центра по изучению русского зарубежья московского Института военного и политического анализа А. В. Попов, много сделавший для источниковедения российского православного зарубежья и русской эмиграции в целом.
       Цель библиографического указателя – предоставить исследователям сведения о литературе, посвященной истории Русской Православной Церкви вне России, феномену «российского православного зарубежья», который автор определяет как «совокупность автономных, автокефальных и других Православных Церквей, имеющих историческую или каноническую связь с Русской Православной Церковью, а также зарубежных экзархатов, приходов и других организаций Русской Православной Церкви, находящихся за пределами России» (с. 17). Критерием отбора публикаций для включения в издание служила степень полноты отражения в них истории российского православного зарубежья в ХХ веке.
       В основу указателя А. В. Поповым положен библиографический указатель «Российское православное зарубежье: Систематическая библиография книг, брошюр и статей, вышедших на русском и иностранных языках в России и за рубежом в 1918–2004 гг.», опубликованный в качестве приложения к монографии автора «Российское православное зарубежье: история и источники» в 2005 году. Указатель рецензируемого издания более чем в два раза превосходит прежний по объему: в него включено 8110 (!) наименований монографий, книг, сборников статей, отдельных статей из сборников, альманахов и журналов.
       О масштабах проделанной автором-составителем работы говорит и подробная, продуманная классификационная схема указателя, включающая четыре основных раздела: «Путеводители, справочники, указатели, обзоры», «Опубликованные источники», «Православная диаспора, общие вопросы» и «Литература по истории российского зарубежного Православия». В свою очередь, разделы содержат рубрики и подрубрики, по которым исследователь без труда сможет найти книги и статьи по интересующим его вопросам. Для удобства работы после основного библиографического указателя помещены также вспомогательные указатели авторов, редакторов, составителей и переводчиков, указатель персоналий, географический и хронологический указатели, а также хронологический указатель основных дат истории российского Православия за рубежом. Возможность использования благодаря основному и вспомогательным указателям различных критериев поиска того или иного источника является несомненным достоинством издания.
       Географически русское Православие давно стало явлением общемирового характера. Проникая в разные уголки мира, оно везде оставляло свой духовный и культурный след. Присутствие русского Православия в Австралии, Африке, Евразии, Северной и Южной Америке, регионах и городах каждого континента так или иначе становилось объектом внимания со стороны исследователей. Поэтому включенные в указатель работы, созданные главным образом русскоязычными авторами, охватывают все части мира. Автором-составителем проделана гигантская работа, ибо выявление материалов, обильно разбросанных по различным русскоязычным сборникам и журналам, издающимся по всему миру, нередко малотиражным и малодоступным, является весьма сложной задачей, требующей немалых сил и времени.
       Впечатляет и тематическое разнообразие включенных в библиографический указатель работ. Они отражают вопросы взаимоотношений между различными ветвями русского Православия, другими христианскими исповеданиями. Уделено внимание старообрядчеству и русскому сектантству за рубежом, духовному образованию и воспитанию, русскому богословию, правовому положению зарубежного русского Православия. В соответствующих рубриках представлена литература по проблеме возвращения Русской Православной Церкви заграницей на родину и дискуссий о восстановлении единства Русской Православной Церкви. Включены в указатель книги и статьи по вопросам русского церковного искусства: православному храмостроительству и церковной архитектуре, иконописанию, церковному пению и духовной музыке и др. Наиболее обширным разделом указателя является раздел «Персоналии», включающий 2364 библиографические записи о различных церковных и светских деятелях русского православного зарубежья.
       А. В. Попов выступает не только как библиограф, но и как историк-историограф. В авторском введении к изданию отмечается повышение интереса исследователей к истории Русской Православной Церкви и российского Православия за рубежом. Подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью заграницей 17 мая 2007 года придаст, по справедливому замечанию автора, новый импульс исследованиям о русских церковных разделениях в ХХ веке.
       Исторически первой формой присутствия русского Православия за рубежом стали Русские Духовные Миссии. Открытие первой такой Миссии – в Китае состоялось в 1715 году. Вскоре были предприняты попытки описать и оценить деятельность православных миссионеров в Китае, в частности иеромонахом IV миссии (1745–1755) Феодосием (Сморжевским) была составлена «Выписка из замечаний о пекинских духовных миссиях». Дальнейшее продвижение русского Православия за границами Российской Империи также сопровождалось соответствующими историческими обобщениями и исследованиями. Дореволюционная литература по этому вопросу, отмечает А. В. Попов, представлена, в первую очередь, работами церковных историков – участников Русских Духовных Миссий или служителей русских зарубежных храмов. Все они носят информационный характер и отличаются единством концептуальных подходов. А. В. Попов объясняет это безупречным каноническим и церковно-административным положением русского Православия за рубежом до 1917 года, которое не оспаривалось ни в России, ни за рубежом.
       Новый этап в изучении темы открыла Октябрьская революция. С этим этапом автор связывает прекращение объективного изучения русского православного зарубежья. В СССР по этой теме было создано совсем небольшое количество работ, написанных с позиций обличения Русской Православной Церкви заграницей. Советская историческая наука, делает вывод А. В. Попов, не создала научной традиции изучения русского зарубежного Православия, как и истории Православия вообще.
       С начала 1990-х годов положение изменилось. В новой историографической ситуации российские историки получили возможность всестороннего и объективного изучения истории Православной Церкви за рубежом. Значительный шаг в возрождении утраченных за годы советской власти традиций в изучении истории Русской Православной Церкви сделали православные историки: священник Георгий Митрофанов, протоиерей Владислав Цыпин, игумен Ростислав (Колупаев), священник Дионисий Поздняев и другие.
       Современные светские историки А. В. Беляева, М. В. Назаров, В. И. Косик, Э. Г. Саблина, М. В. Шкаровский, Н. П. Крадин, С. С. Левошко также активно разрабатывают проблемы истории Русской Зарубежной Церкви и русской православной диаспоры. Большинство современных российских авторов придерживаются в своих исследованиях позиций Московской Патриархии. В результате, отмечает А. В. Попов, они не всегда могут видеть позитивные моменты в истории российского Православия за рубежом, и в частности Русской Православной Церкви заграницей.
       Эта ситуация сглаживается исследованиями зарубежных исследователей, в том числе церковных историков и канонистов, принадлежащих к российской православной диаспоре. Объем работ, изданных за границей, значительно превосходит количество изданий в России. Однако здесь обнаруживается своя особенность. Обилие Православных Церквей в странах рассеяния, пишет А. В. Попов, создавало специфическую ситуацию в эмигрантской историографии: «Противоречия между историками лежали не в сфере научного, объективного исследования, а в сфере юрисдикционной принадлежности того или иного автора, отношения этой юрисдикции к Московскому Патриархату и другим Православным Церквам» (с. 15). Одновременно эти работы отличает высокая историческая и каноническая подготовка авторов, хотя по своему публицистическому характеру они, как правило, не могут претендовать на научное исследование. Заслуживает внимания вывод автора о том, что общая основа таких произведений должна обязательно подвергаться научной критике с точки зрения принадлежности автора к той или иной юрисдикции.
       Подводя итоги развитию российской и зарубежной историографии истории православного зарубежья, А. В. Попов отмечает значительное продвижение в этом направлении, связанное с накоплением исторического материала, доступностью эмигрантских журналов и газет, переизданием трудов историков-эмигрантов, активной работой современных российских исследователей. Однако история российского зарубежья в целом и русского зарубежного Православия как научные дисциплины находятся в стадии формирования. Продолжение процесса накопления знаний делает весьма своевременным появление библиографических указателей по проблематике русского Православия за рубежом.
       Разумеется, А. В. Попов не претендует на полноту учтенных в библиографическом указателе материалов. Такой цели автор-составитель перед собой не ставил. Несмотря на это, следует подчеркнуть, что в настоящее время рецензируемый библиографический указатель является наиболее полным изданием по затронутой проблематике, необходимым любому исследователю истории Православия и Русской Православной Церкви. Обращение к нему должно стать первичным и обязательным этапом на пути научного изучения того или иного вопроса русского православного зарубежья, ибо позволяет оперативно сориентировать исследователя относительно того вклада, который был сделан его предшественниками в области его научных интересов. Кроме того, можно надеяться, что автор не оставит своих работ по поиску и систематизации литературы и источников по избранной тематике, а значит, библиографический указатель будет расширяться и дополняться, что найдет свое отражение в его последующих изданиях.

В. Меньковский,
доктор исторических наук,
профессор Белорусского государственного университета (Минск)
А. Елисеев,
аспирант Республиканского института высшей школы (Минск)