ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Всероссийская конференция

Всероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения
в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»

       Последнее десятилетие в жизни Русской Православной Церкви было ознаменовано рядом событий, имеющих непосредственное отношение к отечественной общеобразовательной школе.
       Образовательная традиция нашей страны, с самого начала российской государственности и до крушения Российской Империи в 1917 году связывавшая узами соработничества школу и Церковь, не допускала возможности восприятия их в качестве антагонистов. Единые воспитательные и просветительские задачи, решавшиеся в результате такого сотрудничества, сделали российскую школу светочем общественного сознания, а методики и пособия, появившиеся вследствие такого взаимодействия, стали основанием для всемирного признания русской педагогической науки.
       Затянувшийся на десятилетия эксперимент по выведению «советского человека» не только не допускал союза Церкви и школы в сфере народного образования, но даже не позволял упоминать о христианском учении как о положительном факторе истории. Казалось, двери советских школ навсегда закрылись для тех, кто стремился учить детей не с позиции богоборчества, а с позиции объективного утверждения ценности христианской культуры во всем многообразии ее проявлений.

Выступление министра образования РФ А. А. Фурсенко

       Но настали новые времена. В недрах педагогического сообщества новой России зрели силы, которые в середине 90-х годов прошедшего века дали импульс для возрождения прерванной традиции русской школы. Для многих россиян стала очевидной необходимость преобразования содержательной части учебной программы общеобразовательной школы. Представители педагогического сообщества сами заговорили тогда о преподавании учащимся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений учебного предмета «православная культура». Эта идея была поддержана и многими гражданами России, дети и внуки которых учились в школе. Взрослые россияне, многие из которых лишь в последние годы получили возможность прикоснуться к сокровищам веры, выразили желание обеспечить своим детям возможность приобщаться к религиозной культуре в школьных стенах. Причем такую позицию разделяют не только многие православные христиане, но и представители других религий, а также те, кто не причисляет себя к исповедующим то или иное религиозное учение.
       Православные граждане России, предлагая ввести в общеобразовательной школе новый учебный предмет «православная культура», всегда говорили о том, что это не вероучительная дисциплина, подобная «Закону Божию», преподававшемуся в школах дореволюционной России, а культурологический предмет, предназначенный для детей из самых различных в религиозном отношении семей, в том числе безразличных к вопросам веры. При этом всегда указывалось на необходимость альтернативы, возможности выбрать другой предмет, знакомящий учащихся с иной религиозной культурой, например исламом, что весьма актуально для некоторых регионов современной России. Причем право такого выбора должно принадлежать только родителям учащегося или ему самому.
       В 1999 году был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви, подписан договор о сотрудничестве, регламентирующий его работу, и это стало началом взаимодействия и социального партнерства государства и Церкви в сфере образования. Результатом такого партнерства стало направленное в 2002 году в субъекты Российской Федерации «Примерное содержание образования по учебному предмету “православная культура”» (приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 года № 14–52–876 ин/16), используемое в практической работе как школьными учителями, так и авторами учебных и методических пособий.

Участники конференции

       С 2006 года в Министерстве образования и науки России действует Рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования. При участии представителей Русской Православной Церкви и светских научных учреждений этой группой ведется работа, связанная с реализацией прав граждан нашей страны на свободное и добровольное приобщение своих детей к ценностям и традициям православной культуры в государственной и муниципальной школе.
       В рамках деятельности этой группы было разработано «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и ... епархии Русской Православной Церкви», направленное с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (от 13 июля 2007 года № 03–1584) в субъекты Российской Федерации.
       С учетом развивающейся практики взаимодействия государственных и церковных структур в области общего образования в это типовое соглашение были включены положения, касающиеся подготовки педагогов в учреждениях профессионального образования при участии профессоров и преподавателей Духовных академий и семинарий нашей Церкви. В частности, в тексте соглашения говорится, что орган управления образованием обеспечивает учет запроса граждан на изучение их детьми православной культуры и в соответствии с ним введение в общеобразовательных учреждениях соответствующих предметов на основе добровольности и свободы выбора, а также организует необходимую для этого подготовку педагогов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В этом процессе задача Церкви не ограничивается лишь разработкой содержания программ повышения квалификации и подготовки учителей, а включает в себя непосредственное участие церковных педагогов в учебной работе и аттестации желающих преподавать православную культуру.
       После вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» в декабре 2007 года должны быть ликвидированы региональный и школьный компоненты учебного плана общеобразовательных учреждений, в рамках которых в основном велось преподавание православной культуры. У многих граждан России такие изменения в законодательстве вызвали серьезные опасения. Ведь дальнейшая судьба ставшей почти повсеместной практики преподавания православной культуры в современной российской школе может стать своеобразным индикатором уровня обеспечения законных интересов и прав граждан России в сфере образования.

       Обеспокоенность многих православных иерархов, духовенства и мирян Русской Православной Церкви, возникшая в связи с этим, нашла понимание у представителей государственных структур. По инициативе Министерства образования и науки России была организована общероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», проходившая в Калуге 20–21 декабря 2007 года.
       Вопросы, касающиеся практики и перспективы изучения православной культуры в российской общеобразовательной школе, были самым тщательным образом изучены и прокомментированы в рамках работы конференции. Ее участниками, среди которых были не только руководители Министерства образования и науки Российской Федерации (А. А. Фурсенко и И. И. Калина), но и известные отечественные ученые, правящие и викарные архиереи Русской Православной Церкви, представители Российской Академии образования, преподаватели ведущих педагогических вузов России, руководители и сотрудники органов управления образованием большинства субъектов Российской Федерации, представители епархиальных отделов образования, духовенство и миряне – всего более четырехсот человек, была единогласно принята резолюция и в целом одобрена концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «духовно-нравственная культура».
       В частности, было решено рекомендовать педагогическим вузам, региональным институтам повышения квалификации работников образования обеспечить конструктивное сотрудничество с традиционными религиозными организациями в целях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации работников образования, учебно-методического обеспечения, проведения мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов основных религиозных культур, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

       27 декабря 2007 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Результаты конференции в Калуге были рассмотрены и обсуждены в рамках этого заседания. Памятуя слова Его Святейшества, сказанные в приветственном обращении к организаторам и участникам конференции, о том, что их труды «станут заметным шагом на пути создания условий для формирования образовательной среды, учитывающей мировоззренческую позицию школьников и пребывающей во взаимном согласии с духовными нормами, привитыми в семье», члены Священного Синода постановили считать необходимым введение в программу среднего школьного образования предмета, знакомящего учащихся с основами православной культуры, в рамках новой образовательной области учебного плана «духовно-нравственная культура», выразить удовлетворение работой организаторов и участников форума и одобрить резолюцию конференции, а также призвать Преосвященных архипастырей, управляющих епархиями на территории Российской Федерации, к взаимодействию с органами управления образованием в субъектах Российской Федерации по вопросам преподавания курсов православной культуры в государственной и муниципальной системе общего образования.
       Предлагаем нашим читателям ознакомиться с текстами основных докладов, представленных на конференции.