ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Всероссийская святыня с реки Великой

В 2008 году исполняется 625 лет явления Великорецкой иконы Святителя и Чудотворца Николая – древнейшей православной святыни Вятской земли и одного из наиболее почитаемых образов этого великого угодника Божия.

       Обретение чудотворного Великорецкого образа произошло в 1383 году, «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России», – сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе1. Это было время, когда православные люди, в основном новгородцы, только начинали заселять Вятскую землю. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был чтимый образ Святителя Николая, написанный «в чудесех»2, то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен – вотяков и черемисов3. Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую – один из северных притоков Вятки и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божиими той святой образ оставиша»4.


Паломники на месте явления
Великорецкой иконы Святителя Николая.
Фото начала XX века

       Спустя некоторое время «некий благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ Святителя Николая, «свещи же невидима быша»5. Тогда со страхом Божиим и радостью взял он обретенную икону, принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа»6.
       Но недолго довелось ему хранить эту святыню в неведении, ибо сказано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме (Мф. 5, 14–15). Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении», без движения. Ночью явился ему «в тонце сне» Святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и, «домочадцами своими подкрепляем», пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, «восстав от земли, приложился к чудотворному образу, внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав»7. Тогда хозяин дома, уразумев, какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. «И нача многие чудеса от него бывати»8.
       Местные жители испросили у митрополита Московского благословения на возведение в честь обретенного образа Святителя Николая деревянного храма, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим»9. Черемисы не раз приходили к тому храму, чтобы его порушить и сжечь, но храм чудесным образом становился для них невидим. Иногда же черемисы видели его поднявшимся в воздух над землей, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.
       Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова, главного города Вятской земли, испросили позволения перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город, под его защиту. Они пообещали ежегодно возвращать икону Святителя Николая на берега реки Великой – место ее славного обретения. Так была заложена одна из самых древних традиций православной Вятки – Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается в память об обете, данном Святителю Николаю. Лишь один раз, в 1551 году, вятчане «отложили хождение» с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, внезапно ударившими в летнее время, с 1 по 12 июня, и погубившими все их посевы. Когда же, осознав свою ошибку, они поспешили исполнить свой обет, то «бысть во всю страну Вятскую теплота велия и изобилие плодов земных»10. Тогда в память об этом Божием вразумлении жители Хлынова воздвигли в кремле деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городским храмом. Именно в этот храм с молитвой к Святителю Николаю приходил великий подвижник и печальник Земли Вятской преподобный Трифон – отец вятского монашества.

Проводы чудотворного Великорецкого образа
Святителя Николая в Вятке
Фото начала XX века

Место явления Великорецкой иконы
Святителя Николая Великорецкий град

       Известно, что уже в первой четверти XVI века слава о чудесах от Великорецкой иконы достигла Москвы – в 1521 году при великом князе Василии Иоанновиче и митрополите Московском Варлааме этот святой образ был помещен в драгоценный оклад11. Важной вехой в истории почитания Великорецкой иконы стал 1555 год, когда по указу царя Иоанна Грозного и с благословения святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, она совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие отражено в знаменитом Лицевом летописном своде XVI столетия, в котором путешествию Великорецкой иконы посвящено восемнадцать красочных миниатюр.
       В Никоновской летописи читаем: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх»12. В столицу образ был принесен в субботу 29 июня 1555 года, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. У Николо-Угрешского монастыря чудотворную икону встречал брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря «с великою верою и со многим желанием» – сам царь, у Яузского моста – «владыки», а у Фроловских ворот Московского Кремля (по другим источникам – у церкви Всех святых на Кулишках) – святитель Московский Макарий13. Вятской святыне была оказана великая честь – Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена14.
       За этими событиями последовало поновление образа, которое совершил сам святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея – будущего митрополита Московского и всея Руси Афанасия († после 1568 года). Тогда же рядом со строившимся собором Покрова на рву (более известным как собор Василия Блаженного) была построена временная деревянная церковь, которую 29 июля 1555 года освятили в честь Великорецкой иконы Святителя Николая и поставили в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы15. Когда строительство собора было завершено, один из его девяти приделов – южный был освящен в честь Великорецкой иконы, что особенно дорого всем православным вятчанам.

Спасо-Преображенский Никольский
Великорецкий мужской монастырь

       По свидетельству летописца, все эти события сопровождались множеством чудес: «быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписаннаго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хромым хождение и всяким недугом исцеление быша неоскудно приходящим с верою»16. В ознаменование этих чудес был установлен особый крестный ход из Успенского собора к собору Покрова на рву, приуроченный к Рождеству Святителя Николая, 29 июля / 11 августа17.
       Только год спустя – 3 августа 1556 года Великорецкий образ, украшенный по повелению царя новым золотым окладом, со многими дарами был отпущен из Москвы и, совершив путешествие через Вологду и Великий Устюг, возвратился в Хлынов18. Ни один из чудотворных образов, известных по русским источникам, не совершал такого путешествия по Руси. «Хождения» Великорецкой иконы (особенно по территории бывшего Казанского ханства) имели не только сакральное, но также и политическое значение, они демонстрировали единство государства и безопасность этих земель для русских поселенцев.
       Принесение Великорецкой иконы Святителя Николая в Москву и другие города способствовало широкому почитанию этого святого и его чудотворного образа по всей России. Один из списков иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-Печерский. Другой список был передан в Ипатьевский монастырь в Костроме царем Иоанном Грозным в память о его убиенном сыне Иоанне.
       В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на «бабайках» – веслах от плотов для сплава леса и назван поэтому «Бабаевским». В Костроме и ее окрестностях этот список Великорецкой иконы был особенно почитаемым. В начале XVII века были построены Николо-Великорецкие церкви в городах Путивле Сумской области и Тотьме. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монашеские обители – Николо-Великорецкий Макушевский монастырь в Вологодской области, Московский Никольский женский монастырь – «Никола в Хлынове» и Николаевская Моржегорская (Моржевская) мужская пустынь в Архангельской области.
       В 1614 году состоялось второе путешествие святыни в российскую столицу. Тогда Россия еще переживала последствия Смуты. Вести о сожжении Москвы поляками, захвате Кремля и заключении в нем Патриарха сильно волновали русское общество. Избранный на царский престол молодой государь Михаил Феодорович призвал вятскую святыню в Москву, чтобы утешить горожан в их горе и укрепить в православной вере.
       Мы не ошибемся, если скажем, что именно благодаря Великорецкой иконе удаленная от центра, скрытая за непроходимыми лесами и болотами Вятская страна стала известна Москве и всей православной России. В 1657 году была создана самостоятельная Вятская епархия, правящие архиереи которой всегда особенно почитали Великорецкий образ. В 1668 году указом первого епископа Вятского и Великопермского Александра († 1678) был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая – 24 мая / 6 июня и была составлена особая церковная служба. В 1778 году архиепископ Вятский и Великопермский Лаврентий (Баранович, † 1796) определил новый, сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, который до этого времени совершался по рекам Вятке и Великой. С того времени маршрут больше не менялся, а расположенные вдоль него вятские села заметно окрепли и украсились дивными храмами. Ежегодно более пятидесяти тысяч паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя и Чудотворца Николая.
       Почитание Великорецкого образа было столь значимым явлением в жизни Вятской земли, что совершалось вятчанами даже после 1917 года. Понимая всю тщетность попыток открыто противостоять этой древней православной традиции, советская власть избрала другой путь – к началу 1930-х годов Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. С того времени ее след теряется – она таинственно явилась и таинственно исчезла. Но даже эта печальная утрата не смогла остановить благочестивых вятчан, которые продолжали ежегодно приходить на реку Великую, неся с собой иконки Святителя Николая. Многие из них претерпели в то время притеснения, аресты и даже мученическую смерть.
       Великая Отечественная война несколько приостановила действие машины массовых репрессий против верующих. В послевоенное десятилетие Великорецкое паломничество настолько окрепло, что в середине 1950-х годов собирало на берегах реки Великой свыше шести тысяч человек. Не случайно, когда в 1958 году страну накрыла волна хрущевской антирелигиозной кампании, в Кировской области она была направлена в первую очередь против традиции почитания Великорецкой святыни.
       9 мая 1959 года особым распоряжением властей паломничество на реку Великую было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта и разорена. Правящим архиереям Кировской епархии запрещено было посещать это святое место, а священникам – принимать участие в паломничестве. На путях к реке Великой были установлены специальные милицейские кордоны, которые выслеживали группы паломников, задерживали их и вывозили как можно дальше от святого места. Но несмотря на эти меры, рискуя быть брошенными в тюрьму, паломники группами по три-пять человек пробирались лесными тропами в Великорецкое.
       Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов, когда наметились первые положительные изменения в отношении государства к Русской Православной Церкви. Стремясь использовать их на благо епархии, архиепископ Хрисанф (ныне митрополит Вятский и Слободской) в 1989 году обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведении богослужения на реке Великой. Власти пошли на осторожные уступки, разрешив совершить крестный ход, но не из Вятки (Кирова), а из ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Божественную литургию в походной церкви на берегу реки Великой в тот день совершил сам Вятский архипастырь с собором духовенства, при большом стечении богомольцев из разных мест нашего отечества. Это было важным свидетельством того, что Великорецкая традиция жива, несмотря на многие годы запретов и гонений.

Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф

Серафимовский собор в Вятке,
от которого начинается
Великорецкий крестный ход

       С того памятного дня прошло почти два десятилетия, которые ознаменовались возрождением традиции почитания Великорецкой иконы Святителя Николая, один из древних списков которой ныне сопровождает паломников в крестном ходе. С 1992 года Великорецкий крестный ход стал совершаться своим историческим путем – из Вятки (Кирова). Это немалый путь длиной более 170 километров, три дня – в одну сторону и два – обратно, ежедневно от 25 до 50 километров пути. Дорога разная: то полем, то лесом, то асфальтированной трассой. Но всегда люди идут с молитвой, стараясь помогать ближним, смиряясь перед трудностями и благодаря Бога за радости этого пути.

Никольский собор Спасо-Преображенского
Никольского Великорецкого монастыря

Собор Василия Блаженного
На переднем плане – южный, Великорецкий придел

       С каждым годом число паломников неуклонно растет. Крестный ход давно уже вышел за рамки епархиального события – в нем можно встретить паломников со всех уголков православной России, ближнего и дальнего зарубежья. В 2000 году, в год своего 600-летия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия он получил статус всероссийского.
       В декабре 2004 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте явления чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая создан Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Тихон (Меркушев), который в течение десяти лет возглавлял крестный ход. За годы лихолетья Великорецкий град – архитектурный церковный ансамбль, находившийся на этом месте, сильно пострадал. Ныне он восстанавливается, а с ним возрождается и село. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф придает восстановлению Великорецкой святыни особое значение – Владыка часто посещает обитель, лично участвует в рассмотрении проектов и эскизов. В 2007 году, впервые за многие десятилетия, в Преображенской церкви монастыря в день престольного праздника была совершена Божественная литургия.

Братская келлия в
Николо-Великорецком монастыре



       В подготовке и проведении Великорецких торжеств, в которых ныне принимают участие более тридцати тысяч паломников, помогает правительство Кировской области. Центральным их событием является Божественная литургия в храме на берегу реки Великой и освящение воды в источнике на месте явления Великорецкой иконы, которые по уже сложившейся традиции совершает митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости – иерархи Русской Церкви, губернатор Кировской области, представители федеральной власти, иностранные гости.



Владыка Хрисанф и губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин после богослужения на реке Великой
2007 год

       Развивается и традиция почитания Великорецкой иконы. В марте 2007 года по приглашению архиепископа Костромского и Галичского Александра этот святой образ был принесен в Кострому, а в июне того же года совершил большое путешествие по реке Вятке, посетив за пятнадцать дней сорок приходов и монастырей Вятской епархии. Повсеместно чудотворную икону встречали духовенство, прихожане, местные власти и многочисленные паломники. В районных центрах состоялись встречи с молодежью, были показаны видеофильмы об истории, святых и святынях Вятской земли. Это путешествие явилось продолжением древней традиции совершения «низового» крестного хода с Великорецкой иконой, который ранее ежегодно совершался по реке Вятке и ее притокам. С благословения митрополита Хрисанфа отныне Великорецкий образ будет ежегодно совершать подобные путешествия по благочиниям Вятской епархии.
       2008 год – юбилейный для Великорецкой иконы. С 4 по 8 ноября нынешнего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия она совершит новое путешествие в Москву и будет представлена на Всероссийской выставке-форуме «Православная Русь». Этот святой образ по достоинству займет центральное место в экспозиции Вятской епархии.



Протоиерей А. Балыбердин,
секретарь Вятской епархии, кандидат исторических наук,
протоиерей Андрей ДУДИН, заведующий Вятским
епархиальным архивом

       ПРИМЕЧАНИЯ
      
       1 Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая // Труды Вятской ученой архивной комиссии (Тр. ВУАК). 1905. Вып. IV. Отд. II. С. 49– 50.
       2 Летописец о стране Вятской // Тр. ВУАК. 1905. Вып. III. Отд. II. С. 43.
       3 Предки современных удмуртов и марийцев.
       4 Летописец о стране Вятской. С. 43.
       5 Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая. С. 50.
       6 Там же.
       7 Там же. С. 52.
       8 Там же. С. 54.
       9 Там же. С. 58.
       10 Там же. С. 64.
       11 Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца // Тр. ВУАК. 1905. Вып. IV. Отд. II. С. 41.
       12 ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись. М.: Наука, 1965. С. 254–255.
       13 Там же.
       14 Лицевой летописный свод. ОР ГИМ. Син. 962. Л. 178 об.
       15 ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись. С. 255.
       16 Лицевой летописный свод. Л. 181.
       17 Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 141, 165.
       18 Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 687, примеч. 257.; Bepещaгин А. С. Сказания русских летописцев о Вятке // Тр. ВУАК. 1905. С. 85–88.