|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2008 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру,
честному иночеству и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне – верные чада
нашей Святой Матери Русской Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Тим. 1, 2).
Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого великого князя Киевского Владимира наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).
Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.
На нынешний год приходится еще одна памятная дата – 90-летие страдальческой кончины Царской Семьи. Воздавая честь святым царственным страстротерпцам, мы все должны почитать их подвиг и черпать в нем силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (см.: Евр. 13,7). Мы также убеждены в том, что современное общество и государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году преступлению.
Общение епископата, клира и паствы, ставшее возможным благодаря состоявшемуся в прошедшем году восстановлению единства Русской Церкви, являет добрый пример взаимной поддержки и братской любви. Пусть же радость и духовная польза, обретенная в совместных трудах и молитвах, станут залогом и фундаментом прочного, непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам, учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в единое Тело Христово. Церковь наша объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить слова Спасителя: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия. Святой апостол Павел пишет: Все у вас да будет с любовью (1 Кор. 16, 14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши дискуссии, равно как и вся наша жизнь.
Путь, которым все мы призваны идти за Господом и Спасителем, – это тернистый путь, требующий от учеников Христовых твердого стояния в вере. Божественная Истина не всегда с готовностью приемлется миром, лежащим во зле. По слову Писания, мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23).
Идея прав человека стала одной из главных при формировании законов и политики государств. Данную идею подчас используют для оправдания греха и для того, чтобы принизить роль религии в жизни общества, лишить людей возможности жить по своей вере. Собор изложил православный взгляд на эту проблему, одобрив «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных ценностей и от ответственности личности перед Богом и другими людьми.
Православие по существу своему – это не идеология, не форма культуры, не лозунг на стяге каких бы то ни было политических сил, но образ жизни во Христе в соответствии со словами Евангелия: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире.
Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с духом мира сего (1 Кор. 2, 12), дабы не подчиниться ему.
Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).
Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову.
Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия.
Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол. 1, 9–10).
Обращаемся к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды: Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь (Евр.13, 20–21).