ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Курская епархия: история и современность

Курский край в древнейшие времена

Крестный ход в Коренной пустыни в день празднования
в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

       Сведения о Курском княжестве впервые появляются в летописях в 1095 году. Сын князя Владимира Мономаха Изяслав стал тогда княжить в Курске. Правление было недолгим, через год он погиб в схватке со своим крестным отцом князем Суздальским Олегом. Следующие записи о Курском княжестве датируются 1125 годом, когда князь Мстислав Владимирович стал великим князем Киевским, а удельным князем Курским – его сын Изяслав Мстиславович.
       В 1136 году в результате междоусобиц Курск отошел к Черниговской ветви князей, оставшись удельным княжеством во главе с князем Глебом. В 1147 году в Курске княжил Иоанн Георгиевич (Иванко Юрьевич), сын Юрия Долгорукого, а через два года Курский удел с Посеймьем и Сновской областью был передан князю Святославу Олеговичу.

Коренная пустынь
Вид собора с западной стороны
Фото начала XX века

       Не все документы дошли до нас, не все исторические события были зафиксированы в летописях, поэтому о многих событиях мы знаем только предположительно. Во всяком случае, с конца XI века и до монгольского нашествия были несколько Курских удельных князей, которые владели не только городом Курском, но и значительной частью Посеймья.
       Курск в то время был уже весьма крупным городом. Об этом красочно повествуется в «Печерском патерике», в жизнеописании преподобного Феодосия Печерского. В городе было развито ремесленничество, велась торговля, выпекался хлеб. Были школы, в которых учились дети. Курский наместник, посланник князя Киевского, имел собственные хоромы. В его доме его была небольшая церковь, и в самом Курске в то время действовало несколько храмов.
       Курский край в начале XI века заселялся достаточно плотно, особенно по течению рек. В «Печерском патерике» говорится о соседнем с Курском городе, в котором также был храм, однако название города не упоминается.
       Курск возник не позднее конца X века как своеземческий город, то есть поселение свободных людей на принадлежавшей им территории. По мнению некоторых исследователей, в 990 году Курск стал одним из городов Киевской Руси и тогда же началось крещение курян. Следовательно, христианская вера на Курской земле начала укрепляться всего лишь спустя два года после крещения киевлян.
       К XIII веку Курск был крупнейшим городом-крепостью Посеймья. В то время пограничная с Курским краем степь оказалась во власти новых кочевников, пришедших из Заволжья. То были монголы, или, как их тогда еще называли, таурмены, татары. Настало время, когда, забыв взаимные обиды, русские и половцы объединились для борьбы со страшным врагом. 31 мая 1224 года на реке Калке их соединенные войска были разбиты татарами. В этой битве отважно сражался отряд курян под предводительством князя Олега.
       В 1237–1238 годах новые полчища татар появились у русских границ, и двоюродный брат хана Батыя Менгу взял Курск. Город тогда был полностью уничтожен, осталось лишь пепелище и несметное количество убитых. Были порушены все курские храмы, сожжены селения вокруг города. Немногие жители сумели спастись, укрывшись в чащобах и лесах. Великие беды Курского края длились почти до конца века. До 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что Курская сторона Руси и в самом деле погибла.
       Но не оставила курян их вера в Господа и Пречистую Его Матерь. Верные заветам Христа, куряне молили Его о пощаде и прощении грехов. И Небесная помощь пришла. 8 сентября 1295 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в окрестностях разоренного города, на берегу реки Тускарь, в лесной чаще была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение».

Благая Утешительница

       В рукописном сказании об обретении Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» читаем: « В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

       Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону “Знамение” Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места, на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».
       Чудесно открывшийся источник знаменовал возрождение к жизни опустевшей земли. О случившемся вскоре стало известно в соседнем городе Рыльске. Место явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город, и жители города торжественно встретили ее. Однако сам князь не захотел выйти за городские ворота навстречу иконе и был наказан за это слепотой. Раскаявшись и получив исцеление, князь построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако образ чудесным образом возвратился на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно забирали икону, но всякий раз она вновь оказывалась на прежнем месте.


       Народная молва о чудесах от иконы Божией Матери достигла и царского престола. Царь Феодор Иоаннович повелел принести чудотворный образ в Москву для поклонения. В 1597 году в столице царь вместе с Патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и войском торжественно встречал святыню. По указанию Феодора Иоанновича икону обрамили кипарисной доской, на которой сверху был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и внизу – девять ветхозаветных пророков с хартиями в руках, пророчествовавших о Пресвятой Богородице. Был изготовлен также серебряный с позолотой оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
       Посещение чудотворной иконой столицы положило начало возрождению Курска. В том же году царь Феодор Иоаннович, наряду с указом об устроении монастыря на месте обретения иконы, повелел возвести крепость и возобновить древний город Курск. Там, где была найдена икона, была основана Богородице-Рождественская мужская обитель, получившая известность как Коренная пустынь. В ее соборном храме и была помещена икона, а над чудотворным источником возведена церковь в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник».

       В обители икона находилась до 1598 года, когда произошло нашествие крымских татар на Юг России. Опасность неприятельского вторжения постоянно грозила Курским землям, поэтому в целях безопасности святыню перенесли в восстановленный Курск. Икону поставили в соборном Воскресенском храме, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, а в Коренной пустыни остался точный список с чудотворного образа.
       В 1601–1604 годах в Московском государстве случился сильный голод. Куряне слезно молились перед своей Небесной Заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли большой урожай, отсюда снабжали хлебом и другие города. Царь Борис Годунов пожертвовал Коренной обители деньги, а также ризы, колокола, ладан, свечи, книги и объявил монастырь местом царского богомолья...

       В начале XX века, 12 апреля 1918 года, икона среди бела дня была похищена из Знаменского собора в Курске. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию, выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). На краю колодца она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась пропавшая икона, очевидно подброшенная похитителями, но без великолепных риз.
       В конце октября 1919 года, когда Курск покидала Добровольческая армия, двенадцать иноков Знаменского монастыря перенесли икону в Белгород. Отсюда, с остановками в Таганроге и Екатеринодаре, чудотворный образ был перевезен в Новороссийск, а затем, 1 марта 1920 года, епископом Курским Феофаном (Гавриловым, 1917–1920, † 1943) на пароходе «Святой Николай» – в Салоники. 3 апреля Владыка Феофан привез икону в город Ниш, древнюю столицу Сербии. Затем четыре месяца она пребывала в Земуне, а в сентябре по просьбе генерала Врангеля была перевезена в Крым. Ровно через год после оставления Курска, 29 октября 1920 года, святыня покинула родную землю. Вместе с епископом Феофаном она пребывала в сербском монастыре Язке на Фрушковой горе, а с конца 1927 года находилась в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде.

Колокольня Коренной пустыни

Схимитрополит Ювеналий благословляет народ

       Во время Второй мировой войны Белград подвергался бомбардировкам, и чудотворная икона была перевезена в тихий Карлсбад, куда эвакуировался Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей. Весной 1945 года она прибыла в Мюнхен. Из Мюнхена икону приносили в Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию, многие города самой Германии.

       Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы стала путеводительницей, покровительницей всех русских людей, рассеянных по всему миру. Перед нею совершались все важные церковные акты. В настоящее время икона находится в США, в Знаменском Синодальном соборе Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди.

Учреждение Курской епархии

       На протяжении XVII века в Курском крае продолжали возводиться храмы в городах и селениях. К 1628 году на Курских землях, причисленных к Патриаршей области, действовало 13 городских церквей, 41 уездная и одна часовня. По решению Большого Московского Собора 1667 года должно было открыться девять новых епархий, но открылась только одна Белгородская митрополия. В ее состав вошло 37 довольно населенных украинских городов и 542 церкви. В нее входила и почти вся территория современной Курской области.
       17 мая 1667 года в Курском крае была учреждена самостоятельная кафедра Русской Православной Церкви. 3 января 1722 года Святейший Синод преобразовал митрополию в епископию. Впоследствии центр епархиального управления был перенесен из Белгорода в Курск.

Во время визита митрополита Восточно-Американского и
Нью-Йоркского Лавра в Курскую епархию
Май 2007 года

       В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но учреждение ее не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии действовали 532 церкви и более 20 монастырей.
       Добрую память оставил о себе архиепископ Досифей (Богданович-Любимский, 1731–1735, † 1736). Он вел решительную борьбу с расколом, при нем особенно ревностно соблюдалось церковное благочиние.
       11 января 1736 года кафедру занял архиепископ Белгородский и Обоянский Петр (Смелич, 1736–1742, † 1744), который учредил Духовные училища в Курске и Старом Осколе.
       Со 2 июля 1748 года во главе Белгородской епархии стал великий подвижник веры святитель Иоасаф (Горленко, 1748–1754, † 1754). Неутомимый архипастырь старался поднять авторитет Церкви и сделать ее служителей образованными и сильными духом. Святитель Иоасаф уделял много внимания жизни простого народа. Известны случаи, когда он сам тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Забота его о семье, в особенности о русской женщине, тяжелой доле которой он глубоко сочувствовал, была глубоко сердечной и участливой.
       В 1752 году, будучи в Курске, он освятил закладку Сергиево-Казанского собора. Строил храм Исидор Машнин, отец будущего преподобного Серафима Саровского.
       Через 156 лет после кончины святитель Иоасаф был причислен к лику святых. Обретение мощей было совершено 4 сентября 1911 года.

Храм в честь иконы Божией Матери
«Живоносный Источник» в Коренной пустыни

       По примеру святителя Иоасафа самоотверженно служил Господу и людям епископ Белгородский и Обоянский Порфирий (Крайский, 1763–1768, † 1768). После кончины Владыки по его завещанию были устроены две богадельни для престарелых, увечных и бедных.

Епархия в XVIII–XIX веках

       По монастырской реформе 1764 года в Курской епархии были упразднены два монастыря, многие обители изменили свой статус и стали заштатными.
       23 мая 1779 года по указу Сената была учреждена Курская губерния. Через два года в Курске произошел большой пожар, уничтоживший практически весь старый центр города. Императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки города, по которому Фроловский, Покровский и Михайловский храмы должны были быть разрушены. Однако губернский землемер Ф. И. Башилов очень осторожно подошел к перепланировке города и сохранил все эти церкви.

Перед началом крестного хода из Коренной пустыни

       В 1787 году в уездном в то время Белгороде была открыта Духовная семинария. Тот год был богат событиями. Через епархию проезжала императрица Екатерина II. Возвращаясь из Новороссии, она посетила Белгород, Обоянь, Курск. 13 июня она присутствовала на молебне в Знаменском монастыре. Курск и в особенности курские храмы понравились императрице. В том же году епархия была переименована из Белгородско-Обоянской в Белгородско-Курскую. Дмитриевский, Льговский, Путивльский и Рыльский уезды с двумя монастырями, Путивльским и Рыльским, и двумя пустынями, Глинской и Софрониевой, до того находившиеся в Севской епархии, были переданы в ведение Белгородского епископа.
       В 1797 году в Курской губернии было учреждено десять уездов. Количество храмов к тому времени достигло 875. 17 октября 1799 года произошли новые изменения границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, а управляющий ею архиерей стал именоваться Курским и Белгородским.
       В годы Отечественной войны 1812 года курское духовенство разделило выпавшие на долю народа тяжелые испытания. Архиепископ Белгородский и Курский Феоктист (Мочульский, 1787–1818, † 1818) организовал сбор средств в помощь русской армии. Некоторые из священнослужителей решили защищать родину с оружием в руках. Всех этих «духовных волонтеров» в один из августовских дней 1812 года благословил на Знаменской площади архимандрит Знаменского монастыря Аполлос (Терешкевич), совершив напутственный молебен. Некоторые из волонтеров были зачислены в ополчение, другие – в Лубенский гусарский полк и пехотные войска. В фонд армии передавались также хлеб, пожертвования в виде ценных вещей.


Во время молебна на источнике
в Коренной пустыне

       И хотя фронт был довольно далеко от Курска, его жители волновались. Духовенство уделяло много внимания проповедям, успокаивая народ и молясь о даровании русскому воинству победы. По решению архиепископа Феоктиста один из списков Курской иконы Божией Матери «Знамение» был взят из Коренной пустыни и препровожден в действующую армию, в Малоярославец, к князю М. И. Голенищеву-Кутузову.
       В честь победы над Наполеоном по губернии прошли праздники. При этом также проводились сборы пожертвований для увечных воинов.
       В 1815 году в память о победе в Отечественной войне 1812 года в Курске был заложен каменный Знаменский собор. Заботами Владыки Феоктиста благоустраивались многие школы и училища в Курске, Старом Осколе, Путивле, Обояни, Рыльске. Особое внимание он проявлял к Курской Духовной семинарии. Преосвященный Феоктист первым из Курских архипастырей был удостоен высоких государственных наград – орденов святой Анны I степени и святого благоверного князя Александра Невского.
       Строительство величественного Знаменского собора началось в 1816 году и продолжалось десять лет. 13 января 1826 года он был освящен, а уже через три дня случилось так, что в храме был поставлен гроб с телом почившего в Бозе императора Александра I, скончавшегося в Таганроге.
       В храмах епархии проводилось обновление иконостасов, устанавливались новые колокола, устраивались домовые храмы: были освящены церкви в Николаевской гимназии, в доме губернатора, Духовных училищах, в некоторых частных домах. Государственные ассигнования на церковные нужды к 1855 году увеличились по сравнению с 1832 годом на 200 процентов.
       В 1833 году в епархии произошло важное событие. Епископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков,1832–1860, † 1861) перевел кафедру в Курск. Туда же переехала Духовная консистория. Сергиево-Казанский собор в Курске стал кафедральным.
       Трудными для курского духовенства были 1846– 1848 годы. В губернии вспыхнула эпидемия холеры. Для спасения людей было проведено несколько крестных ходов с чудотворной Курской-Коренной иконой Пресвятой Богородицы. Божиим Промыслом в 1849 году болезнь прекратилась.
       В 1864 году по распоряжению директора учебных заведений Д. Г. Жаворонкова во всех учебных заведениях края был введен Закон Божий. Преподавали его лучшие священники епархии.
       В 1871 году начался выпуск «Курских Епархиальных ведомостей». Расширялась также благотворительная и просветительная деятельность Церкви. Были открыты Курский духовный приют, женские училища в Троицком монастыре в Курске и Богородице-Рождественском монастыре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков – в Знаменском монастыре и для девочек – в Епархиальном училище).
       В 1892 году была открыта церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, которую учредило Курское братство преподобного Феодосия Печерского. В 1899 году епископ Иустин (Охотин, 1887–1903, впоследствии архиепископ Херсонский, † 1907) учредил также Курское Православное Палестинское общество. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Впервые стали работать постоянные курсы для учителей церковноприходских школ.
       В 1888 году в Курске с великой торжественностью было отпраздновано 900-летие Крещения Руси. Среди знаменательных дат XIX века эта была самой яркой.
       Согласно переписи населения, к началу XX века в Курской губернии 98,7 процентов населения исповедовало Православие. Существовали и религиозные секты, и старообрядцы. Некоторые слои населения южных районов поддались искушению толстовства. Однако существенного влияния на жителей губернии все эти течения не оказали. Пастыри активно боролись с отступничеством и извращениями веры.
       Важное значение имела работа различных православных обществ и братств. 27 февраля 1900 года был учрежден Курский комитет православного Миссионерского общества. В открытой в 1903 году Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской Духовной семинарии. На заседаниях комиссии среди прочего поднимались и вопросы церковной истории.
       Начало XX века вплоть до революционных событий 1917 года было насыщено яркими событиями в жизни епархии. В этот период были обретены святые мощи двух подвижников духа – преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 / 17 сентября 1911 года).

Успенский храм в Курске

Вознесенский храм в Курске

Часовня в честь иконы Божией Матери
«Неупиваемая Чаша» в Курске

       В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского – через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. В торжествах в честь обретения мощей преподобного Серафима принимала участие Царская Семья.
       На торжества в честь обретения мощей святителя Иоасафа в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. По всей губернии прошли крестные ходы. 17 декабря 1911 года мощам святителя поклонились Государь император Николай II и императрица Александра Феодоровна с детьми.
       Во время Русско-японской войны в епархии активно проводилась благотворительная деятельность: собирались пожертвования на содержание лазаретов и госпиталей, на подарки воинам, сражавшимся в Маньчжурии. То же было и во время войны с Германией в 1914– 1917 годах. Архиепископ Курский и Обоянский Тихон (Василевский, 1914– 1917, † 1926) передал для увечных и больных воинов 400 рублей своих личных сбережений и жертвовал затем ежемесячно по 100 рублей. В архиерейском доме в Знаменской роще был устроен госпиталь на 35 коек. Пожертвования шли от многих священников, от всех благочинных, а также от всех монастырей епархии.
       В 1904 году было принято решение о составлении церковноприходских летописей, в которых бы отражалась история сел и деревень епархии. Протоиерей Алексей Танков подготовил программу составления летописей.

Казанский кафедральный собор Курска
Фото начала XX века

Сергиево-Казанский кафедральный собор Курска
Современный вид

Воскресенско-Илиинский храм в Курске

«Нижний» Свято-Троицкий храм в Курске

       В 1912–1913 годах были учреждены Курское церковное археологическое общество, Иоасафовское общество трезвости, организованы регентские курсы. В апреле 1915 года открылась Серафимовская школа-церковь, а 10 ноября – Курское попечительство о беженцах, которое оказывало помощь православным, эвакуированным из западных районов Российской Империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова), который был выпускником Курской Духовной семинарии.

Накануне революции

       В предреволюционные годы в Курской епархии действовало 1097 храмов и 12 монастырей. В восьми мужских монастырях и пустынях жили 740 монахов и послушников и 341 человек находились на предварительном испытании, в четырех женских – соответственно 521 и 1814 женщин. До 1917 года в епархии трудилось около 10 тысяч служителей Церкви, а к 1937 году их осталось всего 1700, действовали 1700 храмов – уцелели лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.

Знаменский монастырь в Курске
Фото начала XX века

Интерьер Знаменского кафедрального собора

Чин умовения ног в Знаменском монастыре в Курске

       Летом и осенью 1923 года распоряжением советской власти почти все монастыри были закрыты. Сохранившаяся справка секретаря губисполкома красноречиво свидетельствует о том, как быстро они разрушались: «Курский женский Троицкий монастырь – имущество расхищено в 1919 году и при пожаре 1921 года; Курский мужской Знаменский монастырь – почти все имущество расхищено в годы гражданской войны; Рыльский Николаевский монастырь – передан детскому городку, сведений об учете имущества нет». Аналогичная участь постигла и другие православные обители, монахи и монахини были изгнаны или репрессированы. Потом, в разные годы, были взорваны соборы, разобраны жилые и хозяйственные постройки.
       В предвоенное десятилетие прошлого столетия духовенство Курской епархии, как и вся Русская Православная Церковь, подверглось новым гонениям. В 1920–1930-е годы от рук государственных карательных органов пострадали сотни священников, других церковнослужителей и мирян. К 1927 году в храмах епархии осталось служить всего 400 человек. Еще в 1934 году в епархии насчитывалось 1600 священнослужителей. До 1917 года в Курской губернии проживало 4000 монашествующих, в 1937 году их осталось всего 700 человек.


Годы Великой Отечественной войны

       С первых же дней войны Православная Церковь выступила как патриотическая сила, готовая поддержать государство. Пастыри призывали верующих молиться о победе над страшным врагом и укрепляли их духовно.
       В период немецко-фашистской оккупации, которая началась в ноябре 1941 года, на территории Курско-Белгородской епархии стали открываться храмы. Назначал духовенство престарелый протоиерей Каплинский, ставленник немецкой власти. Позже выяснилось, что некоторые из вновь поставленных на открывшиеся приходы священников не рукоположены, а некоторые и не способны к ведению пастырской службы. В южных районах оказалось много ставленников обновленческого епископа Щербакова и неканонического митрополита Харьковского Феофила.
       После освобождения территории от оккупации в управлении епархией был наведен порядок. В 1943 году епископ Курский и Белгородский Питирим (Свиридов, 1943–1947, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский, † 1963) разделил ее на 18 благочиннических округов.


Митрополит Герман совершает хиротонию
в Знаменском соборе

       8 февраля 1943 года Красная армия вступила в Курск. Ее радостно встречали жители освобожденного города, в храмах совершались молебны о победе русского оружия. Прихожане с энтузиазмом оказывали помощь раненым, прибывавшим на лечение. Патриотическая деятельность Церкви развернулась в период, предшествовавший Курской битве и во время нее. Штаб Центрального фронта находился в местечке Свобода Золотухинского района, в Коренной пустыни.

«Верхний» Свято-Троицкий храм в
Троицком женском монастыре в Курске

Часовня на месте падения с колокольни Прохора Мошнина
(будущего великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского)

Молебен перед чтимой Смоленской иконой Божией Матери
в Свято-Троицком женском монастыре

       В периоды особенно напряженных работ в поле согласно постановлению Святейшего Синода богослужения начинались столь рано, чтобы рабочий день мог использоваться верующими полностью. Церковные советы периодически объявляли специальные денежные сборы. Только один приход Введенского храма в Курске собрал на нужды фронта 200 тысяч рублей. В 1943–1945 годах приходы Курской области пожертвовали более 4,6 миллиона рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. За свой вклад в победу часть курского духовенства была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Во время посещения митрополитом Германом
Рыльского Свято-Николаевского монастыря

       К 1945 году в епархии действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них собственно храмов – 249. В Курске было 11 храмов. Действовали два женских монастыря: в Курске и в селе Пятницком Валуйского района.

В дни празднования 65-летия победы на Курской дуге


Курские крестные ходы

       В 1618 году по случаю освящения первой, деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу по Пасхе, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» впервые была перенесена крестным ходом из Курска в монастырь. Так было положено начало знаменитому Курскому крестному ходу.

Перед началом летнего крестного хода
Знаменский собор в Курске

Крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери

       С 1618 по 1726 годы икона оставалась в Коренной пустыни на три дня, затем до 1765 года – уже на целую неделю. Но в 1767 году по указу Священного Синода Курский крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791 году. При этом икона стала пребывать в обители две недели. В 1805 году благодаря ходатайству настоятеля обители игумена Макария срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября. Зимой святыня стала находиться в Знаменском соборе в Курске, а летом – в Коренной пустыни. В собор икону традиционно переносят 12 / 25 сентября. С течением времени выработался определенный порядок прохождения крестного хода.
       Величественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще были в Курске. Так велико было безбрежное море притекающих под сень иконы паломников.
       Древняя традиция проведения крестных ходов c Курской Коренной иконой Божией Матери была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 году. Не иссякли и святые источники на территории обители. Как и прежде, их святая вода дает силы православным людям и укрепляет их в вере.

Во время молебна на источнике в Коренной пустыни

Осенний крестный ход из Коренной пустыни в Курск

       Множество крестных ходов с молебнами о даровании победы русскому воинству проходило на территории епархии в годы Первой мировой войны. Кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью крестных ходов достаточно часто совершались и крестные ходы в сельской местности с местночтимыми церковными святынями.
       Всенародно почиталась и другая святыня – чудотворная Пряжевская (Суджанская) икона Пресвятой Богородицы. Со святым образом совершались два крестных хода – в городе Мирополье (ныне Сумская область Республики Украина) и в городе Суджа. С 30-х годов XX века до 1990-х годов чтимый образ пребывал в Свято-Троицком храме в Судже, а с возрождением Белогорского Горнальского монастыря был перенесен в эту обитель.

Коренская ярмарка

       Немаловажную роль в развитии Коренной пустыни сыграла Коренская ярмарка. Первое официальное упоминание о ней относится к 1708 году. В правительственных актах Российской Империи за 1824 год Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России, наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, изобилие и великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только в Российской Империи, но и далеко за ее пределами. Именно эта ярмарка прославила древний Курск как «южные торговые ворота России».

Во время открытия Коренской ярмарки

       По указу императрицы Екатерины II в 1787 году Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших в России.

Закладка памятной капсулы в основание восстанавливаемого
храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни

       За несколько дней до официального открытия ярмарки в Коренную пустынь обычно в полном составе переезжала городская Дума, для которой было выстроено специальное здание. На протяжении более двух веков под стены древнего монастыря съезжались купцы со всех концов страны.
       В начале XXI века возникла идея возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года она начала свою вторую жизнь как ежегодная межрегиональная универсальная оптово-розничная ярмарка. Ныне она стала традиционным местом проведения многосторонних плодотворных деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается долговременное сотрудничество.
       Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым крестным ходом с Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение». Эта традиция сохраняется и сегодня. И теперь без этого шумного, яркого события, в котором участвует множество гостей, уже трудно представить жизнь региона.
       Восстановление Коренной пустыни в первоначальном виде стало задачей не только межрегионального, но и общероссийского значения. В 2005 году по инициативе Курской епархии и администрации Курской области был создан Попечительский совет обители. Совет возглавляет Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Коренская ярмарка включена в ежегодный календарь мероприятий Центрального федерального округа.

Заседание Попечительского совета по возрождению Коренной пустыни,
посвященное восстановлению храма Рождества Пресвятой Богородицы

Во время посещения Г. С. Полтавченко Коренной пустыни

Церковное искусство Курского края

       В Курской епархии с давних пор развивается иконописание. В начале XVIII века в слободе Борисовке при Тихвинском девичьем монастыре на средства графа Б. П. Шереметева была создана иконописная мастерская. Летом 1902 года стараниями Епархиального управления здесь также открылась иконописная школа.
       К 1905 году в Борисовке было 900 иконописцев. Не все они были классными мастерами, однако количество работников показывает, что их произведения пользовались успехом. В исторических документах сохранилось примечание о том, что местные мастера писали иконы только на ольховых и липовых досках. Иконы борисовского письма распространялись по всей южной части Российского государства, они отправлялись и за границу, в православные храмы Болгарии, Сербии, Австро-Венгрии.

Подъем креста на купол храма
преподобного Серафима Саровского в Курске

Закладка храма святого великомученика Пантелеимона в Курске

       Иконописью занимались и в других уездах губернии. К примеру, в слободе Тамаровке и в селе Супруновка Белгородского уезда, в селе Шустово Льговского уезда, селе Великомихайловка Ново-Оскольского уезда и в самом губернском городе. В Курске издавна существовала школа-мастерская признанных мастеров Шуклиных. В мастерской производилось также изготовление иконостасов, золочение крестов, куполов. Известность в городе приобрели и другие мастерские – Карачевцевых, Иваниловых. Украшательство икон было развито в Борисовском, Курском, Белгородском женских монастырях.
       Ныне эту славную традицию продолжают мастера и ученики иконописной школы имени Андрея Рублева при Курской Духовной семинарии, а также в мастерской Щигровского Свято-Троицкого братства.
       Развитие музыкальной культуры в крае связано с церковным пением и духовной музыкой. Архиерейский хор существовал с 1816 года. Он пользовался славой и уважением прихожан и священников. Исполнялись замечательные произведения русских композиторов: земляка курян Дегтярева, Бортнянского, Сарти и многих других. Многие из курских меценатов делали взносы на содержание хора. При Преосвященном Илиодоре хор достиг высшего мастерства, часть его даже выступала в Санкт-Петербурге в кафедральном и других соборах.

Курская Духовная семинария

       В 1787 году на базе Духовной школы при Белгородском архиерейском доме была образована семинария для обучения детей духовного сословия. Ее основателем был епископ Белгородский и Курский Феоктист (Мочульский).
       Со дня образования семинарии ведет свою историю ее библиотека, которая ныне насчитывает до десяти тысяч книг. Много книг было подарено библиотеке частными лицами, а также Преосвященными архипастырями епархии. Среди изданий были уникальные экземпляры. Например, Евангелие, напечатанное по личному указу царя Алексея Михайловича в 1656 году, Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Курская Духовная семинария
Фото начала XX века

Здание общежития Курской Духовной семинарии
Фото начала XX века

       В октябре 1799 года, когда центром епархии стал Курск, семинария, продолжая оставаться в Белгороде, стала называться Курской. Деятельность семинарии не ограничивалась только духовной сферой. Отечественная война 1812 года показала, что курские семинаристы были патриотами своей страны, многие из них добровольцами вступили в ополчение.
       Семинария приносила большую пользу обществу, поставляя и для обширного Курского края, и для всей России не только образованных, трудолюбивых и энергичных пастырей, но и честных деятелей на самых различных поприщах общественного служения. Среди них – известные богословы, публицисты, врачи и даже первый в России переводчик Шекспира. Выпускником семинарии был митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, † 1882), ее окончили и многие другие замечательные архипастыри.
       Курский период в деятельности семинарии начался с 1879 года, а в Курск она переехала в 1883 году. Уровень знаний семинаристов в то время был очень высок. Некоторые из них получали кроме основного образования еще и другие специальности.
       С 1888 года и до самого ее закрытия семинарию возглавлял протоиерей Иаков Новицкий. Одним из важнейших направлений общественного служения Церкви в то время была просветительная деятельность среди жителей Курска. В октябре 1891 года при содействии Братства преподобного Феодосия Печерского стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Они проходили в городском Семеновском училище, народном училище в Стрелецкой слободе и церковноприходской школе в Ямской слободе. По воскресным и праздничным дням на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения.

Ректор Курской Духовной семинарии
протоиерей Иаков Новицкий
Фото начала XX века

       В 1918 году Курская Духовная семинария была закрыта. По-разному сложилась судьба ее воспитанников и наставников. Многие из них были репрессированы и расстреляны.
       Возрождение семинарии началось в 1990 году благодаря усилиям архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова, 1984– 2004, ныне – схимитрополит). 1 сентября семинария открыла свои двери и приняла немногочисленных воспитанников. Сначала это было Духовное училище с двумя отделениями – пастырским и регентским. 25 декабря 1991 года Духовное училище было преобразовано в Курскую семинарию с четырехлетним обучением, что дало возможность увеличить число воспитанников и воспитанниц, а также открыть реставрационную мастерскую. Вскоре в семинарии открылось иконописное отделение. В 1994 году семинария выступила учредителем Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского.


Учебный корпус семинарии с домовым храмом
во имя святого апостола Иоанна Богослова

Семинарская библиотека

За богослужением в семинарском храме

       В 1999 году в связи с переходом на пятилетнее обучение семинария получила статус высшего Духовного учебного заведения.

Епархия сегодня

       С 17 августа 2004 года правящим архиереем Курской епархии является архиепископ Герман (Моралин), который решением Священного Синода был переведен сюда из Якутской епархии, где он служил с 1995 года. Владыка Герман также является ректором Курской Духовной семинарии.
       Ныне в епархии действует 285 приходов. Новые храмы строятся или восстанавливаются почти во всех 22 церковных округах. В 2007 году было освящено 6 новых и 10 старых храмов, возводится 9 новых храмов. Два из них – уникальны: они посвященны курянам, погибшим в Курской битве и в «горячих точках». На стенах Георгиевского храма в мемориале «Курская дуга» и Покровского храма в селе Черницыно Октябрьского района установлены скрижали с именами погибших воинов и работников правоохранительных органов.

Открытие II научно-образовательных Знаменских чтений

       Монашеское делание совершается в семи иноческих обителях епархии: Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и ее скитах – во имя преподобного Серафима Саровского и во имя Святителя и Чудотворца Николая в селе Никольском Золотухинского района, Свято-Никольском мужском монастыре в Рыльске и его скитах – в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Коренское и Покрова Пресвятой Богородицы в селе Боброво, Свято-Троицком женском монастыре в Курске, женском монастыре во имя Алексия человека Божия в поселке Золотухино, в женском монастыре в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района.

Крестный ход в женском монастыре преподобного Алексия,
человека Божия, в поселке Золотухино

       В иноческих обителях продолжается работа по восстановлению храмов и других зданий, обустройству монастырского хозяйства. Но конечно же главная забота монашествующих – молитва и совершение богослужений. Сегодня, как и во все времена, в монастыри Курской земли стекаются сотни паломников, желающих вознести молитвы перед их святынями и получить духовное наставление и поддержку.

Работа с детьми и молодежью

       В епархии активно осуществляется миссионерская, социальная и духовно-просветительная деятельность. Особое внимание уделяется работе с детьми и молодежью. Действует 91 воскресная школа. В 1994 году в Курске была открыта первая в Центральном федеральном округе православная гимназия. Гимназия имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию и выдает выпускникам аттестат государственного образца. В настоящее время здесь обучаются 213 человек.

Храм во имя святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия при КГУ

       Курская епархия стала инициатором многих полезных начинаний. Среди них – ставшие традиционными Рождественский и Пасхальный концерты в Курском государственном драматическом театре, Пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе святых жен-мироносиц и Дню славянской письменности и культуры. Ежегодно проводятся Всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения – церковно-научный, церковно-общественный форум, собирающий ученых, педагогов, врачей, психологов всех курских вузов.
       В последние годы епархия плодотворно сотрудничает с органами образования. С 1997 года в Курской области, первой в России, при содействии Курского государственного университета была введена и успешно реализуется программа изучения основ православной культуры в учреждениях образования, а с декабря 2005 года действует областная программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области». За каждой школой закреплены священнослужители. Куряне оказывают методическую помощь и другим регионам в сфере организации образовательной и просветительной работы.

Георгиевский храм в мемориале «Курская дуга»

Возложение венков на мемориале памяти павших
в день 65-летия освобождения Курска

       В Курской Духовной семинарии большое внимание уделяется подготовке священников, способных вести диалог с современной молодежью. Наряду с педагогикой и психологией изучается методика преподавания Закона Божия, введена педагогическая практика в православной гимназии, миссионерская практика в общеобразовательных школах города, а с 2008 года – еще и в дошкольных образовательных учреждениях.
       На базе православной гимназии создан Консультативный центр непрерывного православного образования и воспитания. Открыта специализированная библиотека православной педагогической и методической литературы.
       Успешность работы во многом определяется согласованностью действий епархии и органов государственной власти. Так, в области создан Общественный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, председателем которого является губернатор Курской области А. Н. Михайлов. В совет входят также председатель областной Думы, председатели комитетов образования, здравоохранения, по делам молодежи и молодежной политике Курской области, начальник Управления внутренних дел, прокурор области, священнослужители. Такие советы созданы в городах и районах Курской области, что позволяет координировать совместную работу. При комитете образования области создана рабочая группа и экспертный совет по духовно-нравственному воспитанию, в которые входят и представители органов образования, и священники.
       При Курском государственном университете действует лаборатория русской школы, в которую входят и светские преподаватели, и священники. Здесь почти десять лет ведется подготовка и переподготовка учителей православной культуры и учителей, занимающихся духовно-нравственным воспитанием. Подготовлены учебные материалы, учебные программы, методические рекомендации для учителей, учебники, рабочие тетради, хрестоматии.
       Большое внимание в епархии уделяется работе с молодежью. В 2008 году уже в седьмой раз в Дагомысе епархией совместно с комитетом по делам молодежи Курской области был организован международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество». В нынешнем году общее количество участников лагеря составило 578 человек, которые представляли 106 учебных заведений России, Белоруссии и Украины.
       В 2007 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий одобрил участие в работе лагеря студентов Духовных школ. А в феврале 2008 года проект был признан лучшим в номинации «Международное молодежное сотрудничество» на XII Всемирном Русском Народном Соборе – Соборе детей и молодежи.
       Среди членов делегации Духовных школ были не только граждане России, Украины, Белоруссии, но и студенты из Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины.
       В рамках лагеря состоялся IV Международный форум студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений «1020-летие Крещения Руси: основа духовного единства славянских народов».
       В 2008 году куряне реализовали новый проект. При поддержке Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей летом в Коренной пустыни прошел первый международный съезд «Содружество православной молодежи», посвященный 1020-летию Крещения Руси.

Воспитанники воскресной школы
храма мученицы Параскевы Пятницы
в гостях у Святейшего Патриарха

Рождественская елка

Крестный ход в престольный праздник университетского храма
во имя святых Кирилла и Мефодия

       В первой международной встрече православной молодежи участвовали со своими духовниками юноши и девушки из Австралии, Америки, Белоруссии, Венесуэлы, Германии, Канады, России, Украины, Франции. Многие мероприятия программы были связаны с мужским монастырем Коренная пустынь: крестные ходы с Курской-Коренной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение», богослужения, молебны, посещение святых источников, трудовые десанты на площадке строящегося собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Выступление воскресной школы
Свято-Троицкого женского монастыря
на пасхальном фестивале «Золотые купола»

Освящение нового спорткомплекса МЧС в Курске
в присутствии министра С. К. Шойгу

Участники лагеря православной молодежи
в Коренной пустыни

Святые Курской земли

       Курск – родина преподобного Серафима Саровского, здесь он прожил почти четверть своей жизни. Именно этот святой стал каноническим образцом русского старца, активно окормлявшего мир. Преподобный Серафим Саровский сыграл важную роль в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей. По его благословению и молитвам было открыто более десяти женских обителей. Преподобный Серафим был духовным наставником и утешителем «дивеевских сирот» – первых насельниц Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.


       Летом 2004 года весь православный мир праздновал 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Всероссийские Серафимовские торжества начались в Курске. Они духовно преобразили город, вышли за церковную ограду и объединили в общей молитве тысячи верующих, паломников из России и стран ближнего зарубежья.
       Святейший Патриарх Алексий благословил привезти из Дивеевского монастыря в Курск мощи преподобного Серафима. Впервые на Курскую землю самолетом прибыла рака с мощами батюшки Серафима, и в течение трех дней в Знаменский кафедральный собор к преподобному тек нескончаемый поток людей.

       Курская земля дала христианству и других выдающихся подвижников духа – Оптинских, Саровских, Глинских старцев. В Саровской пустыни подвизались иноки – куряне, благодаря которым в обители созидалась атмосфера подлинного аскетического благочестия. Это седьмой настоятель монастыря иеромонах Пахомий (Леонов), иеромонах Питирим (Дружинин), местночтимый святой Тамбовской епархии схимонах и подвижник Марк молчальник (Мальцов).
       В годы гонений на Православную Церковь на Курской земле просияло немало новомучеников и исповедников. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2003 году было установлено празднование в честь Собора Курских святых. В первый раз оно было совершено 1 августа 2003 года, в день 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского.

Новопостроенный храм преподобного
Серафима Саровского в Курске

Крестный ход вокруг храма преподобного Серафима Саровского
в день престольного праздника

       В Соборе Курских святых в настоящее время двадцать три имени. Икона Собора написана Курскими иконописцами, местные священники составили молитву курским святым. Среди них священномученики Дамиан (Воскресенский) и Онуфрий (Гагалюк). В память о священномучениках-курянах ежегодно в Курской государственной сельскохозяйственной академии в рамках всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений проводятся Дамиановские чтения.
       Святые Земли Курской, молите Бога о нас!

Священник Олег ЧЕБАНОВ,
Л. К. КУТЫКИНА
Фото иеромонаха
Иулия (ВИКТОРОВА)