|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2005 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Определения Священного Синода
|
В заседании Священного Синода 24 декабря 2004 года под председательством Патриарха |
Имели суждение об исполнении пункта 27 Определения Освященного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви.
Постановили: Поручить Синодальной Богословской комиссии и Отделу внешних церковных связей подготовить к летней сессии Священного Синода 2005 года проект документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Считать полезными консультации со светскими специалистами и православными общественными организациями в ходе подготовки проекта данного документа.
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите в Москву Святейшего Патриарха Сербского Павла и делегации Сербской Православной Церкви.
Справка. 14–16 ноября 2004 года в Москве находилась делегация Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Павлом. В ходе визита делегация Сербской Церкви имела встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, а также с представителями государственной власти Российской Федерации. Предстоятель Сербской Православной Церкви принял участие в благотворительном вечере «С Сербией вместе» и в открытии I Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Святейший Патриарх Сербский Павел был награжден орденом святого князя Владимира I степени.
Постановили: 1. Сообщение принять к сведению.
2. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление традиционных братских связей Русской и Сербской Православных Церквей на благо народов наших стран.
Имели суждение о ситуации на Украине.
Постановили: Принять Обращение к пастырям и православной пастве Украины.Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к пастырям и православной пастве Украины
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы обращаемся к вам в трудный и судьбоносный момент истории Украины – момент, который может определить судьбу державы на годы, десятилетия, века. Обращаемся от имени ваших единоверных братьев и сестер из России, Беларуси, Молдавии, других стран, принадлежащих к единой православной традиции Святой Руси, рожденной в Киевской купели. Обращаемся в согласии с Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви – Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
Крепко помните наставление святого Апостола Павла: Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5, 15–16). Сегодня один неверный шаг, сделанный под влиянием эмоций и страстей, может разрушить то, что созидалось веками, – единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) братских славянских народов, скрепленное одной верой, одной судьбой, одной историей.
Пусть каждый государственный деятель помнит об ответственности перед Богом, народом и историей. Никакие политические, а тем более личные амбиции не стоят страданий людей. В случае необходимости мудрый и ответственный политик должен пожертвовать частными интересами ради сохранения мира.
Православная Церковь со времен Киевской Руси выступала против вражды и междоусобиц. Вокруг Киева и его святынь происходило собирание наших земель, отсюда свет Православия распространялся среди восточнославянских народов. И сегодня Святая Церковь призывает прекратить конфронтацию и дать возможность всем здоровым силам сообща трудиться на благо державы.
Предостерегаем всякого, кто надеется силой нарушить сложившееся на Украине хрупкое равновесие национальных, политических, экономических отношений: вы ставите под угрозу будущее собственной страны. Как бы ни развивалась политическая ситуация, призываем православных верующих твердо следовать своему долгу: быть хранителями Святого Православия, блюстителями богоустановленного церковного устройства, глашатаями правды Божией.
Мы знаем, что воля большинства граждан Украины стремится к широкому православному единству. Она не приемлет радикализма, вражды по отношению к России и другим сопредельным странам. Призываем вас определенно выразить эту волю такими средствами, которые помогут на деле преодолеть нынешний кризис.
Будьте воистину верными чадами Святой Православной Церкви. Помните о великих свершениях ваших предков, превозмогших многие смуты, нестроения, нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Не бойтесь и не страшитесь – свидетельствуйте о Христе и Его правде ясно и дерзновенно. Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира да будет с вами (2 Кор. 13, 11).
Слушали: Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об участии делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю празднования девяностолетия Святейшего Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Максима.
Справка. 27–30 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоялся визит делегации Русской Православной Церкви во главе с Преосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Болгарию для участия в праздновании девяностолетия Святейшего Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Максима. В торжествах также принимали участие многие представители Православных Церквей.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение.
3. Благодарить Святейшего Патриарха Болгарского Максима за гостеприимство, оказанное делегации Русской Православной Церкви.
4. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Болгарской Православных Церквей на благо народов наших стран.
Имели суждение о праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Постановили: 1. Возблагодарить Господа за всещедрую Его помощь в период Великой Отечественной войны, а равно и в годы мира и даже до сего дня, явленную народу нашего отечества.
2. Утвердить план проведения мероприятий в честь 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о церковно-общественных форумах «Духовно-нравственные основы демографического развития России», проходивших в Москве (18–19 октября 2004 года) и Нижнем Новгороде (14 декабря 2004 года).
Справка. 18–19 октября 2004 года в Храме Христа Спасителя в Москве проходил церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России», принявший специальное обращение. Форум проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при содействии Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и Общественного объединения «Деловая Россия». Целями и задачами форума были: содействие формированию демографической политики государства, отвечающей современным социальным реалиям и историческому опыту России; содействие сохранению исторического наследия и создание в обществе атмосферы уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям; обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в социальной сфере, в деле возрождения духовно-нравственных традиций российской семьи; выработка системы воспитательных мер раннего предупреждения прерывания беременности, широкая пропаганда счастья материнства и ответственности отцовства, формирование в молодежной среде приоритета ценностей семейной жизни. В первый день работы после открытия форума состоялось пленарное заседание, на второй день работа форума проходила по четырем секциям: «Демографическая ситуация и государственная демографическая политика в Российской Федерации», «Духовно-нравственные основы демографического развития России», «Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования»; «Общественное противодействие асоциальным явлениям в молодежной среде, содействие возрождению православных духовно-нравственных ценностей».
Конференция имела широкий общественный резонанс, выражением которого стало появление более трех с половиной тысяч публикаций и сообщений на тему прошедшего форума в церковной и светской прессе. Продолжением проведенного в Москве форума стала конференция, посвященная проблемам демографии, проходившая 14 декабря 2004 года в Нижнем Новгороде под названием «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Приволжский регион».
В 2005 году планируется проведение подобных форумов в других регионах России.
Постановили: 1. Возблагодарить Господа за возможность проведения церковно-общественных форумов с участием церковных представителей, государственных и общественных деятелей, стремящихся к обсуждению демографической ситуации в России.
2. Считать полезным проведение подобных конференций на региональном уровне.
3. Выразить благодарность членам организационных комитетов по проведению форумов, а также представителям государственной власти и общественных организаций, принявших участие в организации конференций.
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2005 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в Ростове-на-Дону.
Постановили: 1. Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию в качестве сопредседателя, архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеимону и архиепископу Верейскому Евгению, ректору Московских Духовных академии и семинарии, – в качестве членов.
2. Считать важным празднование в епархиях Русской Православной Церкви Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования и культуры, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего отечества.
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проведении I Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово» в связи с 60-летием «Журнала Московской Патриархии» и 15-летием газеты «Церковный вестник».
Справка. 16–18 ноября 2004 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялся I фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Решение о проведении фестиваля было принято на заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года. Возглавил оргкомитет митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии. На открытии фестиваля присутствовали Святейший Патриарх Сербский Павел, Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколов, министр регионального развития России В. А. Яковлев, председатели синодальных отделов, архиереи, губернаторы, представители Государственной Думы и Совета Федерации, представители Поместных Православных Церквей, руководители общественных организаций и ведущих российских СМИ. В фестивале принимали участие более четырехсот делегатов из шестидесяти епархий Русской Православной Церкви и более пятисот гостей. В рамках фестиваля состоялись выставка православных СМИ и творческий конкурс «Вера и слово».
Участники фестиваля обсудили цели и задачи информационной деятельности Церкви, критерии качества православной журналистики и проблемы повышения профессионального уровня церковных журналистов, также состоялся обмен опытом в области сотрудничества со светскими СМИ и эффективного использования современных коммуникационных технологий. В перерыве работы первого пленарного заседания состоялось знаменательное событие – передача Русской Православной Церкви министром обороны Испании Хосе Боно креста с главного купола собора Святой Софии в Новгороде, вывезенного из России в 1942 году. В церемонии приняли участие секретарь Совета безопасности России И. С. Иванов и министр обороны России С. Б. Иванов. Второй день работы фестиваля проходил по секциям, семинарам и «круглым столам» в Центральном доме журналиста. В третий день в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заключительное пленарное заседание фестиваля, на котором был принят итоговый документ. Завершился фестиваль молебном в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к участникам фестиваля со Словом, в котором подвел итоги прошедшего форума. Фестиваль имел широкий резонанс в прессе, ему было посвящено более пяти тысяч двухсот публикаций.
Постановили: 1. Возблагодарить Господа за Его милость, явленную в продолжающемся свидетельстве о Святом Православии и церковной жизни в ведущих официальных изданиях Русской Православной Церкви – «Журнале Московской Патриархии» и газете «Церковный вестник».
2. С удовлетворением отметить развитие православных СМИ на епархиальном, монастырском и приходском уровнях.
3. Благодарить за участие в торжествах Святейшего Патриарха Сербского Павла, членов делегаций Поместных Православных Церквей, представителей разных ветвей и уровней российской государственной власти, архипастырей, клириков, монашествующих и мирян.
4. Выразить признательность за труды по подготовке и проведению фестиваля организационному комитету, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и аппарату Полпреда, министру культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколову и сотрудникам министерства, Правительству Москвы, председателю Издательского Совета протоиерею Владимиру Силовьеву и сотрудникам редакции.
5. Одобрить результаты работы I фестиваля православных СМИ «Вера и слово» и считать важным всемерное развитие церковной проповеди в средствах массовой информации как одной из главных форм миссионерского служения Церкви в современном мире.
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2005 году праздновании 300-летия Православия на Камчатке.
Справка. В XVIII веке началась миссия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII века (1697–1700 годы.). В 1705 году по благословению митрополита Тобольского Филофея на полуостров прибыла первая группа миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. В 1742 году дело православной миссии продолжил прибывший по благословению Святейшего Синода из Московской Духовной академии архимандрит Иоасаф (Хотунцевский). Отец Иоасаф много сил и энергии отдал миссионерским трудам: объездил всю территорию миссии, открыл школы для обучения русскому языку и основам веры, провел перепись населения (согласно его подсчетам население Камчатки составляло тогда 11 500 человек), крестил более 4 500 человек.
Наибольшего расцвета миссионерская деятельность достигла при святителе Иннокентии (Вениаминове) – первом епископе Камчатском, Алеутском и Курильском – выдающемся миссионере, просветителе и подвижнике благочестия XIX столетия.
Значительный вклад в дело православной миссии на Камчатке внес епископ Нестор (Анисимов), инициировавший учреждение в 1916 году Священным Синодом Русской Православной Церкви Петропавловской и Камчатской епархии. Новый этап становления церковной жизни в Петропавловской и Камчатской епархии наступил с назначением правящим архиереем Преосвященнейшего епископа Игнатия (Пологрудова).
В настоящее время на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона.
Постановили: 1. Возблагодарить Господа за великую милость, явленную народам Сибири и Дальнего Востока через просвещение светом Христовой истины.
2. В период с января по октябрь 2005 года провести общецерковные торжества, посвященные юбилею.
3. Для подготовки и проведения празднования 300-летия Православия на Камчатке образовать комиссию в составе:
1) митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, председатель;
2) архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела Московского Патриархата по делам молодежи;
3) архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата;
4) архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви;
5) епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий;
6) епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии;
7) архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря;
8) протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии;
9) протоиерей Сергий Киселев, сотрудник Московской Патриархии;
10) игумен Иоасаф (Полуянов), сотрудник Московской Патриархии;
11) Е. А. Пархаев, директор ХПП «Софрино»;
12) С. Л. Кравец, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия».
Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о необходимости организации празднования 625-летия Куликовской битвы.
Справка. Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 3 ноября 2004 года за № 5983 был создан организационный комитет по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии. 20 декабря 2004 года состоялось первое заседание оргкомитета, на котором была принята предварительная программа юбилейных мероприятий.
Постановили: 1. Одобрить деятельность организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии.
2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения.
3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.
Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена подвижников:
от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 – 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 – 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 – 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 – 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 – 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 – 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 – 17 апреля 1943);
от Тамбовской епархии: священника Михаила (Богородицкого; 1872 – 7 декабря 1937).
3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) – настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.
Постановили: 1. Игумению Таисию (Исаеву) освободить от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря.
2. Назначить игумению Рахиль (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, освободив ее от обязанностей настоятельницы Колоцкого Успенского монастыря.
3. Монахиню Серафиму (Шумейко) назначить настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.
Имели суждение о порядке назначения Священным Синодом лиц на различные церковные должности.
Постановили: 1. При назначении заместителей руководителей синодальных учреждений в Священный Синод представляются рапорт руководителя синодального учреждения, автобиография назначаемого на должность и его послужной список.
2. При назначении ректоров Духовных академий и семинарий в Священный Синод представляются рапорт епархиального архиерея, согласованный с Учебным комитетом, автобиографии кандидатов на указанные должности и их послужные списки.
3. При направлении священнослужителей для ответственного послушания за границей в Священный Синод представляются рапорт от рекомендовавшего данного священнослужителя для прохождения пастырского служения за границей, автобиография кандидата и его послужной список.
4. При утверждении настоятелей и наместников мужских монастырей в Священный Синод представляются рапорт и рекомендация от епархиального архиерея, автобиография и послужной список лица, назначаемого на указанную должность.
3. При утверждении настоятельниц женских монастырей в Священный Синод представляются их автобиография, а также рапорт и рекомендация от епархиального архиерея.
Слушали: Рапорт архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония следующего содержания:
«Ваше Святейшество! Святейший Владыка! Божией милостью в нашей епархии при поддержке губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева совершаются многие труды во славу Русской Православной Церкви, но, к сожалению, немощь телесная и физические недуги иногда отвлекают меня от дел.
Поэтому смиреннейше обращаюсь к Вашему Святейшеству с просьбой определить в помощь мне викарного епископа. Полагаю, что викарный епископ с кафедрой в городе Прокопьевске мог бы взять на себя обязанности ректора Кирилло-Мефодиевского Духовного училища в городе Новокузнецке, которому в 2005 году нами планируется придать статус семинарии. Для этого мы проводим большую реконструкцию в здании, где располагается Духовное училище, и необходимые согласования со всеми городскими службами. Викарному архиерею в Епархиальном управлении будет предоставлен кабинет для работы в помощь правящему архиерею.
Кандидатом в викарии мы предлагаем благочинного Сретенского монастыря, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии игумена Амвросия (Ермакова). С ним мы вели на эту тему личную беседу и получили от него согласие.
Добрую характеристику на игумена Амвросия (Ермакова) мы получили от архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Московского Сретенского монастыря.
Игумен Амвросий (Ермаков) – человек деятельный и известен нам как талантливый администратор. Отец Амвросий может быть видным и авторитетным архиереем Русской Православной Церкви.
Если с Вашей стороны, Ваше Святейшество, и со стороны Священного Синода не последует возражений по этому вопросу, то смиреннейше прошу Вас удовлетворить мою просьбу в надежде, что отец Амвросий оправдает доверие Вашего Святейшества, народа Божия и нашего любимого отечества».
После обсуждения и беседы с игуменом Амвросием, в которых приняли участие члены Священного Синода, –
Постановили: Епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии, быть благочинному Сретенского монастыря, проректору по учебной работе Сретенской Духовной семинарии игумену Амвросию (Ермакову). По возведении в сан архимандрита наречение и хиротонию игумена Амвросия в епископский сан совершить в городе Москве, о чем послать соответствующие указы.
Слушали: Рапорт митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы следующего содержания:
«Ваше Святейшество! Святейший Владыка! За последние годы в связи с увеличением в Чебоксарско-Чувашской епархии числа действующих храмов с 35 до 217 (15 готовятся к освящению), открытием семи монастырей и Духовного училища возросла физическая и духовная нагрузка, лежащая на правящем архиерее. Прием посетителей ведется ежедневно, иногда с 10 часов утра до позднего вечера.
Все это заставляет меня обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой о назначении мне в помощники викарного епископа. Таким помощником мог бы стать наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Савватий (Антонов).
Настоящим представляю Вашему Святейшеству в качестве кандидата в викарные епископы с титулом «Алатырский» архимандрита Савватия (Антонова)».
После обсуждения и беседы с архимандритом Савватием, в которых приняли участие члены Священного Синода, –
Постановили: Епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии, быть наместнику Свято-Троицкого мужского монастыря архимандриту Савватию (Антонову). Наречение и хиротонию архимандрита Савватия в епископский сан совершить в городе Москве, о чем послать соответствующие указы.
Слушали: Рапорт митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора следующего содержания:
«Ваше Святейшество! Почтительно представляю на Ваше благостное первосвятительское рассмотрение кандидатуру игумена Тихона (Лобковского) для выдвижения его на епископское служение в качестве викария Екатеринодарской епархии. Мое обращение к Вам связано с возросшим в последние годы количеством приходов. На сегодняшний день их 354. Следует отметить, что удаленность некоторых районов от епархиального центра – города Екатеринодара (Краснодара) таких городов, как Сочи, Ейск, районных центров Мостовского и Отрадненского, составляет около трехсот километров. В указанных районах края достаточное количество приходов и проживающего населения, и не хотелось бы оставлять столь обширную паству без достойного архипастырского окормления. В настоящее время возросла необходимость более пристальное внимание уделять просветительской и катехизаторской работе. Считаю, что викарий Екатеринодарской епархии, если на то будет благосклонная воля Святейшего Владыки, сумеет уделять большее внимание кубанской пастве, занимаясь просветительской и катехизаторской деятельностью.
Игумен Тихон (Лобковский), уроженец станицы Брюховецкой Краснодарского края, рукоположен мною в священный сан в 1989 году, в декабре того же года мною был совершен над ним монашеский постриг с наречением имени Тихон, в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. За время своего служения на различных приходах Екатеринодарской епархии, находясь под моим бдительным наблюдением, зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Усердный, ревностный священнослужитель и проповедник, всегда умеющий найти слово утешения и поддержки для нуждающихся в нем. К послушаниям, возложенным на него, относится ответственно и серьезно. В настоящее время игумен Тихон является ключарем Свято-Екатерининского кафедрального собора города Екатеринодара, а также по моим поручениям занимается общественной деятельностью, достойно справляясь с возложенными на него обязанностями.
Считаю возможным рекомендовать его на епископское служение в качестве викария Екатеринодарской епархии.
Именовать викария Екатеринодарской епархии покорно предлагаю епископом Ейским, дабы восстановить историческую справедливость, так как в дореволюционное время Преосвященные викарии Кубанской епархии именовались указанным титулом».
После обсуждения и беседы с игуменом Тихоном, в которых приняли участие члены Священного Синода, –
Постановили: Епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии, быть ключарю Свято-Екатерининского кафедрального собора города Екатеринодара игумену Тихону (Лобковскому). По возведении в сан архимандрита наречение и хиротонию игумена Тихона в епископский сан совершить в городе Москве, о чем послать соответствующие указы.
Слушали: Рапорт митрополита Минского и Слуцкого Филарета о необходимости образования на территории Могилевской области второй епархии.
Постановили: 1. Образовать Бобруйскую епархию, выделив ее из состава Могилевской епархии, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;
2. Преосвященным Бобруйским иметь титул «Бобруйский и Осиповичский»;
3. Епископом Бобруйским и Осиповичским назначить Преосвященного Петра, епископа Туровского и Мозырского;
4. Епископом Туровским и Мозырским быть архимандриту Стефану (Нещерету), клирику Гомельской епархии.
5. Наречение и хиротонию архимандрита Стефана (Нещерета) во епископа совершить в Минске, о чем послать соответствующие указы.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о взаимоотношениях с Экзархатом русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат).
Справка. В 1931 году вследствие политических обстоятельств того времени западноевропейские русские приходы, возглавлявшиеся Преосвященным митрополитом Евлогием, были без отпускных грамот со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, причем из них была составлена временная экзархия. В грамоте Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия II от 17 февраля 1931 года особо подчеркивался временный характер этого «канонического урегулирования церковного положения русских православных приходов в Европе». В письме Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к Патриарху Фотию от 8 июня 1931 года и в ряде последующих писем данное деяние было признано канонически неосновательным и незаконным. В ответном письме от 25 июня 1931 года Святейший Патриарх Фотий заверял, что дела русских приходов «останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока, с помощью Божией, в свое время не воссоздастся единство и единое представительство Святой Сестры Российской Церкви», причем выражал пожелание «ускорить созыв общего Всероссийского Собора, который представительствовал бы собою все Тело Поместной Святой Церкви».
Преосвященный митрополит Евлогий после этого временного и, как он считал, вынужденного прекращения канонического подчинения Русской Православной Церкви в своих посланиях заявлял:
«Новый порядок управления церквами имеет временный характер. Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению... Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы продолжаем благоговейно чтить и горячо любить ее, нашу великую страдалицу, Церковь исповедников и мучеников, и не прекращаем с нею нашего единения. На ее будущий свободный суд мы обязуемся в свое время представить все свои деяния за весь период нашего невольного внешнего разобщения... Итак, это не разрыв с Русской Церковью – это лишь временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием, вызванный известными обстоятельствами современной жизни» (Послание к пастве от 25 февраля 1931 года).
В обращении митрополита Евлогия к духовенству от 31 октября 1931 года о верности «родной Русской Церкви» говорилось: «Мы... верны и преданы ей и, с Божией помощью, пребудем верны ей до смерти; сохраняя эту верность, мы неизменно пребываем и до конца пребудем в ее спасительном лоне».
29 августа 1945 года Преосвященный митрополит Евлогий и его викарии обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с прошением, «покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русскою Церковью, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку, в каноническое объединение со всею Русскою Православною Церковью». Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года данное прошение было удовлетворено, как и ходатайство Преосвященного митрополита Евлогия о сохранении Западноевропейского Экзархата в его существующих границах. Об этом решении как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в телеграмме от 4 ноября 1945 года), так и митрополит Евлогий письменно уведомили Святейшего Патриарха Константинопольского Вениамина. Возражений со стороны Его Святейшества не последовало.
Однако по смерти Преосвященного митрополита Евлогия (18 августа 1946 года) собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией. Данное прошение было удовлетворено 6 марта 1947 года Святейшим Патриархом Константинопольским Максимом.
Действие юрисдикции Константинопольской Церкви вновь было прекращено последней, когда Святейший Патриарх Константинопольский Афинагор грамотой от 22 ноября 1965 года напомнил, что «Экзархат русских православных приходов Западной Европы, учрежденный в условиях того времени и среди волнений, происшедших из-за разногласий в лоне зарубежной русской иерархии, носил, как полагается, печать временности и, следовательно, он должен был существовать, пока существовали условия и нужды, потребовавшие его учреждения». Поскольку теперь Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу», то решением Священного Синода Константинопольского Патриархата упразднен временный Экзархат западноевропейских русских православных приходов.
По мотивам в основном политического порядка предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил «бывший Временный экзархат Вселенского Престола православных русских церквей в Западной Европе независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».
22 января 1971 года решением Святейшего Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата упраздненный Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Галльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви, о чем было сказано в послании Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена к Патриарху Афинагору от 31 мая 1971 года.
19 июня 1999 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему престолу, с тем что, «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ – Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Галльским». Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.
В условиях свободы, обретенной Церковью в отечестве, открылись новые возможности для ее активного общения и диалога с русской церковной диаспорой. В 1995 году архиепископ Евкарпийский Сергий впервые посетил Москву с официальным визитом в качестве правящего иерарха Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе и сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года выразил удовлетворение «в связи с восстановлением добрых взаимоотношений между Московским Патриархатом и русскими западноевропейскими приходами Константинопольского Патриархата». Преосвященный архиепископ Сергий был гостем Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года, приняв участие в освящении Храма Христа Спасителя и прославлении новомучеников и исповедников Российских. Велись консультации по поводу будущего архиепископии, которое как Преосвященным архиепископом Сергием († 22 января 2003 года), так и значительной частью ее клира и мирян виделось в восстановлении канонической связи с Московским Патриархатом при сохранении сложившихся за долгие годы форм самоуправления.
С учетом результатов этих собеседований Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы. В Патриаршем послании содержался призыв к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания грядущего устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе.
7 мая 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил: «Одобрить заключающиеся в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 1 апреля сего года предложения, направленные на воссоединение различных частей русской церковной диаспоры в странах Западной Европы».
9 апреля 2003 года временно управлявший Экзархатом Преосвященный епископ Команский Гавриил обратился с посланием к пастве, в котором предложил внимательно изучить инициативу Святейшего Патриарха Алексия после выборов нового экзарха. Однако после избрания Преосвященного Гавриила на должность экзарха Священным Синодом Константинопольского Патриархата открытая дискуссия в Экзархате по поводу Патриаршего предложения откладывалась, что стало одной из причин учреждения в 2004 году инициированного представителями русского церковного рассеяния Движения за Поместное Православие русской традиции в Западной Европе. Учредители Движения выступили с заявлением, в котором говорилось: «Многие из нас считают, что после того призыва, с которым к нам обратился Первоиерарх Русской Церкви Его Святейшество Алексий II, настало время приложить максимум усилий, чтобы перейти к новому церковному устроению, более соответствующему основам нашей веры». Проведенные Движением «круглые столы» показали, что такой образ мыслей действительно поддерживается многими верующими, которым дорога русская церковная традиция. Тем временем в Москву стали поступать устные и письменные обращения клириков и мирян, которые выражали сожаление и обеспокоенность в связи с позицией руководства Экзархата, которая, по их мнению, не только не способствует сближению с Русской Православной Церковью, но и проявляется в недоброжелательном отношении к тем, кто такого сближения желает.
На состоявшемся 17 ноября 2004 года заседании Совета архиепископии православных русских приходов в Западной Европе были приняты основные тезисы обращения к клирикам и мирянам архиепископии. Позднее, 9 декабря 2004 года, заявление от имени Совета архиепископии было подписано и затем размещено в средствах массовой информации. Данное заявление может рассматриваться как официальный ответ на представленные ранее предложения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Наряду с утверждениями, что авторы заявления хотят оставаться верными русской православной традиции, «беречь и крепить всегда хранимые в сердцах верующих особые связи любви, уважения и сотрудничества со Святой Церковью Российской», а также положительной оценкой того факта, что «Его Святейшество Патриарх Московский Алексий II осознает всю серьезность проблемы канонической организации православия в странах Западной Европы», и призывом к возобновлению всеправославного предсоборного процесса, в рамках которого проблема западноевропейской православной диаспоры должна быть решена, в заявлении говорится, что послание Его Святейшества от 1 апреля 2003 года, «в котором поставлен вопрос о том, каким путем можно достичь создания единой местной Церкви в наших странах», сильно потревожило жизнь архиепископии. В заявлении содержатся заверения, что Преосвященный архиепископ Гавриил «готов начать диалог о будущем архиепископии и ее связях с Московским Патриархатом». Однако далее недвусмысленно сказано, что авторы заявления считают «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией». Более того, члены Совета архиепископии утверждают, что их «отцы и учители в вере» отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат». При этом заявление совершенно умалчивает о том, что выход русских православных приходов в Западной Европе из юрисдикции Русской Православной Церкви изначально мыслился и Священноначалием Константинопольского Патриархата, и непосредственным духовным начальством данных приходов лишь как временная мера, вынужденная политическими обстоятельствами.
Постановили: 1. Вновь подтверждая приверженность Русской Православной Церкви тому видению путей устроения церковной жизни русского рассеяния в странах Западной Европы, которое было изложено в Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года, выразить сожаление в связи с «Заявлением Епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе» от 9 декабря 2004 года, свидетельствующим о фактическом отказе нынешнего руководства Экзархата от духовного наследия Преосвященного митрополита Евлогия и иных деятелей русской церковной эмиграции в Западной Европе, почитавших себя чадами Матери Русской Церкви, не прекращавших своего единения с нею и прервавших свое пребывание в канонической юрисдикции Патриархата лишь временно, в связи с известными политическими обстоятельствами.
Особенно печально, что такое заявление сделано в то самое время, когда многие тысячи православных верующих из России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран, являющихся чадами Русской Православной Церкви и не желающих прерывать общения с нею, оказались в Западной Европе и хотели бы устроить свою церковную жизнь, пользоваться пастырским руководством.
Засвидетельствовать, что Русская Православная Церковь не откажется от своей паствы, пребывающей за пределами отечества, и от той ответственности, которую Господь возложил на Московский Патриархат в деле духовного окормления этой части народа Божия.
2. Выразить озабоченность в связи с теми необоснованными порицаниями, которые, согласно поступающим сообщениям, звучат со стороны руководства Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе в адрес тех клириков и мирян, которые желали бы возвращения к более тесным отношениям с Матерью Русской Православной Церковью.
3. Признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении русской православной общины во имя Архистратига Михаила в городе Альтеа (Испания) о признании данного прихода относящимся к Московскому Патриархату.
Справка. Православная община во имя Архангела Михаила в городе Альтеа (провинция Аликанте, Испания) образована чадами Русской Православной Церкви, выходцами из России, Украины, Белоруссии и Молдавии в 1997 году и окормлялась клириками Парижской архиепископии. В 2000 году по приглашению своих духовных чад в Испанию переехал протоиерей Владимир Коряк, который, находясь под запрещением в священнослужении, а после снятия запрещения оставаясь заштатным клириком Ростовской епархии Московского Патриархата, стал духовно окормлять приход и занялся строительством храма. Община, зарегистрированная местными властями как относящаяся к Московскому Патриархату, получила землю и возводит храм в стиле русского деревянного зодчества, проект которого утвержден архитектурным управлением города. 18 июля 2004 года общим собранием прихода было принято единогласное решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви с прошением о признании данного прихода относящимся к Московскому Патриархату.
Постановили: 1. Признать приход во имя Архангела Михаила в городе Альтеа (провинция Аликанте, Испания) относящимся к Московскому Патриархату, включив его в состав Корсунской епархии Русской Православной Церкви.
Протоиерея Владимира Коряка, заштатного клирика Ростовской епархии, направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия для назначения его настоятелем Михаило-Архангельского прихода в городе Альтеа.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о прошедшем совместном заседании комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.
Справка. С 17 по 19 ноября 2004 года в Москве состоялась третья совместная встреча комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Комиссии подготовили проекты документов и согласовали последовательность дальнейших шагов. Очередное совместное заседание планируется провести весной 2005 года.
Постановили: Доклад принять к сведению.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о приходах Русской Православной Церкви за рубежом.
Постановили:по Венской и Австрийской епархии
Утвердить в составе Венско-Австрийской епархии новообразованный приход во имя святых новомучеников и исповедников Российских в городе Линце (Австрия).по Бельгии (Брюссель)
Иеромонаха Александра (Синякова), сотрудника Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, назначить клириком Свято-Троицкого Патриаршего подворья в Брюсселе (Бельгия).по Египту (Каир)
Протоиерея Димитрия Нецветаева освободить от должности настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Александрии согласно прошению и направить в распоряжение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.
Игумена Леонида (Горбачева) освободить от должности члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначить настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Александрии и храма во имя Димитрия Солунского в Каире, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.по Русской Духовной Миссии
в Иерусалиме
Игумена Тихона (Зайцева), преподавателя Московской Духовной семинарии, назначить членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.по Исландии (Рейкьявик)
Священника Тимофея Золотуского, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назначить настоятелем Свято-Николаевского прихода в городе Рейкьявике (Исландия).по Корсунской епархии
Священника Филиппа Парфенова в связи с окончанием срока командировки освободить от должности клирика Корсунской епархии и направить в распоряжение епископа Читинского и Забайкальского Евстафия.по Норвегии
Принять новообразованный Богоявленский приход в городе Бергене (Норвегия) в юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Пастырское окормление новообразованного прихода в городе Бергене поручить священнику Михаилу Селявкину, настоятелю прихода во имя святой мученицы Ирины в городе Ставангере (Норвегия).по Швеции
Учредить благочиние приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швеции.
Включить в состав новоучрежденного благочиния приходы Московского Патриархата в городах Стокгольме, Гетеборге, Упсале, Умео и Вестеросе.
Временно исполняющим обязанности благочинного приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швеции назначить протоиерея Виктора Лютика, представителя Русской Православной Церкви в Финляндии.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегаций Русской Православной Церкви в погребении трагически погибшего Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и интронизации нового Предстоятеля Александрийской Православной Церкви – Блаженнейшего Патриарха Феодора II.
Справка. 11 сентября 2004 года по пути на Святую Гору Афон в результате авиакатастрофы трагически погиб Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII. Вместе с Патриархом погибли все сопровождавшие его лица, в том числе иерархи Александрийской Православной Церкви.
15 сентября в Свято-Георгиевском монастыре Каира состоялись отпевание и погребение Блаженнейшего Патриарха Петра, в которых приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Делегация доставила в Александрийскую Патриархию послание с соболезнованиями, направленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Священному Синоду Александрийской Православной Церкви.
24 октября 2004 года в Благовещенском Патриаршем кафедральном соборе города Александрии (Египет) состоялась интронизация нового Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. В торжествах по случаю интронизации приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином. В состав делегации вошли также секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС МП С. Н. Говорун. 25 октября 2004 года члены делегации были с любовью приняты Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II в его Патриаршей резиденции в монастыре святого Саввы (Александрия).
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII.
3. Отметить участие делегаций Русской Православной Церкви в погребении почившего Блаженнейшего Патриарха Петра и торжествах по случаю интронизации его преемника на Александрийском Патриаршем престоле Блаженнейшего Патриарха Феодора.
4. Выразить надежду на то, что традиционные дружественные связи, соединяющие Александрийскую и Русскую Православные Церкви, будут и далее развиваться и укрепляться во благо обеих Церквей и всего православного мира.
Слушали: Доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных комиссией
1) Службе общей преподобномученице Российстей XX века единей;
2) Акафисте и молитве святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.
Справка. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по образцу, имеющемуся в Минее общей. На заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению Служба общая священномученику Российскому XX века единому.
Постановили: 1. Представленные богослужебные тексты – Службу общую преподобномученице Российстей XX века единей и Акафист и молитву святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, утвердить.
2. Рекомендовать утвержденные Службу и Акафист к общецерковному богослужебному употреблению и направить их в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о торжествах в Болгарии.
Справка. 14 ноября 2004 года состоялись праздничные торжества по случаю 90-летия со дня освящения Свято-Николаевского храма при Подворье Русской Православной Церкви в Софии. От Русской Православной Церкви в торжествах участвовал епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
22–23 ноября 2004 года в Софии состоялось празднование 80-летия освящения Патриаршего кафедрального ставропигиалъного храма-памятника святого Александра Невского, построенного в память о русских воинах, погибших за освобождение Болгарии во время русско-турецкой войны. Русскую Православную Церковь на праздничных торжествах представлял митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение теплыми и дружественными отношениями между Русской и Болгарской Православными Церквами, вновь засвидетельствованными в ходе состоявшихся визитов.
Благодарить Преосвященного Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского, и Преосвященного Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, за понесенные труды.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об имеющем быть богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии («Бад-Урах IV»), которое состоится с 16 по 23 апреля 2005 года в Москве. Темы собеседования: «Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских церквах в Германии и в Русской Православной Церкви» и «Вторая мировая война и мир после нее».
Постановили: Для участия в очередном богословском собеседовании с представителями Евангелической Церкви в Германии назначить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе:
1. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман – глава делегации.
2. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП.
3. Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии.
4. Священник Игорь Выжанов, и. о. секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
5. Священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Синодальной Богословской комиссии, консультант ОВЦС МП.
6. Диакон Александр Васютин, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
7. А. И. Осипов, профессор Московской Духовной академии.
8. В. В. Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан.
9. А. И. Кырлежев, научный консультант Синодальной Богословской комиссии.
10. Е. С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся с 16 по 19 октября 2004 года визите в Венгерскую Республику.
Постановили: 1. Выразить удовлетворение результатами визита Преосвященного митрополита Кирилла в Венгрию.
2. Считать полезными состоявшиеся встречи и беседы Преосвященного митрополита Кирилла с Президентом Венгерской Республики Ф. Мадлом, Председателем Парламента Венгерской Республики г-жой Каталин Сили, вице-премьером Правительства Венгерской республики, министром канцелярии премьер-министра П. Кишем, Примасом Римско-Католической Церкви Венгрии архиепископом Эстергомским и Будапештским кардиналом Петером Эрдё, генеральным секретарем Экуменического Совета Церквей Венгрии пастором Тибором Гёрёгом и другими представителями государственных, общественных и религиозных кругов Венгрии.
3. Благодарить Президента и Правительство Венгерской республики за радушный прием, оказанный председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и выразить надежду на дальнейшее взаимополезное сотрудничество.
Слушали: Сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении 1 ноября 2004 года VI Юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Справка. 1 ноября 2004 года, в день рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, в Москве, в православном просветительском комплексе Паломнического центра Московского Патриархата, прошли VI Юбилейные Свято-Елизаветинские чтения, посвященные 140-й годовщине со дня рождения великой княгини. Организаторами чтений выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Паломнический центр Московского Патриархата, Государственная академия славянской культуры, Императорское Православное Палестинское общество. На чтениях выступили представители иерархии, видные ученые и богословы, преподаватели церковных и светских вузов.
Постановили: 1. Выразить удовлетворение итогами состоявшихся чтений.
2. Выразить благодарность организаторам чтений за понесенные труды.
3. Признать важность проведения упомянутых чтений для возрождения и утверждения христианских ценностей в современном обществе.
Слушали: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об итогах проведения I общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая состоялась 27 октября 2004 года в Москве.
Справка. 27 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась I общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». В конференции приняли участие представители тридцати двух епархий Московского Патриархата, расположенных на территории Российской Федерации, а также Украинской Православной Церкви, Православной Церкви в Молдавии, трех синодальных отделов, трех духовных и пяти светских учебных заведений, многих монастырей и паломнических организаций, Императорского Православного Палестинского общества, Союза писателей России, Национальной академии туризма России, Российской Академии наук, других общественных, туристских организаций, а также православных и светских средств массовой информации. В общецерковной конференции приняли участие представители светской власти: Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Москвы, а также Федерального Агентства по спорту, физической культуре и туризму. Всего на конференцию прибыло более двухсот пятидесяти человек. На конференции были представлены тридцать четыре доклада. Итоговым документом встречи стали рекомендации I общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».
Постановили: 1. Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции.
2. Отделу внешних церковных связей совместно с епархиальными Преосвященными продолжить проведение целенаправленной работы по возрождению и развитию паломничества.
3. Рекомендовать епархиальным Преосвященным создавать соответствующие паломнические структуры, руководствуясь рекомендациями, принятыми на I общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите в Бельгию 7–11 ноября 2004 года.
Справка. Митрополит Кирилл посетил Бельгию в связи с очередным заседанием Европейского совета религиозных лидеров (ЕСРЛ) как его со-модератор. Главной темой заседания ЕСРЛ, на которое помимо членов Совета были приглашены религиозные лидеры из балканских стран, стало положение в Косове и в целом на Балканах. Совет также рассмотрел результаты и перспективы своей деятельности.
В специальном заявлении по положению в Косове члены ЕСРЛ обратили внимание на имевшие место в прошлом страдания албанского большинства и нынешние страдания сербского меньшинства. Участники заседания выразили надежду на скорейшее восстановление разрушенных храмов, мечетей и культурных памятников, что, согласно документу, «даст надежду на будущее единого Косова, где приветствовались бы меньшинства и защищались бы их права».
8 ноября митрополит Кирилл имел встречу с Председателем Сената Королевства Бельгии Анн-Мари Лизе и выступил перед дипломатами, работающими в Посольстве Российской Федерации в Бельгии, в представительствах России при Европейских сообществах и НАТО. На последней встрече также присутствовали представители русскоязычной диаспоры в Бельгии. 10 ноября митрополит Кирилл посетил приход в честь Рождества Христова в Антверпене.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Считать полезным развитие сотрудничества Русской Православной Церкви с Европейским советом религиозных лидеров, результатом которого видится повышение значимости религиозных ценностей в сознании европейского сообщества, а также защита законных интересов православных верующих на Балканах и в других регионах Европы.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о визите делегации Русской Православной Церкви в Доминиканскую Республику и Республику Куба.
Справка. С 11 по 15 ноября 2004 года состоялся визит делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в Доминиканскую республику и Республику Куба. В состав делегации входил также епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП. Состоялись встречи с Президентом Доминиканской Республики Л. Фернандесом и с Председателем Государственного совета и Совета министров Республики Куба Ф. Кастро, другими государственными деятелями.
14 ноября состоялось освящение закладного камня в основание русского православного храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в исторической части Гаваны. Православные верующие, выходцы из стран бывшего СССР, в течение длительного времени заявляли о своем желании иметь на Кубе православный храм. Просьба была поддержана государственным руководством России. Содействие русской общине в строительстве храма обещал оказать Ф. Кастро.
Постановили: 1. Возблагодарить Господа за состоявшееся событие, столь чаемое православной общиной Гаваны.
2. Выразить благодарность Председателю Государственного совета и Совета министров Республики Куба Ф. Кастро, государственному руководству и общественным деятелям Республики Куба за содействие в деле основания православного храма в Гаване.
3. Считать полезными состоявшиеся встречи и беседы Преосвященного митрополита Кирилла с государственными лидерами Республики Куба и Доминиканской Республики.
4. Выразить благодарность Президенту Доминиканской Республики С. Фернандесу и Председателю Государственного совета и Совета министров Республики Куба Ф. Кастро за теплый прием, оказанный делегации в ходе прошедшего визита.
5. Отметить существующую потребность в пастырском окормлении русской православной диаспоры в Доминиканской Республике.
6. Благодарить российских послов и сотрудников Посольств в Доминиканской Республике и Республике Куба за содействие, оказанное делегации.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся 27–30 ноября 2004 года в Стамбуле торжествах, связанных с возвращением Римско-Католической Церковью мощей святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и об участии в них епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей.
Постановили: Доклад принять к сведению.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о визите делегации Русской Православной Церкви в Грузию для участия в освящении кафедрального собора во имя Пресвятой Троицы в Тбилиси.
Справка. С 22 по 26 ноября 2004 года по приглашению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Грузии находилась делегация Русской Православной Церкви. В состав делегации вошли митрополит Волгоградский и Камышинский Герман – глава делегации и протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям. Члены делегации приняли участие в освящении величественного кафедрального собора во имя Пресвятой Троицы в Тбилиси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к Предстоятелю Грузинской Церкви с приветственным посланием, которое было оглашено Преосвященным митрополитом Германом. Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху Илии был вручен памятный дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия – икона преподобного Серафима Саровского. Члены делегации посетили храмы Грузинской Православной Церкви, в том числе и те, в которых богослужение совершается на церковнославянском языке, а также присутствовали на открытии международной научной конференции «Двадцать веков христианства в Грузии», организованной Грузинским Патриархатом, Академией наук Грузии и Тбилисским государственным университетом при участии ЮНЕСКО.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Благодарить Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илию за оказанное делегации Русской Православной Церкви гостеприимство.
3. Считать необходимым дальнейшее развитие братских взаимоотношений между Русской и Грузинской Православными Церквами.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о первом заседании Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ и об очередном заседании Межрелигиозного совета России, прошедших в Москве 9 декабря 2004 года.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение в связи с началом работы Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ и согласиться с основными направлениями его деятельности.
3. Приветствовать одобрение Президиумом Межрелигиозного совета России «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятых Всемирным Русским Народным Собором.
Имели суждение о назначении наместником Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумена Сергия (Воронкова).
Постановили: Утвердить игумена Сергия (Воронкова) наместником Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря.
Слушали: Сообщение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах пленарного заседания Синодальной Богословской комиссии, состоявшегося 23 ноября 2004 года в стенах Московской Духовной академии.
Постановили: 1. Доклад принять к сведению.
2. Утвердить следующий состав Синодальной Богословской комиссии:
– митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, председатель Синодальной Богословской комиссии;
– митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей;
– архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Духовной семинарии;
– архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата, ректор Белгородской Духовной семинарии;
– архиепископ Львовский и Галицкий Августин, председатель Богословской комиссии Украинской Православной Церкви;
– архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии;
– архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, заместитель председателя Синодальной Богословской комиссии;
– епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий;
– архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской Духовной академии;
– архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации;
– протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
– протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской Духовной академии и семинарии;
– игумен Андроник (Трубачев), доцент Московской Духовной академии;
– протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московских Духовных академии и семинарии, председатель Историко-правовой комиссии;
– протоиерей Валентин Асмус, доцент Московской Духовной академии;
– протоиерей Максим Козлов, доцент Московской Духовной академии;
– протоиерей Леонид Грилихес, заведующий кафедрой библеистики Московской Духовной академии;
– священник Александр Болонников, секретарь Ученого совета Минской Духовной академии;
– священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Комиссии;
– диакон Николай Лосский, профессор Свято-Сергиевского Богословского института;
– диакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной академии;
– А. В. Данилов, заведующий кафедрой религиоведения Богословского факультета Минского государственного университета;
– С. Л. Кравец, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»;
– Б. А. Нелюбов, профессор Московской Духовной академии.
Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о плане работы Отдела на 2005 год.
Постановили: Одобрить план внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви на 2005 год.
Слушали: Прошение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в городе Юрьеве-Польском Владимирской области и об утверждении иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем обители.
Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в городе Юрьеве-Польском Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни.
2. Назначить иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.
Слушали: Рапорт архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Иулиании (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря в поселке Боголюбове Владимирской области, с освобождением ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря в городе Муроме.
Постановили: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря в поселке Боголюбове Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря в городе Муроме.
Слушали: Рапорт архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря в городе Муроме, с освобождением ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря в поселке Боголюбове Владимирской области.
Постановили: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря в городе Муроме, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря в поселке Боголюбове Владимирской области.
Слушали: Рапорт митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода в селе Великорецком Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители.
Постановили: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода в селе Великорецком Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.
2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря села Великорецкого Юрьянского района Кировской области.
Слушали: Рапорт митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об освобождении иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая пустынь в поселке Нижний Солох-Аул города Сочи Краснодарского края по состоянию здоровья.
Постановили: Освободить иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая Пустынь в поселке Нижний Солох-Аул городе Сочи.
Слушали: Рапорт архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумении Феофании (Ложкиной) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни в селе Тетеринском Нерехтского района Костромской области, с освобождением ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в селе Домнине Сусанинского района Костромской области.
Постановили: Назначить игумению Феофанию (Ложкину) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни в селе Тетеринском Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в селе Домнине Сусанинского района Костромской области.
Слушали: Рапорт архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении монахини Нины (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря по состоянию здоровья.
Постановили: Освободить монахиню Нину (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря.
Слушали: Рапорт архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская-Коренная Пустынь.
Постановили: Освободить архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская-Коренная Пустынь.
Слушали: Прошение епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе и о назначении монахини Иоанны (Лихомановой) настоятельницей обители.
Постановили: 1. Благословить открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе.
2. Назначить монахиню Иоанну (Лихоманову) настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря города Ставрополя с возложением наперсного креста по должности.
Слушали: Прошение епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания и о назначении монахини Нонны (Багаевой) настоятельницей обители.
Постановили: 1. Благословить открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания.
2. Назначить монахиню Нонну (Багаеву) настоятельницей Богоявленского Аланского женского монастыря Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания с возложением наперсного креста по должности.
Слушали: Рапорт епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима об освобождении игумена Романа (Овсиенко) от обязанностей наместника Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в селе Ульянове Усть-Куломского района Республики Коми и о назначении игумена Саввы (Гладкова) наместником обители.
Постановили: 1. Освободить игумена Романа (Овсиенко) от обязанностей наместника Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в селе Ульянове Усть-Куломского района Республики Коми.
2. Назначить игумена Савву (Гладкова) наместником Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в селе Ульянове Усть-Куломского района Республики Коми.
Слушали: Прошение архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на открытие женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в селе Андреевке Аургазинского района Республики Башкирии и об утверждении монахини Евтропии (Москалец) настоятельницей обители.
Постановили: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев в селе Андреевке Аургазинского района Республики Башкирии.
2. Назначить монахиню Евтропию (Москалец) настоятельницей женского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев в селе Андреевке Аургазинского района Республики Башкирии с возложением наперсного креста по должности.
Слушали: Прошение архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона об освобождении игумена Симеона (Кувайцева) от обязанностей наместника Покровского Еннатского мужского монастыря в селе Дедове Федоровского района Республики Башкирии и о назначении на эту должность иеромонаха Николая (Чернышова).
Постановили: 1. Освободить игумена Симеона (Кувайцева) от обязанностей наместника Покровского Еннатского мужского монастыря в селе Дедове Федоровского района Республики Башкирии по состоянию здоровья.
2. Назначить наместником Покровского Еннатского мужского монастыря в селе Дедове Федоровского района Республики Башкирии иеромонаха Николая (Чернышова) с возведением его в сан игумена.
Слушали: Прошение архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении монахини Михаилы (Лободаевой) от обязанностей настоятельницы Феодоровского женского монастыря в городе Переславле-Залесском Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Елисеи (Сусловой).
Постановили: 1. Освободить монахиню Михаилу (Лободаеву) от обязанностей настоятельницы Феодоровского женского монастыря в городе Переславле-Залесском по состоянию здоровья.
2. Назначить монахиню Елисею (Суслову) настоятельницей Феодоровского женского монастыря в городе Переславле-Залесском Ярославской области с возложением наперсного креста по должности.Патриарх Московский и всея Руси
АЛЕКСИЙ
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
Патриарший Экзарх всея Белоруссии
Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ
Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ
Председатель отдела внешних церковных связей
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
Митрополит Кишиневский и всея Молдавии ВЛАДИМИР
Митрополит Волгоградский и Камышинский ГЕРМАН
Архиепископ Тверской и Кашинский ВИКТОР
Архиепископ Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ
Архиепископ Чимкентский и Акмолинский ЕЛЕВФЕРИЙ
Епископ Могилевский и Мстиславский СОФРОНИЙ
Управляющий делами Московской Патриархии
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ