ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
3-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Выступление председателя Отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра
на I Молодежных Рождественских чтениях

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

       Сердечно приветствую участников и гостей первых Молодежных Рождественских чтений – представителей большинства епархий Русской Православной Церкви, подвижников, посвятивших себя делу православного молодежного движения.
       Еще недавно в нашей Церкви, едва воспрянувшей после десятилетий насильственной изоляции, проходили первые дискуссии о необходимости осуществлять на приходах и в епархиях специальные детские и молодежные программы. Сегодня с этой точкой зрения согласно подавляющее большинство церковных людей. Эта позиция находит свое отражение в официальных документах Архиерейских Соборов, в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в повседневных проповедях рядовых священнослужителей. Опубликованная в декабре прошлого года статистика свидетельствует: на 1 ноября 2006 года в Русской Православной Церкви был создан и функционировал 431 православный молодежный центр. В условиях страны с многомиллионным населением это число, конечно, представляет собой «каплю в море». Но есть все основания полагать, что процесс создания таких центров только начинается.
       Если несколько лет назад священники, избравшие делом своей жизни те или иные непривычные формы живого общения с молодежью, воспринимались в церковной среде с подозрением и даже осуждением, то сегодня большинство относится к ним с пониманием. В свою очередь, это означает, что духовенство в целом сердцем приняло идею о необходимости специальной работы с молодежью и, я бы сказал, ощутило ее вкус.
       В деле развития православного молодежного движения невозможно переоценить поддержку, которую оказывает ему Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. На открытии Фестиваля православной студенческой молодежи в Москве в сентябре 2002 года Святейший Патриарх обратился к собравшимся с такими словами: «Сегодня Русская Православная Церковь приносит вам благодарность за ваш повседневный труд. Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы». Эту поддержку мы постоянно ощущаем и сыновне благодарны Святейшему Патриарху.
       Создание православных молодежных центров, которые наряду с работой по духовному окормлению детей и молодежи могут служить штабом для разработки и осуществления новых миссионерских, духовно-просветительных и воспитательных программ, должно стать одним из приоритетов нашей деятельности. Такие центры должны быть организованы не только в областных центрах, но и в каждом крупном городе, в каждом большом селении.
       Как бы прекрасно ни был поставлен образовательный процесс в учебном заведении, он может быть лишь частью воспитания православной личности. На сегодняшний день в стране почти десять тысяч воскресных школ. Благочестивые бабушки и мамы приводят в храмы сотни тысяч детей. Но со временем эти дети уходят из церковной ограды. Приходит пора студенчества – и вот, храм забыт и нравственная жизнь бывшего «благочестивого отрока» нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка и подростка. Нужно занимать ребенка делом, занимать все его свободное время. Идеально, если и учебное время, и то время, которое подросток отдает досугу, будет проходить в церковной общине.
       Вполне понятно, что любого взрослого человека мы воспринимаем как личность, не допуская по отношению к нему ни малейшего насилия в сфере религии, действуя исключительно убеждением. Но иногда мы забываем об этом принципе, общаясь с детьми. Ни к чему хорошему не приведет принуждение ребенка выстаивать многочасовые богослужения, причащаться и так далее. Даже Бог отступает перед тайной человеческой личности, не нарушает нашей свободы, которую однажды благоволил нам даровать. Что ж, иногда приходится отступить и перед ребенком. Как часто принуждение к вере порождало воинствующих атеистов – вспомните многочисленные интервью прославившейся безнравственностью популярной певицы, недавно давшей концерт в Лужниках. По ее признанию, отвержение ею христианства было следствием неумелого воспитания в католической школе.
       Другая важная стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нашей Церковью, заключается в следующем: необходимо объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи. Должен произойти качественный переход от частных инициатив к созданию системы, к выстраиванию многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения. Начало этому должно быть положено еще во время работы в храмах с будущими матерями – такие программы по поддержке будущих матерей крайне актуальны в современной демографической ситуации.
       Продолжением могут стать детские программы – для детей от ясельного возраста и до подросткового включительно, а завершать эту систему должны молодежные программы – от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, мы охватим всю молодежь вплоть до 35 лет. Выстраивание многоуровневой системы воспитания и образования – это дело нескольких лет, может быть, даже десятилетий, и оно требует больших усилий, систематизации методик, обобщения разнообразного опыта. Всем этим Синодальный отдел по делам молодежи предполагает заняться в ближайшее время.
       Существенно помочь в решении этой задачи может развитие православных детских и молодежных организаций. Речь идет прежде всего о Братстве православных следопытов (БПС). В основу деятельности братства положена скаутская методика. Почему именно она? Главной причиной сегодняшнего обращения Церкви к скаутской методике является то, что она вызывает неподдельный интерес у детей. Кроме того, ее можно дополнить, делая акцент на изучении Православия.
       Что позволяет использовать следопытство в целях православного воспитания? Во-первых, оно адресовано всем без исключения детям во всем многообразии их талантов и увлечений. Так называемые следопытские специальности охватывают все стороны жизни подростка. Кому-то хочется освоить что-либо новое – пожалуйста, кто-то желает проявить себя в том, что он уже умеет, – совершенствуйтесь!
       Во-вторых, будучи волонтерской, эта программа не требует большого финансирования, что позволяет организовать жизнь отряда при любом церковном приходе, в школе, клубе, как в Москве, так и в регионах. Тем самым братство имеет возможность работать с различными социальными слоями – и с теми, кто обеспечен, и с теми, кто живет за чертой бедности: в скаутской ячейке, так называемом патруле, снимаются «кастовые» или групповые различия, ребята учатся дружить и общаться независимо от того, к какой социальной группе принадлежат их родители.
       В-третьих, система получаемых учебных разрядов позволяет работать с детьми не от случая к случаю, но системно, давая им возможность последовательно осваивать все новые навыки и умения. Тем самым БПС проводит подростка через все трудности переходного возраста, ставя перед ним все возрастающие по сложности задачи.
       В-четвертых, следопытство не только обучает, но и воспитывает. Нравственный рост не менее важен, чем накопление знаний. Опыт молитвы, общения с верующими наставниками и сверстниками, посещение святынь, храмовое богослужение, возможность исповедоваться и причащаться – все это задает систему нравственных координат, обращает человека к Богу.
       В-пятых, при участии в этих программах происходит социализация подростка: он входит в общество и делает это при поддержке взрослых, в то время как многие его сверстники проходят свои университеты в подвалах и подворотнях. Подросток социализируется через работу в патруле, для которой важны не только его практические навыки, но и его умение ладить с людьми, добиваться поставленных целей неконфликтным путем, решать нестандартные задачи. Тем самым следопытство учит преодолевать трудности, находить выход в самых, казалось бы, сложных ситуациях. И без сомнения, юный разведчик, который выдержал следопытские испытания на природе, сам построил себе жилище, нашел и приготовил еду, построил на речке переправу, научился верно ориентироваться на местности, смог подключить к решению этих задач патруль, повзрослев, сможет в нужный момент найти решение уже на другом уровне сложности и будет к этому психологически готов.
       Следопытская методика способна готовить будущую элиту России. Не случайно три четверти представителей деловых кругов Запада – бывшие скауты. Нашим детям предстоит жить в эпоху глобализации, в мире без границ и ограничений. Сумеют ли они достойно представлять свою страну с ее историей и культурой, сумеют ли они явить людям Востока и Запада не только русскую науку и русский бизнес, но и глубину русской мысли, красоту русского искусства? С нашей точки зрения, именно православно ориентированный скаутинг – это один из шансов России не только не раствориться в грядущем новом мире, но донести до него свет нашей веры и святости. Наконец, для нас чрезвычайно знаменательным является то обстоятельство, что именно Россия дала миру скаута, причисленного к лику святых. Им был убиенный большевиками сын императора Николая II цесаревич Алексий, ныне Небесный заступник российских скаутов.
       Становление православных молодежных организаций на сегодняшний день является закономерным и естественным процессом. Кому-то может показаться, что он идет медленно. Но следует ли торопить события? Созданное нами достаточно многочисленное движение немедленно попытаются политизировать. В стране создаются и исчезают щедро финансируемые политические молодежные организации. Все эти движения объединяют представителей талантливой молодежи, способной приложить свои силы в созидательной деятельности на благо общества. Остается только пожелать, чтобы их молодость не была растрачена понапрасну, в угоду сиюминутным политическим амбициям руководителей.
       В нашу жизнь стремительно ворвались новые информационные технологии. Проект американских ученых, тридцать лет назад соединивших между собой компьютеры двух лабораторий, положил начало формированию всемирной компьютерной сети интернет, объединившей самые удаленные уголки планеты в общее информационное пространство. Невозможно переоценить огромную мобильность молодых людей, их способность быстро улавливать и воспринимать все новое. Молодой человек привык ценить настоящий момент, часто он погружается в виртуальный мир настолько, что, кажется, реальности для него просто не существует. В интернете подростки могут успешно реализовывать свойственную молодости потребность в общении. Но здесь их поджидает множество опасностей. Психологи даже выработали специальный термин «интернет-зависимость» и сравнивают ее с сильнодействующим наркотиком. Возникла и крепнет с каждым годом субкультура компьютерных пользователей со своим жаргоном, непонятным для непосвященных, со своими символами, юмором и проч.

       Совершенно очевидно, что осуществление православных интернет-проектов остается важнейшим средством влияния на подрастающее поколение. Думаю, что руководящий принцип в освоении информационного пространства должен совпадать с главным принципом всей нашей миссионерской деятельности: Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14, 23). Нужно смело заходить на те чаты и в гостевые книги, с помощью которых общается молодежь, чтобы затем повести ее на наши ресурсы. Не можем же мы уподобляться нерадивым, беспомощным священникам, которые способны только сидеть в храмах в ожидании треб. Не должны мы отсиживаться на своих уютных православных сайтах!
       В прошлом году Синодальный отдел по делам молодежи открыл информационный молодежный портал «Обретенное поколение». В настоящий момент мы заняты разработкой глобального информационного портала «Встреча», который будет объединять все молодежные ресурсы Русской Православной Церкви. Мы нацелены на то, чтобы в работе этого портала принимали участие все молодежные центры, каждый приход, в котором осуществляются проекты в сфере работы с молодежью.
       В то же время убежден, что личные встречи и беседы заменить невозможно. Только в общении могут родиться новые подвижники молодежного движения. Поэтому мы и впредь будем стараться проводить как можно больше встреч на общероссийском и межрегиональном уровнях.
       Важной проблемой общественной жизни современной России остается молодежный экстремизм. Примета времени – рост численности различных национальных диаспор, например китайской. Зачастую этот процесс вызывает у молодых жителей российских городов и сел испуг и противодействие. Церковь призвана ответить на эти процессы усилением диаспоральной миссии, особенно в молодежной среде. Тысячелетняя история Византийской империи свидетельствует о том, что христианская культура переплавляла вливающиеся в империю германские, а потом и славянские племена, воцерковляя и окультуривая их. Отметим, что в различных регионах нашей страны осуществляются первые проекты, нацеленные на миссионерскую и духовно-просветительную работу среди молодых людей различных национальных диаспор.
       Мы должны твердо усвоить истину: чтобы привлечь молодого человека в церковную ограду, ему необходимо показать его конкретное место в Церкви, чтобы он воспринимал Церковь не как нечто постороннее и навязываемое ему извне, а как родной дом, где его ждут и готовы дать ему собственное дело. Видный деятель православного студенческого движения русской эмиграции Никита Струве рассказывал, что знаменитое Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД) появилось спонтанно, но оформилось на знаменитом Пшеровском съезде в 1924 году, который был пережит как своего рода Пятидесятница русской эмиграции. «Одним из аспектов этой Пятидесятницы, – писал Струве, – было приобретение чувства свободы в Церкви, ощущение себя ее равноправной частью. Не “мы под водительством Церкви”, “не мы и Церковь”, а “мы – и есть Церковь”, не в меньшей мере, чем любая ее другая часть, – таков был лозунг съезда».
       Дорогие братья и сестры! Сегодня мне бы хотелось от всей души пожелать всем собравшимся в этом зале новых благословенных успехов на поприще миссионерского и просветительского служения в молодежной среде. В XXI веке перед нашей Матерью – Православной Церковью поставлен выбор: либо стать красивым культурно-этнографическим заповедником, ненужным дополнением к обществу, живущему по нехристианским законам и традициям, быть вытесненной на обочину социальной жизни, либо смелее и активнее оказывать влияние на все стороны социальной жизни и приводить ко спасению новые и новые души.
       Вспомним слова великого праведника Земли Русской святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Наша Церковь подобна почтеннейшей, святой, богомудрой, твердейшей, нестареющейся старице, в которой всегда живет юный, живой и оживляющий верных чад ее дух». Вглядываясь в черты многих нынешних молодых людей, мы видим лицо Православной Церкви будущего. Думаю, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
       Хочу пожелать первым Молодежным Рождественским чтениям успешной и плодотворной работы.