ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2008

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю пред Рождеством Христовым

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       Сегодня, в Неделю пред Рождеством Христовым, вновь прозвучали в наших храмах, предваряя радостное празднование, имена ветхозаветных патриархов и их наследников. А за этим священным перечнем, открывающим Евангелие апостола Матфея, мы услышали повествование об уверении Ангелом Господним святого Иосифа Обручника в том, что сбудутся слова пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7,14).
       И сегодня же мы совершаем память священномученика Игнатия Богоносца, само именование которого, усвоенное ему еще во времена первого христианского поколения, свидетельствует о вере в Воплощенного Бога, пламеневшей в его сердце.
       Незадолго до своей мученической кончины, последовавшей в начале второго столетия по Рождестве Христовом на арене римского цирка, где он был растерзан дикими хищниками, в одном из своих посланий этот великий отец и учитель Церкви, которого святитель Иоанн Златоуст называл «образцом добродетелей, явившем в лице своем все достоинства епископа», писал: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».
       Воплощение Сына Божия, явление миру Христа Спасителя – это осуществление ветхозаветных пророчеств. Святой апостол Павел в послании к евреям, слова которого слышали мы сегодня, говорит о вере как об осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом (Евр. 11, 1). Перечисляя имена тех, кого Церковь называет ветхозаветными отцами и праотцами, – Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида и Самуила, – апостол указывает на то, что некоторые из них испытали поругания и побои... узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 36–40).
       А вот слова святого Игнатия: «Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки... придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа». Каждый, кто слышит или читает и те и другие строки, невольно задумывается над тем, что столь схожие по внешним своим проявлениям подвиги «провозвестников Царствия Божия», святых ветхозаветной эпохи и подвиги «свидетелей Евангелия», таких, как святой Игнатий Богоносец, святых христианского времени, так сильно разнятся по своему смыслу и значению в истории спасения человеческого рода.
       Обетование, данное ветхозаветным праведникам, так и осталось для них за чертой времени. Предмет же их веры – Воплощенный Сын Божий – явился миру и увлек за Собой множество уверовавших в Него. И именно они, уверовавшие во Христа, Рожденного от Пречистой Девы, явили свою веру как свидетельство Его Воплощения и Воскресения, мучениями и подвигами евангельской проповеди, сопровождавшимися многими чудесами.
       Где же та таинственная черта, которая отделяет веру ветхозаветную от веры христианской? «Прейде сень законная благодати пришедшей». Эта тень Ветхого Закона ушла, когда, по слову святого Игнатия, «три достословные тайны совершились в безмолвии Божием» – девство Богородицы, рождение Ею Спасителя мира и смерть Господа Иисуса Христа. Именно так в человеческой истории осуществилось единое служение Ветхого и Нового Завета, имеющее своей целью восстановление союза человека с Богом через Воплощение Сына Божия, Его крестную смерть и Воскресение.
       В эти предрождественские дни Церковь Христова дает нам возможность вновь мысленно совершить путь к яслям Богомладенца, путь долгий и сложный, уже пройденный теми, кто жил в ветхозаветные времена и с верой и надеждой ожидал появления на небосводе звезды Вифлеема. Но на этом пути у нас есть прекрасные спутники – святые угодники Божии, те, кто уже в христианскую эпоху, подобно восточным волхвам, принесли Рожденному от Девы самые великие и честные дары – свою жизнь, свою любовь, свою смерть.
       Не будем же пренебрегать великим богатством наших православных богослужений, делающих нас достойными причастниками тайны Рождества Христова. Ведь всякий, удаляющийся в эти дни от храмового богослужения, уподобляется современным святому Игнатию Богоносцу отступникам от церковной ограды докетам, учившим о призрачном, мнимом восприятии человеческого естества Сыном Божиим и отрицавшим неслиянное и нераздельное соединение Божественной и человеческой природы во Христе Иисусе. Именно о таких людях говорил священномученик Игнатий: «Их не убедили ни пророчества, ни закон Моисеев, и даже доселе не убеждают ни Евангелие, ни страдания каждого из нас».
       Свидетельство веры – запечатленная Божественною Любовию мученическая кончина святого. Церковное предание говорит о видимом изображении на сердце священномученика Игнатия букв имени Божия.
       Прислушаемся же еще раз к словам этого великого святого: «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела». Аминь.

Протоиерей Борис Даниленко

2 января 2000 года
Москва, Патриарший Богоявленский собор