ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2009

БИБЛИОГРАФИЯ

Оптинский альманах «Святыня под спудом»

       Оптинский альманах «Святыня под спудом»
       Выпуск 3.
       Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь,
       2009. 344 с.

       Издательство Оптиной пустыни подготовило новый выпуск альманаха «Святыня под спудом». Это уникальный научно-исторический журнал, первый выпуск которого в 2007 году был приурочен к двадцатилетию открытия обители. Оптина пустынь возвращает читателю святоотеческое наследие великих старцев и продолжает традицию духовно-просветительного служения печатным словом. Уникальность издания – в органичном соединении научного подхода, достоверности, проникновения в духовный смысл исторического пути России.
       Уже первый выпуск «Оптинского альманаха» был замечен научной общественностью. Доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН В.М. Лавров назвал альманах редким научно-богословским изданием, в котором на документальной основе профессионально воссоздана историческая правда о России XX столетия.
       Выпуск альманаха «Святыня под спудом» включает научно-богословские и историко-церковные материалы, помогающие осмыслить национальную трагедию минувшего века Дореволюционная Россия, духовным средоточием которой была Оптина пустынь, и Россия советская, где был уничтожен веками установленный строй жизни,– образы этих двух миров предстают не только в повествованиях и документах, но и в подобранных по принципу контраста иллюстрациях. Все разделы альманаха связаны одной главной темой, которую можно определить словами покоящегося в Оптиной пустыни русского религиозного философа И.В. Киреевского: «Православие есть душа России, корень всего ее нравственного бытия, источник ее могущества и крепости, знамя, собирающее все разнородные чувства ее народа в одну твердыню, залог всех надежд ее на будущее, сокровище лучших воспоминаний прошедшего, ее господствующая святыня, задушевная любовь».
       Раздел «Из летописи». Впервые на страницах Оптинского альманаха заговорила старая монастырская летопись, редкий духовно-исторический источник, позволяющий не только получить достоверные сведения об истории и духовной жизни монастыря, его насельниках, благотворителях, именитых гостях, но и постичь духовный смысл судьбоносных исторических событий, на целое столетие ввергнувших Россию в бездну богоборческого хаоса. Как рассказ о потерянном рае воспринимаются описания повседневной жизни Оптиной пустыни до революции.
       Подробное описание пребывания будущей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в Оптиной пустыни в предвоенные месяцы 1914 года погружает читателя в особую атмосферу духовной жизни монастыря, где царствовал «дух смирения, кротости и братолюбивого отношения друг к другу». Умиляет чистый и кроткий облик великой княгини, запечатленный летописцем.
       В «Летописи выдающимся событиям скитской жизни» за период с 1 октября 1916 года по 4 июня 1918 года показано, как в те годы в размеренной молитвенной жизни обители все отчетливее улавливался и фиксировался летописцем тревожный гул мирской стихии, разразившейся революционным взрывом. Новый мир со своими законами противостал старой жизни. Смиренный оптинский летописец так объясняет причину национальной катастрофы России: «Некогда могучее наше государство, занимавшее шестую часть всего мира, видимо разлагается, как разлагается мертвый безжизненный организм. Ум пытливый в смущении стоит и спрашивает: где причина сему? Отчего так быстро рушится такое великое государственное тело? Видел я, отцы и братия, мертвые тела, начавшие вскоре же после смерти разлагаться, и спрашивал тогда ум мой: что за причина такого быстрого распада организма; и сам же отвечал: взят дух от тела, оттого и распадается оно». Добавить нечего...
       Раздел «Святыня под спудом» открывается статьей председателя Союза писателей России, доктора исторических наук профессора В.Н. Ганичева «Оптина...», в которой он поведал о своей встрече с обителью, первых инициативах писательской общественности по возвращению святыни Русской Православной Церкви, трудном пробуждении национального самосознания. Вспоминая о встречах с высшими руководителями страны и многими деятелями культуры, автор воспроизводит духовную атмосферу богоборческого общества.
       Спор западников и славянофилов об исторических путях России – одна из тем интересной и информативной статьи кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН М.А. Можаровой «“Самостоятельное воззрение”. Ранние славянофилы о России», позволяющей читателю вполне уяснить историческую правоту воззрений ранних славянофилов, утверждавших, что результатом пересадки на русскую почву иноземной культуры станет обезличение народа. Автор весьма убедительно показывает, что славянофилами противопоставлялись не Россия и Запад как таковые, а Россия – хранительница Православия и утративший веру Запад. Споря с западниками, которые «отводили религии местечко в жизни и понимании только малообразованного человека и допускали ее владычество в России только на время», славянофилы заставили, говоря словами А.И. Герцена, «призадуматься всех серьезных людей».
       Трагедию XX века предопределил весь послепетровский период истории России и особенно религиозный кризис XIX века. Историко-теоретический труд священника Олега Митрова «Истоки трагедии России в XX веке» разворачивает на страницах альманаха панораму событий этого периода. Тема «Россия – Запад» рассмотрена на обширном историографическом материале в контексте теории культурно-исторических типов, созданной великим русским ученым Н.Я. Данилевским. В этой актуальной работе автор размышляет о причинах событий, потрясших Россию в XX столетии, и анализирует жизнеспособность русской цивилизации на современном витке ее исторического пути. Среди множества иллюстраций к статье, помогающих раскрыть мысли автора, центральное место занимает картина М.В. Нестерова «На Руси (Душа народа)». Предчувствуя грядущие беды, художник создавал это произведение в 1915–1916 годах, еще надеясь, напоминая, предупреждая... Но его голос, как и голоса тех, кто продолжал молиться за Россию, был заглушён грохочущими призывами «разбудить дьявола в людях» (слова известного анархиста М.А. Бакунина). Святая Русь ушла – ушла из внешней жизни России, сокрывшись в сердцах верующих людей, потаенно живя в них, как святыня под спудом. С ней продолжали ожесточенно бороться, но одолеть ее не смогли.
       Завершает раздел «Письмо солдата последней войны», адресованное наместнику монастыря архимандриту Евлогию (Смирнову; ныне архиепископ Владимирский и Суздальский), с приложением помянника о погибших воинах Второй мировой войны. Историческая ценность этого письма в том, что автор, находясь на излечении в оптинском госпитале, документально запечатлел весь ужас положения раненых в первые месяцы отступления.
       Разделы «С преподобным преподобен будеши», «Оптинский некрополь», «Монашество – наука из наук», «Крестный путь» включают жизнеописания монаха Павла (Трунова), схимонаха Иоасафа (Моисеева), эпистолярное наследие преподобной Стефаниды из сербского монастыря Дечаны в прекрасном переводе И.А Чароты, материалы к житию преподобномученицы Августы (Защук), собранные и обобщенные Л.И. Соколовой, а также отечник мучеников и исповедников Российских XX века, данный в извлечениях из житий, составленных игуменом Дамаскином (Орловским). В земном подвиге этих истинных героев духа читатель воочию соприкасается с историей Православия – не с отвлеченными рассуждениями и художественными образами, а со святостью, явленной в реальных людях. «Потому что там, где были святые, там загорался благодатный огонь православной веры, там Христос зримо показывал Себя в Церкви Православной,– пишет игумен Дамаскин. – Где была Церковь Православная, там утверждались центр и ценность человеческой жизни, открывались райские врата».
       Совершенно особое место по своему значению имеет опубликованная в альманахе исследовательская работа издателей «Мученики и исповедники Российские в контексте изучения архивно-следственных дел 1920–1930-х годов». Статья содержит глубокий аналитический материал, позволяющий понять смысл, формы и методы политических репрессий против духовенства и мирян в советской России; дает примеры христианского мужества людей, оказавшихся в тисках смертельных обстоятельств и исполнивших евангельские заповеди даже до смерти (Флп. 2, 8); представляет нравственные портреты людей, мотивацию их поведения в исключительных обстоятельствах. С точки зрения христианина эти аспекты имеют духовно-практическое значение в деле спасения души для Жизни Вечной.
       Содержание работы раскрыто в ее подзаголовках: «Духовный смысл трагического века», «Формирование карательной системы», «Процессуальные документы 1920–1930-х годов», «Архивно-следственные дела как источник достоверной информации», «Мифы и реальность», «О фальсификациях». Из статьи читатель может узнать об особенностях методологии изучения архивно-следственных дел богоборческих репрессивных органов. «Надо поспешить исследовать все, что Господь сохранил для назидания нас, современников. Надо сердцем понять истоки духовной стойкости тех, кто, пройдя ужасы адской машины репрессий, сохранил верность Христу, принял венец Небесной славы, кто получил в Небесном Отечестве дар молитвы за каждого из нас»,– заключают представленный материал его авторы.
       Заинтересованный читатель не оставит без внимания и другие интересные документальные публикации: «Власть и народ. Козельское восстание 1930 года», «Устройство школы в Оптиной пустыни», а также статью кандидата исторических наук, члена правления Центрального совета Российского общества историков и архивистов З.П. Иноземцевой «Школа и революция», в которой на документальной основе убедительно показано, что начатое при Петре I разрушение традиционно-религиозных основ образования и воспитания неуклонно вело Россию к революционным потрясениям.
       Оптина пустынь разделила горькую судьбу России. Но земная власть, по попущению Божию, разрушая храмы, уничтожая несогласных, терзая и калеча души оставшихся в живых, ничего не смогла противопоставить недоступной ее пониманию Небесной силе... Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – говорил Спаситель. – Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4–5).
       Завершается альманах каноном преподобному Амвросию Оптинскому, переведенным с греческого Н.Е. Афанасьевой. «Врачебница безсребрена, святе Амвросие, келия твоя явися и прибежище всем тепле призывающим тя» (1-й тропарь, песнь 4-я канона) – как и при жизни старца, сегодня в возрожденную Оптину стекаются люди, жаждущие духовного утешения, по-прежнему в монастыре молятся о России и обо всем мире, ибо монах «от всего отделен и ко всему присоединен». Так же, как и во времена старой Оптиной, отражаются в скитском озере облака...

* * *

       Огромным достоинством альманаха является высокая языковая культура помещенных в нем материалов, а также десятки редких фотографий, их иллюстрирующих: лики святых Земли Русской, портреты духовных лиц, подвижников русской культуры.
       Адресованный широкому кругу общественности, научным работникам, учителям, духовенству, «Оптинский альманах» относится к тем редким православным изданиям, в которых гармонично разрешается задача «возвращения утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями»*, что является одним из важнейших условий возрождения России.

С. Николаева, профессор,
доктор филологических наук

       * Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 139.