ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2009

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии

       25 апреля, в субботу Светлой седмицы, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии.
       26 апреля Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона в Храме Христа Спасителя совершили его хиротонию.

После хиротонии епископа Подольского Тихона.
26 апреля, Храм Христа Спасителя


Слово архимандрита Тихона (Зайцева)
при наречении во епископа Подольского,
викария Московской епархии

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый Отец!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Изволением и определением Святейшего Отца нашего Кирилла, Патриарха Всероссийского, и Священного Синода призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) – архиерейскому служению. Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть «всем для всех» (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (см.: 2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее.
       Стоя перед вами, я сознаю высоту предстоящего служения и большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему, духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (см.: Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).
       Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.

       Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце.
       Обращаю свой мысленный взор на жизненный путь, пройденный мною, и вижу, как Промыслительная Десница Божия вела меня по этому пути. Вся жизнь моя от самого рождения была связана с Церковью. Будучи младенцем, едва научившимся ходить и по-детски исповедоваться, я устремлялся с мамой в Псково-Печерскою обитель, чтобы окунуться в красоту этого земного рая. С благоговением и трепетом подходил я за благословением к убеленным сединой старцам, опытным в духовной жизни. Общение с теми, на чью долю выпали не только горечи минувшей войны, но и испытания отстоять славную обитель Пресвятой Богородицы от закрытия и поругания, доставляло мне радость. Слова этих старцев, исполненные жизни и благодати, все более и более возжигали во мне огонь любви к монашеству, укрепляя во мне желание стать монахом. Спустя годы, воспитанником духовных школ вступил я в лавру прп. Сергия, где мне открылась возможность через боголюбезное, по слову отцов, послушание образовать свой ум и сердце. С ненасытной жадностью принялся я за изучение богословских наук и творений святых Отцов Церкви. Я читал и перечитывал их, оценивал и, по мере сил своих, втайне от других или же с теми, с кем был близок духовно, старался применить на опыте то, что мною было прочитано. В скором времени я стал монахом и прошел степени священства, будучи посвященным во иеродиакона и иеромонаха. Восемнадцать лет, проведенные в лавре прп. Сергия, в стенах Московской духовной академии, где судил мне Господь учиться и преподавать, оставили неизгладимый след в моей душе.
       С благодарностью склоняюсь перед всеми, кто воспитал и духовно окормлял меня тогда.
       Шли годы. Мне выпал жребий служения на Святой Земле. С покорностью, как от руки Господней, воспринял я от Вас, Ваше Святейшество, новое церковное послушание. Я искренне благодарен Вам за ту высокую честь, которую Вы мне оказали, за те внимание и любовь, которыми окружен я был с того дня, когда лицом к лицу Господь судил мне впервые увидеться и беседовать с Вами, определив прохождение дальнейшего жизненного пути моего под Вашим водительством во Святой Земле. Признаюсь, сердце мое было исполнено тревоги, когда стоял я перед необходимостью оставить лавру Сергиеву. Но вскоре чувство беспокойства сменилось чувством ему противоположным. Слова Ваши, исполненные силы, ободрили мой дух, миром наполнили мое сердце и утвердили в мысли подъять новое церковное послушание. Привыкший во всем полагаться на волю Божию, я вручил себя Богу и Вам, Ваше Святейшество. Теперь, окидывая взором пройденный путь служителя Церкви Христовой и одновременно паломника, более четырех лет шествовавшего по Святой Земле, благодарю Бога за сей неизреченный дар. О, Святая Земля, земное отечество Господа нашего и Спасителя, место Его умаления, Крестной смерти и славного Воскресения, сколь многих ты облагодетельствовала! Твои святыни – это ребро Спасителево, прикосновение к которому открывает человеку Саму Истину – Христа. Твои образы навсегда запечатлелись в моем сердце. Мне довелось быть свидетелем многих слез и воздыханий, умилительных просьб и благодарений, обращенных паломниками ко Господу у Его Живоносного Гроба и Божественной Голгофы. Мысленно склоняясь пред ними, из глубины души возношу молитвы за тех, кто удостоил меня такой чести – быть служителем во Святой Земле, и благодарю тех, кто был мне помощником.
       С чистой совестью открыл я перед Вами, Ваше Святейшество и богомудрые святители, помышления своего сердца. Сознаю, на какое великое дело призывает меня ныне Спаситель. Воспринимаю совершившееся обо мне определение как действие Божественного Промышления, ибо «от Господа стопы человеку исправляются» (см.: Пс. 36, 23). Воля Божия желает, чтобы я неленостно потрудился на ниве Божией. Не вы Меня избрали,– говорит Господь Своим ученикам,– а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). На помощь Твою надеюсь, Господи! (Быт. 49, 18) – отвечает душа моя на этот Божественный призыв словами бытописателя. Утешаю себя надеждой на покров и молитвы Царицы Небесной, Вратарницы. Уповаю на молитвенное предстательство моих небесных покровителей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и прп. Сергия, игумена Радонежского.
       Твердо верю, что Господь и Бог, человеколюбивый и милосердный (см.: Исх. 34, 6), через возложение рук ваших, передающих апостольское преемство, прольет и на меня щедрый дар благодати. С мыслями о безграничном милосердии Божием дерзаю произнести ответ поставляемого во епископа: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
       Прошу, Ваше Святейшество, Ваших отеческих молитв и наставлений. В этот особый час моей жизни прошу и вас, святители Христовы, помолиться обо мне, чтобы Пастыреначальник Христос покрыл мои недостатки, умудрил меня и помог достойно нести епископское служение во славу Триединого Бога и ко благу Церкви Христовой.

Cлово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при вручении архиерейского жезла епископу Подольскому Тихону

       Возлюбленный о Господе собрат и сослужитель!
       Ныне, в Неделю Фомину, в первый воскресный день после Пасхи, ты воспринял бремя архиерейского служения – почетное бремя, но соединенное с неизмеримой ответственностью перед Богом, Церковью и православным народом.
       По слову свт. Иоанна Златоуста, призывающийся к этому служению «должен быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и не раболепным, строгим и кротким,... иметь в виду только одно благосостояние Церкви и ничего не делать по вражде или из угождения кому-нибудь».
       Епископ – это прежде всего блюститель чистоты веры и церковного единства, которое, по слову свт. Киприана Карфагенского, особенно «надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно... Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует».
       Ты призываешься к служению в особое время, когда в жизни общества происходят серьезные изменения. Многие обращаются к вере отцов, обретая духовное единство со Христом. Но, с другой стороны, нашему народу, как и многим другим народам, навязывается сегодня потребительское отношение к миру, побуждающее человека все свои силы отдавать материальному обогащению, направленному на то, чтобы тратить средства – и как можно больше, постоянно повышая уровень потребления материальных благ и извлекая удовольствия и наслаждения. В таком мировосприятии разрушается перспектива вечной жизни, исчезает потребность совершать духовный подвиг во имя Божие. Именно поэтому голос архиерея должен быть сегодня особенно убедителен, а его нравственный авторитет – силен и непререкаем.
       Особая трудность возлагаемого на тебя послушания состоит в том, что ты будешь возглавлять финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, помогая мне и Священному Синоду осуществлять руководство этой очень непростой областью церковной жизни.
       В условиях экономического кризиса вверяемое тебе служение имеет особенно важное значение, ибо Церкви надлежит подавать пример поддержки самых слабых и наиболее обездоленных, социально незащищенных групп нашего общества.
       Ты должен будешь заботиться о рачительном использовании средств, которые имеет Церковь, а также и о приумножении их праведным путем. Опорой в осуществлении этого служения да будут тебе наши благочестивые миряне, жертвующие от имущества своего во славу Божию.
       Нам предстоит еще много восстановить святынь и воздвигнуть храмов Божиих. При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы, посвящается Богу, и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели. А расточение этих лепт вдовиц, посвященных Богу, является святотатством, ибо эти средства есть дар людей Богу, и человек не может обращать этот дар для своего угождения и своих потребностей.
       Одной из проблем современности является широкое распространение коррупции. Поэтому Церковь как хозяйствующий субъект призвана служить примером честного приобретения и расходования средств. Материальные средства в Церкви должны возвращаться людям, содействуя их духовному возрастанию.
       Осуществление архиерейского служения связано со знаками иерархического положения, с символами особого почета и внимания. Тем не менее всегда следует помнить, что сущностью этого служения является не честь, не слава, не внешнее уважение, но несение тяжкого креста, в подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить и отдать жизнь Свою ради искупления многих (ср.: Мф. 20, 28).
       Мирянин несет ответственность за себя, за своих ближних, а в случае особых административных полномочий – за подчиненных, священник ответственен за приход, архиерей же отвечает пред Богом за множество людей.
       Эта ответственность реализуется как по окончании земной жизни, на Суде Божием, так и в нашем нынешнем земном поприще. Поэтому чувство ответственности, сознание своего высокого долга должно сопровождать тебя всю твою жизнь.
       Как ты сам сказал в своей речи при наречении, служение епископа немыслимо совершить, опираясь исключительно на свои человеческие силы, таланты и способности, какими бы значительными они ни были. Только в соработничестве с благодатью Божией, которая привлекается молитвой и личным христианским подвигом, возможно достойное несение креста архипастырства.
       Приими же жезл сей, и да будет он в руках твоих жезлом правды, жезлом силы, жезлом соработничества Пастыреначальнику Христу, жезлом любви и милосердия.

Биография

       Нареченный во епископа Подольского архимандрит Тихон (в миру – Зайцев Александр Викторович) родился 13 апреля в 1967 г. в Москве. После окончания средней школы поступил в профессионально-техническое училище, которое закончил в 1985 г.
       С июня 1985 по май 1987 г. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил.
       В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1991 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре патрологии на тему: «Преподобный Феодор Студит – учитель иночества».
       После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.
       25 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был пострижен в монашество с именем Тихон (в честь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского) архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС.
       7 апреля 1993 г. епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.
       6 января 1996 г. в Покровском академическом храме рукоположен в сан пресвитера епископом Верейским Евгением. Ко дню Святой Пасхи 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден наперсным крестом.
       Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена. С 2002 г. отвечал в МДАиС за подготовку кандидатов к принятию священного сана.
       24 декабря 2004 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 6 октября 2006 г. стал начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.
       8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.

       17 августа 2007 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, удостоен медали свт. Кирилла Туровского. К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского (III степени). С 2008 г. – член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. – почетный член Фонда святого апостола Андрея Первозванного.