|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2009 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии
25 апреля, в субботу Светлой седмицы, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии.
26 апреля Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона в Храме Христа Спасителя совершили его хиротонию. |
После хиротонии епископа Подольского Тихона. 26 апреля, Храм Христа Спасителя |
Слово архимандрита Тихона (Зайцева)
при наречении во епископа Подольского,
викария Московской епархии
Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый Отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Изволением и определением Святейшего Отца нашего Кирилла, Патриарха Всероссийского, и Священного Синода призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) – архиерейскому служению. Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть «всем для всех» (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (см.: 2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее.
Стоя перед вами, я сознаю высоту предстоящего служения и большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему, духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (см.: Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).
Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.
Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце.
Обращаю свой мысленный взор на жизненный путь, пройденный мною, и вижу, как Промыслительная Десница Божия вела меня по этому пути. Вся жизнь моя от самого рождения была связана с Церковью. Будучи младенцем, едва научившимся ходить и по-детски исповедоваться, я устремлялся с мамой в Псково-Печерскою обитель, чтобы окунуться в красоту этого земного рая. С благоговением и трепетом подходил я за благословением к убеленным сединой старцам, опытным в духовной жизни. Общение с теми, на чью долю выпали не только горечи минувшей войны, но и испытания отстоять славную обитель Пресвятой Богородицы от закрытия и поругания, доставляло мне радость. Слова этих старцев, исполненные жизни и благодати, все более и более возжигали во мне огонь любви к монашеству, укрепляя во мне желание стать монахом. Спустя годы, воспитанником духовных школ вступил я в лавру прп. Сергия, где мне открылась возможность через боголюбезное, по слову отцов, послушание образовать свой ум и сердце. С ненасытной жадностью принялся я за изучение богословских наук и творений святых Отцов Церкви. Я читал и перечитывал их, оценивал и, по мере сил своих, втайне от других или же с теми, с кем был близок духовно, старался применить на опыте то, что мною было прочитано. В скором времени я стал монахом и прошел степени священства, будучи посвященным во иеродиакона и иеромонаха. Восемнадцать лет, проведенные в лавре прп. Сергия, в стенах Московской духовной академии, где судил мне Господь учиться и преподавать, оставили неизгладимый след в моей душе.
С благодарностью склоняюсь перед всеми, кто воспитал и духовно окормлял меня тогда.
Шли годы. Мне выпал жребий служения на Святой Земле. С покорностью, как от руки Господней, воспринял я от Вас, Ваше Святейшество, новое церковное послушание. Я искренне благодарен Вам за ту высокую честь, которую Вы мне оказали, за те внимание и любовь, которыми окружен я был с того дня, когда лицом к лицу Господь судил мне впервые увидеться и беседовать с Вами, определив прохождение дальнейшего жизненного пути моего под Вашим водительством во Святой Земле. Признаюсь, сердце мое было исполнено тревоги, когда стоял я перед необходимостью оставить лавру Сергиеву. Но вскоре чувство беспокойства сменилось чувством ему противоположным. Слова Ваши, исполненные силы, ободрили мой дух, миром наполнили мое сердце и утвердили в мысли подъять новое церковное послушание. Привыкший во всем полагаться на волю Божию, я вручил себя Богу и Вам, Ваше Святейшество. Теперь, окидывая взором пройденный путь служителя Церкви Христовой и одновременно паломника, более четырех лет шествовавшего по Святой Земле, благодарю Бога за сей неизреченный дар. О, Святая Земля, земное отечество Господа нашего и Спасителя, место Его умаления, Крестной смерти и славного Воскресения, сколь многих ты облагодетельствовала! Твои святыни – это ребро Спасителево, прикосновение к которому открывает человеку Саму Истину – Христа. Твои образы навсегда запечатлелись в моем сердце. Мне довелось быть свидетелем многих слез и воздыханий, умилительных просьб и благодарений, обращенных паломниками ко Господу у Его Живоносного Гроба и Божественной Голгофы. Мысленно склоняясь пред ними, из глубины души возношу молитвы за тех, кто удостоил меня такой чести – быть служителем во Святой Земле, и благодарю тех, кто был мне помощником.
С чистой совестью открыл я перед Вами, Ваше Святейшество и богомудрые святители, помышления своего сердца. Сознаю, на какое великое дело призывает меня ныне Спаситель. Воспринимаю совершившееся обо мне определение как действие Божественного Промышления, ибо «от Господа стопы человеку исправляются» (см.: Пс. 36, 23). Воля Божия желает, чтобы я неленостно потрудился на ниве Божией. Не вы Меня избрали,– говорит Господь Своим ученикам,– а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). На помощь Твою надеюсь, Господи! (Быт. 49, 18) – отвечает душа моя на этот Божественный призыв словами бытописателя. Утешаю себя надеждой на покров и молитвы Царицы Небесной, Вратарницы. Уповаю на молитвенное предстательство моих небесных покровителей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и прп. Сергия, игумена Радонежского.
Твердо верю, что Господь и Бог, человеколюбивый и милосердный (см.: Исх. 34, 6), через возложение рук ваших, передающих апостольское преемство, прольет и на меня щедрый дар благодати. С мыслями о безграничном милосердии Божием дерзаю произнести ответ поставляемого во епископа: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
Прошу, Ваше Святейшество, Ваших отеческих молитв и наставлений. В этот особый час моей жизни прошу и вас, святители Христовы, помолиться обо мне, чтобы Пастыреначальник Христос покрыл мои недостатки, умудрил меня и помог достойно нести епископское служение во славу Триединого Бога и ко благу Церкви Христовой.
Cлово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при вручении архиерейского жезла епископу Подольскому Тихону
Возлюбленный о Господе собрат и сослужитель!
Ныне, в Неделю Фомину, в первый воскресный день после Пасхи, ты воспринял бремя архиерейского служения – почетное бремя, но соединенное с неизмеримой ответственностью перед Богом, Церковью и православным народом.
По слову свт. Иоанна Златоуста, призывающийся к этому служению «должен быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и не раболепным, строгим и кротким,... иметь в виду только одно благосостояние Церкви и ничего не делать по вражде или из угождения кому-нибудь».
Епископ – это прежде всего блюститель чистоты веры и церковного единства, которое, по слову свт. Киприана Карфагенского, особенно «надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно... Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует».
Ты призываешься к служению в особое время, когда в жизни общества происходят серьезные изменения. Многие обращаются к вере отцов, обретая духовное единство со Христом. Но, с другой стороны, нашему народу, как и многим другим народам, навязывается сегодня потребительское отношение к миру, побуждающее человека все свои силы отдавать материальному обогащению, направленному на то, чтобы тратить средства – и как можно больше, постоянно повышая уровень потребления материальных благ и извлекая удовольствия и наслаждения. В таком мировосприятии разрушается перспектива вечной жизни, исчезает потребность совершать духовный подвиг во имя Божие. Именно поэтому голос архиерея должен быть сегодня особенно убедителен, а его нравственный авторитет – силен и непререкаем.
Особая трудность возлагаемого на тебя послушания состоит в том, что ты будешь возглавлять финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, помогая мне и Священному Синоду осуществлять руководство этой очень непростой областью церковной жизни.
В условиях экономического кризиса вверяемое тебе служение имеет особенно важное значение, ибо Церкви надлежит подавать пример поддержки самых слабых и наиболее обездоленных, социально незащищенных групп нашего общества.
Ты должен будешь заботиться о рачительном использовании средств, которые имеет Церковь, а также и о приумножении их праведным путем. Опорой в осуществлении этого служения да будут тебе наши благочестивые миряне, жертвующие от имущества своего во славу Божию.
Нам предстоит еще много восстановить святынь и воздвигнуть храмов Божиих. При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы, посвящается Богу, и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели. А расточение этих лепт вдовиц, посвященных Богу, является святотатством, ибо эти средства есть дар людей Богу, и человек не может обращать этот дар для своего угождения и своих потребностей.
Одной из проблем современности является широкое распространение коррупции. Поэтому Церковь как хозяйствующий субъект призвана служить примером честного приобретения и расходования средств. Материальные средства в Церкви должны возвращаться людям, содействуя их духовному возрастанию.
Осуществление архиерейского служения связано со знаками иерархического положения, с символами особого почета и внимания. Тем не менее всегда следует помнить, что сущностью этого служения является не честь, не слава, не внешнее уважение, но несение тяжкого креста, в подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить и отдать жизнь Свою ради искупления многих (ср.: Мф. 20, 28).
Мирянин несет ответственность за себя, за своих ближних, а в случае особых административных полномочий – за подчиненных, священник ответственен за приход, архиерей же отвечает пред Богом за множество людей.
Эта ответственность реализуется как по окончании земной жизни, на Суде Божием, так и в нашем нынешнем земном поприще. Поэтому чувство ответственности, сознание своего высокого долга должно сопровождать тебя всю твою жизнь.
Как ты сам сказал в своей речи при наречении, служение епископа немыслимо совершить, опираясь исключительно на свои человеческие силы, таланты и способности, какими бы значительными они ни были. Только в соработничестве с благодатью Божией, которая привлекается молитвой и личным христианским подвигом, возможно достойное несение креста архипастырства.
Приими же жезл сей, и да будет он в руках твоих жезлом правды, жезлом силы, жезлом соработничества Пастыреначальнику Христу, жезлом любви и милосердия.Биография
Нареченный во епископа Подольского архимандрит Тихон (в миру – Зайцев Александр Викторович) родился 13 апреля в 1967 г. в Москве. После окончания средней школы поступил в профессионально-техническое училище, которое закончил в 1985 г.
С июня 1985 по май 1987 г. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил.
В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1991 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре патрологии на тему: «Преподобный Феодор Студит – учитель иночества».
После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.
25 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был пострижен в монашество с именем Тихон (в честь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского) архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС.
7 апреля 1993 г. епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.
6 января 1996 г. в Покровском академическом храме рукоположен в сан пресвитера епископом Верейским Евгением. Ко дню Святой Пасхи 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден наперсным крестом.
Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена. С 2002 г. отвечал в МДАиС за подготовку кандидатов к принятию священного сана.
24 декабря 2004 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 6 октября 2006 г. стал начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.
8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.
17 августа 2007 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, удостоен медали свт. Кирилла Туровского. К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского (III степени). С 2008 г. – член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. – почетный член Фонда святого апостола Андрея Первозванного.