ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2009

ЗОДЧЕСТВО

Много крестов, много куполов – значит, Православие?

Проблемы современной храмовой архитектуры

       В Русской Православной Церкви растет количество приходских и монашеских общин, строятся новые храмы. Однако традиция храмового зодчества была прервана на многие десятилетия, и в наши дни крайне трудно восстановить утраченную связь времен. Храмы приходится проектировать и строить практически без опоры на живую традицию.
       Можно ли говорить о том, что возник новый стиль храмовой архитектуры, или это лишь слабый отблеск великолепной архитектуры прошлых столетий, а декор и изобилие деталей отражают не до конца осознанное и прочувствованное отношение современных архитекторов к православию?
       Подвести итог первым двум десятилетиям возрождения в России храмового зодчества непросто. Следует признать, что серьезный разговор на эту тему только начинается. О современной церковной архитектуре размышляют известные искусствоведы, историки и архитекторы.

       Архитектура недовоплощенности
      
       «Храмовое пространство должно нести в себе масштаб времени, – считает известный мозаичист Александр Корноухов, – и начинаться уже с территории вокруг храма».
       А.Корноухов охарактеризовал современную архитектуру как недовоплощенную. С определенного периода архитектура разделилась на проектную и реализованную части. Зачастую реализация проекта строителями серьезно отличается от первоначального замысла архитекторов и художников.
       Особенность технологии древнего храма была в том, что основными строительными материалами были кирпич и камень. За счет этого в стенах были напряженные части, в которые художники и внедряли свои образы.

       Свою роль играют и современные технологии, делая стилевую организацию храмов легковесной. В катакомбный период стены храмов были освящены замурованными в них мощами святых, что делало их участниками литургии. А фрески и мозаики являлись завершающим обликом стены. Нынешние химически-клеевые краски не отражают свето-рельефной энергетики стен. Искусственные краски бессильны передать то главное ощущение, ради которого мы приходим в храм: движение из глубины на нас. Мы пользуемся облицовкой как эстетической версией желаемого. Облицованный храм имеет модульность, формат, систему координат. Но в нем нет той блестящей импровизационной воплощенности, виртуозного сочетания искусства, изобретательности и конструирования, которое было присуще, например, владимирским храмам.
       Говоря об отдельных проектах, А.Корноухов подчеркнул, что современная архитектура иногда бывает хороша в деталях, но об ансамблевом мышлении, к сожалению, говорить еще рано.

       Эклектичность в современной храмовой архитектуре
      
       Известный москвовед и эссеист Рустам Рахматуллин утверждает, что современная храмовая архитектура эклектична.
       Эклектика, если вспомнить XIX век, – это не только смешение стилей в одном архитектурном произведении, но и свобода выбора исторического стиля для последовательного воплощения в новой постройке.
       «Сегодняшняя архитектура в ретростилях почти всегда безблагодатна, однако от этой архитектурной археологии очень трудно отойти. Отход от нее будет означать, собственно, рождение нового стиля, – говорит Р.Рахматуллин. – И новгородско-псковская средневековая архитектура, и готика (популярная в католических и протестантских общинах), и московская школа зодчества XIV–XVI веков, и узорочье XVII века, и барокко (популярное на Украине и в Белоруссии), и неорусские опыты модерна – все эти стили, едва архитекторы обращаются к ним, оказываются мертвящими».
       Рахматуллин считает, что сегодня живы только два художественных языка. Во-первых, модернизм, то есть неоавангард, который опирается на авангардную традицию 1920-х годов. Он остается большим стилем эпохи, охватывая всю вторую половину XX века и уже начавшийся XXI век. Но в церковном зодчестве модернизм применяется мало. Скорее всего потому, что за ним ощущается протестантский дух.
       Однако всякий большой стиль рано или поздно должен уступить место новому большому стилю. Пока его нет, единственным живым архитектурным языком, способным противостоять модернизму, является классицизм. Разумеется, при условии качественного исполнения.

       «Классицизм не раз доказывал способность воскресать, – отмечает Р.Рахматуллин. – Неоклассика 1910-х годов противостояла декадентскому модерну. Неоклассика 1930-х – авангарду. Белая Россия, в случае победы в гражданской войне, наверняка официально предпочла бы неоклассику, оставив авангард рабочим клубам и коммунам. Православная Церковь в Белой России продолжила бы опыты в неорусском стиле, а после кризиса этого стиля также предпочла бы авангарду классику. Впрочем, это рассуждение в сослагательном наклонении.
       Современный классицизм, в отличие от сталинского, очень камерный, аристократичный, элитарный, как, наверное, и должно быть. Мастеров, которые последовательно привержены классицизму, немного. Убежденные классицисты должны жить внутри этого миросозерцания и уметь его манифестировать. Такие архитекторы есть в Москве – например, Михаил Филиппов (храмовый комплекс в Электрозаводске), Дмитрий Бархин, Михаил Белов.
       У классицизма есть свой парадокс: начатый в лоне язычества, он, вероятно, подпитывается духом католицизма. Однако в отсутствие нового большого стиля классицизм предпочтителен для восточного христианства потому, что может быть византинизирован. Пример – советский Ереван архитектора Таманяна. Кроме того, классицизм – один из исторических стилей русской Церкви».
       Из рассуждения Рахматуллина следует, что большой стиль будущего должен питаться духом православия: «Мы пока не знаем, что это за стиль, иначе он бы уже существовал. Но можем сказать, каков его дух. Мне кажется, у православия огромная перспектива для создания нового стиля. А пока мы можем только надеяться, что уже есть люди, готовые увидеть эту новую форму».

Мозаика в Знаменской церкви, г. Красногорск

       Нужно органично сочетать современность с традицией
      
       Своим видом храм должен олицетворять богословие в красках и формах, стать островком другой жизни внутри суеты мегаполиса, подчеркивает иконовед Ирина Языкова. Проблема в том, что светские архитекторы не всегда понимают смысл церковного действа. Вследствие этого запутанного отношения к православию архитектура храмов пытается «перекричать» город.
       «Сегодня важно восстановить достойный, спокойный, не вычурный стиль, – подчеркивает И.Языкова. – Считается, что много крестов, много куполов, значит – православие». В действительности православные храмы были очень лаконичные. Напротив, усложненное барокко все дальше уводило от правильного образа православного храма.
       Неплохую реконструкцию с современными элементами сделал архимандрит Иннокентий (Яковлев). В прошлом архитектор, он восстановил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыре во Владимире. Этот храм о. Иннокентий проектировал сам на месте снесенного в годы советской власти. Но не сделал новодел или клон, как это часто бывает, а спроектировал новый храм «по образу и подобию» или по мотивам древнего. И все же это вполне оригинальный архитектурный образ. Так когда-то поступил Аристотель Фьорованти, которому в XV веке заказали построить Успенский храм в Московском Кремле по образу Успенского собора во Владимире. Он посмотрел на Владимирский храм, взял его детали (пятиглавие, аркатурный пояс и прочее) и построил свой собственный, вполне оригинальный. Храм о. Иннокентия тоже имеет отличительные особенности древнерусского храма, но он современен. И это, как мне кажется, хорошо».

Храм в честь иконы Божией Матери
«Утоли моя печали» в Марьине

       Безусловно, строить храм в большом городе гораздо сложнее, чем в сельской местности. В качестве примера неудачного архитектурного решения современного городского храма Ирина Языкова приводит храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, который давит своей огромной бетонной мощью и агрессией, несмотря на присутствие в нем древнерусских мотивов. «Зачастую при попытке вписать в городскую застройку традиционный храм возникает диссонанс, и здания разных веков начинают между собой спорить. В этом споре храмы, задавленные современной застройкой, к сожалению, терпят поражение. Самое важное при проектировании современного храма – гармонично сочетать современность и традицию. Задача современной храмовой архитектуры – показать, что у жизни есть другое измерение, а у человека – высшее предназначение».

Александро-Невский кафедральный собор, г. Ижевск

       Если принять во внимание то, что, с одной стороны, в храмах все должно содействовать благоговейному ощущению верующими благодатного и тайного присутствия Бога, с другой – отражаться современное православное сознание, то эта задача очень сложная. Чаще всего этот баланс нарушен, вместо него мы видим лишенное эстетики нагромождение декоративных деталей, которое не освобождает, а, наоборот, сковывает восприятие. В таком случае акцент стоит ставить на строительстве малых храмов. Небольшой храм не требует множества деталей, человек в нем чувствует себя соразмерным.
       В качестве удачно реализованного проекта Языкова отметила восстановленный кирпичный храм во имя Живоначальной Троицы на улице Шверника в Москве.
       Храм Троицы на улице Шверника интересен тем, что очень декоративен: на белом фоне стене выделяются красные и зеленые наличники, карнизы и другие детали. На фоне безликих современных жилых кварталов этот храм выглядит очень нарядно и оригинально. Вся территория храма вместе с часовней и домиком причта выглядит как архитектурный оазис среди домов. «Сейчас полностью построен целый храмовый комплекс, включающий в себя кроме часовни и церкви еще несколько зданий. Над ним трудились архитекторы О.П. Кравченко, Л.И. Колоколов, М.А. Панкратов (храм), А.Б. Корнюков (часовня), И.К. Загурская (дом причта, воскресной школы, сторожки)». Храмовый комплекс включает церковь, часовню и несколько служебных зданий. Нарядные служебные здания, храм похож на знаменитую церковь Николы в Хамовниках: на белых стенах зеленые и красные детали, заимствованные в русской архитектуре допетровских времен. На территории храмового комплекса находятся воскресные школы для детей и взрослых, пошивочная мастерская. Внутри храма на белых стенах расписные и резные иконостасы, выполненные мастерами из Сергиева Посада.

Храм Троицы Живоначальной
в Старых Черемушках

       Дизайнеры вместо архитекторов
      
       Проблемы с подготовкой кадров для строительства храмов отметил почетный строитель России, профессор Московского института инженеров транспорта Эрнст Спиридонов. Спиридонов занимается восстановлением Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. С 1996 года для восстановления монастыря он организовал студенческие стройотряды.
       «Сейчас даже у нас в институте нет кафедры архитектуры, вместо нее центр по дизайну, – сетует Э.Спиридонов. – А кафедры архитектуры нет потому, что нет специалистов-архитекторов, которые этим бы занимались. С приходом Хрущева в шестидесятые годы убрали все, по его словам, ''архитектурные излишества''. И тем не менее таких вещей, как обилие стекла, в храме не должно быть. Сейчас строятся храмы, где пытаются учесть элементы разных культур. Но каждый народ имеет право на индивидуальность. Нам эту возможность дает православная вера. Проявить индивидуальность в храмовой архитектуре мы сможем, только бережно сохранив нашу историю, тогда и устоим в нашей индивидуальности. А смешение различных направлений, и в вере в частности, приводит к незаконченному симбиозу. Безусловно, православные храмы должны строиться в соответствии с традицией. Современной архитектуре не хватает этой пластики, гармоничной совокупности объемов, осязательных качеств художественной формы, мягкости и доброты».

Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове

       По мнению Спиридонова, при строительстве храмов не нужно забывать о том, что здание храма должно смотреться основательно, не сиюминутно. Храм должен строиться надолго. В храме человек должен почувствовать себя удаленным от окружающего мира. Храм – это персонифицированное место, где от человека удалены внешние раздражители, все направлено на то, чтобы не отвлекаться от главного, от молитвы. Применение такого материала, как стекло, этой отстраненности не дает. При строительстве важно чувствовать это желание сделать храм произведением вечности.
      
       Мы ответственны за современную архитектуру
      
       «Ошибка в том, что мы очень поверхностно относимся к такой тонкой вещи, как внутренняя организация структуры храма, – рассуждает архитектор Дмитрий Борунов, руководитель архитектурной мастерской ''Дабор''. – Если раньше мастер рубашечку чистую надел, помолился и пошел работать, то сейчас перед работой покурили, и в голове остался один дым. Мы не понимаем своей ответственности за современную архитектуру.
       Мы забываем о том, что выбором своей веры мы обязаны в том числе и храму – храму святой Софии в Константинополе».

Храм во имя Архистратига Михаила, г. Ижевск

       Свои проекты Борунов адресует, в первую очередь, людям, которые могут стать прихожанами. Архитектор пытается выполнить идею Боговоплощения в архитектуре храма.
       Борунов вспоминает, что строительство храма во все времена было сверхзадачей, которая всячески поддерживалась обществом и которую невозможно решить революционным наскоком: «Храм всегда был средоточием жизни и строился на пике технических возможностей данного места и времени. На дореволюционных храмах это очень хорошо видно: село под соломенными крышами, а храм до небес, каменный и покрытый железом. Все самое лучшее, самое дорогое – в храме. Архитектура – это немая проповедь, и важно правильно донести этот посыл до человека, который впервые увидел храм, побудить его прийти в храм снова; принять во внимание современность и при этом гармонично вписать храм в застройку, учитывая менталитет местных жителей. Сегодня мы духовно слабы, не хотим в этом себе признаться и что-то сделать с духовной деградацией, которая и порождает вторичную архитектуру. Самое ужасное, что нас устраивает эта вторичность. Веры нет, мы не понимаем, что созданы по образу и подобию Божию и с верой сможем все».
       По проекту реконструкции, разработанному в мастерской «Дабор» для храма святых апостолов Петра и Павла в г. Химки Московской области, ведется строительство приделов.
       Мастерская продолжает вести отделочные работы храма Рождества Христова в поселке Немчиновка Московской области. Эта небольшая деревянная церковь в дачном поселке, устроенная в приспособленном здании, была закрыта в 1934 году, позже сгорела. В 2002 году вновь создана община верующих, богослужения идут во временной Рождественской церкви, устроенной в стоящем на месте прежнего храма ДК. Современный каменный одноглавый храм в русском стиле со звонницей строится с 2005 года. Намечены приделы Богоматери «Утоли моя печали» и новомученика Елисея (Штольдера) (в цокольном этаже).
       В июле 2007 года Боруновым был построен Покрово-Никольский храм в Клайпеде. Особенностью планировки Покрово-Никольского храма является то, что он состоит как бы из двух приближенных друг к другу храмов, так, что Никольский придел выделен в отдельное помещение. Для архитектора было важно, чтобы в эти храмы заходили не только русские прихожане, но и литовцы увидели бы для себя родное в этом храме. В Паланге построен храм Иверской иконы Божией Матери. Многоярусная композиция, простая геометрия форм помогли храму органично вписаться в застройку небольшого города. Вместе с тем вытянутые пропорции, треугольные очертания крыш в сочетании с колокольней напоминают о католической готике. Шатровое покрытие колокольни, прямыми линиями поднимающееся вверх, – не случайный архитектурный выбор. В своем основании шатер создает очертания восьмиконечной звезды – символа Божией Матери. Здесь есть икона Остробрамской Божией Матери, которая почитается с особым благоговением православными и католиками Литвы, а также икона святителя Григория Паламы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

       Строительство храмов – проявление народной религиозности
      
       Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ видит в строительстве большого числа православных храмов проявление подлинной народной религиозности.
       «Мы пережили глубочайший упадок в XIX – начале XX века, который закончился революцией и отразился на всех направлениях церковной жизни, в частности, в архитектуре. Для того чтобы сейчас строить хорошие храмы, нужно вновь хорошо изучить и возродить церковные традиции.
       Каждый год в России освящается порядка тысячи престолов. К сожалению, многие архитекторы, занимающиеся храмоздательством, не знают православной канонической традиции, и это порождает стихийность. Когда строится огромное количество православных храмов после глубокого упадка, который мы пережили, высокую культуру храмоздательства сложно обеспечить».
       По словам о. Александра, необходимо учесть мировой опыт православного храмоздательства. В прошлом веке по всему миру было построено около четырех тысяч русских храмов. Это огромнейший опыт, и надо его использовать.
       Пытаться «согласовать» архитектуру православных храмов с архитектурой современного мегаполиса, с его многоэтажными домами-прямоугольниками, «коробками» и «карандашами» – безнадежно, ведь каждому человеку храм должен указывать на вечность, призывать к ней, а современная архитектура несет в себе явные черты неустойчивости. Тем не менее о. Александр убежден, что в мегаполисе должно строиться как можно больше храмов, как символов вечности.

Строительство Храма Христа Спасителя

       Очевидно, что рост числа верующих невозможен без строительства новых храмов, а сознание сегодняшнего человека и его восприятие художественного языка резко отличается от миропонимания предков. Воспроизведение образцов прошлого в современных материалах и ландшафте выглядит нелепо, а зачастую – уродливо. Перед современными церковными зодчими стоят непростые задачи, связанные с необходимостью выработать новый большой архитектурный стиль, который с одной стороны оставался бы целиком в лоне традиции, а с другой – отвечал бы на запросы современности, на актуальные требования архитектуры XXI века.

Елизавета Пападаки