ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2009

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Антиминс новомучеников сибирских

       Паломническая поездка по Енисею под названием «Славянский ковчег – XXI век» проходила с 21 июня по 4 июля. Участники миссии, организованной Красноярской епархией при поддержке губернатора Александра Хлопонина и Правительства Красноярского края, преодолели по реке почти четыре тысячи километров из Красноярска в Дудинку и обратно.

       Паломничество по Енисею было приурочено к празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и совершалось уже в третий раз. Впервые оно состоялось в 2000 году, затем – в 2005 году.
       В этом году на борту теплохода «Александр Матросов» собралось более 200 паломников, в том числе 25 священников, а также представители творческой и научной интеллигенции, православной общественности. Возглавили группу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и епископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Паломники посетили 12 населенных пунктов, где совершали богослужения, крестины, проводили беседы с молодежью, давали концерты. Каждый вечер в читальном зале теплохода открывалась «Православная гостиная». В ее программе были концерты мастеров искусств и творческие встречи, лекции столичных и красноярских историков, географов и психологов, просмотры и обсуждения документальных и художественных фильмов.
       Изучением быта сибиряков занималась социологическая лаборатория, организованная кафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета. Под руководством сотрудников кафедры и пресс-службы Красноярской епархии группа студентов проводила социологические опросы и анкетирование жителей населенных пунктов на всем протяжении пути. Основной темой исследования было отношение населения северных территорий Красноярского края, в том числе и молодежи, к православию.
       Первый пункт назначения – «отец городов сибирских» Енисейск. В 1920–1950 годы именно здесь отбывал ссылку святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Красноярский и Крымский, ярчайший исповедник и врач. Местные жители надолго сохранили память об этом удивительном человеке.
       В Енисейске состоялся крестный ход, на который собрался весь город. Крестный ход во главе с архиепископом Антонием проследовал к Мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне, и завершился Божественной литургией в Успенском соборе.
       Настоятель собора протоиерей Геннадий Фаст несет служение в Енисейске с 1983 года. В 1994 году он – первым в епархии и вторым в России – открыл здесь православную прогимназию святых Кирилла и Мефодия.
       Жители города пришли на пристань, чтобы проводить теплоход с паломниками, и по их благодарности можно было судить о том, какое значение имела для них эта встреча.
       После Енисейска полторы тысячи километров – до Туруханска – паломники оставались без телефонной связи.
       Следующая остановка – Ворогово. Село Ворогово было основано более 350 лет назад. Сегодня его население составляет около двух тысяч человек (оно существенно сократилось после наводнения, которое случилось в 1999 году).

Освящение поклонного креста на месте
закладки храма в Ворогове

       В сельский клуб, где должна была состояться встреча с гостями, многие местные жители заходили, как и паломники, в первый раз, поскольку никаких мероприятий в селе уже давно не проводится. По словам пенсионерки Галины, «построили новую школу, а ходить туда некому. Дети выросли, а новые не рождаются. Молодежь сидит только в барах».
       В Ворогове был освящен поклонный крест на месте закладки храма Живоначальной Троицы, разрушенного в 1930-е годы.
       Как рассказала хранитель местного филиала Туруханского краеведческого музея Вера Михайловна Петухова, «когда храм был разрушен в 30-е годы, у прихожан был шок. Впоследствии из храма сделали пекарню, которую закрыли всего лишь три года назад. Наше счастье, что теперь отношение к Церкви стало другое».
       В завершение дня в храме на борту теплохода было совершено крещение 40 сельчан, половина из них – дети.
       24 июня паломники прибыли в село Верхнеимбатск. Это село было основано в 1607 году русскими землепроходцами. Сегодня его население – тысяча человек. Причала здесь нет, и на берег паломники переправлялись на пароме.
       До революции в селе была каменная Успенская церковь, построенная в XIX веке на месте сгоревшей деревянной. В приходе действовала церковноприходская школа, построенная на средства прихожан в 1902 году. Сегодня в селе нет храма, богослужения совершаются в помещении сельского клуба. Но у местных жителей еще жива надежда на восстановление в селе храма.
       25 июня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, «Славянский ковчег» причалил к берегам легендарного Туруханска. Оторванный от цивилизации (отсюда до сих пор не построена дорога в краевой центр Красноярск), город тем не менее считается крупнейшим административным центром Крайнего Севера.

Крестный ход в Туруханске

       Туруханский Свято-Троицкий монастырь с XVII века был центром северного православия. В 1921 году монастырь закрыли и разграбили, приспособив под зерновой склад. Наибольшие потери обитель понесла в 30-е годы: тогда были разобраны ограды и Святые врата, разрушена часовня над могилой основателя обители иеромонаха Тихона, уничтожен великолепный иконостас, со звонницы сброшены и отправлены на переплавку колокола. Восстановление обители началось в 1991 году, когда монастырь был возвращен Церкви.
       В обители хранятся мощи первого прославленного на сибирской земле святого – Василия Мангазейского, принявшего мученическую кончину в 1600 году.
       По словам наместника Туруханского монастыря игумена Агафангела (Дайнеко), благочинного Свято-Троицкого округа, его благочиние – самое молодое в епархии, оно было образовано в январе 2009 года. Туруханский монастырь всегда занимался миссионерской деятельностью – вокруг на протяжении многих километров нет храмов, и монахам нужно заботиться обо всех окрестных землях, до которых подчас трудно добраться: летом – по воде, зимой – только на вертолете.

Заместитель губернатора Красноярского края Василий Кузубов,
председатель Законодательного собрания Александр Усс и
архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний

       «Наша земля как один большой святой антиминс, покрытый останками новомучеников и исповедников российских, и мы благодаря их молитвам сегодня возрождаемся, – рассказал игумен Агафангел. – Я возглавляю монастырь уже 14 лет. Зимой температура иной раз падает до минус 63° и на службу буквально летишь – лишь бы дойти до храма и не обморозиться. И все равно люди приходят и молятся, любят храм. Приход образовался в 1991 году, а с 1996 года в нем стала возрождаться монашеская жизнь. Когда меня назначили наместником, я был единственным монахом, сейчас нас трое. При монастыре есть сестричество, монахини помогают в трапезной, на клиросе, с паломниками».
       Отец Агафангел отметил, что с возрождением монастыря стала возрождаться и жизнь в селе и районе. При этом он посетовал, что очень не хватает духовенства. По наставлению владыки в благочинии стараются воспитывать свои собственные кадры. На сегодняшний день в нем существует девять приходов, построены новые храмы. О переменах свидетельствует и активная работа с молодежью. Совместно с детской музыкальной школой проводятся Пасхальные и Рождественские встречи, в воскресной школе при монастыре проходят конференции и дети пишут исследования по истории Туруханского монастыря, о святом Василии Мангазейском. По словам игумена, еще десять лет назад все это казалась невозможным, так как отношение к Церкви на Крайнем Севере было тогда резко негативное. В правлении главы Туруханска еще висел советский флаг, когда уже по всей России был триколор...
       Но сегодня, в связи с благоприятными экономическими изменениями, в частности с началом освоения крупнейшего Ванкорского месторождения, молодежь уже не так стремится уехать в город, как десять лет назад. Предприятия дают гранты на обучение будущих специалистов. Студенты стали чаще приходить в храм, что особенно важно для формирования молодого поколения.
       И все же боль и жалость вызывает мысль о том, что до революции в Туруханском районе через каждые 25 километров (такое расстояние могли без остановки пройти почтовые лошади) был каменный храм. Некоторые из них были уникальны: в Ворогове, Верхнеимбатске, Туруханске. От всего этого изобилия до нас дошел только полуразрушеный монастырский храм в Туруханске...
       Рассказывая о жизни коренных народов Севера, игумен привел в пример такую историю: «Меня попросили приехать на крестины в деревню Фарково. Это далекий поселок, и после Литургии, на которой было много причастников, ко мне подошли несколько человек местной народности кето. По их словам, батюшка у них был последний раз сто лет назад. Они считают себя православными, и меня поразила их крепкая вера и желание найти меня и попросить о крещении. Их было 30 человек. В чумах, где они живут, у них сохранились иконы. И мы их крестили. Было это четыре года назад, но я до сих пор ярко это помню...»
       На шестой день путешествия теплоход пересек Полярный круг. Паломники прибыли в Дудинку – крайнюю северную точку путешествия. Этот большой портовый город с кранами по берегу и с панельными разноцветными домами, построенными на ростверках (опорные конструкции, балки, на которых строят здания в условиях вечной мерзлоты). В 2007 году он отметил свое 340-летие. В этом году приезд паломников был приурочен к открытию в Дудинке памятника Святителю Николаю Мирликийскому и крестный ход был особенно многолюдным. В городе также был освящен обелиск в память о жертвах политических репрессий. В военные годы Дудинка была местом ссылки десятков тысяч людей, а на месте памятника находилась комендатура. Обелиск выполнен в едином стиле с комплексом Дудинского Свято-Введенского храма, который был восстановлен в 1999 году.

У источника сщмч. Василия Мангазейского
на пути из Норильска в Дудинку

       Как рассказал глава Таймыра Сергей Батурин, в ближайшее время в округе будет возведено еще несколько храмов. «В этом году открылся храм в Носке, к осени этого года должно быть закончено строительство храма в Усть-Порту, планируем построить храмы в поселке Потапово и на Диксоне».
       ...Полярный день не дает сомкнуть глаз. Три часа ночи, а солнце в самом зените. Если подсчитать, что в Москве еще вечер, начинаешь путаться во времени. Подъем в 6 утра, в 8 – молитва и завтрак, и насыщенная программа каждый день...
       Из Дудинки в Норильск паломники выехали на автобусах ранним утром – дорога предстояла дальняя, около ста километров. Мрачный пейзаж служит выразительной декорацией к истории Норильска. Город построен на костях сотен тысяч спецпоселенцев 130 национальностей. До сих пор в тайге можно найти обломки колючей проволоки этого огромного концлагеря. В 1953 году, когда священнослужители из лагеря перешли на вольное поселение, в Норильске был тайно организован небольшой приход. Официально же приход Русской Православной Церкви существует здесь с 1991 года, когда архиепископ Антоний совершил освящение закладного камня храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» и крестильного храма Рождества Иоанна Крестителя, здание которого было построено в рекордно короткие сроки – первую Пасху в нем встречали уже в 1993 году. Скорбященский храм построили десять лет спустя. 27 июля 2003 года было совершено его освящение, и тогда же ему был присвоен статус собора. Кроме храмовой иконы в нем находится ковчежец с 13 частицами мощей святых угодников Божиих, среди которых – мощи Святителя Николая Чудотворца, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Феодосия Черниговского, праведного Феодора Ушакова и других.

Крещение в храме на борту теплохода

Крестный ход в Енисейске

       Собор был заложен на том самом месте, где 40 лет назад располагались бараки для политзаключенных и административные здания НорильЛАГА – одного из самых грозных в сталинской репрессивной машине...
       Архиепископ Антоний и епископ Михаил совершили панихиду у мемориального комплекса «Норильская Голгофа», а потом встретились со студентами Норильского индустриального института.

Село Ворогово

       Возвратившись в Дудинку, паломники продолжили свое путешествие на теплоходе. Дальше река разделилась на несколько рукавов. Следующая остановка была сделана в Игарке. Сегодня здесь проживает всего около 5 тысяч человек (еще в 1998 году в Игарке насчитывалось 11 тысяч жителей).
       Как рассказал хранитель местного филиала Музея вечной мерзлоты Александр Тощев, Игарка была основана еще в XVIII веке казаками. В начале 1930-х годов здесь был организован колхоз, который занимался добычей рыбы и заготовкой пушины. В 1965 году колхоз закрыли, поскольку его ссыльным работникам разрешили вернуться на родину. В 1969 году в Игарке было сделано уникальное открытие: во время паводка открылись мощные пласты древнейших мерзлых пород. По одной из гипотез, они являются остатком последнего покровного оледенения Енисейского севера (возраст около 50 000 лет).
       В укутанном зеленью храме Святителя Николая Мирликийского (здание храма перестроено из бывшего детского сада) была отслужена Божественная литургия. Затем архиепископ Антоний совершил возведение в чтецы двух послушников храма и крещение девятидневного младенца.
       На обратном пути теплоход сделал несколько остановок в малочисленных населенных пунктах: рыбацком поселке Бахте, где живут всего 270 человек.

Панихида по погибшим в Енисее

       Самый известный человек в поселке – писатель Михаил Тарковский. В ближайшее время в Бахте по его инициативе начнется строительство храма во имя святых Новомучеников и исповедников Российских. Михаил Александрович родился в Москве. В Туруханский район попал после института по распределению и остался жить и работать в Бахте промысловым охотником. В Бахте Михаил Александрович создал этнографический музей, главная гордость которого – постоянно растущая коллекция старинного рыбацкого и охотничьего оснащения. На базе этого музея был снят четырехсерийный документальный фильм о енисейских промыслах. Автором сценария стал Михаил Тарковский, а героями – его друзья, жители сибирского поселка, рыбаки и охотники.
       Вечером на теплоходе состоялась встреча архиепископа Красноярского и Енисейского Антония с журналистами. По словам владыки, главной задачей в диалоге с властью является создание для жителей берегов Енисея достойных условий, которые помогут им остаться в регионе, а не стремится уехать из него. Первоочередная задача – вернуть людям возможность использовать местные ресурсы, благодаря которым нормализуется материальная жизнь. Особого внимания требует развитие церковной жизни и восстановление храмов. До революции их было 530; на момент создания епархии оставалось всего 10 храмов и 7 юридически зарегистрированных общин. Все остальное было уничтожено, кафедральный собор, построенный по проекту Тона, взорван. На его месте стоит здание краевой администрации. Сейчас ситуация налаживается, в епархии действует уже около 270 храмов, в Красноярске продолжается строительство кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил
и архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний
в Музее вечной мерзлоты в Игарке

       Говоря о состоянии духовного образования в крае, архиепископ Антоний отметил работу Богословско-пастырских курсов для клириков епархии. Пока епархии не возвращено здание семинарии, священнослужители также обучаются в семинариях Тобольска, Томска и Барнаула.
       В крае действуют две православные гимназии – в Лесосибирске и Енисейске, проводятся ежегодные Рождественские чтения, создан Архиерейский детско-юношеский хор «София», издается газета «Православное слово Сибири».
       Впереди паломников ждали Бор, Ярцево и Лесосибирск.
       Поселок Бор оправдывает свое название. Живописные кедровые сосны на высоком берегу, цветущий багульник, мелкий песок – все создает ощущение, что находишься в рыбацкой прибалтийской деревеньке. Между тем Бор – второй по величине населенный пункт Туруханского района. В поселке живут чуть более двух с половиной тысяч человек. Основан он был после войны, в 1946 году, в связи со строительством нового аэропорта. Необходимость наладить регулярное сообщение с Большой землей была обусловлена бурным ростом Норильского промышленного района. В 60–70-е годы в Бору базировалась Средне-Енисейская археологическая экспедиция, цель которой – исследование и спасение древних памятников Сибири. В составе экспедиции работал в свое время и Михаил Тарковский.
       Затем паломники побывали в гостях у местных художников. В лесной сторожке пишет пейзажи Сергей Аносов, на другом конце села в светлом свежесрубленном домике расположилась мастерская Язепа Мажулиса. Уроженец латвийского города Виляны, Мажулис уже тридцать лет живет в Сибири. Поначалу он работал геологом, был профессиональным охотником-промысловиком. «Живопись должна служить красоте, – убежден художник. – Я против фальшивых экспериментов в искусстве. Хотя, например, импрессионистов очень ценю – они смогли освежить палитру. И сам я тоже стремлюсь передать ощущение воздуха, талого снега, показать неуловимое в природе, ее душу. Картина не должна быть слишком правильной!..»
       Ярцево поразило путешественников работами мастеров-краснодеревщиков – на домах резные наличники, деревянные скульптуры у здания администрации...
       Перед возвращением в Красноярск паломники остановились в самом молодом в крае городе – Лесосибирске (ему всего 30 лет). Здесь они приняли участие в богослужении, которое состоялось в самом большом храме края – Крестовоздвиженском соборе.
       Возведенный по проекту красноярских архитекторов Владимира Медиевского и Александра Банникова и освященный в 2002 году, в день Покрова Пресвятой Богородицы, собор поражает своим благолепием и благоустроенностью.
       Силами местного прихода в городе еще в 1995 году была создана православная гимназия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сегодня в ней учатся 165 детей. В 2008 году в Лесосибирске был открыт Музей современного христианского искусства. Его экспозиция включает в себя около 400 работ художников со всех уголков России, объединенных христианским миропониманием. По словам создателей музея, «душа художника может быть разной... но душой подлинного творца она становится только тогда, когда зовет к добру и созиданию, помогает достойно донести каждому свой собственный крест и не споткнуться». Таких художников и собирает единственный на сегодня в России Музей современного христианского искусства в Лесосибирске.

* * *

       Сравнивая миссионерские поездки последних лет, их участники отмечают серьезные изменения в отношении сибиряков к православию. Девять лет назад православные миссионеры еще сталкивались с открытой враждебностью, в 2005 году интерес к церковной жизни стал заметно расти. А последняя поездка убедительно показала, что паломничество по Енисею стало важным элементом православной миссии и церковной проповеди в самых удаленных уголках Сибири.

Елизавета Пападаки,
Сергей Фадеичев (фото)