ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2009

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского

       20 июля в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Предстоятель Русской Православной Церкви за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил его хиротонию.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА
ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЛАЗАРЮ,
ЕПИСКОПУ НАРВСКОМУ, ВИКАРИЮ ТАЛЛИНСКОЙ ЕПАРХИИ

       Преосвященный Владыка Лазарь, возлюбленный о Господе сослужитель наш!
       Сегодня, в день, когда Русская Церковь воздает торжественное поклонение одному из самых чтимых нашим народом образов – Казанской иконе Пресвятой Богородицы, ты через возложение рук архипастырей принял от Бога всеукрепляющую благодать Святого Духа, соделавшую тебя епископом и домостроителем Божественных Таин (см.: 1 Кор. 4, 1).
       Тебе предстоит нести свое служение за пределами Отечества. Ты будешь исполнять церковное послушание в Эстонии – в стране с давними европейскими традициями, история, настоящее и, как я убежден, будущее которой неразрывно связаны с жизнью Российского государства. На прибалтийской земле веками соседствовали храмы различных христианских церквей, но православие, принесенное в этот край Ярославом Мудрым почти тысячу лет назад, заняло особое место в эстонской культуре и идентичности.
       Воспринятая благодарно народом и сохраняемая в среде традиционно проживавших в Прибалтике русских купцов и ремесленников, православная вера обрела здесь крепкие корни. За твердость веры и верность православию Господь не раз являл Свою милость этой земле. Зримым свидетельством Божия благоволения является широко известный во всем православном мире Пюхтицкий монастырь. Сюда за благодатной помощью, подаваемой от чудотворной Пюхтицкой иконы Пресвятой Богородицы, притекают тысячи верующих не только со всей Эстонии, России, Украины, Белоруссии, но и со всего исторического и культурного пространства Святой Руси.
       Трагические события ХХ века внесли сумятицу в уклад духовной жизни этого благодатного края. Люди стали заложниками политических и общественных процессов, и, как это часто бывает в годину испытаний, начались внутрицерковные нестроения, и многие отступили от веры.
       ХХI век расплачивается за грехи и богоотступничество века ХХ-го. И тебе предстоит многое сделать для укрепления Эстонской Православной Церкви, дабы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17). Поэтому, преодолевая искушения прошлого и простираясь мысленным взором в будущее, следует делать все возможное для утверждения в Эстонии позиций канонического православия.
       Не следует забывать и того факта, что традиционно Эстонская Православная Церковь выступает оплотом русской культуры в Прибалтике, сохраняя традиции русской общины, чьи предки принесли христианство православное в этот край. Не только русские, но и православные всех национальностей и культур не должны чувствовать себя изгоями на Эстонской земле.
       Вместе с тем православные христиане, сохраняя свою культурную самобытность, должны помнить, что они веками живут бок о бок с представителями иных конфессий. Столетиями мы учились благожелательности и добрососедству и сегодня обязаны помнить уроки истории, стремясь «преодолевать рознь мира сего» во всех сферах жизни и «стараясь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (см.: Евр. 12, 14). Всего важнее воспитать в этом духе подрастающее поколение, научить его жить по заповедям Божиим, дабы сохранилась и истина благовествования, и добрые традиции взаимоуважения.
       Посему тебе надлежит быть отцом и пастырем всех прибегающих к помощи Божией и ищущих отрады и утешения в стенах храма, без различия национальности, гражданства и политических убеждений. Никакие сторонние факторы не должны влиять на отношение к людям, на осуществление Эстонской Православной Церковью своей миссии в этом мире.
       На этом нелегком поприще ты будешь не один. Бремя своего служения тебе предстоит нести под началом духовно мудрого, опытного и благочестивого архипастыря, Высокопреосвященнейшего Митрополита Корнилия, у которого следует учиться ревности в вере, преданности Церкви, твердости в несении скорбей и пастырской жертвенности.
       Не забывая о неизмеримой высоте и славе архиерейского достоинства, надлежит помнить и о том, что подлинное величие всегда смиренно и преподано нам самим Христом через послушание, явленное Своему Отцу (см.: Флп. 2, 8), через готовность положить душу свою за паству (см.: Ин. 10, 11), через верность своему призванию (см.: Откр. 2, 10).
       Да будет служение твое образцом верности каноническому строю Церкви и да утвердит тебя Господь во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2, 17).
       Прими же сей жезл – особый жезл. Его Владыка Корнилий привез из Эстонии. Этот жезл священномученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский, вручил другому мученику – епископу Платону Ревельскому при его архиерейской хиротонии. Как знак этой преемственности в жертвенном служении Церкви Православной и Господу, народу, живущему на земле эстонской, прими сей жезл и гряди к пастве. Молитвами и предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да благословит тебя Господь и да укрепит в несении ответственного и высокого архиерейского служения во имя Христово и на благо Церкви Православной. Аминь.


* * *

СЛОВО АРХИМАНДРИТА ЛАЗАРЯ (ГУРКИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ЕГО
ВО ЕПИСКОПА НАРВСКОГО, ВИКАРИЯ ТАЛЛИНСКОЙ ЕПАРХИИ

       Ваше Святейшество! Святейший Владыка и Отец наш!
       Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри, преемники Христовых апостолов!
       Промыслом Божиим и изволением Святейшего Отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви определено мне быть епископом Церкви Христовой, викарием Таллинской митрополии, помощником Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия.
       Священным трепетом наполнено мое сердце в эти минуты, и произношу по псалмопевцу Давиду: Страх и трепет прииде на мя (Пс. 54, 6), ибо большое бремя ответственности возлагается на меня.
       Внимайте себе, – пишет апостол Павел, – и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
       Осознавая свою немощь, свое недостоинство, недостаток своих сил, ибо воистину «выше меры моея есть дело мое», призываю Всемогущего Бога и Пречистую Богородицу себе в помощь.
       В наши дни общество ждет от пастырей Церкви активного служения среди молодежи, детей и людей старшего поколения, оторванных от многовековых духовных традиций, уподобляясь в этом служении святым апостолам, которым, посылая их на проповедь, Господь сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21), обещав им Свою всеукрепляющую и благодатную помощь.
       Епископу, как преемнику апостольскому, предстоит служение в подражание великому Архиерею Иисусу Христу, который охраняет от хищников врученных ему овец, ищет затерявшихся и израненных грехом и за каждого из них готов положить жизнь свою.
       Смиренно молю Вас, Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, вознести свои молитвы о мне ко Господу, да укрепит меня благодать Всесвятого Духа на предстоящее служение, которое потребует от меня неустанного труда, ревности пастырской и духовных усилий, и помочь мне наставлениями и советами, ибо Вы, Ваше Святейшество, много лет трудились председателем Отдела внешних церковных связей и прекрасно знаете ситуацию в заграничных епархиях Русской Православной Церкви.
       «Вот тебе заповеди, – говорит Господь праведному пастырю, – поступай по ним и к тому же убеждай людей, слушающих тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни жизни их. И это служение, которое поручаю тебе, исполняй тщательно и получишь великий плод, ибо найдешь любовь у всех, которые покаются и послушаются слов твоих. Я буду с тобою и буду побуждать их слушать тебя».
       Дух Святый, немощная врачующий и оскудевающая восполняющий, да восполнит все мои недостатки и немощи, дабы «совершилась Сила Божия в них» (см.: 2 Кор. 12, 9).
       В этот день моей Пятидесятницы перед внутренним моим взором проходит вся моя жизнь. С детства я любил посещать храм Божий, совершать паломничества с благочестивыми христианами по немногим в то время святым обителям. Особенно запечатлелись в моей памяти прекрасные монашеские службы в вильнюсском Свято-Духовом монастыре, который мы старались посещать каждый год. Там, у мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, одного просил я у Господа,.. чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей (Пс. 26, 4), обещал всю мою жизнь посвятить служению Богу в монашеском чине и, если угодно будет Господу, стать служителем алтаря Господня.
       Несколько лет нес послушания наместника Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря. Эта святая обитель – голгофа Мордовской земли. После ее закрытия она была перестроена в Чуфаровскую тюрьму № 1, и в течение 30 лет здесь безвинно страдали священнослужители, монашествующие и тысячи ни в чем не повинных людей. В 1993 году перед нашим взором предстала ужасная картина: обезображенные до неузнаваемости, стояли несколько монашеских корпусов, снесены были храмы и колокольня. «Но Христос принадлежит смиренным» (1 Посл. Климента, гл. XV) и помощь Свою подает – исполняющим святое послушание. Под мудрым управлением Владыки Варсонофия за семь лет удалось наладить хозяйство, отреставрировать корпуса, построить небольшой храм, стали снова совершаться уставные монашеские службы.
       Затем в течение восьми лет исполнял обязанности наместника Иоанна-Богословского монастыря города Саранска и столько же лет нес послушание секретаря Саранского епархиального управления и благочинного Чамзинского района. Слава милосердному Богу за все трудности и радости, которые посылались мне при исполнении этих послушаний.
       Сегодня не могу не вспомнить и тех, кто особенно повлиял на мою духовную жизнь:
       Его Высокопреосвященство архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, неустанного труженика на ниве Христовой. Вы, святый Владыко, весьма много потрудились для моей духовной пользы, от Вас я получил диаконскую и пресвитерскую хиротонию, и без Ваших мудрых советов и наставлений мне нелегко было бы справиться с возложенными на меня послушаниями.
       Приснопамятного схиигумена Иеронима (Верендякина; † 2001), старца Санаксарской обители, духовного моего отца, от которого я принял монашеский постриг. В 1998 году Вы, Ваше Святейшество, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, посетили Саранскую епархию, и отец Иероним пророчески сказал, что Мордовия встречала будущего Патриарха.
       Матушку игумению Варвару – за теплоту и заботу, которую она оказала мне в Пюхтицкой обители, в этой жемчужине Эстонии и всего христианского мира.
       Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за огромное доверие и честь, которую Вы оказали мне, избрав меня епископом Церкви Христовой. Ваше решение со смирением и благодарностью приемлю и нимало вопреки глаголю.
       Всем вам, богомудрые архипастыри, приношу сердечную благодарность за Ваши молитвы.
       Уповая на молитвы и заступничество Пресвятой Богородицы, святых новомучеников и исповедников Российских, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, через возложение ваших рук Дух Святый да изольется изобильно на мою душу, даст мне премудрость, разум, страх Божий, чтобы всем сердцем возлюбить народ Божий и привести его к вечной жизни. Аминь.


* * *
БИОГРАФИЯ

       Епископ Нарвский Лазарь (в миру – Гуркин Александр Николаевич) родился 13 марта 1969 г. в Мордовии. После окончания средней школы и прохождения военной службы до 1991 г. нес послушание алтарника в одном из храмов Мордовии.

       27 марта 1991 г. по благословению епископа (ныне – архиепископа) Саранского и Мордовского Варсонофия был пострижен в мантию в честь праведного Лазаря Четверодневного. 30 марта 1991 г. был рукоположен во диакона, а 4 апреля 1991 г. – во иеромонаха.
       С 1991 по 1992 г. служил келарем и экономом Санаксарского монастыря.
       С 1992 по 1993 г. являлся настоятелем прихода в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» в селе Старое Дракино Мордовской епархии. С 1993-го по 2000 г. являлся наместником Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря, благочинным Чамзинского района Мордовской епархии. С 2000 г. – наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря г. Саранска, секретарь Саранского епархиального управления, председатель отдела по благотворительности и социальному служению.
       В 2001 г. закончил Самарскую духовную семинарию, в 2005 г. – Московскую духовную академию.