|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2009 |
ОБРАЗОВАНИЕ
Расцвет богословской науки связан с успехами Санкт-Петербургских духовных школ
Интервью с ректором СПбДА епископом Гатчинским Амвросием
– Ваше Преосвященство, в этом году исполняется 200 лет Санкт-Петербургским духовным школам. Какие вехи в истории школ вы считаете наиболее значимыми и почему?
– Санкт-Петербургская православная духовная академия была выделена в качестве высшего учебного заведения из Александро-Невской академии в результате реформы 1808–1809 годов. Однако потребовалось целых 60 лет, чтобы найти тот оптимальный вариант учебной и научной организации академии, который и привел затем к расцвету богословской науки в конце XIX – начале XX века. Устав 1869 года стал одним из важнейших этапов в жизни высшей школы. Он задавал строгий регламент пополнения преподавательского состава академии. Экстраординарным профессором мог стать только выпускник, защитивший научную работу первого уровня – магистерскую диссертацию. Успешная защита работы второго уровня – докторской диссертации – давала шанс стать ординарным профессором и пользоваться дополнительными льготами и привилегиями. В этот же период начинают бурно развиваться академический журнал «Христианское чтение» и журнал «Церковный вестник», имевший публицистическую направленность. Благодаря введению четко разработанной системы гонораров за статьи и публикации профессура и студенчество получили дополнительный стимул для проведения научно-исследовательской работы и доведения ее результатов до приемлемого к публикации в журнале академического уровня. Серия статей иногда ложилась в основу магистерской или докторской работы.
Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви.
Важный этап в жизни академии связан с возобновлением ее деятельности в 1946 году под руководством митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Кроме того, что возрождаемая школа должна стать преемницей дореволюционной, что обеспечивалось за счет приглашения профессоров, получивших образование в прежней славной академии, представляет интерес общая позиция митрополита относительно характера возрождаемой академии, выраженная им в речи на ее открытие. Он стремился к тому, чтобы новая школа «не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру святых отцов и подвижников Церкви».
Особая эпоха в жизни академии связана с деятельностью митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, 80-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. В момент, когда он пришел на Ленинградскую кафедру (в 1963 году), под давлением атеистического пресса государства жизнь духовных школ приходила в упадок – сократилось число учащихся, наметился застой и даже смятение среди преподавателей. Начали ходить разговоры о предстоящем закрытии академии. Митрополит, со свойственной ему энергией, принялся спасать ситуацию. Желая быть ближе к духовным школам, он поселился в здании академии и стал тщательно вникать во все вопросы ее жизни. Основным принципом, положенным им в деятельность духовных школ, стала замена шаблонного подхода творческой инициативой, а также коллегиальное обсуждение спорных вопросов. Владыка стал лично присутствовать на заседаниях Совета, посещать лекции и семинары, просматривать учебные планы и даже классные журналы. Он всячески поощрял и даже настаивал на обновлении лекционного материала, хотел, чтобы преподаватели следили за новинками богословской литературы, знали хотя бы один из иностранных языков. Активно участвовал митрополит и в обсуждении научных богословских вопросов, был инициатором целого ряда новых для нашей академии научных направлений. Регулярными стали приезды в академию известных на весь мир деятелей, в том числе и выдающихся ученых. При этом владыка Никодим подчеркивал, что наука должна быть близкой к жизни, поскольку последняя «удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений».
Наивысшей точки развития академия достигла 30 лет назад, в период ректорства нынешнего Святейшего Патриарха, а тогда – архиепископа Выборгского Кирилла. Свидетельством огромного внутреннего потенциала академии стало открытие Регентского отделения – учебного заведения, готовящего руководителей церковных хоров, дающего не только богословское, но и церковно-практическое, и музыкальное образование. Значимым было и то, что учиться на Регентском отделении получили возможность девушки – задумка, которую вынашивал еще митрополит Григорий (Чуков), но осуществить которую оказалось по силам только нынешнему Святейшему Патриарху Кириллу.
Сегодня Санкт-Петербургская академия стремится строить свой учебный и научный процесс, ориентируясь на перечисленные выше исторические вехи, кладя в основу своей деятельности приведенные выше подходы и принципы, руководствуясь идеями указанных замечательных церковных иерархов.
– Как сегодня вы видите роль СПбДАиС в системе богословского образования Русской Православной Церкви? Какие особенности СПбДАиС можно отметить?
– Санкт-Петербургская академия является одной из двух православных духовных академий, находящихся на территории Российской Федерации. При академии действуют также семинария, регентское и иконописное отделения. Многие преподаватели академии ведут занятия и в семинарии, поэтому, смею утверждать, уровень знаний, получаемый ее студентами, является одним из самых высоких среди подобных учебных заведений Московского Патриархата. Поскольку в Русской Церкви в последние годы открыто немало новых семинарий, мы считаем правильным делать акцент на качестве обучения, а не гнаться за количественным показателем числа учащихся.
В этом году, например, на первый курс Санкт-Петербургской семинарии было принято меньше студентов, чем в прошлом, но это позволило отсеять откровенно слабых абитуриентов и исключить ситуацию, когда отдельные студенты препятствуют интенсивным занятиям всей группы, ведь скорость хода флотилии определяется самым медленным судном. Конкурс составил около трех человек на место.
Значительные преобразования затронули в новом учебном году подразделение самого высокого уровня – академию. Так получилось, что, в отличие от Московской духовной академии, где в русле реформы богословского образования уже в 2004 году были открыты четыре отделения, в Санкт-Петербургской академии к лету 2009 существовало только два (библейское и богословское). Чтобы восполнить этот пробел, с сентября месяца было открыто церковно-историческое отделение, в следующем году планируется открытие церковно-практического. Открытие недостающих отделений необходимо для того, чтобы привести учебные планы в соответствие с теми программами, которые рекомендует Учебный комитет, и тем самым достичь цели реформы – согласно ей семинария мыслится как учебное заведение, дающее фундаментальное богословское образование, тогда как в академии происходит специализация, или, лучше сказать, используя терминологию профессора СПбПДА Н. Н. Глубоковского, предлагавшего подобную реформу еще 100 лет назад, «сосредоточенность» на конкретной области исследования.
Для нормального функционирования новых отделений потребуются аудитории, места в общежитии и другие материальные ресурсы. Учитывая, что академий в России только две, логично будет в Санкт-Петербурге несколько перераспределить общие для семинарии и академии ресурсы в пользу академии. Качественный скачок для решения указанных организационных проблем мог бы произойти в результате возвращения исторического здания духовной академии на набережной Обводного канала, 7, которое сейчас занимает физкультурно-спортивный техникум. Несмотря на постановления о передаче здания на разных уровнях, в том числе на федеральном, данный вопрос окончательно до сих пор не решен представителями власти.
В Санкт-Петербургской духовной академии – как до революции, так и во второй половине XX века – традиционно были сильны библейское, церковно-историческое и патрологическое направления. Работы профессора протоиерея Александра Рождественского и его лекции по Священному Писанию до сих пор представляют интерес, а труды профессора Н.Н. Глубоковского в новозаветной сфере являются во многом непревзойденными. Много потрудился на ниве библеистики А.П. Лопухин, инициатор издания «Толковой Библии». Расцвет исторической науки был связан с именами профессоров И.Е. Троицкого, А.И. Бриллиантова и В.В. Болотова. Патрологическая дисциплина разрабатывалась братьями Н.И. и А.И. Сагарда.
В настоящее время в Санкт-Петербургской духовной академии имеются высококлассные специалисты в области догматического богословия, философии, библейских дисциплин, истории древней и Русской Церкви, литургики. Правильная организация деятельности четырех отделений академии должна будет способствовать расцвету этих богословских наук.
– Сейчас начало учебного года – что нового в организации учебного процесса в этом году вы бы отметили в первую очередь?
– Мы стараемся, чтобы обучение в академии и семинарии было нескучным. С этой целью преподавателям предложено ввести новые формы преподавания, которые подтолкнули бы студентов к самостоятельному размышлению над богословскими проблемами, приучили бы их к работе с первоисточниками, привили бы навыки исследования. С этого года в рекомендательном, а со следующего, надеюсь, в обязательном порядке будут широко практиковаться такие формы обучения, как семинары – занятия преподавателя и студентов с совместным чтением и обсуждением церковных и библейских текстов. Было приглашено 20 новых преподавателей, большинство из которых – молодые люди, энергичные, вполне компетентные, имеющие богословскую или светскую ученую степень, стремящиеся к новым формам обучения, не чуждые использованию современных информационных технологий.
С этого года повышаются требования к кандидатским диссертациям – теперь для допуска к предзащите студент должен опубликовать статью в научно-богословском журнале по теме исследования, а также выступить на конференции. Эти требования мыслятся нами не только как дополнительный «фильтр» для того, чтобы отсеять откровенно слабых претендентов – ведь любой, кто претендует на защиту кандидатской, тем самым претендует на хотя бы очень скромное, но научное открытие, о котором он способен рассказать. Публикация в журнале и выступление на конференции дадут возможность обратной связи, позволят завязать научную дискуссию, позволят соискателю понять, на правильном ли пути он находится при написании диссертации. Академический научный журнал «Христианское чтение» выходит теперь раз в два месяца, так что будут опубликованы все достойные внимания работы.
Чтобы помочь студентам академии и семинарии в эффективной организации учебной деятельности, в течение первых двух недель нового учебного года с ними проводились интенсивные занятия по тайм-менеджменту, скоростному конспектированию, скорочтению, тренировке памяти, компьютерным технологиям, методике написания сочинений. В целом опыт оказался положительным, что позволит со следующего года организовать подобные тренинги в начале учебного года для всех новопоступивших в семинарию и академию студентов.
Для повышения информационного уровня учебного и научного процесса проложена локальная компьютерная сеть, налажен процесс сканирования дореволюционной богословской литературы (плодом этого стало издание первого выпуска электронного архива журнала «Христианское чтение» за 1893–1917 годы), организован сервер с электронными книгами, доступный через локальную сеть, развивается библиотечная программа «Руслан», позволяющая осуществлять поиск и заказ книг в академической библиотеке.
Все эти меры позволят, на мой взгляд, уменьшить рутинный элемент в преподавательской деятельности, учебе и научном процессе, помогут сделать приобретение новых знаний и написание научных работ более творческим, интересным, фактологически насыщенным.
– Еще одна памятная дата 2009 года – это 30-летие создания Регентского отделения. Как вы оцениваете его роль в сохранении и развитии церковной певческой культуры? Труд каких педагогов здесь можно вспомнить? Какие задачи вы ставите перед Регентским отделением сегодня?
– Значение Регентского отделения не ограничивается сохранением и развитием певческой культуры. В момент его открытия 30 лет назад вопрос о церковном пении был во многом вопросом политическим, вопросом, позволявшим Церкви претендовать на обретение новых форм не только богословского образования, но и миссионерской деятельности. Конечно, в момент его открытия в большинстве провинциальных епархий певческое искусство пришло в упадок – только в крупных храмах существовали хоры, тогда как на клиросе большинства обычных храмов пели бабушки. Но, как вспоминал нынешний Святейший Патриарх Кирилл, при котором произошло открытие Регентского отделения, он стремился создать не только музыкальную школу, а учебное заведение, где девушки получали бы богословское образование. Многие выпускницы отделения впоследствии стали игумениями монастырей или женами священнослужителей и получили возможность распространять христианское вероучение среди прихожан. Изначально перед Регентским отделением стояли и катехизические задачи. По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, «это был проект со значительными миссионерскими последствиями».
Вклад Регентского отделения в сохранение и развитие церковно-певческого искусства в Русской Церкви также нельзя недооценивать. Певческая школа была организована на базе регентского кружка, существовавшего при академии и позволявшего студентам получить необходимые музыкальные знания и навыки управления хором. Его организатором был выдающийся литургист и преподаватель церковного пения профессор академии Николай Дмитриевич Успенский. Огромный вклад в создание Регентского отделения внес тогдашний преподаватель церковного пения в семинарии, а ныне – архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, один из самых известных и плодовитых церковных композиторов современности (ему принадлежат более 1600 страниц нотного текста). Немало потрудилась завуч отделения Ирина Васильевна Кубовская, скончавшаяся в апреле этого года. Она занималась приглашением преподавателей, составлением учебных планов и пособий. На протяжении 10 лет руководителем отделения была Ирина Ивановна Иванова, которая до сих пор полна энергии и ведет преподавательскую деятельность в регентской школе.
Тридцатилетний опыт работы показал востребованность Регентской школы в церковной жизни. Выпускники и, преимущественно, выпускницы отделения трудятся ныне не только в большинстве епархий России, Украины и Беларуси, но и на многих зарубежных приходах.
В традиции певческого искусства отделение с момента своего возникновения стало ориентироваться на практику Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы. По рассказам архиепископа Ионафана, в педагогическом коллективе возникали творческие споры, например – о применимости в церковном пении современных принципов модальной гармонии в стиле Альфреда Шнитке. Постепенно сложился характерный для Регентского отделения подход, который находится в русле петербургской церковной певческой школы, восходящей к традициям придворной капеллы.
В задачи, которые сегодня стоят перед Регентским отделением, входит не только развитие навыков управления хором, не только обучение певческому искусству, но богословское образование и духовное воспитание будущих регентов. Знание и исповедание христианской веры позволят регенту осмысленно относиться к работе над песнопениями, а духовный опыт поможет передать хору молитвенный настрой на богослужении, без чего весь певческий труд теряет смысл.Беседовал Сергей Чапнин
***
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет:
О двух столетиях своего бытия Академия свидетельствует не только историческими документами и воспоминаниями, которые бесценны своим содержанием, но также и нынешним живым биением ее молитвенного сердца, напряженной работой богословской и педагогической мысли, активной проповедью и миссионерским служением современному обществу.
Славное двухвековое прошлое не становится достоянием архивов: оно живет в лекциях преподавателей и в научной деятельности студентов, в архиерейском подвиге и в пастырском служении ее выпускников.
Задавшись целью создать помянник всех деятелей и питомцев Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, которые оставили значимый след в истории и сегодняшнем дне Матери-Церкви, мы были бы вынуждены составить многотомник огромных объемов. Потому что вся история Русской Православной Церкви последних двух столетий буквально пронизана нитями, связующими героев веры и Церкви с их Питерской alma mater.Из поздравления по случаю 200-летия Санкт-Петербургской духовной академии
***
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Санкт-Петербургская православная духовная академия
История академии начинается со времен Петра Великого, когда в 1721 г. в стенах Александро-Невского монастыря по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) была открыта Славянская школа. В 1726 г. она была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию, в 1786-м – в Главную семинарию, а в 1797-м – в Александро-Невскую академию.
В результате реформы духовного образования в 1808–1809 гг. Александро-Невская академия разделяется на три самостоятельных учебных заведения: Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя школа) и Александро-Невское духовное училище (низшая школа). Первым ректором СПбДА был архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии – архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища – иеромонах Филарет (Дроздов).
Вскоре после революции, в 1918 г., духовные школы были закрыты, а возрождены в 1946 г. благодаря трудам митрополита Григория (Чукова).***
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ СЕГОДНЯ
Санкт-Петербургские духовные школы (СПбДА) – высшее учебное заведение, которое включает в себя академию, семинарию, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов. Небесный покровитель Санкт-Петербургских духовных школ – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
СПбДА состоит под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; финансируется из средств Московской Патриархии.
На 1 сентября 2009 г. в СПбПДА обучалось 464 чел. Из них в академии занимались 156 человек (91 – на стационаре и 65 – на экстернате), из которых на богословском отделении – 89 студентов (51 и 38 соответственно), на библейском – 57 (соответственно, 31 и 26), на новооткрытом церковно-историческом – 10 (соответственно, 9 и 1). В семинарии проходили обучение 199 студентов (159 – стационар и 40 – экстернат), на регентском отделении – 67 человек, на иконописном – 42. Педагогическую деятельность в СПбПДА ведут 107 преподавателей, из которых 2 заслуженных профессора, 18 профессоров, 12 доцентов. Ученую степень кандидата богословия имеют 46 членов преподавательской корпорации, светскую степень кандидата наук – 13 человек, светскую докторскую степень – 11.