|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2009 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
К 15-летию со дня кончины протоиерея Глеба Каледы
Домашнее воспитание как апостольское служение
Концепция церковного образования протоиерея Глеба Каледы
1 ноября 2009 года исполняется 15 лет со дня кончины протоиерея Глеба Каледы – профессора геологии, церковного писателя и священника, который в течение 18 лет (с 1972 по 1990 год) тайно нес крест своего литургического и пастырского служения. Литературное наследие отца Глеба исключительно разнообразно. Еще в самиздате имели хождение его апологетические труды, посвященные вопросам соотношения данных современной науки и истин Божественного Откровения, а также статья о Туринской плащанице. Позднее были написаны и опубликованы его лекции по истории апологетики, размышления о работе с заключенными, проповеди и воспоминания. Одна из важнейших составляющих его духовного и практического наследия – это труды по православной педагогике. Идеи и практический опыт протоиерея Глеба Каледы и сегодня не теряют своей актуальности.
Среди наследия протоиерея Глеба Каледы важное место занимает концепция домашнего христианского воспитания. Примечательно, что она была сформулирована в 1970-е годы, когда церковное образование (помимо семинарий и академий) было загнано в подполье, сведено к малочисленным и замкнутым домашним кружкам. Наиболее полно эта концепция была сформулирована в книге отца Глеба «Домашняя церковь» (в самиздате она обращалась под псевдонимом Г. Покоев).
Собирать материал для книги автор начал еще в конце 1960-х годов, а вставками и комментариями дополнял этот труд и в начале 1990-х. Вместе с тем как цельный текст «Домашняя церковь» появилась как своего рода наставление по случаю женитьбы второму сыну автора – Ивану Глебовичу, ныне – священнику и настоятелю одного из московских храмов.
«Домашняя церковь» по сути – это первая книга по семейной аскетике, то есть по духовной жизни в браке в русской православной традиции.
Традиционно православная аскетическая письменность носила монашеский характер, поскольку подавляющее большинство авторов шли иноческим путем и интересовались прежде всего законами и правилами духовной жизни монашествующего подвижника. И хотя многие наблюдения и рекомендации классических авторов-аскетов (преподобных Макария Великого, Варсонофия Великого, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и многих других) носят универсальный характер и относятся к духовной жизни любого христианина – как монаха, так и мирянина, важные специфические вопросы духовной жизни в браке или вовсе выпадали из поля зрения аскетических писателей, или освещались недостаточно, вскользь, иногда – исключительно с монашеских позиций. Автор же книги «Домашняя церковь» рассмотрел самые разные аспекты именно семейной жизни православных христиан с точки зрения их духовного роста.
При этом эта книга не была ни сборником цитат из святых отцов или духовных писателей, ни научно-богословской работой с рационально выстроенной системой аргументации. Это было выражение глубокого опыта автора – главы семьи, педагога, священника. Опыта безусловно личного, но укорененного в церковном Предании, выверенного им. В этом смысле «Домашняя церковь» находится в русле православной аскетической письменности, лучшие образцы которой и являются выражением духовного опыта их создателей, опыта встречи с Богом и жизни в Церкви. Можно сказать, что книга отца Глеба – это выражение опыта встречи с Богом в домашней церкви – в семье.
В «Домашней церкви» собственно образованию и воспитанию посвящено две главы: «V. Семья как школа» и «VI. Образование, наука, искусство». Они написаны как конкретные указания по воспитанию детей в христианских семьях. В них отразился и личный педагогический опыт автора, поскольку уже в 1960-е годы тогда еще мирянин Глеб Александрович Каледа вел у себя дома христианские образовательные занятия с детьми, участниками которых были его дети и дети его близких. В этих главах заложена цельная система христианской педагогики, которая, как представляется, была актуальна не только для эпохи гонений, но, может быть, в еще большей степени сохраняет свою актуальность и для нашего времени. Краткое изложение этой концепции можно представить следующим образом.
1. Цель и принципы христианского воспитания
Главная цель христианского воспитания, как она предстает в «Домашней церкви», – это формирование цельной личности христианина, живущего в мире, но не принимающего его зла и способного на современном языке говорить о своей вере.
«Задача воспитания – вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви» (с. 53).
Для этого – как указывает отец Глеб – нужна живая вера во Христа (с. 53). Зародить ее, углубить и научить хранить при встрече со злом и должно христианское воспитание и образование. Его задача – подготовить воспитанника к встрече с миром, выработать у него «ни чувственное, ни бесчувственное, но сочувственное» отношение к нему (с. 52).
Это «срединный путь» христианского воспитания. Однако на этом пути воспитателя и воспитанника могут подстерегать две главные опасности. Первая опасность – это искусственная изоляция детей от мира. В перспективе она, после разрушения искусственно созданной скорлупы, может привести к личностному надлому и кризису. Избежать же «встречи» с миром возможно лишь при замыкании в искусственно созданной среде со своим бытом, со своей субкультурой. Но такое замыкание в субкультуре повлечет за собой в перспективе кризис Церкви, ее неспособность откликаться на нужды общества. Сам автор «Домашней церкви» считает такую тенденцию утопичной и нежизненной, но вместе с тем предупреждает и о другой опасности на пути православного воспитания. Она заключается в том, что у молодых христиан может отсутствовать в сознании грань между христианами и миром, между их и его ценностями. Такое «слияние» может привести к нравственному падению христианина, а в перспективе – к утрате веры (с. 52–53).
2. Антропологические основы христианского воспитания
Задача формирования цельной личности христианина диктуется христианским учением о человеке: поскольку церковное предание различает в человеке дух, душу и тело, то и христианское воспитание должно касаться всех трех сторон человеческой природы.
Воспитание духовной стороны человеческой личности предполагает введение в духовную жизнь: научение домашней и церковной молитве, участие в Евхаристии, духовное окормление (с. 53–55). Воспитание волевых качеств души осуществляется через уроки деятельной любви, через заботу о близких, через домашний и общественно значимый труд (с. 60–68). Разум должен пройти через воспитание разумной веры, через христианское образование (о содержании которого будет сказано ниже) (с. 56–60 и сл.), а эмоциональная сфера – через христианское эстетическое воспитание. Оно предполагает прежде всего научение ребенка созерцанию православной иконы, молитве перед ней, пониманию ее содержания, а также вхождение детей в церковное молитвенное пение (с. 81–91, 106). |
1969 год. Г.А. и Л.В. Каледа с детьми |
Кроме того, не следует пренебрегать и физическим воспитанием. В данном случае отец Глеб исходит из максимы одного подвижника благочестия ХХ века, который говорил, что «к душе христианину нужно относиться так, как будто завтра умрешь, а к телу – как будто будешь жить вечно». Физическое воспитание в рамках домашнего христианского воспитания необязательно означает занятия «большим» спортом. Сам отец Глеб и его семья предпочитали пешие, велосипедные и лыжные прогулки, многодневные пешие или байдарочные походы (не давали забывать о себе практика геологических экспедиций и полученные в них навыки).
3. Христианское воспитание и общее образование
Формирование цельной личности христианина ставит проблему согласования христианского и светского образования. Отец Глеб был убежден, что знания и навыки, выработанные в христианской семье и полученные в светском учебном заведении, не только могут, но и должны быть согласованы, подкреплять друг друга. Это одно из важнейших положений в его педагогической концепции. Он пишет:
«Светское специализированное образование должно освящаться общим христианским образованием, органически сочетаться с ним и с христианским отношением к миру. Такое отношение между двумя типами образования и образованности может показаться странным – слишком мы привыкли к секуляризации современного мира и разделили свою жизнь на две части: рабочую (светскую) и семейную, духовно-церковную. Тем самым свою человеческую личность, которая должна быть единой, мы раскалываем надвое или даже натрое. Не здесь ли закладываются духовные основы расщепления психики?
Современная средняя и высшая школа не в состоянии создать гармонии между двумя образованиями, как не было ее и в дореволюционных учебных заведениях. Она может быть заложена только семейным воспитанием и достигается собственным умственным и молитвенным трудом...» (с. 69–70) Христианское воспитание и образование, по мнению автора «Домашней церкви», создает нравственное основание для любой человеческой деятельности. Оно учит человека ответственно относиться к своей работе, воспринимать ее как служение истине и людям, быть деятелем, а не дельцом. Причем это касается любой профессиональной сферы – и физического, и научного, и художественного труда (с. 68–69).
Но одновременно должен иметь место и обратный процесс: светское образование должно способствовать выработке у человека современного христианского миропонимания, в котором вечные истины христианской веры, христианского мировоззрения находят выражение в современных философских, исторических, естественнонаучных категориях.
Отметим, что в своей книге отец Глеб специально останавливается на дифференциации таких понятий, как мировоззрение, миропонимание и идеология.
«Мировоззрение, – пишет он, – это общее духовное, а отчасти и душевно-умственное восприятие человеком мира и его начал, а миропредставление – это логико-рационалистический синтез сведений о природе и обществе... Мировоззрение современных христиан – то же, что мировоззрение святителя Василия Великого и апостола Павла, но наше миропредставление отличается не только от их миропредставления, но и от взглядов людей начала ХХ века» (с. 75).
Современное миропонимание необходимо христианину, подчеркивает отец Глеб, поскольку именно оно дает ему возможность говорить о своей вере со своими современниками, защищать и проповедовать ее (с. 73–78).
Вообще богословствование отца Глеба Каледы удивительно целостно. В нем напрочь отсутствует конфликт между верой и знанием, «религией» и культурой, духом и материей. Примечательно, что такая целостность христианского миропонимания смогла проявиться в эпоху, скорее располагавшую христиан к закрытости, изоляционизму и гипертрофированному апокалиптизму. |
1942 год. На фронте |
|
1993 год. Святейший Патриарх Алексий II награждает о. Глеба Каледу наперсным крестом |
|
1982 год. Тайные священники – о. Глеб Каледа и о. Николай Иванов с матушкой Еленой Ивановной |
4. Стадиальность в христианском воспитании и образовании
Как мы видели, автор «Домашней церкви» ключевое значение придает домашнему христианскому воспитанию и образованию, передаче от родителей к детям своих ценностей и знаний о своей вере, которую он именует не иначе как «домашним апостолатом» (с. 51–52). Отец Глеб неоднократно подчеркивает значение домашнего воспитания:
«Семья, дети – это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней церкви... К домашнему апостолату призваны все имеющие семью и детей» (с. 49, 51).
Следует отметить, что позднее, в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда в нашей стране наблюдался взрывной рост числа воскресных школ, отец Глеб не пересмотрел своего отношения к домашнему христианскому воспитанию. А он в этот период, пожалуй, как никто другой знал сильные и слабые стороны нарождающейся системы начального церковного воспитания, поскольку после выхода на открытое служение в 1990 году священник Глеб Каледа занимал пост заведующего сектором в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Именно к этому периоду относится его вставка в 5-ю главу «Домашней церкви», посвященная воскресным школам (с. 60).
Здесь автор настаивает на том, что воскресные школы (да и любые другие внесемейные занятий с детьми) не могут и не должны замещать домашнее христианское воспитание и образование. Их назначение – воспитание чувства нравственности и благоговения, можно добавить – введение воспитанников в жизнь христианской общины, объединение их общей молитвой и общими делами. То есть воскресные школы должны продолжать и развивать домашнее воспитание, подкреплять усилия родителей, строить на заложенном ими основании, а не заменять его. В этой связи отец Глеб подчеркивал необходимость организовывать параллельно воскресным школам для детей и занятия разных уровней со взрослыми, в том числе для того, чтобы помочь недавно пришедшим в Церковь родителям в христианском воспитании их детей, ибо «религиозное воспитание, – подчеркивал автор «Домашней церкви», – закладывается прежде всего в семьях» (с. 60).
При этом содержание домашних занятий и их направленность должны ориентироваться на возраст ребенка, на его интересы и возможности (с. 53–56, 58–59 и сл.). Отсюда вытекает идея стадиальности домашнего воспитания и образования, которую развивает отец Глеб (см. таблицу).
Возраст | Воспитание | Содержание образование
0–7 лет
| Начинает формироваться понятие греха и воспитываться ответственность за свои поступки; путь к первой исповеди
| Первые молитвы Основные события Библейской истории
| 7–12 лет
| Воспитание чувства благоговения
| Систематические занятия дома – формирование разумной веры
| 12–17 лет
| Все более глубокое вхождение в церковную жизнь. Развитие навыка самостоятельного нравственного выбора
| Систематические занятия дома – формирование разумной веры
| |
---|
Прежде всего, по его мнению, нужно выделять стадию дошкольного воспитания, когда ребенок через ритм христианского дома, через пример матери и отца получает первые церковные навыки, входит в молитву и церковное богослужение. Главный принцип, которого следует придерживаться на этой стадии, – воспитание, духовное и нравственное, должно опережать образование, усвоение конкретных сведений. Между тем и они должны присутствовать в домашних занятиях с дошкольниками. Так, по мнению отца Глеба, уже на этой стадии детям следует рассказать об основных вехах Священной истории, раскрыть достоверность Священного Писания (с. 55).
Начиная со школы, все большее внимание в домашнем воспитании должно уделяться систематическим христианским образовательным занятиям, которые должны теперь подкреплять воспитательные усилия родителей и духовников, формировать у детей разумную веру (с. 55–58). Причем эти занятия должны вестись по тематическим циклам, содержание которых усложняется и углубляется с возрастом учащегося. В этом смысле естественно различать занятия с младшими школьниками и с подростками, поскольку эти возрастные группы имеют свои особенности.
В переходном возрасте, с его повышенным критицизмом (а иногда наоборот – с неумеренной религиозностью) родителям важно сохранить и углубить доверительные отношения с детьми, уважительно относиться к их взглядам и сомнениям. Это создаст условия, при которых дети будут прислушиваться к принципиальной позиции родителей по тем или иным вопросам. Все большее значение в этот период в религиозных собеседованиях приобретают апологетические моменты (с. 59). |
В год 45-летия Победы |
|
14 января 1989 года. Митрополит Иоанн (Вендланд) и священник Глеб Каледа |
5. Содержание домашнего христианского образования
Внутри каждого из обозначенных периодов автор «Домашней церкви» рекомендует вести занятия по следующим направлениям:
– Общий обзор Библейской истории.
– Систематическое изучение Евангелия.
– Ознакомление с общим строем и смыслом православного богослужения.
– Объяснение Символа веры и основ православной догматики.
– Знакомство с историей Церкви.
Здесь вновь нужно оговориться, что в списке тем, которые отец Глеб рекомендует для домашних занятий (с. 56), тема под названием «история Церкви» отсутствует, однако другие места «Домашней церкви», а также другие произведения отца Глеба говорят о том, что сам он уделял этой теме особое внимание. Возможно, в условиях 1970-х годов, когда любые пособия по истории Церкви были мало доступны, он считал не реалистичным рекомендовать обязательные систематические занятия с детьми по церковной истории. Однако уже в 90-е и тем более сегодня включение церковно-исторических тем в домашние занятия с детьми не только возможно, но и необходимо. |
Ареопаг. У камня, с которого проповедовал апостол Павел |
6. Общие методические рекомендации
Среди важных и интересных указаний по христианскому воспитанию, разбросанных на страницах «Домашней церкви», можно найти несколько принципиальных для автора методических рекомендаций:
– Занятия необходимо вести по тематическим циклам, ориентированным на соответствующие возраста (с. 55).
– Обязательная систематичность домашних занятий с фиксированной датой и временем. Только в этом случае дети будут относиться к ним всерьез и занятия будут достигать должного эффекта (с. 56).
– «Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе» (с. 58).
Как мы видели протоиерей Глеб Каледа ставит во главу угла домашнее христианское воспитание и образование; осознает его как религиозное призвание родителей-христиан, их апостолат; исходит из идеи, что такое воспитание должно быть обращено ко всем трем сторонам человеческого существа (к духу, душе и телу) и должно формировать цельную личность, проникнутую живой верой во Христа.
При этом христианское воспитание и образование, по мысли отца Глеба, открыто достижениям светских наук и, с одной стороны, должно использовать эти достижения для формирования современного христианского миропонимания, а с другой стороны, само закладывает нравственные основы для любой, в том числе «светской», человеческой деятельности.Алексей Беглов