|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2009 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Православие в Чувашии: история и современность
|
День Славянской письменности и культуры. г. Чебоксары |
Православие получило распространение в Среднем Поволжье около 1000 лет назад. Процесс христианского просвещения чувашей был очень длительным и растянулся на долгие столетия. Тому были причины. Это и географическое расположение Чувашии на стыке двух культур – восточной и западной, мусульманской и православной. Это и этническая близость с татарами – основными носителями мусульманских духовных ценностей в Поволжье. Были сильны позиции язычества, державшиеся на авторитете традиций. Однако из всего религиозно-конфессионального многообразия чувашский народ выбрал православие.
Принятию православия способствовало во многом сближение с русским народом после добровольного вхождения чувашского края в состав государства Российского. И русский народ – носитель православных ценностей – приложил все усилия для того, чтобы свет веры Христовой пришел и на Чувашскую землю. |
Крестный ход после архиерейского богослужения в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре |
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД
Тюркоязычные предки чувашей – булгары и сувары – появились в Среднем Поволжье в конце VII – начале VIII века. Со своей прародины, Центральной Азии, они перекочевали на Нижнюю Волгу, в степи Северного Кавказа и Приазовья.
Зависимость от хазар заставила бул-гарские племена сблизиться с Византией. В 619 году булгарский князь Органа прибыл в Константинополь со своей свитой и принял крещение. Органа объединил под своей властью разрозненные булгарские племена.
Под натиском хазар в 70-х годах VII века часть булгар ушла на реку Дунай, другая («серебряные булгары») ушла в Среднее Поволжье, а третья их группа («черные булгары») осталась на Северном Кавказе и легла в основу формирования балкарской народности.
Сувары жили в степях западного Прикаспия. По языку и происхождению они были родственны булгарам. В VI веке у них появилась своя письменность. Древний суварский народ после ухода родственных им булгар был покорен хазарами. В 30-е годы VIII века они были вынуждены уйти по Волге на север. Поселившись на плодородных землях левобережья Волги, по соседству с булгарами, эти два народа образовали в X веке Волжскую Булгарию.
Уже во второй половине X века Волжская Булгария превратилась в большое государство. Его восточная граница проходила по левому берегу реки Белой, на юге – по Самарской Луке, на западе – до устья реки Оки.
Зависимость от хазар вынудила булгарского правителя обратиться за помощью к Багдадскому халифу. В 922 году булгары приняли ислам. Сувары мусульманство не приняли.
Одновременно с исламом в Средневолжский регион стало проникать христианство.
В 985 году был заключен мирный договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией. Став христианином, святой равноапостольный князь Владимир в 990 году послал к булгарам греческого ученого философа Марка Македонянина для проповеди христианской веры.
Особенно близкие связи волжских булгар замечаются с Владимиро-Суздальской Русью. Женой князя Андрея Боголюбского была булгарка. Под влиянием князя Андрея крестились не только пленные булгары, но и те, кто свободно бывали в Боголюбове или во Владимире.
Он крестил также черемис и мордву – финно-угорские народы, которые вошли в состав Волжской Булгарии.
К XIII веку христианство уже имело значительное число своих последователей в Булгарском государстве. Русские летописцы сохранили для нас имя первого мученика за Христа из волжских булгар. Это был богатый купец Авраамий, убитый 1 апреля 1229 года в г. Владимире соплеменниками за непреклонное исповедование имени Распятого. Имя мученика Авраамия Болгарского включено в Собор Владимирских святых.
Нашествие монголо-татар в 1236 году надолго приостановило христианское просветительское влияние русских на булгар. Города и селения были уничтожены, а Волжская Булгария полностью вошла в Золотую Орду.
ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧУВАШИИ
После падения Казанского ханства в 1552 году народы Поволжья вошли в состав Московского государства. По воле царя Ивана IV и по благословению святителя Макария в 1555 году состоялся Собор, на котором было решено открыть в Казани архиерейскую кафедру. Первый Казанский архиепископ, Гурий, считал христианское просвещение инородцев, как тогда называли все нерусские народы Поволжья, главной своей обязанностью.
Памятником деятельности святителя Гурия по христианскому просвещению в Чувашии стал Чебоксарский Введенский кафедральный собор. 26 июля 1555 года архиепископ Гурий в Чебоксарах освятил место городской крепости и заложил Введенский храм. В благословение горожанам святитель дал Владимирскую икону Божией Матери, которая сохранилась доныне и находится в кафедральном соборе Чувашии. |
г. Чебоксары. 1914 год |
Спустя несколько десятилетий проповедь среди мусульман и язычников стала ослабевать. Митрополит Казанский Гермоген был вынужден писать царю и патриарху об упадке миссии и слабости новокрещеных в вере. Живя среди татар, черемис, мордвы, чувашей и вотяков, новообращенные вели прежний образ жизни. Причину такого отпадения святитель Гермоген видел, кроме соседского общения новых христиан с неверными, в отсутствии храмов.
В XVII–XVIII веках правительство приняло ряд мер, направленных к обращению в христианство нерусских народов Поволжья. Однако они имели лишь внешний эффект, мало способствовавший внутреннему усвоению христианской веры. К крещению язычники привлекались чаще всего материальными выгодами, льготами и привилегиями.
Главной причиной суеверия и бытового язычества в чувашском народе было отсутствие христианской проповеди. Чуваши не знали славянского и даже русского языка. Другой, не менее важный вопрос состоял в подготовке духовенства. В основном кадры духовенства и учителей готовились из русского населения. Одним из инициаторов обучения народов Среднего Поволжья в духовных учебных заведениях был казанский архиепископ Амвросий (Протасов; 1816–1826). По его благословению и инициативе в 1816 году в Чебоксарах было открыто уездное духовное училище. Другим центром просвещения в крае стал Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный по благословению святителя Казанского Германа в миссионерских целях в конце XVI века.
Только к середине XIX века в деле христианского просвещения народов Поволжья произошли существенные изменения. Связаны они, в первую очередь, с деятельностью выдающегося просветителя инородцев Николая Ильминского. Он считал, что для успеха евангельской проповеди следует организовать богослужение на родном языке местных жителей, готовить из среды местного населения учителей и священнослужителей, а самое главное – дать Евангелие на их родном языке. |
Резной образ Свт. Николая. 1900 год |
Среди чувашей идеи Н. И. Ильминского воплотил в жизнь чувашский педагог и просветитель Иван Яковлевич Яковлев, который перевел Священное Писание на чувашский язык
ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В состав образованной в 1555 году Казанской епархии вошли город Казань с окрестными улусами, город Свияжск с горной стороной, город Васильсурск и вся Вятская земля.
Особенность Казанской епархии заключалась в том, что она преимущественно состояла из нерусского населения. По проекту церковных реформ 1681–1721 годов на основе Казанской митрополии предполагалось открыть шесть новых епархий, в их числе и Чебоксарскую. Но с учреждением Петром I Святейшего Синода и реформированием епархиальных архиерейских приказов в коллегиальные учреждения решение об открытии новых епархий было отложено на неопределенное время. |
Чебоксары. 1891 год |
Только в 1854 году в помощь Казанскому архиерею было учреждено Чебоксарское викариатство. Первым Чебоксарским епископом, викарием Казанской епархии, стал ректор Ярославской духовной семинарии архимандрит Никодим (Казанцев; 1854–1861).
Среди Чебоксарских викариев было много преосвященных архиереев, которые оставили заметный след в жизни Церкви и Российского государства. Так, трудами епископа Гурия (Карпова; 1866–1867), в прошлом члена Пекинской духовной миссии, в 1867 году было открыто казанское миссионерское братство во имя святителя Гурия. А с 1897 по 1899 год Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), впоследствии ставший Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. |
Церковь Архангела Михаила. Чебоксары. 1900 год |
Революционные потрясения февраля, а затем октября 1917 года коснулись и Чувашии. В 1920 году была образована Чувашская автономная область, а в 1925 году – Чувашская АССР, в которую был включен Алатырский уезд Симбирской губернии.
Сразу после Февральской революции 1917 года возникло несколько церковных групп, требовавших создания отдельной Чувашской епархии. Летом 1922 года в Чувашии появились сторонники обновления Церкви. Советская власть стала поощрять церковный сепаратизм. Уже в 1923 году обновленцы взяли под свой контроль более половины всех приходов Чувашской автономной области. Тогда в лоне Церкви осталось всего 37 приходов Чувашии. Для борьбы с обновленцами Святейший Патриарх Тихон в начале 1925 года направил в Чувашию епископа Германа (Кокеля) с титулом Ибресинского, викария Симбирской епархии. Позднее он стал носить титул епископа Алатырского. Благодаря нему 164 прихода еще в конце 1925 года возвратились в Русскую Православную Церковь. На позициях обновленчества остались 63 прихода. В середине 1926 года епископ Герман был выслан из Чувашии. Позднее он был арестован и расстрелян 2 ноября 1937 года в Байкало-Амурском лагере. |
Сщмч. Герман (Кокель), епископ Алатырский |
|
Епископ Герман в заключении |
С обновленческим расколом боролся и епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин), викарий Казанской епархии (1920–1923; 1926–1930). Другими верными Матери-Церкви архипастырями в Чувашии были священномученик Аркадий (Ершов) и епископ Владимир (Юденич).
В конце 1928 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) предложил учредить на территории СССР церковные округа в соответствии с новым гражданским делением страны.
12 марта 1934 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод постановили утвердить Положение о полномочиях областного архиерея. Согласно этому Положению Чувашско-Чебоксарскую епархию в Чувашской АССР полагалось считать самостоятельной. Правда, в 30–40-е годы приходы Чувашии административно подчинялись Горьковскому епархиальному управлению. К 1 апреля 1943 года в Чувашии осталось 10 действующих церквей.
Важнейшим событием церковной жизни для верующих Чувашии явилось замещение вдовствующей Чебоксарской архиерейской кафедры, которая стала самостоятельной в 1945 году.
В начале 1946 года была образована Чебоксарско-Чувашская епархия.
Указом Патриарха Алексия I (Симанского) от 3 января 1946 года на кафедру епископа Чебоксарского и Чувашского был назначен преосвященный Иларий (Ильин; 1946–1951).
Преемникам архиепископа Илария на Чебоксарско-Чувашской кафедре – епископу Иову (Кресовичу; 1951–1953) и архиепископу Мануилу (Лемешевскому, 1955–1960) пришлось пережить новый тяжелый удар по Церкви. Эти святители-исповедники мужественно противостояли безбожной власти.
В течение 12 лет Чебоксарской епархией управлял другой святитель-исповедник – архиепископ Николай (Феодосьев; 1960–1972). После его смерти Святейший Патриарх Пимен (Извеков) поручил временно управлять Чувашской паствой епископу Куйбышевскому Иоанну (Снычеву). С 1973 по 1976 год на Чебоксарской кафедре находился архиепископ Вениамин (Новицкий). Этот выдающийся архипастырь провел 11 лет в заключении в колымских лагерях. Новым архипастырем Чебоксарско-Чувашской епархии стал епископ Варнава (Кедров). В 1984 году он был возведен в сан архиепископа, а в 2001 году – в сан митрополита.
ЕПАРХИЯ СЕГОДНЯ
Оживление религиозной жизни в Чувашии, как и по всей стране, связано с изменениями в государственно-церковных отношениях, произошедших в конце 80-х годов минувшего века.
До юбилея 1000-летия крещения Руси в Чебоксарско-Чувашской епархии было 35 приходов. Теперь в епархии, разделенной на девять благочинных округов, 220 храмов, 7 монастырей – 3 мужских и 4 женских. Но благолепие возрожденных храмов и монастырей только внешнее проявление оживления религиозной жизни. Главным деланием Православной Церкви по-прежнему является «строительство храма в душе человека». |
Посещение Президентом РФ Д. А. Медведевым Чебоксар 6 августа 2008 года |
Еще в 1995 году распоряжением президента Чувашии Н. В. Федорова Церкви была оказана финансовая помощь в ремонте храмов и монастырских зданий. В августе 1997 года по указу президента республики церковные памятники архитектуры, составляющие республиканскую собственность, были переданы епархии. А в 1998 году был создан Межведомственный совет по взаимодействию с религиозными объединениями в Чувашской Республике. В него был включен представитель духовенства епархии.
В связи с быстрым ростом числа новых и возрожденных приходов в епархии резко возросла необходимость в духовенстве. Эту проблему помогает решать возрожденное в 1995 году Чебоксарское епархиальное духовное училище.
В июне 1996 года Чебоксарско-Чувашскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Через пять лет, в 2001 году, Святейший Патриарх вновь посетил Чувашскую Республику. Этот визит совпал с 450-летием добровольного вхождения Чувашии в состав России.
Важным событием в духовной жизни Чувашии стало прославление святых новомучеников. В течение нескольких лет Епархиальной комиссией по канонизации святых производится сбор материала по священнослужителям и мирянам, пострадавшим за веру и репрессированным в 30–40-е годы прошлого столетия. В 2008 году митрополит Варнава совершил чин церковного прославления восьми новомучеников: преподобномученицы игумений Тамары (Сатси), священномучеников – протоиерея Димитрия Воскресенского, протоиерея Михаила Самсонова, протоиерея Аркадия Добронравова, священника Василия Покровского, протоиерея Николая Троицкого, священника Илии Измайлова и священника Василия Константинова-Гришина. Старанием епархии был установлен поклонный крест на месте захоронения узников – жертв политических репрессий, погибших в Алатырской исправительной колонии. Среди них более 80 священников, четверо из них причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. В том же месте закончил свой земной путь известный московский старец – наместник Высоко-Петровского монастыря схиархимандрит Игнатий (Лебедев). |
Прославление преподобномученицы Тамары (Сатси) |
Совместно с Чувашским национальным музеем Епархиальная комиссия по канонизации святых организовала передвижную выставку, посвященную священнослужителям и мирянам, которые были репрессированы за веру. Большое внимание общественности привлекла выставка в Национальном музее, посвященная истории христианства в Чувашском крае. Летом 2009 года в городе Алатырь на территории завода «Электроприбор» проводились работы по извлечению останков расстрелянных в 1937–1942 годах граждан. Эти люди были репрессированы советской властью и в 90-х годах прошлого века реабилитированы. Среди расстрелянных – четверо православных священников, один из которых канонизирован Русской Церковью. Всего в результате раскопок выявлено три погребальных рва со 117 останками. Руководил раскопками секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых иеродиакон Иосиф (Ключников).
В 2005 году на сайте правительства Чувашской Республики была открыта страничка Чебоксарско-Чувашской епархии. В начале 2007 года был создан собственный портал Чебоксарско-Чувашской епархии по адресу: www. eparh-chb. ru. |
Встреча с министром культуры РФ А. А. Авдеевым и президентом Чувашской Республики Н. В. Федоровым |
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
В 1996 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Чебоксарско-Чувашской епархией и Министерством здравоохранения Чувашской Республики.
Монастыри и приходы епархии взяли на себя заботу по оказанию материальной и духовной помощи детским домам, домам-интернатам и коррекцион-ным детским садам, находящимся в Чувашской Республике. Более десяти лет Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь окормляет Чебоксарский детский дом. Сестры Чебоксарского Спасо-Преображенского монастыря оказывают постоянную заботу и внимание о детях с церебральным параличом из специализированного детского сада города Чебоксары. Монахини несут свое служение среди членов городского клуба «Школа радости» и городской общественной организации инвалидов «Преодоление». Есть в Преображенском монастыре свой дом милосердия.
Братия Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря и монахини Цивильского Тихвинского Богородицкого женского монастыря оказывают помощь малоимущим и бездомным людям. Прихожане и священнослужители некоторых храмов опекают инвалидов, находящихся в интернатах республики. |
Молитва в колонии |
Благодаря тесному сотрудничеству Чебоксарско-Чувашской епархии с Минздравсоцразвития Чувашии при пяти чебоксарских больницах открыты церкви.
В 2005 году был восстановлен храм в честь Иверской иконы Божией Матери при Алатырской больнице, который до революции был церковью при земской больнице, а ныне образует самостоятельный приход. В 2006 году митрополит Варнава освятил и открыл часовню в честь Феодоровской иконы Божией Матери при Президентском перинатальном центре. 20 июля 2007 года Высокопреосвященный Варнава освятил закладной камень храма-часовни Святителя Николая Чудотворца в районе федерального медицинского центра травматологии в Чебоксарах. Теперь священники из больничных храмов проводят катехизические беседы с медицинским персоналом и духовно окормляют пациентов.
В течение десяти лет работает Общество православных врачей Чувашской Республики, которое возглавляет священник Михаил Павлов, сам врач по специальности. В 2006 году Чебоксарский медицинский колледж начал подготовку сестер милосердия. |
Сестры милосердия |
Большое внимание в социальном служении духовенство епархии уделяет работе с заключенными. На территории республики расположены 9 исправительных колоний и 2 следственных изолятора, где отбывают наказание более 12 тысяч человек из разных регионов России, В каждом исправительном учреждении силами заключенных обустроены молельные комнаты или храмы. Осужденные объединились в церковные общины, окормляемые священниками епархии.
Современный облик Чебоксарско-Чувашской епархии сложился во многом благодаря самоотверженному труду и подвигу чувашских архипастырей XX века. Почти все они были исповедниками веры, прошли сталинские лагеря, претерпели гонения от советской власти. Первым архиереем, возведенным в сан митрополита на Чувашской кафедре, стал высокопреосвященный Варнава (Кедров), который управляет епархией уже 33 года. |
Покровско-Татианинский собор г. Чебоксары |
* * *
ПЕРЕВОД СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НА ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК
Еще в 1820 году казанский архиепископ Амвросий (Протасов) попытался перевести на чувашский язык некоторые молитвы. Русское Библейское общество в 1820 году также сделало чувашский перевод Нового Завета, но опубликовало лишь Четвероевангелие. В переводах было много ошибок. Лишь создание чувашского алфавита в 1871 году позволило просветителю Ивану Яковлевичу Яковлеву приступить к началу перевода богослужебных текстов и Священного Писания. |
И. Я. Яковлев |
В 1911 году Новый Завет на чувашском языке вышел в свет тиражом 20 тысяч экземпляров. Иван Яковлев также успел издать Псалтирь, часть Пророков. Начавшаяся Первая мировая война, а затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года помешали ему завершить перевод и издание всех книг Ветхого Завета. Переводы других книг остались в рукописях. В своем духовном завещании Яковлев просил своих соплеменников продолжить дело всей его жизни – завершить перевод Библии для чувашей.
В начале 1991 года инициативная группа чувашских священников обратилась в возрожденное Санкт-Петербургское отделение Российского Библейского общества за содействием и помощью в завершении перевода книг Ветхого Завета. Высокопреосвященнейший Варнава благословил эту работу и возглавил Чувашскую Библейскую комиссию, в которую вошли чувашские священники, писатели, поэты и литераторы. В 2008 году длительная и многотрудная работа по чувашскому переводу книг Ветхого Завета была завершена. За предыдущие годы были опубликованы три пробных издания библейских переводов: «Книги пророков» в 1998 году, «Пятикнижия Моисея» в 2001 году и «Книги премудрости и Псалтырь» в 2004 году. Кроме того, Российское Библейское общество подготовило «Библейские рассказы для детей» в 1996 году.
По завершении редакторской работы в начале 2010 года в Чебоксарах состоится презентация полной Библии на чувашском языке. Народ Чувашии получит бесценное духовное сокровище и станет вторым народом многочисленной России (после русского), имеющим полный перевод Библии на родном языке.
По благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы Институт перевода Библии издал Библию для детей на чувашском языке, а также подготовил перевод Нового Завета на современный литературный чувашский язык. Этот перевод не предназначен для богослужебного использования, а является текстом вспомогательным, для домашнего чтения.