ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2010

ЧТЕНИЕ

Память об Афоне

Издательство «Индрик» выпускает новую книжную серию «Русский Афон». Ее главная цель – восстановить историческую память и ознакомить читателя с лучшими книгами русских писателей, паломников и ученых об Афоне.


      
       Святая Гора Афон – особое место для русского человека. Десятки тысяч простых людей на последние свои средства отправлялись в дальний путь, чтобы поклониться ее святыням. И поэтому особенно печально, что мы мало знаем о наших соотечественниках, подвизавшихся в этом святом месте в конце XIX–начале XX века. Читателю известны имена схимонаха Силуана, иеросхимонаха Феодосия, схимонаха Никодима и некоторых других подвижников. Но на Афоне в те годы подвизались тысячи русских монахов. Ради чего они покинули Родину? Какова была их духовная жизнь? Первая мировая война и революция не только почти полностью уничтожили русское братство, но и заставили нас забыть о русском Афоне.

       Когда в XIX веке, после афонского запустения, началось возвращение русских на Афон, обнаружилось, что у них больше нет обители, в которой можно было бы придерживаться привычного общежительного устава и врата которой были бы открыты для прибывающих новичков. Пантелеимонов монастырь, русскую обитель, в те годы населяли греки, и из-за разного рода искушений русским было трудно там жить.
       Тогда Бог указывает двум друзьям-инокам, пришельцам из России, келлию под названием Серай, и через некоторое время на Афоне появляется первая обитель великороссов. Вскоре оказывается, что выбор был неслучаен и эта келлия уже своей историей связана с Россией. Ею в разные годы владели два Константинопольских Патриарха: оба они кончили свой жизненный путь в России, причем в одном и том же монастыре – в Лубнах. Первый стал почитаемым у нас святым – святителем Афанасием, а второй – возобновитель кельи, патриарх Серафим, подвизавшийся в XVIII веке, – был большим другом России и у нее нашел в трудную минуту прибежище и защиту. Вскоре выяснилось также, что храм келлии Серай в древности был посвящен святому апостолу Андрею Первозванному – покровителю России.
       Обо всем этом рассказывается в первой главе книги Павла Троицкого «История русских обителей на Афоне в XIX–XX вв.». Эта книга, продолжающая его труды «Андреевский скит и русские келлии на Афоне» и «Русские на Афоне. XIX–XX век», является результатом анализа всей дореволюционной русской литературы об Афоне. Автор приводит подробные сведения о Свято-Андреевском скиту, его расцвете и упадке, о святынях, подвижниках, о чудотворной иконе Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и чудесах, явленных через нее в России, о значении обители для Русской земли.
       Только часть русских монахов смогла найти себе пристанище в Пантелеимоновом монастыре, Андреевском и Ильинском скитах. Но на Афоне существовала возможность приобрести келлию на территории греческого монастыря, заплатив значительную сумму и подписав соответствующий договор на аренду (омологию). Там, где келлия переходила в русские руки, конечно же, появлялись новые и новые соотечественники. И вот по Афону начинают расти маленькие келлии, число монахов в которых иногда достигает сотни: Златоустовская, Троицкая, Крестовоздвиженская... Чтобы наладить духовную жизнь новых обителей, обеспечить насельников средствами к существованию, дать молодым монахам духовное образование и защитить обители от несправедливых нападок, 14 мая 1896 года создается Братство русских келлии. Истории братства в книге посвящена отдельная глава.
       Энергия простого русского верующего человека получает возможность воплотиться в реальные дела. Строятся прекрасные храмы, открываются издательства и миссии (например, татарская, для которой было издано 20 тысяч православных брошюр на татарском языке), организуются монашеские школы, подворья в России и Константинополе. Русские афонцы восстанавливают заброшенные монастыри на Святой Земле, на территории современного Ливана, возрождают знаменитую Высоко-Дечанскую лавру в Сербии. Об этом говорится в третьей главе книги.
       На юго-западе Афонского полуострова, на берегу моря, есть место, называемое «Каруля». На скалах, кажущихся с моря неприступными, издревле жили строгие подвижники, которым передавали пищу с моря с помощью особого подъемного устройства (отсюда и название скита – «Каруля»). О них рассказывается в главе «Подвижники Карульского скита».

Скит «Новая Фиваида»

       Автор второй книги из серии издательства «Индрик», историк Михаил Талалай, в настоящее время проживающий в Италии, составил путеводитель «Русский Афон», в котором рассказывает о своем опыте паломничества на Святую Гору. Красочные описания он дополняет изложением святогорских былей, преданий, традиций, архивных сведений, агио- и биографий, практическими советами паломникам. Украшают книгу редкие, качественные фотографии, как архивные, так и современные.
       Третья книга серии принадлежит перу русского писателя-эмигранта Владислава Маевского (1893–1975) и никогда не издавалась в России полностью. Она подводит итог его многолетних усилий по сохранению Русского Афона в условиях фактической административной блокады Святой Горы правительством Греции в 1950–1960 гг. Цикл «Афонские рассказы» В. Маевского вместе с очерком Бориса Зайцева, безусловно, принадлежат к золотому фонду русской литературы об Афоне XX века.
       Иеромонах Аникита (в миру – князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) недолгое время пробыл на Афоне, но именно он положил начало возрождению Русского Афона в XIX веке, ввел русских монахов в Пантелеймонов монастырь, населенный в то время одними греками, объединил разрозненных прежде русских иноков. Его путевые заметки «Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–1836 годах» составили четвертую книгу серии.

       В ближайших планах издательства – публикация книги, посвященной истории Ильинского скита. Книга состоит из двух частей. Первая часть включает исторические материалы, подготовленные православным профессором из Англии Николасом Феннеллом, который побывал в скиту незадолго до его захвата представителями греческой духовной власти и изгнания насельников – чад Русской Православной Церкви Заграницей. Феннеллу удалось скопировать материалы из архива скита, которые и легли в основу его работы. Николас Феннелл – автор фундаментального труда об Афоне на английском языке. Вторая часть книги написана Павлом Троицким и опирается на материалы из российских архивов.


       Также в скором времени выйдет новый труд сербского писателя Павла Рака «Вертоград Пресвятой Богородицы». Писатель уже известен русскому читателю по книге «Приближения к Афону». Его новая книга – результат более чем тридцатилетнего знакомства со Святой Горой и изучения современного монашеского опыта. Написана она красочно, прекрасным языком.
       Готовятся к печати «Записки поклонника Святой Горы» архимандрита Антонина (Капустина) и воспоминания профессора А. Дмитриевского о первом русском игумене Пантелеимонова монастыря Макарии (Сушкине).
       По книгам серии «Русский Афон» можно проследить историю умирания русских келлий. Первая мировая война, революция – все эти беды с неизбежностью вели русский Афон к гибели. Последний русский келлиот, насельник русской келлий «Белозерка», умер в 1968 году.

Скит «Богородица». Самая древняя на Афоне русская церковь

       Но эта серия – отнюдь не реквием по русскому монашеству. Ее главная цель – обобщить опыт предыдущих веков, изучить и освоить который из-за трагических событий XX века не было возможности ни у монахов, ни у историков, ни у писателей.
       На Афоне русских монахов поджидало множество искушений. Это и свобода, которая после строго регламентированной жизни в России могла опьянить, и национальная вражда со стороны других народов, особенно греков, и недовольство части общества чрезмерной активностью русских афонских монахов, и возможность излишне погрузиться во внешнюю деятельность в ущерб внутренней.

Скит «Старый Руссик»

       У нас есть прекрасная житийная литература, но нам явно не хватает православной исторической литературы, которая приводила бы объективные исторические факты и давала бы им разумные объяснения. Понять, осознать прошлые искушения и ошибки – это способ избавиться от новых. Будем надеяться, что эти исторические материалы помогут русским монахам в их будущем обустройстве на Афоне. Создатели серии считают это своей главной задачей.

Борис Поликарпов