ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2010

Вечная память

Десять лет со дня смерти митрополита Серапиона (Фадеева)

ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА СЕРАПИОНА (ФАДЕЕВА), ЦЕЛОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОЗГЛАВЛЯВШЕГО ТУЛЬСКУЮ ЕПАРХИЮ.

       Митрополит Серапион отошел ко Господу 19 ноября 1999 года.
       Менее полутора месяцев оставалось тогда до прихода нового века, нового тысячелетия.
       Митрополит Серапион не дожил до этого рубежа. Он остался с уходящим веком как представитель последней блестящей плеяды духовных деятелей, которые пережили жестокие гонения на Церковь в нашей стране и встали у истоков ее возрождения.

Митрополит Серапион (Фадеев)
(27.05.1933 – 19-11.1999)

       Родился будущий митрополит (в миру – Николай Сергеевич Фадеев) 27 мая 1933 года в Москве, в семье служащих. С юных лет он избрал путь служения Богу. Двенадцатилетним мальчиком Николай впервые попал в Троице-Сергиеву лавру и с тех пор стремился туда всей душой. В 1949 году, сразу по окончании школы, он поступил в братию Лавры и был ее насельником, с перерывом на службу в армии, в течение двадцати лет.
       На протяжении восьми лет Николай был старшим иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе. В 1957 году епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Святейшим Патриархом, 24-летний Николай был пострижен в монашество с наречением имени Серапион, в честь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского.

Со Святейшим Патриархом Алексием I

       В 1966 году отец Серапион окончил Московскую духовную академию по кафедре догматического богословия со степенью кандидата богословия, блестяще защитив работу «Православное учение о Воплощении Сына Божия» (этот богословский трактат к 10-летию со дня смерти митрополита отдельной книгой выпустила Тульская духовная семинария). Он стал первым слушателем, окончившим аспирантуру при Московской духовной академии в 1969 году.

Троице-Сергиева Лавра, 1949 г.

Троице-Сергиева Лавра, 1957 г.

Троице-Сергиева Лавра

       Через два года отец Серапион был возведен в сан архимандрита.
       Он служил клириком Патриаршего подворья в Токио, был епископом Подольским, викарием Московской епархии; представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском. В конце 1970-х годов владыка Серапион возглавлял Иркутскую епархию, где благодаря его неутомимой деятельности один за другим открывались приходы в таких городах как Братск, Комсомольск-на-Амуре...

Епископ Подольский Серапион. 1972 г.

       В 1980-е годы владыка Серапион был возведен в сан архиепископа и возглавил Владимирскую кафедру. Это время отмечено событием огромной важности для Русской Православной Церкви и всей страны: владыка Серапион добился возвращения Церкви святых мощей благоверного великого князя Андрея Боголюбского.
       В 1987 году, находясь на Кишиневской кафедре, он фактически возродил монашескую жизнь в Молдавии.

1989 г.

       Каждая епархия, в которой служил владыка Серапион, переживала настоящее духовное обновление. Возглавив в 1989 году Тульскую кафедру, владыка стал делать все, чтобы возродить в Туле духовную школу. С его приходом начинают действовать пастырские курсы, затем – духовное училище, получившее в 2001 году статус семинарии. В Туле за время его служения было открыто 14 храмов, а по всей епархии – около 80.
       Произошло не только обновление духовной жизни людей, но и обретение новых святынь.
       На Тульской земле был всегда силен дух молитвы и исповедничества. Даже ее святые избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. При владыке Серапионе по Промыслу Божию совершилась канонизация двух блаженных: Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Это стало настоящим духовным уроком для людей, познающих церковные азы.

Свято-Никольский храм, г. Тула.
В нем прошло отпевание митрополита Серапиона

       «Владыка Серапион – могучая фигура. Церковь была всей его жизнью, – вспоминает архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. – Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл его жизни. Он полностью отдал себя Церкви. Он был настоящим русским, в нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому он им, как мог, помогал. Митрополит Серапион был истинным монахом...»
       Владыка благословлял многие духовные начинания. Очень важным он считал восстановление монашеской жизни. Об одной из обителей, украсивших Тульскую епархию при владыке Серапионе, следует сказать особо: Свято-Успенский мужской монастырь со скитом и подворьями создан в промышленном городе Новомосковске, бывшем Сталиногорске, там, где прежде не было ни одного храма.
       В те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие владыки, боясь прещений, не постригали в монашество, митрополит Серапион постригал даже людей, приезжавших из других епархий. Он постриг сотни монахов – «целую лавру», потому что знал: монашество – фундамент Церкви, монашеская молитва удерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского, Серафимо-Дивеевского и Новодевичьего монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их.
       Владыка Серапион был прекрасно образованным человеком, знал пять языков, английским владел в совершенстве. К родному русскому языку проявлял чрезвычайное уважение и не терпел компромиссов во всем, что касалось чистоты и грамотности речи. Он обладал замечательным слогом, знал множество пословиц и поговорок.
       Владыка был прекрасным богословом: сохранились тексты его проповедей, его кандидатская диссертация – удивительно глубокий труд.
       Но главнейшей частью его жизни всегда была служба. Он любил в будний день встать на левый клирос и, как простой певчий, попеть стихиры, почитать Псалтирь. Обладая удивительной памятью, он знал Новый Завет и многие ветхозаветные книги наизусть. Служа Божественную литургию, митрополит Серапион предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не совершая Евхаристический канон и не причащаясь без благодатных слез.

Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула. 1989 г.

       Многие из духовных чад владыки стали епископами и архиепископами. Среди них – митрополит Тульский и Белевский Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Курский и Рыльский Герман, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Серпуховской Роман...
       Последние полтора года владыка Серапион стойко и мужественно переживал дарованное ему Господом мученичество. Невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией.
       Сердце владыки перестало биться 19 ноября 1999 года в 5 утра. Третий день по его кончине пришелся на праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. В комнате, где пребывал в последнее время архипастырь, находился образ Архистратига Михаила – вот кто невидимо осенял последний путь митрополита Серапиона и подводил новопреставленную душу к Престолу Господню.
       Отпевали владыку, согласно завещанию, в самом его любимом из тульских храмов – Свято-Никольском. В годы болезни служить в кафедральном Всехсвятском соборе он уже не мог: на второй этаж по лестнице забираться трудно, а на первом этаже – сырость. Владыка выбрал Николу-на-Ржавце и стал вести службу там, не реже двух-трех дней в неделю. А если не мог приехать, то обязательно звонил, интересовался, как прошла Литургия, много ли было причастников. Он постоянно заботился о храме, находил средства на его реставрацию.
       Панихида состоялась 20 ноября. В тот день храм не смог вместить всех пришедших, люди стояли на морозе, плакали и молились.
       Похоронили владыку по его же завету в отдаленном селе Пятница Владимирской области, в маленьком храме в честь вмч. Параскевы-Пятницы. Позже выяснилось, что особую духовную связь с этим скромным сельским приходом владыка Серапион чувствовал еще с того времени, когда возглавлял Владимирскую епархию.
       На 10-летие со дня преставления митрополита Серапиона в Пятнице собралось множество народа, съехались представители от пяти епархий, служба была необычайно духовной, возвышенной.
       Жизнь владыки оказалась исполненной законченности. Он успел все. В годы новых гонений на Церковь принял монашество. Когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан.
       Он укрепил епархию, дождался ее 200-летия, встретил на Тульской земле Святейшего Патриарха Алексия II, который позже отозвался о нем так: «Редкостный владыка, таких всего два-три... Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей».
       За усердное служение Церкви Христовой митрополит Серапион был награжден орденами преподобного Сергия Радонежского (II степени), святого равноапостольного князя Владимира (II степени), правом ношения двух панагий, орденом святого князя Даниила (II степени).
       Вся подвижническая жизнь владыки – пример самоотверженной любви к Богу и ближним. Не о таких ли, как он, говорит апостол Павел: «Придет Господь... и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Kop. 4, 5).

Протоиерей Сергий Крючков,
первый проректор Тульской духовной семинарии,
настоятель Свято-Никольского храма на Ржавце г. Тулы

* * *


Митрополит Белевский и Тульский Алексий:

       Земное время течет очень быстро, и вотуме 10 лет нет рядом с нами митрополита Серапиона. Сегодня вспоминается многое из того, что помогает понять его внутренний мир мир духовной любви и молитвы, верности святому православию.
       Владыке Серапиону была присуща великая вера в молитву Церкви. Он с особым благоговением и особым усердием был вовлечен в эту церковную молитву. Во время совершения Божественной литургии он мог долго, более получаса, стоять на Херувимской песни, поминая огромное число имен человеческих. И люди, которые находились в храме, не могли понять, почему вновь и вновь повторяются слова Херувимского песнопения. Но в алтаре священник видел, как совершалась великая тайна, как Вечность входила в земное время. И то, что казалось недоступным земному восприятию, раскрывалось во всей красоте. Имена давно ушедших из этой жизни людей воскресали, произносимые вслух, а в его взоре, в его голосе, интонации чувствовалось, как они любимы им.
       Слово пастырское, слово благовестил тоже было одной из удивительных черт, присущих митрополиту Серапиону. Он учился этому слову у Предстоятеля нашей Церкви Алексия I, у которого долгое время был келейником. Именно у него он принял огонь любви к блаженной памяти митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), которого он мог цитировать наизусть целыми страницами.
       Это был удивительный человек. Он писал стихи, очень много читал, любил театр. Он очень любил молодежь и посвящал ей много времени, стремясь к тому, чтобы православная вера, наши традиции нашли отклик в сердцах и душах молодых людей.
       Все, что составляет жизнь Тульской епархии сегодня, было заложено его трудами, мыслями, желаниями, стараниями и чаяниями. Вспоминается и многое другое простое, человеческое, то, что может характеризовать его как христианина, который растет в своем духовном подвиге.
       Когда владыка был тяжело болен, меня поражало, как спокойно он переносил тяготы своего недуга. Этот плод бесстрастия и бесстрашия, который был явлен в нем в конце его земной жизни, свидетельствовал о том, что действительно он подвигом добрым подвизался и уготован ему от Бога, как сказал апостол Павел, «венец вечной славы». Мы чувствуем, что он жив, что приходит к границе времени и видит людей, живущих и подвизающихся, и своими молитвами помогает нам в нашем духовном становлении, в нашей верности святому православию.