ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2010

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Ежегодное епархиальное собрание города Москвы

23 декабря 2009 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии.
С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПАСТЫРСТВА

       Сегодня мы говорим о возрастающей роли Церкви в обществе, а значит, и о возрастающей нагрузке на священников и церковный причт. Встает вопрос об эффективности их работы.
       Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное Таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопросы: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?
       Приведу еще один пример. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в России было зарегистрировано 1 млн. 178 тыс. браков и 703 тыс. разводов. Таким образом, можно сказать, что 60% браков распадается. Что мы делаем для исправления ситуации? Священник призван и к профилактике, и к лечению этой страшной болезни. Составляя себе свой личный отчет, священник должен задаться вопросом: а много ли венчанных мною пар строят подлинно христианскую семью? Что я сделал для этого? Да и стараюсь ли я отслеживать судьбу тех, кого приобщил к этому церковному Таинству? Много ли пар, уже собирающихся разводиться, я сумел отговорить и помог им нормализовать семейную жизнь?
       В связи с поставленными проблемами возникает вопрос о методах работы пастырей. Как можно надеяться на создание крепкой христианской семьи, если брачующиеся имеют слабое представление о Таинстве венчания, а священник видит их в первый и последний раз? Принятию церковного Таинства – крещения, бракосочетания – должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения врачующихся со стороны священника, совершившего Таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления.
       Вместе с тем следует иметь в виду, что возрастание в навыке душепопечения и пастырского окормления возможно тогда, когда приходской священник не обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи.
       Человек, посвящая свою жизнь Богу и Церкви, должен ставить это служение на первое место и «не искать своего» (см. 1 Кор. 13, 5). Если же он будет всецело погружен в собственные бытовые попечения, в заботы о наилучшем устроении жизни своего семейства, то скорее всего он ничего не достигнет ни в одном из своих деланий. Всецелое посвящение клирика своему служению налагает ответственность на начальствующих над ним – в первую очередь настоятелей, которые должны озаботиться тем, чтобы священнослужитель материально не бедствовал.
       Настоятели должны создавать на приходах здоровую атмосферу в священническом и причетническом братстве. Размеры денежного довольствия старших и младших клириков, естественно, будут различаться. Но если эти материальные отличия значительно разнятся, то это неизбежно оборачивается нездоровыми проявлениями неравенства.
       Более того, настоятелям следует помнить, что невнимательное отношение к нуждам клириков понуждает их искать дополнительные средства к существованию за счет требоисполнения, которое поглощает большую часть времени, а порой и за счет работы по совместительству на светских должностях.
       Такие управленческие ошибки приводят иногда к тому, что батюшки не отказываются освящать светские объекты сомнительного назначения. Отмечу здесь особо: недопустимо освящать места, которые могут иметь «двойное назначение», а также учреждения, способные прямо или косвенно потворствовать греху: ночные клубы, дискотеки, рестораны, магазины, в которых продается сомнительная продукция. За подобное деяние в этом году мною запрещен в служении один из клириков города Москвы.
       Особо хотел бы заметить, что богослужения в приходских храмах должны быть уставными, не спешными, но и не чрезмерно растянутыми. Следует дорожить временем своих прихожан. Патриарх Алексий II призывал все духовенство к участию во всенощных бдениях под воскресенье и праздничные дни. Однако, как свидетельствует Богослужебная комиссия, не всегда это исполняется.
       Важно, чтобы настоятели не забывали о необходимости обеспечивать достойными пенсиями клириков и сотрудников, следили за своевременностью и размером отчислений в Пенсионный фонд.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА ПАСТЫРСКОЙ РАБОТЫ

       Глобальный экономический кризис в конце прошлого года пришел и в Россию. Многие предприятия закрылись или свели к минимуму свою деятельность. Другие были вынуждены пойти на снижение или задержку зарплат, а многие, стремясь оптимизировать затраты, произвели увольнение сотрудников.
       Современная российская действительность такова, что не на всех кризис отразился одинаково. Если для одних он стал просто поводом для беспокойства и незначительной экономии средств, то для многих других – настоящим испытанием, заставившим думать о выживании. В этих условиях роль Церкви в духовной поддержке людей становится чрезвычайно важной.
       Последние годы государственная власть прилагает немалые усилия для повышения уровня жизни в нашей стране. При этом очень важно, чтобы экономическая политика органично принималась народом, ибо без этого она не будет по-настоящему эффективна. В этой связи весьма положительно были восприняты людьми, особенно малоимущими, изменения в пенсионном обеспечении. Действительно, несмотря на объективные экономические трудности, улучшение уровня жизни нельзя откладывать дальше. Примерно у 20% нашего общества нет возможности достойно питаться, одеваться, растить детей, нет доступа к хорошему образованию и культурному досугу.

       Сохраняется большой разрыв в уровне жизни между сельскими и городскими жителями. Между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных разница в 20–25 раз. Люди работают, но за свою работу получают недостаточно. А когда человек остается даже без такой работы, соблазн поддаться унынию и ропоту на судьбу очень велик. И это путь в никуда. Задача Церкви – словом и молитвой поддержать людей, дать им духовные силы для преодоления жизненных трудностей, а в тех ситуациях, когда нам удается сотрудничать с властью и предпринимателями, – помочь сохранить занятость полезным трудом.
       Все чаще в нашем обществе происходят порожденные «человеческим фактором» катастрофы и бедствия, в которых гибнут люди. Участились случаи нападений на храмы и священников. Все это признаки неспокойствия, которые свидетельствуют о кризисе человеческой личности и о многих нерешенных проблемах в сфере человеческих взаимоотношений. И Церковь старается эти проблемы распознавать, предупреждая общество о грозящих ему опасностях.
       Однако наша работа не должна сводиться только к устранению последствий кризиса. Нужно сделать все от нас зависящее, чтобы подобные ситуации не повторялись...
       Возникшие проблемы не решить одной только помощью людям, пострадавшим от кризиса. Очевидно, что страна нуждается в обновлении всех областей жизни, и не в последнюю очередь – сферы экономической.
       Еще в 2007 году на XI Всемирном русском народном соборе мне довелось говорить о том, что именно модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Одновременно было сказано, что реформы будут иметь успех только тогда, когда они будут учитывать ценности национальной культуры и духовного наследия...

ГОД УЧИТЕЛЯ И ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

       Предстоящий год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя. Этим подчеркивается важность задач образования и труда педагогов для будущего страны. Через образование и воспитание закладывается основа национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новым поколениям наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.
       В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародится тяга к знаниям и к тому, чтобы следовать примеру учителя...
       Убежден, что роль светской педагогики в воспитании человека должна рассматриваться совместно с вкладом в образовательный процесс двух других институтов: религиозной общины и семьи. Система ценностей, на которой строится воспитание, первоначально создается в семье, впитывается с молоком матери. А религиозная община становится хранительницей этих норм, бережно передавая их из поколения в поколение...
       В российской образовательной системе вскоре начинается эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики. Значение этого процесса трудно переоценить. Ведь знание основополагающих духовно-нравственных ценностей своей религиозно-культурной традиции станет надежным компасом для молодежи в современном мире...
       В ходе эксперимента очень важно честно выявить выбор родителей школьников. И тем, кто в своем выборе колеблется, пастыри должны ясно сказать: вы выбираете будущее вашего ребенка, вы выбираете направление его жизненного пути...
       Конечно, нам, православным христианам, вовсе не безразлично, какие тенденции возобладают в современной педагогике. Голос Церкви в обществе можно сравнить с голосом совести в душе человека...
       В этом смысле особая ответственность ложится на воскресные школы, православные гимназии и другие церковно-образовательные учреждения. Учебный процесс в них должен быть образцом для светской школы, они призваны не только давать питомцам лучшие знания, но и воспитывать достойных граждан страны.
       На тех, кто так или иначе причастен к церковной педагогике, лежит большая нравственная ответственность. Здесь недопустимы ни духовная расслабленность, ни любительский подход. Ответственность, мудрость, любовь к людям – вот что должно характеризовать тех, кто трудится на ниве православного образования, независимо от их социального положения и степени занятости...


НОВЫЙ ТИПОВОЙ ПРИХОДСКОЙ УСТАВ

       Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава.
       Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени. Во всех приходах города Москвы надлежит провести Приходские собрания для принятия новой редакции устава прихода, осуществления связанных с этим необходимых переизбраний и принятием годового отчета прихода.
       Благословляется провести эти собрания под председательством благочинного округа, без предварительного письменного прошения, не позднее начала Великого поста. После чего надлежит до 1 марта 2010 года подать отчет вместе с протоколом собрания в Московскую Патриархию, где будет централизованно и последовательно осуществляться государственная регистрация новых уставов.
       Перерегистрированный устав прихода будет находиться в Московской Патриархии. Приходу будет выдаваться нотариально заверенная копия.
       Кратко коснусь тех изменений, которые внесены в приходской устав.
       Последняя редакция типового устава прихода была утверждена Синодом в 1999 году. За прошедшее десятилетие российское законодательство значительно изменилось. Однако в тексте приходских уставов эти изменения не были учтены, что осложняло приходскую деятельность. С принятием новой редакции приходского устава существовавшее прежде несоответствие некоторых его положений нормам действующего законодательства устранено.
       Следует также отметить, что новая редакция устава вносит ряд значительных изменений в структуру и компетенцию органов управления приходом.
       В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления приходом было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем.
       Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, где прямо говорится, что приход находится под высшим руководством правящего архиерея. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения).
       Хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет прием на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры.
       Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода.
       Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам, которые нередко практически назначались светской властью.
       Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель будет занимать должность председателя Приходского совета. При этом в некоторых случаях правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.
       Иными словами, ответственность настоятеля прихода за всю приходскую жизнедеятельность, как богослужебную, так и финансово-хозяйственную, возрастает. С момента назначения настоятеля прихода он одновременно становится не только председателем Приходского собрания, но и Приходского совета. Вся документация, исходящая из прихода (в том числе и финансовая), подписывается настоятелем и казначеем.
       При этом Приходским собранием избирается помощник настоятеля, его обязанности определяет Приходское собрание. Функции Ревизионной комиссии остаются прежними.
       Кроме того, изменения будут внесены также в уставы Патриарших и монастырских подворий.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ С ОБЩЕСТВОМ

       Храмы должны быть просветительскими и миссионерскими центрами; большую роль в этом способны сыграть православная периодика и книги. Для этого необходимо, чтобы православная печатная продукция была здесь широко представлена... Что касается представленной в церковных лавках литературы, то зачастую возникают недопустимые ситуации, когда зашедшему в храм человеку предлагается очень мало достойных православных изданий, а порой здесь можно встретить книги, газеты и журналы, которым вообще не место в церкви. Литературой, распространяемой в храмах, должны заниматься лично настоятели; нельзя перепоручать это послушание работникам книжных палаток и свечных ящиков. Даже если настоятель сильно загружен, и есть человек, отвечающий за состояние книжно-журнальной полки, то настоятель обязан быть в курсе того, что в его храме предлагается в качестве чтения для прихожан. Кроме того, в храме хорошо бы иметь отдельную полку или стенд, где были бы представлены только православные СМИ.
       Обращаю ваше внимание на то, что по мере совершенствования работы Издательского Совета, в церковных лавках и в храмах должны распространяться книги только с грифом этого Совета, подтверждающим, что печатная продукция рекомендована к изданию и распространению. С Издательским Советом, а также с Богослужебной комиссией в обязательном порядке согласовывается вся богослужебная литература, издаваемая приходами и монастырями. В своем недавнем отчете Богослужебная комиссия указала на то, что многие храмы и монастыри пытаются заниматься гимнотворчеством, составляя акафисты и службы и распространяя их среди верующих прежде рассмотрения и утверждения Богослужебной комиссией. Чаще всего подобные акафисты бывают отмечены безграмотным изложением, а зачастую имеют и сомнительное богословское содержание. Еще печальнее, когда подобное «творчество» вводится в богослужение. Такая практика будет пресекаться.
       Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к православию со стороны светских кругов, и в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно-общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию. Конечно, вовсе отказываться от общения с журналистами не стоит, кроме того, во многом данная проблема зависит от интерпретации журналистом полученного комментария, и все-таки не лишним будет в каких-то случаях обращения журналистов посоветоваться сначала в профильных синодальных структурах или переадресовать вопрос представителям данных структур.
       В поддержку информационной деятельности Церкви создан Синодальный информационный отдел, куда всегда можно обратиться за помощью и советом. В то же время необходимо оказывать содействие сотрудникам самого отдела в их ответственном и специфическом служении: если из отдела обращаются за разъяснением сложившейся ситуации, важно предоставить полную информацию.
       В Московскую Патриархию и в Синодальный информационный отдел необходимо также сообщать о фактах мошенничества, когда предприимчивые люди начинают делать деньги на авторитете Церкви и доверии простодушных людей. Например, в добавление к известным видам мошенничества участились случаи отпевания покойников при моргах священниками, чей канонический статус вызывает сомнение: раскольниками, запрещенными в священнослужении, или вообще лицами, не имеющими сана. Необходимо делать достоянием гласности подобные факты, подчеркивая безблагодатность данных чинопоследований.
       Информационный отдел также призван поддерживать православные периодические издания и другие медиа-проекты; он имеет право присваивать гриф «рекомендовано к печати». Только с таким грифом могут продаваться газеты и журналы в церковных лавках...

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

       Главная задача пастыря – вести людей на пути спасения, укрепляя их общей молитвой и совершая Таинства, через которые Божественная благодать преображает человеческие сердца. Вместе с тем как община веры Церковь призвана внутри и вовне совершать то, чему научена Господом и Спасителем, – дела милосердия.
       Сегодня это служение Церкви осуществляется в больницах, тюрьмах, домах престарелых, детских домах, в работе с беспризорными детьми и лицами, оказавшимися на улице без средств к существованию.
       В наше время у каждого прихода должна быть своя социальная специализация, диктуемая не личными предпочтениями настоятеля, а потребностями города, нуждами ближних. За каждым приходом следует закрепить какую-либо городскую больницу, в которую священник обязан приходить регулярно, а не только по вызову или приглашению.
       К сожалению, сегодня многие подобные вопросы остаются без внимания приходов. Назову лишь некоторые из них. Это помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов.
       В соответствии с имеющимися договоренностями в ближайшее время должен быть подписан договор между Московской Патриархией и Правительством города Москвы, регулирующий участие церковных структур в помощи наименее защищенным группам наших сограждан.
       Предлежащий нам фронт работы обширен, встает вопрос о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. Очевидно, нам потребуется ввести должность социального работника в каждом приходе. Сейчас прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.
       Введение в штатные расписания приходов должностей социальных работников, кроме всего прочего, создает новые рабочие места в городе, что в условиях экономического кризиса имеет немаловажное значение.
       Однако появление социальных работников на приходах не означает, что священнослужители могут самоустраниться от непростых социальных послушаний.
       Взаимодействие с тюрьмами и СИЗО сегодня в основном сводится к традиционным формам попечения: богослужения, подарки к праздникам, катехизаторские беседы. Между тем объем работ здесь должен быть куда более значительным. Раздача подарков и посылок похвальна, но явно недостаточна, от нас требуется основательная катехизаторская работа и душепопечительская практика.

О РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

       Молодая паства – предмет особой заботы Русской Православной Церкви. Наш с вами долг – противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха – проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
       Следует принять во внимание со всей серьезностью, что за последнее время молодежь изменилась, хотя бы чисто демографически. Нынешние двадцатилетние – это люди совершенно другого поколения, выросшие в совершенно иной среде, нежели те, с кем начинали работать наши миссионеры десять и уж тем более пятнадцать лет назад, и это необходимо учитывать. Когда мы говорим, что знаем молодежь, а на самом деле знаем нынешних тридцатилетних, это лишь демонстрирует наше отставание. Говорят, что генералы всегда готовятся к предыдущей войне. Но миссионер не имеет права готовиться к работе с предыдущим поколением людей.
       В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, одним из характерных факторов является наличие молодежи в храмах. В любом спальном районе за воскресной службой – присутствует множество молодых людей. Мы сегодня реально испытываем дефицит храмов и опытных пастырей, а не прихожан. И если московский священник говорит, что к нему не ходит молодежь, это уже однозначно говорит о проблемах священника, а не молодежи.
       Важно понимать, какая молодежь сегодня стремится в Церковь. В первую очередь, это образованное студенчество, причем лучшая его часть, и ее уровню нужно соответствовать. Нужно быть готовым к ее вопросам, к ее позиции...
       Значит ли сказанное выше, что мы должны сосредоточиться лишь на элите молодого поколения? Нет. Понимая, что именно лучшие представители молодежи могут быть нашими союзниками, нельзя забывать и об остальных, в особенности о «проблемных социальных слоях».
       Нельзя отворачиваться от таких явлений в молодежной среде, как экстремизм и антисоциальное поведение; нужно пытаться хотя бы дать им оценку, а в идеале – постараться как-то им противодействовать...
       Социальные процессы в обществе – это наука, и священник, проповедующий в этом обществе, должен ею владеть.
       Наконец, особое внимание следует уделить молодежным организациям, их инициативам. Увы, сегодня существует серьезная проблема социальной инертности в молодежной среде. Однако мы должны понимать, что решение этой проблемы, которую не исправить одними только административными мерами, это серьезнейшая пастырская задача. И уж тем более ее не преодолеть, если не давать развиваться сегодня тем росткам гражданского общества, которые демонстрирует молодежная инициатива...
       Надо сказать, что современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, диакона, регента и псаломщика, является наследием прошлого. Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой.
       Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал. Поэтому наравне с подготовкой педагогов-катехизаторов, которая осуществляется в некоторых из наших церковных образовательных учреждениях, нам необходимо озаботиться и образованием церковных социальных работников, о чем уже упоминалось, а также приходских молодежных лидеров.
       Если социальных работников готовят светские вузы, то с молодежными лидерами дела обстоят сложнее. Работать с молодым поколением на современном уровне у нас умеют немногие. Этому надо учиться, а учиться практически негде. Вот почему сейчас изучается проект создания Школы молодежных лидеров при Даниловом монастыре...
       Подытоживая ту часть своего доклада, которая посвящена работе с молодежью, хотел бы подчеркнуть, что работа с юношеством – это не только работа во имя будущего России и других государств на пространстве исторической Руси. Это и одна из эффективных форм вовлечения в церковную жизнь старшего поколения – родителей и учителей. Это форма катехизации современной семьи, способ духовного преображения нашего народа.

О БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДУХОВЕНСТВА

       Вызывает беспокойство отсутствие законченного духовного образования у части московских клириков. Такая ситуация недопустима.
       Поручаю Епархиальному совету разобраться с каждым случаем и сделать конкретные предложения о радикальном оздоровлении ситуации.
       Вопрос о недостаточном уровне богословского образования клириков – это вопрос не только к самим этим клирикам, но и к настоятелям и к благочинным. Именно им надлежит отслеживать происходящее в этой области и принимать меры к исправлению создавшегося положения. Те же лица должны особо заботиться о выявлении и подготовке достойных кандидатов для обучения в духовных семинариях. Все, желающие поступать в духовные школы, должны иметь возможность подготовиться к вступительным экзаменам, в том числе и посредством обучения на подготовительных курсах при духовных семинариях. Прошу Учебный комитет озаботиться организацией таких курсов.

       Кроме того, необходимо продумать организацию системы повышения богословско-пастырской квалификации священнослужителей города Москвы. В ближайшее время она должна быть воплощена в жизнь.

ЭСТЕТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

       Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. Поэтому на настоятелях лежит особая ответственность за убранство и чистоту в храмах.
       В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений. За это отвечает Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете.
       Московские власти, идя навстречу нашим просьбам, согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций. Искусствоведческая комиссия должна будет оказывать содействие в подготовке соответствующих проектных предложений.
       В отчете Искусствоведческой комиссии прозвучала тревога по поводу того, что при производстве ремонтных работ в храмах нередко меняется внутренняя и внешняя окраска здания. При этом все это делается «по вкусу» настоятеля. Известны случаи, когда с приходом нового настоятеля значительно изменялось внутреннее убранство храма, причем не в лучшую сторону. При воссоздании интерьеров порушенных церквей настоятелям необходимо согласовывать свои действия с Искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете, которая и создана для того, чтобы помогать им и приходским советам в решении весьма непростых вопросов, связанных с эстетикой храмового пространства.
       То же касается проектов храмов, часовен, колоколен, домов причта и даже церковных оград.
       Такие проекты могут осуществляться только по благословению Патриарха и на основе заключения Искусствоведческой комиссии.
       В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства...

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

       Хотел бы проинформировать вас о нескольких важных законодательных актах, принятых в этом году и касающихся правового положения Церкви.
       Прежде всего, Федеральным законом № 170-ФЗ от 17 июля 2009 года внесены поправки в ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях». Согласно новой редакции этой статьи, с 1 января 2010 года от обязанности ежегодно сдавать отчеты о своей деятельности в органы юстиции будут освобождены те религиозные организации, денежные и иные имущественные поступления которых в течение года составили до 3 млн. руб. При этом должны быть соблюдены два условия:
       – в состав участников таких религиозных организаций не должны входить иностранные граждане и лица без гражданства;
       – в течение отчетного периода данные религиозные организации не финансировались из-за рубежа.
       В целях освобождения от отчетности потребуется направить в органы юстиции заявления в произвольной форме.
       Вместе с тем те религиозные организации, денежные и иные имущественные поступления которых в течение года составили более 3 млн. руб., должны будут по-прежнему сдавать в органы юстиции отчеты о своей деятельности.
       Содержание, сроки и порядок подачи в органы юстиции отчетов и заявлений будут дополнительно разъяснены особым циркулярным письмом Московской Патриархии.
       Необходимо отметить еще одну законодательную новеллу. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 173-ФЗ от 17 июля 2009 года установил новые правила заключения договоров безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом. Ранее закон предусматривал требование об обязательном проведении конкурсов (аукционов) на право заключения таких договоров, в том числе с религиозными организациями. Данное требование не распространялось только на храмы и иное имущество религиозного назначения. Все остальное имущество, включая объекты благотворительного, социального или образовательного назначения, могло быть передано религиозным организациям в безвозмездное пользование только по результатам конкурса (аукциона). Теперь это требование отменено.
       Новая редакция ст. 17.1 этого закона предусматривает заключение с религиозными организациями любых договоров о переходе прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
       Следует отметить, что аналогичный порядок заключения договоров предусмотрен данным законом для негосударственных образовательных учреждении, созданных религиозными организациями.
       На завершающей стадии находится разработка законопроекта о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
       Законопроект после его доработки будет внесен в Правительство Российской Федерации.


* * *

       В завершение своего выступления хотел бы обратить внимание присутствующих на то, что все указания моего предшественника, Святейшего Патриарха Алексия II, особенно касающиеся дисциплины, благоговения при совершении богослужений, дежурств священников в храме в течение всего дня, остаются неизменными.
       Все храмы должны быть открытыми в течение светлого времени суток для всех желающих прикоснуться к святыням, при этом всегда должен быть дежурный священник, способный дать ответ пришедшему к нему по всем вопросам духовной жизни и спасения. Именно в церкви люди должны получать ответы на эти вопросы, а не в подземных переходах и не на перекрестках, где ведут свою душепагубную работу сектанты всех мастей, уловляя в свои сети слабые души.
       Я призываю всех помнить о нашей общей великой ответственности перед Богом, Церковью и обществом. Пусть ваши труды, совершаемые в винограднике Божием, станут добрым примером для всех окружающих, дабы люди, видя «ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16) и сами возгорались желанием приобщиться к благому и легкому игу Христову (см. Мф. 11, 30).

Публикуется с сокращениями

* * *

СПРАВКА

       В Москве в Патриаршем ведении находится 836 храмов и часовен, из них:
       6 Кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 7 храмов при синодальных учреждениях, 409 приходских храмов, 127 Патриарших подворий, 110 монастырских подворий, 53 монастырских храма, 8 храмов при представительствах Православных Церквей, 20 крестильных храмов, 94 часовни.
       90 храмов и часовен находятся в стадии строительства. Богослужения совершаются в 782 храмах и часовнях; ежедневно Божественная литургия совершается в 170 храмах. Не освобождены 18 храмов, в 36 не возобновлены богослужения.
       На приходах г. Москвы совершают служение 11 епископов, 845 священников и 297 диаконов, всего 1153 клирика. В монастырях Московской городской епархии совершают служение 6 епископов, 52 священника и 37 диаконов, всего в обителях столицы 95 клириков. Общее число духовенства г. Москвы 1248 клириков. В это число не входят 48 клириков, состоящих за штатом, 31 клирик, запрещенный в служении, 12 клириков, находящихся в заграничной командировке. Подготовку кандидатов священства и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. По состоянию на ноябрь 2009 года в Москве насчитывается 213 воскресных школ, в которых обучается 9890 детей и 6566 взрослых.

По состоянию на декабрь 2009 г.

* * *

НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ ДУХОВЕНСТВА Г. МОСКВЫ

       В состав Комиссии по богослужению включены:
       прот. Василий Бабурин,
       прот. Сергий Князев,
       монахиня Сергия (Инютина).
      
       В состав Имущественной комиссии включены:
       Преосвященный Тихон, епископ Подольский,
       прот. Владимир Клюев,
       Павел Александрович Шашкин,
       Наталья Александровна Дерюжкина,
       инокиня Ксения (Чернега).
      
       Новый состав Комиссии по социальному служению:
      
       Центральное благочиние:
       ответственный прот. Андрей Шумилов,
       помощник диакон Игорь Спартесный;
      
       Сретенское благочиние:
       ответственный – прот. Александр Борисов,
       помощник свящ. Алексий Гомонов;
      
       Богоявленское благочиние:
       ответственный свящ. Владимир Соколов,
       помощник диакон Феодор Котрелев;
      
       Покровское благочиние:
       ответственный игумен Илия (Чураков),
       помощник прот. Сергий Минаев;
      
       Москворецкое благочиние:
       ответственный – прот. Николай Коновалов,
       помощник диакон Александр Карпунин;
      
       Даниловское благочиние:
       ответственный – свящ. Константин Сопельников,
       помощник диакон Кирилл Марковский;
      
       Андреевское благочиние:
       ответственный свящ. Александр Ковтун,
       помощник свящ. Тимофей Бойко;
      
       Михайловское благочиние:
       ответственный прот. Серафим Недосекин,
       помощник диакон Михаил Володин;
      
       Успенское благочиние:
       ответственный свящ. Максим Запальский,
       помощник свящ. Сергий Сулин;
      
       Всехсвятское благочиние:
       ответственный прот. Сергий Куликов,
       помощник свящ. Павел Журавлев;
      
       Троицкое благочиние:
       ответственный прот. Георгий Гуторов,
       помощник прот. Георгий Ланкин;
      
       Преображенское благочиние:
       ответственный свящ. Димитрий Бабьев,
       помощник диакон Михаил Кривошеев;
      
       Петропавловское благочиние:
       ответственный прот. Александр Кашкин,
       помощник диакон Алексий Хилов;
      
       Зеленоградское благочиние:
       ответственный свящ. Константин Михайлов,
       помощник диакон Андрей Орлов.
      
       В Комиссию по социальной деятельности в местах лишения свободы
       включен протоиерей Димитрий Медведев.
      
       Председателем Комиссии делам молодежи
       назначен епископ Бронницкий Игнатий.
      
       Епархиальный церковный суд
       Председатель Епархиального суда прот. Михаил Рязанцев,
       заместитель председателя прот. Владислав Цыпин,
       секретарь суда свящ. Александр Миронов,
       члены суда прот. Леонид Ролдугин, прот. Леонид Чувикин.