|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2010 |
ПОУЧЕНИЯ
Воцарение Царя Истинного
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ)
Дух Святой сходит на людей от Пресвятой Троицы - всей Троицы в целом: Сын исходатайствовал, Отец посылает, Дух нисходит.
Только в Одном Господе Иисусе Христе соединение Божественного и человеческого было и есть так тесно, во Единую Ипостась, в Единое Лицо, что Он с нашим естеством воссиял на престоле Святой Троицы. Но это было единственно в Нем лишь Одном. Поэтому в Нем и человечество прославляется во Святой Троице. Человек же приобщается к этой жизни - «по благодати» - отчасти лишь.
Правда ли, что люди действительно и почитают в душе, и проводят в жизни этот высочайший принцип - все для Бога? Ну, хотя бы оглянемся на окружающий современный мир и на самих себя.
Современный мир живет самим собою, - и притом земными, низшими интересами своими. О Боге думают вскользь, лучшие помнят в некоторые моменты дня, другие - по праздникам... Но и это все-лишь прибавка к основе жизни, а не самое существо ее. Между тем единственно сущее, подлинное, само в себе существующее и источник всего прочего, высочайшее бытие есть лишь Бог. И не вообще Бог, а именно Бог истинный, Бог в Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Троица Единица».
И от Него, Единого сущего и Единого благого и Единого блаженного, и источника блаженства, ушли данные Им люди: с Адама до Христа человечество ушло от своего Владыки, Творца и Отца, и даже сделось Ему врагами. И тотчас попали мы в чужое царство - в рабство диаволу.
И вот возвратить род человеческий из этого плена, пленить плен (Пс. 67, 19; Еф. 4, 8), то есть освободить пленников и возвратить их - в свое Отечество Небесное, в свое Царство Троицы, - дабы Ее Едину знать, и Ее Едину чтить и славить, Ей Единой поклоняться, - и было целью пришествия Христова. И это совершилось в день Троицы.
Если мы, живя в чужих странах, стремимся возвратиться на Родину, то что же можно представить, когда человечество возвратилось в Царство Троицы?! Какая слава и торжество!
Приходит такая мысль: ныне воцарение Царя истинного, Бога Небесного... Какая должна быть paдость в Царстве! а особенно воцарение над потерянным прежде Царством: двойная радость. Вот какой смысл нынешнего праздника: восстановление Царства Троицы!
Поэтому-то в песнопениях и должна прославляться вся Пресвятая Троица: так и будет. Но так как Виновником этого восстановления был Сын Божий, то Церковь за это и будет славословить Его. Дальнейшее же завоевание и отвоевание плененного мира совершается Духом Святым, «Царем Небесным» - и Его славит освобожденная Церковь. Освобождение же это Дух Святой совершил через двенадцать всего ратников, «полк ученический», - как говорилось еще на Вознесение, то есть через апостолов; и их ублажает Церковь. Теперь-Царство благодати, а Дух Святой - Царь наш.
В день Троицы лишь началось это освобождение и возвращение в Царство Троицы, а продолжаться оно будет до скончания мира.
Теперь немного проясняется и дар твердой, ясной веры, - и знаю, в Кого я веровал, - которую ощутил и я в день Пресвятой Троицы; она, вера, дала и твердость настроения. Ведь вера есть откровение. Вера в Пресвятую Троицу есть откровение Ее Самой нашему духу («касание»). Твердая вера - твердое откровение. Оно и утверждает душу... И так Сама Пресвятая Троица дала такое утверждение. А так как Она Сама есть высочайший вид утверждения - полное Единство Трех, то можно сказать, что это «утверждение» тоже есть отсвет «Троического Единства», этой основной благодати дня.
Еще думается: ныне день Царства Троицы... И мы участники ныне в сем Царстве... Мы ныне род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9). Вместо избранного народа еврейского ныне христиане - избранники, - ибо они приняли «подданство» в Царстве Троицы...
И хотя это дается опять лишь в «задатке», в «закваске», и лишь на один этот день избранники приглашаются в «Царские чертоги» как сыны по благодати, - а после они еще должны заслужить, заработать этот дар, - но все же они ныне - «цари»: вы бози есте, и сынове Вышняго вси, - пророчествовал еще царь Давид (Пс. 81, 6); а Спаситель отнес это к верующим (Ин. 10, 34).Из книги «Царство Святой Троицы»