ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Небезнадежная паства

С середины 1990-х годов Церковь принимает деятельное участие в помощи наркозависимым и их родственникам.
Уже накоплен начальный опыт, который может стать основанием для создания новой методологии.

       К сожалению, говорить о том, что православная церковная реабилитация находится на уровне, соответствующем возможностям Церкви и современным научным представлениям о ней, пока преждевременно.
       Основная миссия Церкви состоит в спасении людей и приготовлении их к вечной жизни в Царстве Небесном. Таковой же она является и относительно наркозависимых. Наркоман не в меньшей степени, чем остальные люди, может надеяться на милосердие Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Ибо нет воли Отца... Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 12–17). Ведь, как и любой другой человек, наркоман способен изменить свой греховный, неправильный образ жизни и встать на путь спасения. И потому эти люди – совсем не безнадежная часть церковной паствы, следовательно собственно церковная реабилитация напрямую связана с деятельным воцерковлением.
       Сегодня в активе Церкви есть ряд православных приходов и монастырей, в которых успешно занимаются реабилитацией наркозависимых и где работают ревностные энтузиасты этого дела. Но в масштабах всей Церкви подобных приходских и монашеских общин крайне мало. Можно назвать самые известные из них – центр во имя св. Иоанна Кронштадтского при Крутицком подворье в г. Москве, возглавляемый игуменом Анатолием (Берестовым); община при храме во имя Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное Санкт-Петербургской епархии, возглавляемая настоятелем прихода протоиереем Сергием Бельковым, который является также руководителем активно работающего Епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии; реабилитационный центр фонда «Старый свет», возглавляемый Евгением Проценко (центр существует при храме Покрова Божией Матери в с. Ерино Подольского р-на Московской обл.); Пошетнинский реабилитационный центр, входящий в структуру БФ «Диакония» (д. Пошетни Пушкинского р-на Псковской обл.); центр реабилитации при монастыре св. Саввы Освященного (г. Мелитополь Запорожской обл., Украина). Нельзя не упомянуть имена священников и мирян, сотрудничающих с Круглым столом по религиозному образованию и диаконии при ОВЦС: протоиерей Максим Плетнев много лет окормлял реабилитационный центр «Мельничный ручей» и ныне ведет постреабилитационное сопровождение наркозависимых при храме Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга; иеромонах Диомид (Кузьмин) руководит реабилитацией в Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии; Елена Рыдалевская руководит Благотворительным фондом «Диакония» в Санкт-Петербурге.
       Вместе с тем потребности общества и самой Церкви в увеличении количества подобных центров огромны. Существуют попытки обобщить этот опыт: издан ряд статей по реабилитации наркозависимых при православных приходах и монастырях, вышли буклеты, книги, снято несколько ознакомительных фильмов, но пока нет разработанной методологии православной реабилитации. Так или иначе, информация о церковной работе с наркозависимыми носит фрагментарный характер.
       Конечно, в организации церковной реабилитации возможно некоторое разнообразие форм, более того – следует даже ожидать появления отличающихся один от другого подходов. Это разнообразие форм надо приветствовать, а не опасаться их появления. И если кому-то из служителей Церкви удалось найти свой результативный подход в работе с наркозависимыми, из этого вовсе не следует, что все, кто не вместе с ним, кто действует иначе, находятся на заведомо ложном пути. Недружественное отношение друг к другу некоторых церковнослужителей, занимающихся реабилитацией, уже нанесло значительный ущерб становлению этого общецерковного дела.
       Особенно острая полемика, ведущаяся порой откровенно некорректно по отношению к оппонентам, допускающая искажение фактов и во многом базирующаяся на поверхностном понимании, развернулась вокруг церковного взгляда на программу «12 шагов». Отчасти острота спора объясняется крайними позициями противников и сторонников программы. В то время, как одни называли группы, работающие по программе «12 шагов», сектами, уводящими своих адептов от Бога и от Церкви, другие пытались доказать, что только эта методика самая что ни на есть церковная и нет нужды изобретать что-то другое. Не углубляясь в анализ, можно сказать, что в своих крайних утверждениях обе стороны были неправы.
       Программа «12 шагов», действительно, эффективна как инструмент в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, так ее оценивает большинство непредвзятых наблюдателей во всем мире (понятно, что различные группы применяют ее более или менее успешно). Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но говорила о Христе прикровенно, предоставляя возможность участия в группах людям далеким от веры, в том числе даже имеющим предубеждение против религиозной жизни. Целью создателей было выведение зависимых от психоактивных веществ (алкоголя) в устойчивую ремиссию, а не приведение последователей к Христу. Осознав прикладной, а не вероучительный характер программы, можно увидеть, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не тождественное православному церковному, но все же христианское, не является сколь-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данного инструмента, одновременно с посещением групп, успешно воцерковлялись (см.: ЖМП, № 5, 2010.). Немало чад Церкви, в том числе некоторые священники, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных таинств и аскезы, добились устойчивого результата, именно используя занятия по программе «12 шагов». И это ни в коей мере не оторвало их от полноценной церковной жизни. Однако, программа «12 шагов» не единственная реабилитационная методика, которая показывают хорошие результаты. И это следует учитывать. Более того, программа «12 шагов» не является церковной в православном понимании уже хотя бы потому, что в не предусматривается участие человека в церковных таинствах, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию (что и делают некоторые ее приверженцы из членов Церкви), но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Поэтому, допуская и даже приветствуя участие страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по программе «12 шагов», мы должны развивать свою, в собственном смысле церковную систему реабилитации, первые успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по программе «12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации ни сейчас, ни в будущем, и может даже поощряться.

Принципы церковной реабилитации

       Церковная реабилитация есть соработничество Богу в спасении попавших в зависимость от психоактивных веществ людей через приобщение их к внутрицерковной жизни, в которой соединяется перемена их мировоззрения и максимально возможное участие в Евхаристической жизни, при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковных общин. Показателем успеха реабилитационного процесса является устойчивая ремиссия зависимого при его нравственно-ориентированном участии в социальной жизни общества.
       Три основных принципа церковной реабилитации таковы:
       Принцип 1. Главным, самым могущественным, мудрым и активным деятелем церковной реабилитации является Бог.
       Следовательно, в центре реабилитационного процесса, на всех главных этапах – мотивационном, основном и на этапе ресоциализации – рядом страждущим находится священник; воцерковление (как минимум – катехизация) является неотъемлемым компонентом реабилитации; реабилитация является бесплатной.
       Принцип 2. Совместная жизнь членов церковной общины и наркозависимых воспитанников.
       Наркопотребителя отделяет от церковной паствы иной жизненный опыт, иная, перевернутая система ценностей, иное видение мира и его законов. Поэтому вначале общение с зависимым от наркотиков воспитанником нецелесообразно выстраивать через обращение к его уму. Приносит плоды обращение к его сердцу, которое способно непосредственно откликнуться на проявления жизни, дарованной от Бога, почувствовав вкус церковного бытия: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Через некоторое время при таком подходе для воспитанника открывается возможность осмысленного отношения к своей проблеме и церковной реабилитации.
       Принцип 3. Компетентность (профессионализм) сотрудников.
       Компетентность составляют – понимание природы зависимости, знание особенностей процесса помощи наркозависимым людям, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.
       Православные монахи аскеты наставляли, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только вооружившись обстоятельными знаниями относительно всех особенностей данной страсти, ее действия, уловок, слабых мест, ее малопонятных проявлений, пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Как можно браться помогать наркозависимым, не имея даже слабого понимания их проблемы на физическом, психическом и духовном уровнях? Причем сотрудникам необходимо не только самим разбираться в этом вопросе, но в процессе реабилитации им следует вооружить этими знаниями своих подопечных, пришедших в Церковь в надежде получить помощь.
       Реабилитация наркозависимых представляет из себя многоступенчатый процесс. Он включает в себя: первичное консультирование, мотивацию на прохождение реабилитации, основной период реабилитации, ресоциализацию, сопровождение по жизни прошедших реабилитацию подопечных, а также работу с родственниками наркозависимых.
       1. Первичное консультирование. Очное консультирование проводится в кабинетах первичного приема. Заочное консультирование осуществляется по телефону доверия.
       2. Дезинтоксикация. Целесообразно проводить ее в медицинских учреждениях, на основании договора о направлении к ним пациентов.
       3. Мотивационный период (проводится в мотивационном центре). В этот период необходимо настроить подопечного на полный отказ от употребления изменяющих сознание психически активных веществ, на дальнейшее прохождение реабилитации, по возможности – на прохождение церковной реабилитации. Длительность периода 1–3 месяца. В жизнь пациентов уже здесь входит знакомство с Православной Церковью, встречи со священником, присутствие на богослужениях или даже (при желании) посильное участие в таинствах, чтобы их последующий выбор относительно продолжения реабилитации был, не слепым, а вполне осознанным.
       4. Основной период церковной реабилитации. Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с полноценным участием воспитанника в возможной для него мере в церковной жизни. Длительность приблизительно 12–15 месяцев. В центре реабилитационного процесса находится священник. Реабилитационное пространство легче выстраивается, если основной период церковной реабилитации проходит на значительном расстоянии от крупных городов.
       5. Ресоциализация. Проводится в центре (социальная гостиница, «дом на полпути»), расположенном в каком-либо из крупных городов. Воспитаннику предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье. Здесь он защищен от влияния «улицы», находится в неагрессивной по отношению к нему среде. У него имеется возможность получить консультативную помощь. Он работает в миру, сам планирует свои расходы, готовит себе пищу, следит за жилым помещением, учится пользоваться электронными средствами массовой информации, – одним словом, готовит себя к полностью самостоятельной трезвой жизни. Время данного этапа от несколько месяцев до 2–3 лет.
       6. Постреабилитационное сопровождение. При согласии прошедшего реабилитацию подопечного с ним поддерживается связь. В лучшем случае он становится активным прихожанином какого-либо храма. В случае возникновения в его жизни проблем, ему оказывается помощь.
       7. Работа с родственниками. По большей части, проблема наркотизации молодого человека, это не только его личная проблема, это проблема всей его семьи. Семье, при поступлении ребенка или мужа (жены) на основной этап реабилитации будет предложено так же ознакомиться с проблемой зависимости и, возможно, с помощью консультантов, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие подопечного к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.
       Основной период церковной реабилитации, проходящий на приходе или в монастыре, делится на три этапа:
       1. «Прийти в себя» – изучение природы зависимости, преодоление влечения к наркотику, изучение собственной истории употребления, выделение духовной составляющей своей жизни, выявление основных жизненных проблем и перспектив, в итоге получение реального взгляда на себя. Длительность этапа 4–5 месяцев. В практике Свято-Георгиевского прихода первый этап включает в себя семь заданий, три из которых представляют в большей или меньшей степени переработанные задания из профессиональной методики реабилитации, четыре являются оригинальными.
       2. «Прийти к Богу» – деятельное изучение основ церковного бытия: вера как духовный опыт, изучение аскетических методов борьбы со страстями, покаяние (грех как ошибка, генеральная исповедь, епитимия и возвращение долгов), проблемы пола (ложь постулатов сексуальной революции, целомудрие, тендерные различия, церковный брак), пост и молитва, послушание, ритм и границы в духовной жизни, таинства, осознание смысла страданий и постановка вопроса о смысле жизни. Длительность этапа 5–6 месяцев.
       3. «Вернуться к людям» (адаптационный) – выработка социальных навыков, анализ и проработка возникающих проблем, написание стратегического плана жизни (на один год), создание собственной системы поддержки, подготовка к возвращению в социальную среду (в мир). Длительность этапа 3–4 месяца.
       Последовательно проходя эти этапы, постигая и осваивая новый жизненный опыт, воспитанники прослушивают лекции и беседы по проблемам зависимости, по разным аспектам духовной жизни, постоянно консультируются со своим воспитателем, выполняют в письменной форме специально разработанные задания.
       На всех этапах основной реабилитации, буквально с первых дней жизни на приходе, воспитанники участвуют в церковной жизни (таинства и богослужения, молитва, послушания, пост, окормление у духовника), обсуждают итоги недели с воспитателем, проходят курс катехизации (занятия по закону Божию, литургике и библеистике), проводят самостоятельные групповые обсуждения отдельных вопросов (представляя свои решения на суд духовника), участвуют в кинообсуждениях, индивидуально работают с духовной и художественной литературой и аудиоматериалами, занимаются спортом, в некоторые праздники проводят культурные вечера.
       Основной, наиболее важный, самый длительный и трудоемкий период реабилитации целесообразно проводить непосредственно на приходах и в монастырях. Несложно прописать, каким духовным потенциалом и материальными ресурсами должны обладать приход или монашеская община (монастырь), каково должно быть их местоположение, для того, чтобы они могли заниматься реабилитацией наркозависимых. Таковых монастырей и приходов, в масштабах всей Церкви, можно найти многие десятки, если не сотни. В настоящее время на основании опыта нашего Свято-Георгиевского прихода Иваново-Вознесенской епархии прописывается методология церковной реабилитации.
       К сожалению, на общецерковном уровне пока нет структуры, специально занимающейся проблемами противодействия наркомании. Однако Церковь имеет возможность стать одним из основных деятелей в реабилитации наркозависимых на территории России, если не самым главным. Потенциал Церкви практически неограничен, необходимо привести его в действие.

Перспективы развития

       В настоящее время уже несложно представить, как в среднесрочной перспективе, лет через 10, мог бы выглядеть процесс церковной реабилитации на территории России. В каждой епархии Русской Православной Церкви будет отдел по противодействию наркомании, который координирует профилактическую, реабилитационную и постреабилитационную деятельность церковных организаций, проводит обучающие семинары для клириков епархии, отвечает на региональном уровне за связь с общественными организациями и государственными структурами по этой проблеме, находится в контакте с епархиальными отделами по противодействию наркомании других епархий. В каждом областном центре и в больших городах открыты кабинеты для первичного приема наркозависимых, функционируют телефоны доверия. Наркопотребители, выразившие желание прекратить наркотизацию, после дезинтоксикации направляются в один из церковных мотивационных центров, или амбулаторно готовятся к реабилитации на приходе или в монастыре. В каждом федеральном округе, поблизости от одного из его главных городов, будет действовать мотивационный центр, рассчитанный на одновременное проживание 20–30 наркозависимых воспитанников. Выпускники мотивационного центра имеют возможность для прохождения основного этапа реабилитации поехать в одну из церковных общин, занимающихся реабилитацией. В епархиях – не менее двух-трех приходов, а также отдельные монастыри, с благословения епархиального архиерея принимают наркозависимых воспитанников для прохождения основного этапа реабилитации. По окончании основного этапа нуждающимся воспитанникам предоставляется возможность в течение значительного времени пожить в социальной гостинице («доме на полпути») под нежестким контролем, где он всегда сможет получить консультацию специалиста и совет духовника. Каждому прошедшему реабилитацию человеку, может быть обеспечено духовное сопровождение по месту жительства. В целом деятельность Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых координирует сектор по противодействию наркомании при отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Данный сектор организует обучающие семинары по проблемам наркомании и семинары по обмену опытом, а также с благословения и при поддержке священноначалия, осуществляет взаимодействие Церкви и государства в противодействии наркомании на уровне министерств.
       Приведенное здесь описание системы церковной реабилитации так и останется мечтой, если в ближайшее время не приступить к методичной и последовательной работе над данным проектом в масштабах всей Русской Православной Церкви. Развитие церковной реабилитации самотеком практически исчерпало себя. Какие ближайшие шаги следует предпринять для дальнейшего становления церковной реабилитации?
       – Создать сектор по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, а так же также экспертную группу, состоящую из компетентных священников и специалистов.
       – Выяснить, что конкретно делается в во всех епархиях по противодействию наркомании, поскольку полной картины по данному вопросу ни у кого нет. Закончить написание и апробацию методологии церковной реабилитации.
       – Провести с помощью специалистов профессионалов и церковнослужителей, успешно занимающихся реабилитацией, обучающие семинары – тренинги для руководителей и сотрудников этих отделов. В областных центрах, в городах с населением более 200 тысяч человек организовать кабинеты первичного приема наркозависимых пациентов. Желательно организовать так же теле-
       – В окрестностях Санкт-Петербурга, затем в окрестностях Москвы организовать мотивационные центры (такая последовательность диктуется тем, что в северной столице есть подготовленные для данной работы кадры, и московский центр будет легче скопировать, как с матрицы, с уже действующего центра).
       – С помощью сотрудников епархиальных отделов по противодействию наркомании найти в епархиях церковные общины, согласные заняться реабилитацией наркозависимых. Хорошо, если в епархии в итоге найдется 2–3 церковные общины (приходские или монастырские), которые можно привлечь к данному служению.
       На базе церковных общин, наиболее успешно осуществляющих реабилитацию наркозависимых, создать ресурсные центры, где могли бы проходить стажировку приступающие к реабилитации служители Церкви и могли бы проводиться обучающие семинары.
       – На общецерковном уровне налаживать связь и взаимодействие с федеральными структурами, сотрудничество с которыми в деле противодействия наркомании целесообразно (в первую очередь с ФСКН, Минздрав соцразвития России, государственной наркологической службой).
       – На епархиальном уровне налаживать связь и взаимодействие с учреждениями государственной наркологии, СПИД центрами, медицинскими учреждениями, помощь которых может потребоваться при работе с наркозависимыми.
       – Наконец, необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность Церкви по реабилитации наркозависимых получила признание у авторитетных представителей научного сообщества. Эти люди своим опытом и знаниями могли бы помочь как дальнейшему совершенствованию церковной реабилитации, так и в деле профилактики наркомании. Если ставить цель добиться в будущем государственного софинансирования реабилитационной деятельности Церкви, то едва ли будет возможно этого достичь без признания эффективности церковной реабилитации научным сообществом.

Игумен Мефодий (Кондратьев)




Стратегия антинаркотической политики

В Москве прошел круглый стол с участием представителей Церкви, посвященный борьбе с наркотиками

       «Церковь является ключевым партнером государства в решении сложнейшей проблемы снижения спроса на наркотики в стране, и ее опыт должен быть востребован», – сказал на круглом столе «Роль гражданского общества в противодействии спросу на наркотики» председатель Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы по контролю за производством и оборотом наркотиков (ФСКН) В. П. Иванов.
       Перед началом форума в московском храме Космы и Дамиана на Маросейке архиепископ Истринский Арсений совершил молебен по случаю передачи Русской Православной Церкви частиц мощей мученика Вонифатия Тарсийского – святого, к которому обращаются с молитвами об исцелении от пристрастия к алкоголю и наркотикам. На богослужении присутствовали сотрудники ФСКН, представители движения «Преображение России», прихожане храма. За богослужением была совершена молитва о работниках Госнаркоконтроля. После молебна первый викарий Святейшего Патриарха архиепископ Арсений вручил директору ФСКН России В. П. Иванову орден Даниила Московского (II степени).
       На круглом столе представители ФСКН, ведущие наркологи, священнослужители, занимающиеся социальной реабилитацией больных наркоманией, обменивались мнениями и делились своим практическим опытом. Обсуждались также новые формы и методы профилактики и социальной реабилитации больных наркоманией на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
       «Церковь создает уникальные возможности для мотивации и ресоциализации больных наркоманией», – заявил в своем докладе руководитель Госнаркоконтроля В. П. Иванов. Стратегия антинаркотической политики состоит в том, чтобы формировать многоуровневую систему противодействия наркомании. Однако, отметил докладчик, на сегодня система оказания помощи наркозависимым людям малоэффективна и не соответствует масштабам проблемы. В России действует только 3 реабилитационных центра и 27 стационаров. Фактически не работает система психологической помощи. Неблагополучно и в сфере социальной помощи. Проблема, считает В. П. Иванов, находится в духовной сфере, в моральном неблагополучии, и необходимо помочь человеку найти духовные стимулы в борьбе с зависимостью. Без помощи гражданского общества проблема наркомании в России не может быть решена – только совместная работа по изменению в обществе отношения к наркотикам может дать результат, и «лидером в этом вопросе является Русская Православная Церковь». Поскольку 78% россиян считают себя православными, уровень доверия Церкви со стороны населения очень высок. «Множество монастырей и приходов обладают уникальными условиями для проведения реабилитации, но важнейшее, что может дать Церковь, – это вера», – сказал директор ФСКН. Он также обозначил основные направления сотрудничества государства и Церкви в сфере борьбы с наркоманией в стране. По его словам, необходимо наладить управленческий механизм по обеспечению государственно-церковного сотрудничества, который, кроме профилактики и реабилитации, поможет развивать сотрудничество при создании системы информирования для наркозависимых и их близких.
       О накопленном церковном опыте реабилитации наркозависимых рассказали собравшимся настоятель храма вмч. Георгия с. Георгиевское Кинешемского района Иваново-Вознесенской епархии игумен Мефодий (Кондратьев) и руководитель мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя прп. Серафима Саровского, благочинный Северо-восточного округа церквей Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин. Руководитель одного из отделов Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития психолог Наталья Сирота представила несколько профилактических программ, некоторые из которых созданы под эгидой Церкви.
       На данный момент Церковь обладает достаточными ресурсами для того, чтобы активно вести реабилитационную работу. При монастырях и приходах действуют около 25-ти реабилитационных центров. Во многих епархиях заключены соглашения о сотрудничестве с местными управлениями Госнаркоконтроля. Начата работа по подготовке соглашения о сотрудничестве ФСКН и Русской Православной Церкви на государственном уровне.

* * *

       Игумен Мефодий (Кондратьев) – настоятель храма великомученика Георгия с. Георгиевское Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных.