|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2010 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Организация церковной помощи пострадавшим от пожаров в июле–августе 2010 года
1. Организация сбора помощи
31 июля Синодальный отдел по церковной благотворительности начал принимать вещи для пострадавших в своем здании и на прилежащей территории. Информация об этом была немедленно распространена через сайт «Милосердие.ру» и московские СМИ. Люди начали приносить помощь сразу, а после обращения Святейшего Патриарха к народу 1 августа приток помощи сильно увеличился.
4 августа отдел при поддержке Синодального информационного отдела провел пресс-конференцию в РИА-Новости. Кроме СМИ информация была распространена в блогах, в частности в сообществе «Пожары.ру».
Мы призвали на помощь добровольцев. В итоге в течение первых двух недель около 500 человек в день приносили помощь, около 170 оставались, чтобы помочь сортировать и грузить ее. Всего за первые две недели принесли вещи около 7000 человек, около 2000 человек участвовали в сортировке и отправке.
Особенность ситуации заключалась в том, что развивалась она очень динамично, нужды менялись буквально каждый день: так, одежду собрали очень быстро, потом сделали упор на питьевую воду, консервы, все для тушения пожаров (респираторы, лопаты, рукавицы, помпы), предметы гигиены.
Ежедневно список актуальных нужд обновлялся на сайте «Милосердие.ру» и на сайте отдела «Диакония.ру» и параллельно – в блогах. Кроме того, информационные объявления вывешивались на специальный стенд для добровольцев в отделе. Это позволило эффективно координировать помощь, которую приносят люди.2. Организация доставки помощи
Чтобы помощь была максимально адресной, отдел организовал работу с оперативной информацией.
На основе сведений, предоставленных МЧС и Общественной палатой Центрального федерального округа (списки пострадавших населенных пунктов с количеством сгоревших домов), была сделана компьютерная база данных по конкретным населенным пунктам, ежедневно в режиме реального времени один из добровольцев обновляет в ней информацию.
Часть добровольцев, имеющих личный транспорт, стали нашими «разведчиками». Они отправлялись на места, взяв базовый комплект помощи (воду, еду, предметы гигиены), и, возвращаясь, делали подробный отчет: что конкретно нужно на месте, сколько и где размещено пострадавших, с кем на месте можно связываться для распределения помощи.
В нашей базе около 300 точек – это и маленькие деревни, и пункты сбора помощи в районных и областных центрах. Со всеми точками мы поддерживали связь.
С 1 по 20 августа Синодальным отделом по церковной благотворительности было отправлено с грузом помощи 238 машин – по нашим расчетам, это более 250 тонн гуманитарной помощи.3. Штаб по координации помощи в отделе
Первую неделю чрезвычайной ситуации отдел работал круглосуточно, затем – с 8.00 до 23.00 часов ежедневно, без выходных.
Работа штаба помощи погорельцам в отделе строилась по следующему принципу. Вся деятельность разбита на три функциональные части:
работа во дворе с вещами и машинами,
работа в штабе по координации помощи,
так называемый «бэк-офис».
Работа во дворе (две зоны ответственности):
– работа с добровольцами (кого куда ставить, кто за какие участки отвечает) по сортировке вещей и встрече всех приходящих;
– работа с отгрузками (какие машины чем грузим, какие разгружаем, куда складываем разгружаемое).
Две смены по 8 часов: с 8.00 до 16.00 и с 15.00 до 23.00; одновременно в смене работают двое ответственных.
Работа в штабе по координации (две зоны ответственности) :
– справочная информация по любым вопросам, координация деятельности с теми, кто работает во дворе, запись грузовых автомобилей и возможностей водителей;
– координация отгрузок (звонки по точкам, уточнение потребностей, формирование заказов).
Работа в две смены по 8 часов: с 8.00 до 16.00 и с 15.00 до 23.00; одновременно в смене два ответственных человека – по зонам ответственности.
Работа «бэк-офиса» (три человека одновременно):
– ответы на звонки по телефону, запись добровольцев с легковыми автомобилями, координация перевозок по Москве;
– заполнение сопроводительных документов на отправляемые грузы (на каждый груз выдавался путевой лист, фиксировались паспортные данные водителя и техпаспорт автомобиля, второй экземпляр накладной на груз просили привозить назад в отдел с печатями);
– внесение изменений в базу данных по пострадавшим населенным пунктам (по отчетам добровольцев с мест и звонкам).
Работа в три смены по 5 часов: с 8.00 до 13.00, с 12.00 до 18.00, с 17.00 до 23.00.
Таким образом, каждая отгрузка проходила следующие этапы: уточнение нужд на текущее время, формирование заказа (подбор вещей для адресной помощи, в том числе по размерам), загрузка по описи, оформление документов для водителя (сопроводительное письмо, бланки прошения, накладные, акты передачи помощи и т.п.).
К работе широко привлекались добровольцы (штатных сотрудников было ежедневно задействовано всего трое) и московские сестричества.
Всего в день для стабильной работы по координации процесса помощи необходимо 20 человек.4. Сбор и расходование денежных средств
Именно Церковь стала крупнейшим координатором и сборщиком помощи пострадавшим. Это отмечали в своих материалах светские СМИ.
Сбор денежных средств был начат 31 июля на счета отдела (реквизиты опубликованы на сайте отдела: www. diaconia.ru). Также есть возможность сделать пожертвования при помощи sms на короткий номер 7715 со словом «пожар» (совместная программа с Национальным благотворительным фондом).
По данным на 24 августа было собрано 46 092 000 руб., 53 000 долларов и 6 296 евро.
По состоянию на 20 августа было израсходовано 4 844 283,41 руб.
Приобретены: питьевая вода, продукты питания, средства пожаротушения (пожарные рукава, огнетушители, мотопомпы), маски и респираторы.
Подробные отчеты о пожертвованиях и расходах опубликованы на сайте отдела: www.diaconia.ru (раздел «Отчеты»).
К середине августа первоочередные нужды погорельцев были сняты, острота ситуации начала снижаться. Однако, поскольку пожары еще не были на тот момент остановлены и существовала угроза новым населенным пунктам, отдел принял решение помогать не только погорельцам, но и закупать средства тушения для добровольцев, участвующих в борьбе с огнем. Дожди в Центральной России начались только с Преображения.
В дальнейшем, когда погорельцы въедут в новые дома, которые строит правительство (по данным Минрегионразвития, дома должны быть сданы в конце октября), планируется направить собранные средства адресно, на обзаведение всем необходимым в быту.5. Сотрудничество с государственными структурами и добровольческими проектами
Установлено сотрудничество с МЧС (министерство предоставило данные по пострадавшим населенным пунктам) и Общественной палатой ЦФО (уточнение данных, оказание адресной помощи тем пострадавшим, которые по той или иной причине не попали под действие государственной программы помощи).
Отдел поддерживает связь с администрациями пострадавших населенных пунктов и районов, а также с отрядами МЧС, занятыми на тушении пожаров. В некоторых очагах пожаров в тушении огня участвовали отряды добровольцев, отдел снабжал их необходимой провизией и средствами тушения пожаров.
Центральный телеграф предоставил круглосуточную многоканальную «горячую линию»: (495) 542-00-00. Отделом была составлена подробная инструкция для телефонисток, информация о «горячей линии» распространена в интернете и в СМИ.
Московский ОМОН выделил четыре грузовика и бойцов сопровождения для доставки собранной отделом помощи в Рязанскую область, в колонне также шли еще два грузовика с помощью, собранной московской милицией.
Департамент социальной защиты Московского правительства пообещал оказать помощь с дезинфекцией собранной одежды, а в дальнейшем, если скопятся остатки, с ее распределением.
Отдел тесно сотрудничал с добровольческими проектами помощи: с координаторами сообщества «Пожары.ру» в Живом журнале, с проектом «Карта помощи» и с Ситуационным центром реагирования на ЧС (проект scer.net. ru), – ежедневно обменивались информацией, комплектовали грузы по адресным заявкам, информировали о своих острых нуждах.