ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

О переписи населения, монахах и напрасных страхах

В октябре в России проходит очередная перепись населения.
Это вполне стандартное для всех государств мира мероприятие: формирование статистической базы
по численности и структуре населения для определения перспектив социально-экономического развития страны.


       В труднодоступные области России переписчики постарались добраться досрочно. К таким областям были отнесены Ямал, Забайкалье, Магадан и некоторые другие регионы. Труднодоступным был признан и Валаам – архипелаг Ладожского озера, включающий около 50 островов общей площадью 36 квадратных километров. Здесь расположена одна из величайших православных святынь, «жемчужина русского Севера» – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, куда ежегодно притекает множество паломников и туристов.

       Чтобы успеть до окончания навигации, сотрудники Федеральной службы статистики прибыли на Валаам в последней декаде августа 2010 года. Дело в том, что с поздней осени и до весны Валаам практически отрезан от «большой земли» и добраться до него можно только на особых кораблях на воздушной подушке или на автомобилях по льду Ладожского озера. Но это очень рискованно из-за проталин и трещин. Поэтому зимнее время для насельников монастыря – это время уединения и молитвы. А летом здесь всегда много людей, так что приезд переписчиков и журналистов никоим образом не нарушил монастырской жизни.
       Некоторые верующие опасаются, что их личные данные получат нежелательную огласку, или связывают появление новых систем учета с прямым отступлением от веры Христовой. Этим людям просто не хватает полной информации. По утверждению сотрудников Росстата все сведения, собранные в ходе переписи, являются информацией с ограниченным доступом и анонимны – в переписном листе не указывается фамилия, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Опросные листы не содержат никаких вопросов, которые могли бы смутить христианскую совесть.
       На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в начале августа этого года затрагивался и вопрос о переписи населения и участии в ней верующих. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Очень важно, чтобы в ходе подготовки к переписи ответственные за нее лица максимально четко разъяснили гражданам, как будет храниться и использоваться информация и как она будет защищена от использования неблагонамеренными людьми». Он добавил, что на имя Патриарха поступает множество писем с критикой некоторых форм идентификации граждан, сбора, хранения и использования информации о них, символики, которую содержат государственные документы. Некоторые из существующих опасений оправданы, некоторые – нет. Глава Синодального отдела рассказал также, что обсудил существующие больные вопросы с руководителем Федеральной службы государственной статистики А. Е. Суриновым, и глава Росстата заверил его: в переписном листе не будет использоваться символика, вызывающая озабоченность верующих. В частности, на бланке не будет штрих-кода.
       По благословению епископа Панкратия перепись в Валаамском монастыре прошла организованно и просто. Сам владыка первым пришел на переписной участок и ответил на вопросы монастырского переписчика, управляющей имуществом обители Веры Скобелевой. Монахи заполняли только один переписной лист: отвечали на 10 из 13 заявленных вопросов (были исключены пункты о миграции и занятости). Нет в опросном листе и пункта о вероисповедании.

       «Принадлежность к той или иной конфессии – очень серьезный идентификатор населения, – сказала начальник управления Федеральной службы статистики Ирина Збарская, – однако по конвенции Совета Европы эти сведения относятся к категории защищаемых персональных данных. Поэтому сколько у нас последователей той или иной религии, вы в результате нашей переписи не узнаете».
       За всю историю переписи вопрос о вероисповедании включался в опросные листы только два раза: в 1897-м и 1937 годах. Во время первой российской переписи вероисповедание определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В 1937 году гражданам предлагалось определить свое отношение к религии, а в том случае, если человек отвечал, что осознает себя верующим, надо было назвать свое вероисповедание.
       Как сообщает Росстат, к 25 августа в Валаамском мужском монастыре было переписано более 100 человек и 163 человека из числа мирского населения острова. Переписчик Светлана Попкова и уполномоченный Внештатной службы Карелиястата по Сортавальскому району Лидия Смирнова отметили высокий уровень образования среди принявших участие в досрочной переписи: зафиксировано знание нескольких языков, наличие ученых степеней. В то же время есть и неграмотные, не умеющие ни читать, ни писать.
       Конечно, всероссийская перепись проводится на основах добровольности. Принимать в ней участие или отказываться, каждый решает самостоятельно. Однако не стоит оправдывать свой отказ от исполнения этой гражданской обязанности тем, что участие в переписи «вредит душе» и лишает вечного спасения. Вспомним, что и святой страстотерпец царь Николай II принимал участие во всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году. Он заполнил переписной лист, ответив на вопрос о роде занятий фразой «хозяин земли русской». И наши благочестивые предки не опасались участвовать в переписи ни в годы монголо-татарского ига, ни даже в 1937 году. Тогда православные люди, не уклоняясь, отвечали на вопросы переписчиков, хотя понимали, что их исповедание веры может повлечь за собой репрессии. Сегодня нам известен результат: в 1937 году 63% населения СССР называли себя православными. По сути, благодаря той переписи мы ныне можем сделать вывод, что даже 20 лет террора богоборческой власти не способны были уничтожить народную веру.

Ирина Судникова
Фото Сергея Фадеичева

* * *

       К переписи мы относимся как к выполнению гражданского долга. Перепись позволит оценить проблемы и потребности населения России. Она необходима для того, чтобы государство могло нормально функционировать и реализовывать необходимые социальные программы. Если я, к примеру, не буду знать, сколько у меня в монастыре монахов, как я буду управлять? Так же и в государстве... Нам, православным христианам, следует также помнить, что Спаситель появился на свет именно во время переписи. И Пресвятая Богородица вместе с праведным Иосифом перед рождением Богомладенца должна была проделать немалый путь из Назарета в Вифлеем, чтобы, как говорит Евангелие, «записаться». И никакой духовной оценки той переписи Октавиана Августа Евангелие не дает, – следовательно, сама по себе она была делом совершенно нейтральным.
       Церковь не видит никаких препятствий для переписи. Да, есть люди, на которых разумные доводы уже не действуют, однако к вере это не имеет никакого отношения.

Епископ Троицкий Панкратий,
наместник Валаамского монастыря