ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2011

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Итоговый документ IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров
Русской Православной Церкви, 16–18 ноября

IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви принял итоговый документ,
который включил в себя практические предложения, прозвучавшие в рамках форума, обобщил позитивный опыт епархий
в сфере миссионерского служения и сформулировал практические рекомендации для дальнейшей работы


       IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров отмечает, что за восемь лет, прошедших со времени предыдущего миссионерского форума, в Русской Православной Церкви накоплен значительный теоретический и практический потенциал, который помог участникам нынешнего съезда выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить соответствующие предложения.
       В 2007 году была принята Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, представленная более чем в 40 епархиях. Создан миссионерский фонд, и совершенствовалась структура миссионерского отдела.
       Съезд с удовлетворением отмечает, что за истекший период времени активно развивал свою деятельность созданный в 2002 году миссионерский отдел при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
       Практически во всех епархиях в настоящее время существуют профильные подразделения, отвечающие за координацию всей миссионерской работы епархии. Возник ряд миссионерских приходов, получила распространение практика миссионерских богослужений, осуществлялись миссионерские экспедиции, развивалась деятельность миссионерских станов.
       Предмет «Миссиология» был рекомендован Учебным комитетом РПЦ для включения в учебные программы духовных школ и иных религиозных образовательных учреждений. Теоретические и методические исследования в области миссиологии нашли свое выражение в двух изданиях учебника по этому предмету.
       Актуальные проблемы миссии стали предметом рассмотрения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Решения Архиерейского совещания о введении
       штатных должностей приходских миссионеров, катехизаторов и социальных работников способствовали началу формирования миссионерской инфраструктуры на уровне приходов и благочиний.
       За этот период произошла трансформация миссионерского поля. Обозначились новые объекты миссии в числе молодежных движений и групп различных субкультур, активное вовлечение которых в пространство диалога с Церковью способствует инкультурации миссии в тех сферах общественной жизни, которые прежде находились на периферии миссионерского служения.
       За последние годы миссионерское поле значительно расширилось в связи с использованием сети Интернет. Появление специализированных интернет-ресурсов, миссионерская направленность конкретных интернет-проектов, миссия в блогосфере и социальных сетях формируют качественно иной контекст миссионерского служения, придает ему большую мобильность, эффективность в глобальном масштабе.
       Время, прошедшее между съездами, охарактеризовалось повышением креативности миссионерского служения, что и было выражено в поиске новых форм, методов и стилей православного свидетельства. Многие миссионеры осознали, что их служение не замыкается в национальных и политических границах, а миссия Русской Церкви носит вселенский, универсальный характер.
       Участники съезда отмечают, что, несмотря на реализованные в последнее время крупные проекты в сфере миссионерского служения и оживление интереса к проблемам миссии в значительной части церковного народа, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви не носит системного характера. В связи с этим съезд обращает внимание на необходимость создания миссионерской инфраструктуры, которая могла бы координировать усилия миссионеров, священнослужителей и мирян, осуществляющих свою деятельность на всей канонической территории нашей Церкви.
       Первичным и важнейшим звеном в создаваемой инфраструктуре должна стать миссионерская служба прихода, возглавляемая миссионерски активным членом общины, назначаемым священноначалием для организации всего миссионерского служения на приходе.
       В рамках миссионерского служения на приходе съезд рекомендует:
       – наладить выпуск приходского листка для бесплатной раздачи с разъяснением смысла совершающихся в храме таинств и священнодействий: Божественной литургии, исповеди, крещения, великого освящения воды и других, а также брошюр, видеофильмов духовно-просветительского содержания;
       – осуществлять в дни праздничных и воскресных дней подготовку материалов с информацией о богослужении, включающей тексты Евангелия и Апостола на русском языке, а также их краткое объяснение и рассказ об отмечаемом событии в форме проповеди;
       – вести просветительские беседы и инструктаж с сотрудниками храма, имеющими постоянный контакт с прихожанами: работниками свечного ящика, дежурными;
       – формировать из числа прихожан группы по возрасту для проведения катехизических бесед и проводить эти беседы;
       – устроить в специальном помещении экспозицию просветительского или краеведческого характера для организации экскурсий и проведения бесед;
       – проводить регулярный мониторинг состояния миссионерского поля прихода с целью формирования руководством епархии обоснованного подхода в осуществлении миссионерской деятельности;
       – оказывать систематическую помощь настоятелю в проведении любых иных проектов миссионерской направленности.
       Миссионерская служба прихода может быть устроена в крупных городских храмах, в храмах районных центров, при духовных семинариях и монастырях, при домовых храмах высших учебных заведений и социальных учреждений Церкви.
       Лицо, ответственное за организацию миссионерской службы прихода, находится в тесном контакте с миссионерским отделом епархии и получает от него методическое обеспечение.
       Съезд полагает, что в Синодальном миссионерском отделе может быть разработан проект положения о миссионерском отделе епархии и его подразделениях, включающих миссионерскую службу благочиния и прихода, с последующим его рассмотрением на заседании Священного Синода.
       Съезд ходатайствует перед священноначалием о возрождении под эгидой Синодального миссионерского отдела Православного миссионерского общества по распространению христианской веры, созданного по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, в 1865 году. Целью возрождения Миссионерского общества станет вовлечение в деятельное миссионерское служение широких слоев православной общественности.
       С целью популяризации идеала миссионерского служения съезд ходатайствует перед священноначалием об установлении в день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (23 сентября/ 6 октября), празднования Собора святых миссионеров, в Церкви Русской просиявших, — Дня православного миссионера.
       На секции «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» было отмечено, что в настоящее время назрела необходимость в повсеместном создании катехизических курсов для взрослых. При этом должна быть выработана комплексная, гибкая и дифференцированная система подготовки людей ко крещению и многоуровневая, различная по формам катехизация после него.
       Комплексный подход к катехизации предполагает решение нескольких основных задач:
       – приобщение к вероучению Церкви посредством индивидуальных бесед, лекций и семинаров;
       – приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, благотворительность, духовное чтение);
       – участие в устроении жизни приходской общины;
       – устроение собственной жизни по заповедям Божиим.
       При крупных приходах, благочиниях или епархиальных управлениях целесообразна организация специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали бы возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.
       Основными направлениями такой работы являются:
       – расширение просветительской работы со студенческой молодежью;
       – создание молодежной внебогослужебной среды общения, обучения и творческого развития;
       – постепенное введение человека в литургическую приходскую жизнь;
       – развитие православного волонтерского движения;
       – становление молодежного приходского служения;
       – подготовка православных молодежных лидеров;
       – совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации осуществлять подготовку миссионеров;
       – необходимо бороться с практикой взимания обязательной цены за совершение треб.
       На секции «Миссионерские приходы. Миссионерские станы. Миссионерские монастыри. Подготовка миссионерских кадров» были выработаны следующие предложения:
       – рекомендуется миссионерские центры и епархиальные отделы закрепить за крупными финансово самодостаточными приходами епархий. При необходимости рекомендовать миссионерским отделам иметь право юридического лица и собственный расчетный счет;
       – утвердить канонический статус миссионерского прихода, разработать общецерковные рекомендации. Каждый приход должен привлекать к служению активных и богословски грамотных мирян;
       – Синодальному миссионерскому отделу и Учебному комитету Русской Православной Церкви организовать ежегодное методическое совещание преподавателей миссиологии;
       – призвать каждую епархию организовать богословские и миссионерско-катехизаторские курсы для образования прихожан и их подготовки к дальнейшему служению Церкви. Миссионерско-катехизаторские курсы должны быть организованы на принципах диалога с аудиторией. Подобные курсы смогут отчасти восполнить потребность в катехизации неофитов. Статус и название курсов определяется в соответствии с местным законодательством;
       – рекомендовать всем духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви организовать миссионерские центры и ввести в учебные планы миссионерскую практику;
       – по возможности в каждой епархии должны быть организованы курсы «Основ православия» для учителей (в форме повышения квалификации либо в иной форме);
       – рекомендовать введение в чин Божественной литургии дополнительных молитв и прошений об успехе православной миссии;
       – обратиться в Синодальную богослужебную комиссию с просьбой составить данные молитвы и последования;
       – рекомендовать для усиления миссионерской деятельности на приходе организацию семейных, молодежных, подростковых и детских клубов, кружков и досуговых центров, школ молодой семьи. В связи с этим Синодальному миссионерскому отделу разработать и издать методические пособия по организации семейных, молодежных, подростковых и детских клубов, школ молодой семьи;
       – всем епархиям поддерживать развитие паломничества и православно ориентированного туризма как одну из наиболее доступных и эффективных форм миссии. Для этого содействовать подготовке православных экскурсоводов и способствовать развитию епархиальных паломнических служб;
       – особое внимание обратить на сотрудничество и создание совместных программ с активной нецерковной молодежью (молодежные организации, клубы, движения и т. д.) в области организации социального служения. Рассматривать различные молодежные и студенческие проекты, ориентированные на работу с социально неблагополучными категориями населения или в области патриотического воспитания подрастающего поколения, перспективным миссионерским направлением. Стремиться организовывать подобные мероприятия с целью привлечения в Церковь активной молодежи;
       – рекомендовать всем приходам и благочиниям устанавливать и поддерживать связь с научным сообществом, творческой интеллигенцией, музеями и вузами в миссионерских целях. Через организацию совместных проектов стремиться привлекать интеллигенцию в Церковь;
       – рекомендовать разработать и утвердить канонический статус миссионерского стана. Принять на общецерковном уровне типовое соглашение между Синодальным миссионерским отделом и епархией, регламентирующее работу и финансирование миссионерского стана. Обратить особое внимание на обеспечение миссионерских станов кадрами;
       – разработать систему поощрения духовенства и мирян, трудящихся в отдаленных миссиях (районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, стран Средней Азии и других удаленных регионов), в виде сокращения межнаградных сроков и т. п.;
       – определить формы достойной оплаты труда священнослужителей, занимающихся миссионерской деятельностью и не несущих приходского послушания;
       – создать единую базу квалификационных работ (дипломные, кандидатские диссертации, докторские диссертации) выпускников духовных школ РПЦ. Создать единую общецерковную электронную библиотеку миссионерских материалов, научных работ и периодики дореволюционного периода по соответствующей тематике;
       – рекомендовать проведение регулярных миссионерских семинаров и конференций по регионам;
       – изучить исторический опыт создания миссионерских монастырей. Поручить Синодальному миссионерскому отделу разработать общецерковное положение о миссионерском монастыре;
       – рекомендовать создание на базе духовных академий и ПСТГУ научно-методического кабинета с целью перевода миссионерских текстов на языки многонациональной паствы;
       – рекомендовать прохождение выпускниками духовных школ миссионерской практики для получения диплома на приходах РПЦ от шести месяцев до двух лет;
       – просить Синодальный миссионерский отдел разработать интерактивную карту миссионерских структур, расположенных на территории РПЦ, создать справочник действующих миссионерских структур и миссионеров.
       На секции «Особенности внешней миссии» было отмечено, что в настоящее время служители Русской Православной Церкви успешно свидетельствуют об истине православия в таких странах, как Индонезия, Таиланд, Монголия и др. Во многих зарубежных приходах употребляются местные языки для богослужения, переводится православная литература на эти языки, совершаются хиротонии священнослужителей из представителей местного населения. Данная практика нуждается в дальнейшем развитии и расширении.
       То обстоятельство, что среди прихожан большинства зарубежных епархий и приходов Русской Православной Церкви есть коренные жители, показывает, что наши приходы имеют миссионерский потенциал. Для того чтобы в полной мере раскрыть этот потенциал, следует принять во внимание следующие предложения:
       – более активно и систематически использовать местные языки при богослужении. Степень употребления языка можно определять в соответствии с количеством участвующих в богослужении местных жителей, однако сам перевод богослужения должен быть доступен для любого из них, чтобы молящийся по тексту мог следить за ходом богослужения и понимать даже те его части, которые произносятся на церковнославянском языке;
       – заниматься переводом на местные языки и изданием православной литературы. В каждом зарубежном храме должны быть доступны издания, способные познакомить заинтересовавшихся местных жителей с основами православной веры и духовной жизни. Издательская деятельность миссионерской направленности должна включать в себя выпуск не только книг, брошюр и листовок, но и аудиодисков, а также фильмов;
       – организовывать регулярные беседы на местных языках, посвященные православию и пониманию Священного Писания в святоотеческом толковании. Искать возможности давать информацию о таких беседах в СМИ, делать их открытыми для всех желающих. Активно использовать местные СМИ для знакомства населения страны с православием и деятельностью прихода (лекции перед внешней аудиторией, православные фотовыставки, презентации новых изданий, проведение экскурсий по храму и др.);
       – расширять социальное и образовательное служение приходов (детские кружки, группы социальной поддержки, образовательные курсы для взрослых и т. д.), ориентированное не только на наших соотечественников, но и на местных жителей;
       – оказывать всемерную поддержку подбору, обучению и последующей интеграции в жизнь прихода кандидатов в священство из представителей местного населения;
       – активно изучать и критически анализировать опыт и практику инославных зарубежных миссий;
       – изучать с точки зрения практического применения для развития миссии местное законодательство, регулирующее деятельность религиозных и общественных организаций.
       Представляется целесообразным рекомендовать настоятелям зарубежных храмов включать в годовые отчеты сведения о состоянии миссионерского дела на приходе, а именно: степень употребления местного языка в богослужении, наличие православных книг на местных языках, ход работы над новыми переводами, иные миссионерские инициативы, количество прихожан из числа местных жителей и сколько их было крещено или присоединено к Православной Церкви за прошедший год. Данные сведения обобщались бы Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и представлялись Миссионерскому отделу Русской Православной Церкви для дальнейшей совместной координации миссионерской работы зарубежных учреждений.
       Для того чтобы помочь настоятелям зарубежных приходов в миссионерском служении и придать ему более систематический характер, представляется важным предпринять следующие меры:
       – обеспечить при координации и содействии со стороны Миссионерского отдела Русской Православной Церкви регулярное снабжение зарубежных приходов учебными пособиями по миссии и практическими рекомендациями по проповеднической деятельности среди местного населения;
       – способствовать при координации и содействии со стороны Издательского совета Русской Православной Церкви изданию подготовленных зарубежными приходами переводов на местные языки богослужебной и духовно-нравственной литературы;
       – способствовать при координации и содействии со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Учебного комитета Русской Православной Церкви и Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям обучению иностранных студентов в духовных семинариях Русской Православной Церкви, для чего создавать специальные учебные программы и необходимые условия.
       Участники секции «Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям» выразили надежду на уврачевание раны, нанесенной расколом XVII века, и приветствовали тех старообрядцев, которые ищут и чают церковного единства, исцеляя церковное разделение прежде всего в самих себе. Участники секции со скорбью констатировали неприязнь многих наших братьев-старообрядцев к Святой Церкви и изменение в вероучении некоторых старообрядческих согласий, вплоть до появления положений, несовместимых с православной догматикой.
       Участники съезда полагают необходимым актуализировать в нынешней церковной жизни постановления Освященных Соборов 1971-го, 1988-го и 2004 годов о равночестности старых обрядов и возможности более широкого использования дониконовской богослужебной традиции в практике Святой Церкви. Съезд выражает поддержку всем чадам Русской Православной Церкви, придерживающимся дореформенных богослужебных чинов, — прихожанам старообрядных приходов нашей Церкви. Съезд приветствует создание новых старообрядных приходов в епархиях Русской Православной Церкви. Участники съезда присоединяются к призыву Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы должны приложить серьезные усилия к тому, чтобы старообрядцы стали нашими друзьями. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали нашими врагами».
       В отношении уврачевания расколов на территории Украины следует широко взаимодействовать с миссионерским отделом Священного Синода Украинской Православной Церкви, который призван учитывать особенности политической и религиозной ситуации, сложившейся в современных условиях на канонической территории Московского Патриархата.
       Участники съезда озабочены некоторой степенью разобщенности апологетов и сектоведов, а также недостаточностью стратегической и тактической координации, которую должен осуществлять Синодальный миссионерский отдел.
       Ввиду этого рекомендуется:
       – Синодальному миссионерскому отделу организовывать региональные (например, в рамках федеральных округов) религиоведческие апологетические конференции, на которых апологеты и ученые могли бы выработать стратегию и тактику служения. Результаты работы этих конференций должны лечь в основу документов, рассматриваемых потом на миссионерском съезде. На таких конференциях нужно учитывать и обсуждать не только проблемы миссии, но и проблемы воцерковления бывших членов сектантских организаций, собирать положительный опыт в этой области и применять его;
       – необходимо скорейшее переиздание справочника о религиях и сектах, изданного Синодальным миссионерским отделом в 2002 году;
       – необходимо издавать и распространять пособия и листовки, касающиеся особенностей учения и практики конкретных сект;
       – нынешняя ситуация делает необходимым создание и ведение миссионерско-апологетического интернетресурса при каждом епархиальном миссионерском отделе. Видится необходимым создание специализированного интернет-форума для общения и обмена опытом миссионеров Русской Православной Церкви;
       – необходимо активизировать работу экспертного совета по противодействию сектам.
       В целях профилактики сектантской деятельности рекомендуется на епархиальном уровне:
       – формирование фондов библиотек воскресных школ, богословских и миссионерских курсов. Техническое оснащение и финансовая поддержка миссионерски ориентированных образовательных проектов;
       – распространение опыта Белгородской и Старооскольской епархии в реализации мероприятий по обеспечению духовной безопасности;
       на приходском уровне:
       – проведение обучающих семинаров в грамотном, аргументированном противостоянии прозелитической деятельности сект;
       – открытие видеолекториев для просмотра апологетических и антисектантских видеоматериалов;
       – введение предмета «Сектоведение» на всех обучающих курсах для взрослых;
       – противодействие раскольническим группировкам, подрывающим авторитет священноначалия.
       По ряду сект необходимо выработать отдельный комплекс мер в союзе с психологической наукой, современной лингвистикой и всем практическим опытом Церкви, а также издать специальные учебные пособия, способные на основании научных данных и изводов библейских текстов дать объективную оценку и разбор вероучения конкретной секты.
       Участники съезда подчеркивают, что в деле миссионерской проповеди сектантам следует строго придерживаться христианского принципа «Обличай грех и заблуждение, но люби грешника» и не допускать личных агрессивных действий в отношении сектантов.
       В рамках съезда также состоялся круглый стол «Миссионерское богослужение». Участниками круглого стола были внесены следующие предложения:
       – констатируется недостаток общедоступных текстов, позволяющих совершать миссионерское богослужение, а потому участники круглого стола обращаются с предложением о создании (на базе портала Синодального миссионерского отдела) банка текстов, одобренных на общецерковном уровне, в том числе комментированных изданий чинопоследований;
       – предлагается организовать на приходах общенародное пение за богослужением, вовлекая в него весь народ Божий. С этой целью желательно подготовить издание чинопоследований важнейших частей православного богослужения (вечерня, утреня, Божественная литургия, воскресный Октоих, службы Святой Пасхи и двунадесятых праздников) с параллельным церковнославянским и русским текстом, тем самым давая верующим возможность не только участия в пении, но и осмысления богатства православного богослужения;
       – в тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах.



Особенности внешней миссии

Из докладов на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров

МИССИОНЕРСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский,
председатель Синодального миссионерского отдела

       Существуют особенности миссионерского служения мирян. Очень часто миряне, ссылаясь на то, что они «грешны», боятся вести миссионерскую деятельность, считая себя недостойными проповедовать слово Божие. Но нам необходимо объяснить им, что «сила Божия в немощи совершается» (ср.: 2 Кор. 12, 9). И священники должны ориентировать мирян на активную миссионерскую деятельность. Вторым препятствием на пути миссионерской деятельности является боязнь преследований со стороны мирских властей. Миряне соглашаются даже участвовать в какой-либо политической деятельности, но не проповедовать о Христе. Порой православная риторика служит для прикрытия каких-либо корыстных целей. При этом, как правило, ведется активное противостояние церковной иерархии. И это тоже недостаток нашей миссионерской деятельности. Еще одна боязнь мирян — отсутствие соответствующей подготовки.
       Миряне говорят, что если священников не слушают, то как послушают нас, простых людей? Для этого нужно создать систему подготовки мирян — собственно то, что мы и называем «народной катехизацией».


ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ МИССИИ
Марк, архиепископ Егорьевский,
руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

       Кто же сегодня приходит в наши зарубежные храмы? И можно ли назвать деятельность наших приходов миссионерской? В первую очередь в русские храмы приходят наши соотечественники,а также представители других славянских народов. Многие выходцы из стран бывшего СССР по-настоящему вовлекаются в церковную жизнь лишь за рубежом. Только оставшись на чужбине без друзей, родственников, связей, владения языком, они обращаются к Богу.
       Оказавшись в безвыходной ситуации, они начинают понимать, что помочь им может только Господь. Собственно, за рубежом и нет других русских учреждений, которые были бы готовы открыть свои двери для всех желающих.
       Поэтому для многих людей, живущих или работающих за границей, храм является и местом молитвы, и местом общения, и, наконец, просто родным домом.
       Наши священники не занимаются целенаправленно миссионерством среди местных жителей. Вместе с тем в наших приходах какую-то часть прихожан традиционно составляют местные жители. Причем это касается и тех стран, где христианство является традиционной религией. Местные жители есть в наших приходах в Италии, в Германии, во Франции, в Голландии и в других странах. В Италии в наших приходах служат несколько священников, ранее бывших членами Католической Церкви.
       Как же это происходит? Как местные жители становятся православными? Мы никого не убеждаем переходить в православие. В наших действиях нет элементов прозелитизма. В то же время мы и не отказываемся принимать людей, которые «переросли» рамки католической или протестантской общины. Важно помнить, что самый главный принцип миссионерской деятельности состоит не только в убеждении словом. «Прииди и виждь» — эти слова Спасителя и поныне сохраняют свою силу. Как известно, христианская вера не столько доказуется, сколько показуется! Можно много говорить о православной вере. Но если привлеченный красотой православия человек не почувствует особую духовную атмосферу в Церкви, то слова миссионера так и останутся бесплодными. Многих людей на Западе привлекает православное богословие. Еще большее количество людей приходит в православные храмы, чтобы прикоснуться к красоте. Православная икона, храмовое убранство, литургическое пение порой убеждают сильнее, чем голые слова.


СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КАТЕХИЗАЦИИ
Меркурий, епископ Зарайский,
председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации

       Одной из наиболее острых проблем в области катехизации в наше время является то, что ее очевидную необходимость не видят не только те, кто желает приступать к таинствам Церкви, но и священнослужители.
       Приходя креститься и крестить своих детей без элементарных знаний о том, каким ответственным шагом является таинство крещения, перед кем и в чем состоит эта ответственность, в какой огромный и прекрасный мир входит крещаемый, люди обкрадывают сами себя и своих близких. Крещение, по слову апостола Петра, — это «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Если это обещание остается только в словах, произнесенных во время таинства самим крещаемым или его восприемниками, то оно становится ложью пред Богом.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению». Однако среди духовенства продолжает бытовать мнение о том, что если люди просят совершить таинство, то надо тотчас исполнить просимое, не утруждая их предварительной подготовкой, а дальше всё произойдет само собой, без всякой дальнейшей помощи. Да, бывает и так, что человек участвует в таинстве не до конца осознанно, но затем нередко под влиянием определенных обстоятельств становится верным чадом Церкви. Но наиболее часто мы видим совсем другую картину. Люди, давшие обеты крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остается суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей.
       Христианство становится лишь внешней формой бытования человека в мире. Это трагедия нашего времени, с которой не может мириться верующее сердце. Воцерковление человека должно предшествовать таинству крещения и продолжиться после него. Это длительный процесс, который, как правило, занимает несколько лет. Когда человек, желающий принять таинство крещения, предоставлен сам себе, лишен должной помощи, научения как до крещения, так и после, то на деле он становится православным лишь формально, и ответственность за это в немалой степени лежит на священнослужителях, не выполнивших свой пастырский долг, и мирянах, призванных содействовать им в осуществлении катехизической деятельности. Конечно, прохождение должного оглашения не гарантирует в полной мере, что человек будет ревностным христианином, но, по крайней мере, ему будут предложены для этого все возможности.
       Таким образом, первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив как обращающимися в Церковь людьми, так и священнослужителями.


МИССИЯ ЦАРСТВЕННОГО СВЯЩЕНСТВА: ПОМАЗАНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Филипп, архиепископ Полтавский и Миргородский,
председатель миссионерского отдела при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии

       Для осознания миссии мирян мы должны воспринимать их как царственное священство, имеющее помазание на свое служение. Царственное священство мирян и является основанием их миссионерства.
       Общество царственных священников состоит не из одних только священников иерархических, и помазанные Духом миряне должны осознавать свое помазание. А вместе с тем и реализовывать себя в Церкви не как «просто миряне», но как лица, Богом призванные и Богом на служение помазанные.
       Не следует бояться, что осознание мирянами своего царственного священства возбудит некие антииерархические настроения. Скорее, наоборот: мирянин, привыкший чувствовать себя малозначительным членом Церкви, именно в антииерархических движениях находит для себя тщеславную возможность «проявиться» через активное противление иерархии. Понимающий же себя помазанным в царственное священство будет более ответственным и одновременно более почтительным к иерархии, которая также имеет помазание от Того же Духа. Если действительно помазание вообще царственного священства, действительны и другие помазания в Церкви, в том числе, и особенно, священства иерархического; если же малозначимо иерархическое помазание, и все остальные могут стать малоценными, а это для царственного священства неприемлемо.
       Другим важным проявлением миссионерства мирян должно стать настоящее аскетическое делание. Ведь миру не хватает образа Царствия Божия. Мир устал от красивых слов. Мир жаждет примера. Часто мирянин ощущает себя в вопросах аскетики лицом, скажем так, не первого порядка. Молитва Иисусова — дело монахов. Чтение святых отцов — удел богословов и священников. А мирянин что? А мирянин должен «вычитывать» по молитвослову утренние и вечерние молитвы, время от времени каноны и правило ко причастию, можно Псалтирь... И всё, собственно!
       И тут снова следует вспомнить о царственном священстве мирян. Ведь в вопросах молитвы в Церкви нет «сословных ограничений». Каждый призван к совершенству; Господь говорит об этом безусловно и вполне конкретно: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).
       Наконец, нельзя не сказать и еще об одной важнейшей характеристике миссионерства мирян — о литургичности.
       Развитие духа литургичности, переживание Литургии как центра жизни общины — вот важнейшее условие миссии сегодня. Если в храме есть разделение на «клиентов» и «персонал», если народ Божий — царственные священники! — безмолвно и безучастно созерцает малопонятные действия, миссии не произойдет.
       Нужно приложить все усилия, задействовать все способы для того, чтобы каждый более сознательно участвовал в богослужении, был живым членом общины, приступал к евхаристии со страхом, трепетом и любовью. Через проповеди, через объяснение богослужебных текстов, через миссионерские богослужения всё вышесказанное достижимо.