|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2011 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Праздник в прямом эфире
К юбилею первой трансляции Патриаршего богослужения
Двадцать лет назад состоялась первая трансляция рождественского патриаршего богослужения по центральному телевидению. Для 1991 года это было настоящим прорывом. Миллионы людей, имевшие лишь смутные представления о православии, увидели красоту церковной службы, которая к тому же сопровождалась простым, доступным и вместе с тем глубоким и проникновенным комментарием. В канун знаменательного юбилея мы беседуем с первым комментатором патриарших богослужений, сотрудником Московской Патриархии Николаем Державиным
– Николай Иванович, как родилась идея трансляции богослужения? Была ли это инициатива телеканала?
– Да, интересно было бы выяснить, от кого исходила инициатива проведения трансляции богослужения — непосредственно от руководства телеканала или от священноначалия. Возможно, это решение было результатом переговоров Святейшего Патриарха с руководством телеканала. Приближалось Рождество, когда приснопамятный Патриарх Алексий поручил мне помочь организовать трансляции богослужения. Он дал мне номер телефона редакции и сказал, что нужно позвонить и сделать то, что попросят. Я позвонил в «Останкино», после чего встретился с группой, которой было поручено провести первую трансляцию. Мы поехали в Богоявленский собор, посмотрели, где разместить камеры, как выставить свет, обсудили другие технические требования. Сложность состояла в том, что никто в группе не знал, как снимать богослужение. Что нужно делать? Изначально задача сводилась к тому, чтобы просто показать хорошую картинку. Потом по мере обсуждений возникли вопросы о том, что можно снимать, а что нет. Например, Святейший Патриарх возражал против съемок в алтаре во время евхаристического канона. И съемочной группе надо было рассказать, каков порядок богослужения, с чего начнется служба, где будет стоять Патриарх, где духовенство, что будут делать священники в тот или иной момент богослужения и т.д. Пришлось даже нарисовать подробную схему передвижений священнослужителей во время службы, расписать каждое действие по времени, объяснить, из каких частей состоит служба. В процессе разъяснений и обсуждений родилась идея сопроводить трансляцию комментариями, объяснить зрителям, что происходит в это время в храме, раскрыть важные моменты богослужения, дать русский перевод непонятных текстов. Я доложил Патриарху об этом предложении и, получив одобрение, написал небольшой, на несколько страниц текст. Патриарх его прочел и внес свои правки. Далее возник вопрос, кто будет читать комментарий в эфире. Изначально предполагалось, что этим займутся дикторы с телевидения. Но не нашлось такого диктора, который в короткие сроки с первого раза смог бы сориентироваться в происходящем. Ведь важно было, чтобы текст был прочитан именно в тот момент, когда это нужно, чтобы он соответствовал происходящему. И в итоге съемочная группа предложила мне принять участие в общей работе.
– Это был ваш первый опыт работы на телевидении?
– Да. У меня не было ни опыта, ни соответствующей подготовки. Да и вообще до этого времени трудно было представить, что в России когда-нибудь появится возможность прямой трансляции богослужения по центральному телевидению. Но предложение поступило, и Патриарх благословил. И хотя у меня под рукой был написанный текст, его уже в ходе комментирования пришлось расширить.
– Вы уже двадцать лет комментируете трансляции праздничных богослужений. Меняется ли при этом конструкция комментария, его содержание? Ведь последование богослужения остается неизменным.
– Конечно, в основе комментария лежит порядок совершения богослужения. И коль скоро последование службы действительно не меняется из года в год, комментарий сохраняет свои конструктивные особенности. Но при этом по содержанию каждый следующий комментарий отличается от предыдущего. Это живой прямой эфир, где возникают разные обстоятельства, и нужно быть готовым ко всему. Когда я оказываюсь за монитором, то полностью погружаюсь в богослужение, сопереживаю его вместе с остальными молящимися и стараюсь передать это настроение телезрителям.
– А проводились ли какие-то исследования по целевой аудитории? Кто смотрит эти трансляции, какой у них рейтинг? Есть ли реакция самих телезрителей?
– Во-первых, наши трансляции смотрят верующие люди, которые хотели бы участвовать в богослужении, но не могут сделать это в силу различных обстоятельств, например по болезни или в силу удаленности от храма. От таких зрителей мы получали немало благодарственных писем, но были и критические замечания.
В частности, некоторые верующие телезрители писали, что нужно сократить объем комментариев, что богослужение не должно превращаться в фон для диктора. Люди хотели почувствовать атмосферу службы, благоговения. И, конечно, мы прислушивались к таким пожеланиям.
Во-вторых, нас смотрят люди, которые еще не перешагнули порог храма, но испытывают интерес к тому, что происходит в Церкви. Они плохо разбираются в деталях богослужения и чаще всего заходят в храм, чтобы поставить свечку. И применительно к таким зрителям трансляции богослужений являются формой церковной миссии. Что касается рейтингов, то они очень высокие.
– У вашей аудитории противоречивые требования. Одни хотят, пусть с помощью телевизора, принять участие в хорошо знакомом им богослужении, другим, наоборот, нужно объяснять каждую деталь. Как в этом случае соблюсти баланс?
– Да, вопрос о том, на кого ориентироваться, непрост. Мы выбрали средний, «царский» путь. Стараясь донести до зрителей смысл происходящего, я в отдельные моменты просто умолкаю и даю зрителям возможность насладиться пением хора. Или возьмем, к примеру, такой важный момент Литургии, как евхаристический канон. Поначалу я объяснял, что происходит в это время, но потом решил, что не буду этого делать. Теперь я просто говорю перед каноном, что сейчас наступает самый важный момент богослужения, и вкратце объясняю его суть.
– Вы упомянули о возможных казусах, которые могут возникнуть в прямом эфире. Были ли они у вас?
– Конечно. Иногда пропадал звук, иногда исчезала картинка на мониторе, и приходилось комментировать вслепую. Всякое бывало. Когда трансляции шли из Богоявленского собора, мое место было расположено справа от алтарной части, а ПТС (передвижная телевизионная система. — Ред.) и все остальные службы находились за стенами храма. Не было возможности общаться напрямую. Связь, если и была, то односторонняя. Собственно принципиально в этом отношении с тех пор мало что изменилось.
– Есть ли специфика проведения трансляций из Храма Христа Спасителя по сравнению с Богоявленским собором?
– Безусловно. Это связано с размерами, особенностями интерьера, организацией пространства. Надо сказать, что мы не сразу начали проводить трансляции ночных праздничных богослужений из Храма Христа Спасителя. Вначале была трансляция закладки камня в основание храма 7 января 1995 года. Потом мы провели съемки великой вечерни, потом освящение нижнего Преображенского храма и т.д. Изначально при строительстве была идея создать в храме все возможности для съемок: заложить туда телевизионные коммуникации, поставить стационарные камеры, в стилобате собора устроить ПТС. Этот вопрос активно обсуждался, но в силу финансовых соображений так и не был решен. Единственное, что сделали, — это очень скромное комментаторское место за алтарной частью.
– Одно время с вашим участием действовал проект «Церковь без границ». Не могли бы вы рассказать о нем?
– Да, через два года после начала трансляций было создано Православное информационное телевизионное агентство (ПИТА), куда вошли настоящие профессионалы и при этом верующие люди. Проект «Церковь без границ» предполагал организацию в день праздника цикла прямых репортажных включений из разных регионов и стран. Но этот проект был дорогим. Нужно было послать людей в разные точки мира, заказать так называемый ствол, чтобы в нужный момент включить передачу через спутник. Какое-то время мы это делали, но кризис 1998 года нас подкосил.
– Что из вашей комментаторской практики запомнились больше всего?
– Наверное, самые памятные трансляции мы провели в день Рождества Христова в 2000 году из Вифлеема и Иерусалима. В Вифлееме условия были очень тяжелыми, каждая деталь съемок согласовывалась с величайшим трудом, во время трансляции у меня не было нормального места, пришлось сидеть на каком-то балкончике. К тому же накануне шел проливной дождь, который нарушил работу городской энергосистемы, даже в храме протекла крыша, а внутри кое-где стояла вода. Хорошо, что Промыслом Божиим мы, перестраховавшись, заранее заказали дизель-генератор. Всё богослужение прошло с нашим освещением, а мы были единственной программой, которая давала сформированный сигнал.
– Насколько важно ощущение команды при проведении подобных трансляций?
– Во время прямых трансляций командный дух, чувство локтя — абсолютно незаменимая вещь. Без этого невозможно. Благодаря ощущению команды мы выходили из самых трудных ситуаций, когда профессионализм подкреплялся сплоченностью и силой духа. Не раз приходилось принимать мгновенные решения по ходу дела. У нас было одно важное преимущество: благодаря существованию агентства нам не нужно было каждый раз приглашать съемочную группу с телеканалов и заново объяснять, что и как. Ведь мы сами разрабатывали идеи и их реализовывали. Агентство развивалось, вскоре мы занялись производством еженедельных цикловых программ, одно время нашими силами выпускалось шесть еженедельных программ для разных каналов и одна ежедневная. Агентство работало практически круглосуточно. К сожалению, в связи с кризисом 1998 года оно прекратило свое существование. Но слава Богу, что телеканалы за это время также накопили опыт съемок церковных сюжетов.
|
Николай Державин комментирует трансляцию Пасхального богослужения из Елоховского собора |
|
На съемках программы «Слово пастыря». Святая земля, 1997 г. |
– А какое впечатление произвело участие в богослужении на сотрудников телеканала, которые в начале 90-х впервые оказались в храме?
– Грандиозное. Более того, многие из них со временем воцерковились и пришли работать к нам в агентство. Они открыли для себя мир Церкви, крестились, стали вести другой образ жизни. Знаете, настоящие творческие люди, как правило, очень чуткие. Они порой неожиданны в своих проявлениях, могут чем-то эпатировать. Но когда они сталкиваются с чем-то настоящим, они это чувствуют. И, участвуя в съемках, они почувствовали, что всё происходящее здесь не постановка, а реальность.
– Как духовенство относится к организации трансляций?
– Вначале была некая настороженность. Конечно, процесс съемок — свет, работа камер — мешает молящимся сосредоточиться. Когда в алтаре стоит дополнительный свет, который режет кому-то глаза, торчат микрофоны, на возвышении установлена камера, а во время каждения перед Патриархом идет оператор, это не способствует созданию молитвенного настроения. Но надо понимать, ради чего это делается, надо в этом случае проявить чувство христианской солидарности и жертвенной любви к ближним, которые не могут прийти в храм и побывать на патриаршем богослужении. И вскоре это поняли все участники богослужений.
– Сегодня много говорят о том, каким должно быть православное телевидение. Каково ваше мнение по этому поводу?
– Нам нужен канал, который, освещая широкий спектр проблем и событий, давал бы церковную оценку всему происходящему. Нужно делать культурологические, молодежные, детские программы. Зрителя нужно не просто информировать. Его нужно сориентировать по тем или иным вопросам, предложить ему адекватную точку зрения. Понимаете, не просто критиковать, не просто говорить, что мир лежит во зле, а предложить людям позитивную альтернативу, которая будет воспринята. И конечно, важно, чтобы подача материала была искренней, без налета елейности, выполненная в современной стилистике. Мы должны быть конкурентоспособны. Тогда производимый нами продукт будет востребован. Сейчас Церковь свободна от тех ограничений, которые окружали ее в советское время. Господь дает нам уникальный исторический шанс, которым нужно воспользоваться.
Беседовал Евгений Мурзин
Фото Евгения Стрельчика
СПРАВКА
Николай Иванович Державин родился 15 мая 1962 г. в с. Мало-Ишуткино Исаклинского района Куйбышевской области. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию, в 2003 г. — Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».
С 1991 г. — продюсер и комментатор телевизионных трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений, ведущий телепрограмм «Ортодокс» и «Православная энциклопедия» (ТВЦ), автор и ведущий телевизионного цикла «Монастыри Русской Православной Церкви».
В 1996–1999 гг. — президент Православного информационного телевизионного агентства. С 1990 г. по настоящее время референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
ПРАВОСЛАВИЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
КАНАЛЫ
«Спас». Транслируется кабельными операторами РФ и стран СНГ. Вещание: 24 часа в сутки. 60% эфирного времени канала отведено общественному вещанию, а остальные 40% составляет православная тематика. Значительный объем программ производится в собственной полиформатной студии.
«Союз». Создан на базе епархиальной телестудии и первоуральской телекомпании «Союз». Вещание: 24 часа в сутки. Религиозное вещание на канале представлено еженедельной трансляцией богослужений, утренних и вечерних молитв. Остальные передачи носят просветительский и воспитательный характер.
«Радость моя». Транслируется региональными кабельными операторами практически во всех регионах РФ. Вещание: 24 часа в сутки. Детский семейный образовательный телеканал.
ПЕРЕДАЧИ
Слово пастыря. Выходит по субботам на «Первом канале» в 9:40. Основу передачи составляют трансляции выступлений и проповедей Святейшего Патриарха Кирилла.
Церковь и мир. Выходит на канале «Россия 24» по субботам в 14:35 и воскресеньям в 21:35. Ее ведет митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Кроме комментирования событий церковной и общественной жизни, владыка Иларион отвечает на вопросы телезрителей, на вопросы с сайта программы vera.vesti.ru.
Православная энциклопедия. Выходит по субботам на канале ТВЦ в 8:30 в прямом эфире. Ведущий программы — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский.
Библейский сюжет. Выходит по субботам на канале «Культура» в 10:10. Ведущий — Дмитрий Менделеев. Основная тема передачи — размышления по поводу всемирно известных произведений искусства и литературы на библейскую тематику.