|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2011 |
ЧТЕНИЕ
Священник Илия Соловьев
Луч света в церковной жизни СССР
80 лет «Журналу Московской Патриархии»
В этом году «Журнал Московской Патриархии» отмечает свое 80-летие. Мы представляем ряд очерков по истории журнала.
Предлагаем вашему вниманию обзорный очерк, где рассказывается о первых годах издания журнала
Журнал начал выходить в начале 1931 года. Во вступительной статье редакция поздравляла своих читателей с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом. Издателем ЖМП был обозначен митрополит Сергий (Страгородский), а не Московская Патриархия, так как Русская Церковь не обладала тогда правом юридического лица и церковный журнал мог выпускаться лишь каким-либо частным лицом. Редакция находилась недалеко от Богоявленского собора в Елохове. |
Заседание Синода в Москве. Фото 1928–1929 гг. |
Уже во вводной редакционной статье чувствовалось, что на журнал оказывается жесткое политическое давление. Редакция уверяла своих читателей, что, «стоя на страже Богопроповеданного учения и заветов Христа, на незыблемой почве апостольских и соборных постановлений, журнал наш будет посильно служить Церкви Божией, имеющей полную возможность существования и в условиях современного нашего государственного строя».
О том, что возможность существования Церкви при советском строе была «неполной», свидетельствует множество исторических фактов. Достаточно упомянуть, что в одной только Москве в ходе безбожного натиска на Церковь с 1 января 1932 года по 1 января 1933 года было закрыто 42 храма из 181 действующего1. Однако информацию о закрытии этих и многих других «упраздненных» по всей стране храмов мы тщетно будем искать на страницах церковного печатного органа.
Появившись в 1931 году, ЖМП не был единственным печатным органом, освещавшим вопросы церковной жизни с религиозной точки зрения. В этом году всё еще печатался последний крупный религиозный журнал, издававшийся так называемыми обновленцами, находящимися в оппозиции Московской Патриархии, — «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР». Последний номер этого журнала вышел летом 1931 года тиражом 2000 экземпляров. Его печатали в той же типографии З.С. Сошникова на Петровке, где большим тиражом (в 3000 экземпляров) стали печатать ЖМП. «Обновленческий» «Вестник» предполагалось печатать и в 1932 году, была даже открыта подписка, но по каким-то причинам (скорее всего, из-за позиции властей) летний сдвоенный номер «обновленческого» журнала оказался последним.
Издание журнала в те годы было сопряжено для Церкви с немалыми материальными затратами. Об этом можно судить по переписке митрополита Сергия (Страгородского) с подведомственными ему иерархами. Так, например, в письме к неустановленному архиерею в июле 1931 года митрополит Сергий, в частности, писал: «Новостей московских привез не особенно много. Разве вот то, что вышел наконец № 5 нашего «Журнала [Московской Патриархии]». Целых два месяца его мариновали и только недавно выпустили. К тому же и дело с печатью становится всё труднее. За № 5 мы д[олжны] б[ыли] заплатить в типографию (с бумагой) 2000 р. И это за один печатный л [ист] в 3000 экземпляров]. Впрочем, на подписной цене это пока не отразится. Что бы ни писала вам редакция, по-прежнему высылайте (но на мое имя, во избежание недоразумений) только по 1 р. без копеек»2. Здесь же следует заметить, что объявленная на первом листе журнала цена составляла 1 рубль 25 копеек за номер, то есть журнал не был доходным предприятием для Церкви. |
Первые номера журнала давно стали библиографической редкостью. В архиве редакции сохранился только второй номер за 1931 год |
Уже в первом номере ЖМП редакция извещала своих читателей о программе нового журнала. Предполагалось, что в журнале будут помещаться постановления и распоряжения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Патриаршего Священного Синода, разъяснительные статьи по вопросам догматическим, каноническим и церковной практики, хроника церковной жизни, а также сведения календарные, из богослужебного устава и др. |
Митрополит Сергий (Страгородский), главный редактор «Журнала Московской Патриархии». Фото 1932–1933 гг. |
Потребность в издании официальных церковных документов в те годы была очень большой. О некоторых распоряжениях высшей церковной власти в ряде приходов и даже в некоторых отдаленных епархиях имели слабое представление. Русскую Церковь терзали разделения и расколы. «Обновленческий» «Вестник Священного Синода», издававшийся с 1923 года (всего вышло 55 номеров), вел большую пропагандистскую работу против Московской Патриархии. Однако и сами «обновленцы», чей Синод находился в Москве, порой и не знали о распоряжениях Патриаршего Местоблюстителя. С началом издания ЖМП решения руководства Московской Патриархии в отношении отделившихся от нее сообществ стали хорошо известны не только церковной Москве, но и далеко за ее пределами. «Обновленческий» «Вестник» вступил было в полемику с ЖМП3, но развития эта полемика не получила ввиду закрытия последнего печатного рупора «обновленческой» Церкви.
В свой первый период существования (1931–1935 годы), несмотря на «препоны и рогатки» советской цензуры, редакция «Журнала Московской Патриархии» смогла внести ясность во многие вопросы внутрицерковной жизни. Программное значение имели статьи митрополита Сергия (Страгородского). В них разъяснялись, например, права и полномочия Патриаршего Местоблюстителя (так, как их понимала Московская Патриархия), отношение Церкви к отделившимся от нее сообществам, отношение к инославным исповеданиям, частные вопросы богослужебной и пастырской практики, и т. д. Не менее важными для церковной жизни были разъяснения, полученные из заседаний Патриаршего Синода по запросам с мест (относительно общей исповеди, заочных отпеваний, использования одного и того же храма с «обновленцами» или другими подобными им сообществами и т. д.). Публиковал журнал и статьи богословского и церковно-исторического характера, которых, по правде говоря, было немного. Активным сотрудником и заметным автором журнала был протоиерей Александр Васильевич Лебедев (1888–1937), магистр богословия, бывший профессор Казанской духовной академии, с августа 1932 года — делопроизводитель канцелярии Московской Патриархии, а с 1934 года — управляющий делами Патриаршего Синода. Всего за 1931–1935 годы редакция сумела выпустить 16 номеров журнала (многие из них были сдвоенными).
Последний предвоенный номер журнала (№ 23–24) вышел в свет осенью 1935 года. Это было крайне сложное для Церкви время. Власти практически перестали делать различия между «церковными ориентациями» («сергиевцами», «обновленцами», «григорьевцами» и т. д.) и постепенно взяли курс на ужесточение политики в отношении Церкви. Проявлением этого курса было, в частности, закрытие Патриаршего Синода при митрополите Сергии и почти одновременное упразднение Священного Синода Православных Церквей в СССР («обновленческого»). Вместо подобия коллегиального управления церковная власть переходила в руки Первоиерарха, при котором имелась лишь небольшая канцелярия. В этих условиях было прекращено и издание ЖМП.
Возрождение журнала пришлось на тяжелые военные годы. Общеизвестно, что с началом Великой Отечественной войны отношение И. В. Сталина к Православной Церкви стало меняться. На оккупированных немцами территориях началось интенсивное открытие храмов, появились новые (подконтрольные германским оккупационным властям) церковные журналы, в массовом порядке совершались церковные таинства и обряды. При этом немцы стремились использовать в своих пропагандистских интересах «церковный вопрос».
Начало «директивному возрождению» Православной Церкви в СССР было положено известной встречей И. В. Сталина с тремя митрополитами в сентябре 1943 года в Кремле. А «обновленческий» раскол уже через три года был сведен на нет. Из печати вышли некоторые пропагандистские церковные издания, и был восстановлен выпуск «Журнала Московской Патриархии». |
Поместный Собор. 8 сентября 1943 г. |
С этого времени, несмотря на все перипетии церковно-государственных отношений, журнал издавался регулярно, причем в отдельные годы не только на русском, но и, например, на английском языке. Со временем в журнале появились сначала черно-белые, а затем и цветные иллюстрации. Улучшалось и содержание журнала: в нем чаще стали публиковать хронику церковной жизни, проповеди, статьи церковно-исторического и богословского характера.
Настоящим прорывом для ЖМП стал период, последовавший после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Многие материалы, хранившиеся в портфеле редакции и ранее не пропускавшиеся советской цензурой, стали доступны читателям. Говоря о значении «Журнала Московской Патриархии», нельзя не сказать о том, что в суровые годы господства в нашей стране тоталитарного безбожного режима журнал являлся лучом света в церковной жизни СССР. Многие священники собирали подшивки журнала, аккуратно переплетая его номера в годовые комплекты. Для многих пастырей большую актуальность имели проповеди, печатавшиеся на страницах ЖМП. Читатели высоко ценили исторические статьи о почитаемых святынях Русской Церкви, чудотворных иконах, святых обителях и храмах. ЖМП всегда был одним из самых популярных изданий для духовенства и воцерковленных мирян, достать его в лихие годы коммунистического засилья было непросто. Автору этих строк самому приходилось изредка отыскивать журнал в Богоявленском соборе в Елохове, реже — в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке, где настоятелем был многолетний главный редактор ЖМП митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).
Вместе с тем нельзя сказать, что «Журнал Московской Патриархии» всегда являлся выразителем истинного голоса Русской Православной Церкви. Причина тому — известный прессинг со стороны идеологических органов Советского государства. Можно сказать, что на протяжении всего периода своей советской истории ЖМП вел борьбу за выживание, порой находился на грани закрытия, но всё же выиграл эту борьбу.
То, что «Журналу Московской Патриархии» (как и всей Церкви) навязывали позицию по тем или иным вопросам, можно видеть на примере Архиерейского Собора 1961 года, когда под давлением на Церковь КГБ и Совета по делам религий было принято решение о лишении священников-настоятелей канонической власти в общинах и отстранении их от финансово-хозяйственной деятельности4. Эта акция фактически оттесняла пастырей от паствы и от дел приходского управления. Церковное сознание не мирилось с этим, навязанным извне, решением, оппозиция очередным притеснениям Церкви со стороны властей зрела не только в среде церковной интеллигенции и рядового духовенства, но и в среде епископата. Однако подлинное отношение Церкви к реформам, принятым в ходе «хрущевской оттепели», вплоть до падения советской власти не отразилось на страницах главного церковного журнала.
В наши дни «Журнал Московской Патриархии» остается главным общецерковным печатным органом. Во многом изменились его задачи и внешний облик. Благодаря самоотверженному труду редакции ЖМП сохранил свои лучшие традиции, и, надо полагать, популярность журнала будет только расти.
За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств, а также отдельных ничем не опороченных священнослужителей и печатание в прессе заведомой неправды о некоторых явлениях нашей церковной жизни. Указанные упреки относятся по преимуществу к органам печати, но есть и факты незаконных действий со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви... В газетных статьях неоднократно высмеивалось содержание статей из нашего «Журнала Московской Патриархии», о чем мы докладывали Совету по делам Русской Православной Церкви, и что вызывает у нас мысль оставить один официальный отдел в этом журнале.
Из Докладной записки Патриарха Московского и всея Руси Алексия I
и митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)
председателю Совета Министров СССР Н. С. Хрущеву от 31 мая 1959 г.
Примечания:
1 См. подробнее: Церковь и время. 2010. № 2 (51). С. 233.
2 Государственный архив Воронежской области. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 26. Л. 119–120 об. Опубликовано: Церковь и время. 2009. № 2(47). С. 218–219.
3 Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1931. № 5–6 (54–55). С. 10–11.
4 См. об этом подробнее, наприм., в книгах: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Марченко А., прот. Религиозная политика Советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010.