|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2011 |
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиигумения Варвара (Трофимова)
17.08.1930 – 08.02.2011
8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).
С ее именем связана целая эпоха в истории женского монашества в современной России, ее называли игуменией всея Руси.
Схиигумения Варвара (Трофимова) более полувека несла свое монашеское послушание по благословению преподобного Серафима Вырицкого. Духовная связь с этим мужем «разума и силы» не прерывалась у будущей игумении Пюхтицкой обители никогда. Получив от него в напутствие большую просфору, она вступила в благословенные пределы Журавлиной горы – Куремяэ – 1 августа 1952 года, в день преподобного Серафима.
Никогда ни на минуту не пожалела послушница Валентина (впоследствии монахиня Варвара) о своем решении посвятить жизнь Господу, любить Которого всеми силами души научили ее благочестивые родители Алексий и Мария, честные и скромные труженики небольшого городка Чудова Новгородской области. От них матушка восприняла как Божий дар различные таланты, приумноженные во сто крат неустанными трудами по благоустроению Пюхтицкого монастыря. Такой и запечатлелась она в моей памяти: бодрой, никогда не унывающей, энергической личностью, сильной сознанием своей немощи, благодушной и терпеливой в скорбях, умевшей тонким и теплым юмором снимать сердечную тугу приходивших к ней людей.
Спад гонений на Церковь в Советской России после Великой победы 1945 года был непродолжительным. В ту суровую эпоху нелегко было пронести по жизни искру веры, тем паче свечу иноческого служения.
Духовное счастье матушки Варвары – в окружении ее «мудрыми девами с возжженными светильниками в руках». Это и богомудрая игумения Нина, настоятельница Виленского монастыря, где сестра Варвара была пострижена в мантию в 1958 году и где она по крупицам в течение 12 лет, как трудолюбивая пчела, собирала мед благодатной мудрости, молитвы к Богу и служения людям. Там прошла первая встреча с отцом Николаем Гурьяновым, который впоследствии поселился на всем известном ныне островке Залит и никогда не оставлял матушку и ее обитель своим попечением, равно как и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерской обители. Этих насыщенных рассудительной любовью пастырей матушка именовала своими духовными отцами и «друзьями во Христе».
Чем объяснить столь непререкаемый нравственный авторитет Пюхтицкой матушки, которую многие называли игуменией игумений современных женских обителей России? Думается, ее причастностью с юных лет к нелегким монастырским послушаниям на пюхтицких покосах, на уборке осенних плодов, на скотном дворе... Годами матушка опытно дознавала как человеческую немощь, так и благодать соборного труда, отзывающегося в сестринских сердцах миром и благодарением Создателя.
Четыре года ученичества в Пюхтицах и 12 лет духовного окормления у виленской старицы (игумении Нины) были основанием для Святейшего Патриарха Алексия II поручить монахине Варваре управление ставшей родной для нее Пюхтицкой обителью. В 1968 году будущий Патриарх Алексий II возвел монахиню Варвару в сан игумении в таллинском Александро-Невском соборе на праздник Богоявления.
Примечательно, что Пюхтица была излюбленным местом детских паломничеств как для Святейшего Патриарха Алексия II, так и для Святейшего Патриарха Кирилла. В тесном соработничестве со Святейшим Патриархом Алексием II прошли 40 лет игуменства матушки Варвары, вплоть до кончины Первосвятителя в декабре 2008 года. Узкие рамки некролога не позволяют нам подробно рассказать о возведенных матушкой храмах, монастырских зданиях, благоустроении жизни обители, которой в 1990 году было даровано звание ставропигиальной. Понимая значение полюбившегося ему с детства места явления чудотворной иконы Успения Божией Матери для судеб православия в Балтии, Патриарх Алексий II с отеческой заботой поддерживал все начинания неутомимой в трудах матушки Варвары.
И поныне монастырь, будучи райским уголком Святой Руси, по справедливости считается одной из самых ярких достопримечательностей Эстонского государства, о чем выразительно свидетельствует соболезнование сестрам обители, присланное Президентом Эстонии Т.Х. Ильвесом. Вспоминая свою последнюю встречу с настоятельницей, состоявшуюся несколько лет назад в Куремяэ, он пишет об игумении Варваре как о «ясном, духовно чистом человеке, чья душа была открыта Богу и служению ближним». В послании Президента сказано, что матушка сделала обитель «местом поддержки тысяч людей», тем самым способствуя возрождению духовности в Эстонии. Несомненно, что эти важные в устах государственного лидера слова совсем не дань дипломатической вежливости. Тысячи сердец принесли ко гробу новопреставленной святую дань благодарности за труд любви, в течение более четырех десятилетий проповедуемой делами, а не словами. По мысли игумении Варвары, вверенная ей священноначалием обитель Богоматери призвана служить дарами русского гостеприимства и монашеского хлебосольства ближним и дальним – всем, кого только ни приведет к пюхтицким вратам Царица Небесная.
И сейчас, взирая на портрет почившей настоятельницы, мы не можем оторвать глаз от ее убеленного и умягченного скорбями лица. Ее материнский взор пронизан той светлой печалью и сострадательностью любви, которые всего лучше говорят о том, что евангельская соль не оскудела в сердцах духовных наставников наших. «Игумения Варвара, – сказал при вести о кончине матушки митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, – собирала не только камни для зданий, но и духовную пищу, подавая ее людям, которые искали такой пищи и приезжали за ней в монастырь».
Место своего упокоения схиигумения Варвара нашла близ алтаря Никольского кладбищенского храма, совсем неподалеку от овеянного преданиями богатыря-дуба, под сенью которого была обретена в XVI веке чудотворная икона Успения Божией Матери.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!Протоиерей Артемий Владимиров
Для Господа живем
С глубокой скорбью воспринял известие о кончине настоятельницы Пюхтицкой обители схиигумении Варвары.
Более сорока лет матушка со смирением и кротостью несла возложенное на нее священноначалием нелегкое послушание, отдавая все свои силы, здоровье и дарования благоустроению монастырской жизни. Являя пример стойкости, преданности Церкви и верности своему призванию, она сумела создать в обители неповторимую атмосферу подлинной христианской любви, мира и духовной радости. С неизменной теплотой я вспоминаю те дни, когда еще ребенком вместе с родителями посещал Пюхтицы, молитвенно участвовал в богослужениях. Во многом благодаря трудам схиигумении Варвары Пюхтицкая обитель стала настоящим форпостом православия в Эстонии, куда за духовным утешением и поддержкой съезжались многочисленные паломники.
Различными путями Господь ведет людей ко спасению. В последние годы жизни матушка Варвара безропотно и терпеливо переносила тяжелый недуг. Предначертания Промысла Божия нам порой неведомы, однако для верующего сердца во всех обстоятельствах утешением звучат слова апостола Павла: «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 8).
Молюсь Владыке жизни и смерти, времена и лета во Своей власти положившему, да упокоит Он с миром душу усопшей рабы Своей в селениях праведных.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре.Из соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла
Матушка-строительница
Воспоминаниями о матушке Варваре делятся ее духовные сестры
Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме
Матушку Варвару я знала с 1952 года. Я поступила в Пюхтицу в 1949 году, а она – спустя три года. С первых же дней мы подружились, я была послушница Валентина, и она была Валентина – две Вали. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос, и все сестры очень любили нашу череду.
Помню, как на постриг матушки в 1958 году в Вильнюс, в монастырь Марии Магдалины, где мы тогда жили, приехал отец Николай Гурьянов. Когда новопостриженных из храма разводили по кельям, он обратился к нашей будущей игумении. Но называл всё время не по имени, «мать Варвара», а обращался к ней «матушка-строительница». Мы тогда еще удивились, почему он так делал. Но, видимо, Господь открыл ему что-то, и батюшка провидел, чему мать Варвара посвятит всю свою монашескую жизнь. «А ты, – говорил отец Николай матери Варваре, – читала игумению Таисию Леушинскую?» Она отвечает: «Читала». «Читай, читай, матушка-строительница».
Как-то раз пришел отец Николай к матушке Нине, которая была игуменией в Вильнюсе: «А вот матушку Варвару как сватать-то будут!» Мать Нина, крестясь, удивлялась: «Да что вы говорите, ее только что постригли, а вы говорите – сватать». Но очень скоро матушку Варвару действительно стали «сватать» в игумении. В 1968 году наш таллинский владыка Алексий, будущий Патриарх, вызвал мать Варвару в Москву. Ее хотели поставить игуменией Иерусалимского Горненского монастыря, но она наотрез отказалась уезжать за границу. Тогда владыка Алексий вечером призвал матушку к себе в кабинет и сказал: «Вот от Иерусалима вы отказались – молодец, но от Пюхтиц никуда не уйдете.
Вам предстоит послушание: матушка Ангелина (тогдашняя игумения) немощна, она попала недавно в аварию, а в Пюхтицу приезжают иностранные делегации, их надо принимать...» Так мать Варвару и назначили игуменией в Пюхтицу.
Господь одарил мать Варвару многими талантами, не только певческим. Еще до монастыря она работала на почте счетоводом и бухгалтерию знала великолепно. А уж каким упорством и трудолюбием, какой изобретательностью надо было обладать, чтобы спасти Пюхтицкий монастырь одновременно от разрушения и от закрытия! Монастырей в то время очень мало было – всего 17 на всей территории СССР. Времена были хрущевские, поэтому закрывали монастыри очень просто. Но покойный Святейший Алексий II Пюхтицу нашу очень любил. Не без его участия в монастырь всё время приезжали иностранные делегации: то из Германии, то из Финляндии, то из Швейцарии. А мы их принимали, матушка Варвара показывала наш хор, кормила натуральными монастырскими продуктами, которые сестры делали, а потом были публикации в ЖМП, что такая-то группа посетила Пюхтицкий монастырь. Это было очень важно в то время для того, чтобы светские власти монастырь не трогали. И финансовые отчеты мы вели аккуратно, тогда ведь было всё сложно, каждая копеечка, каждая свечечка – всё было на учет. Но как-то Господь помогал нам справиться.
Трудились сестры не покладая рук: строили, ремонтировали, света не было, воды не было, приносили ее издалека, из колодца, бороновали, пахали, косили. Но постепенно с Божией помощью всё наладили. Появилась техника сельскохозяйственная, сделали отопление, мельницу построили... Что-то по нормам того времени сдавали государству, остальное оставляли для своего обеспечения. Но и трудники к нам приходили постоянно. Вообще очень все любили Пюхтицу. До закрытия границы с Эстонией было множество паломников, семинаристы приезжали, и они тоже помогали всё восстанавливать, ремонтировали наши домики, латали крыши... Постепенно увеличилось и количество насельниц обители, сначала их было около 50, а сейчас 120.
Последние 20 лет я несу послушание в Иерусалиме, приезжала в Пюхтицу нечасто, и каждый раз монастырь становился всё краше, прямо не узнать его было. И вот когда последний раз я приезжала, чтобы попрощаться с матушкой, у меня такое же чувство было.
Матушка Варвара была истинной монахиней, снисходила до немощей сестер. Иногда, может быть, и надо было проявить строгость, и она ее проявляла, но никого не обижала.
Матушка Варвара великая труженица была, Господь избрал ее для строительства обители, и 43 года она трудилась смиренно и не покладая рук. Без благословения матушки ничего не делалось, даже самое малое дело. Она всегда и сестрам напоминала о послушании.
Когда ее только поставили игуменией, она еще застала в Пюхтицах насельниц, которые были духовными чадами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вот, например, со мной в келье жила мать Аркадия, которая поступила в монастырь в 14 лет, духовная дочь отца Иоанна. Она всегда вспоминала, как батюшка говорил: «Сестры, только безропотно несите свое послушание. И тогда три шага до Царствия Небесного. Только безропотно». И вот это наставление мы старались выполнить, куда пошлют, то и делали: траву косили, дрова рубили, достаточно было матери благочинной одно слово сказать. А матушка Варвара нам говорила: «Идете на покос или скотный двор, творите молитву, чтобы всегда на устах была молитва Иисусова или “Богородице, Дево, радуйся”». Так, молитвою возрождались Пюхтицы.
Послушание неразрывно связано со смирением, а смирение низводит Божие благословение и благодать. Наверное, только ими можно было превратить полуразрушенные Пюхтицы в цветущую обитель, что и сделала матушка Варвара.
Игумения Филарета (Смирнова), настоятельница московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря
С игуменией Варварой я познакомилась 40 лет назад, тогда пришла в Пюхтицкий монастырь и матушка там уже жила четыре года вместе с матушкой Георгией (Щукиной). Потом матушка какое-то время жила в Вильнюсе. Там она проходила послушание в Виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины. Она окормлялась у опытной старицы-игумении Нины (Баташевой). И вот, когда настоятельница Пюхтицкого монастыря мать Ангелина стала совсем немощной, Патриарх Алексий I вернул монахиню Варвару к нам и поставил ее в игумении.
С игуменией Варварой связаны особые воспоминания, ведь когда меня постригали в монахини, то мать Варвара стала моей наставницей, моей духовной матерью. Она управляла монастырем 43 года, она была настоящая мать-руководительница, они вместе со Святейшим Патриархом Алексием II восстановили уже разрушающуюся обитель. При этом Патриарх Алексий, как известно, был очень привязан к Пюхтице и начал помогать в восстановлении монастыря еще задолго до того, как стал Патриархом. Помню, матушка всё время ему звонила, советовалась, как лучше сделать. Работы было много.
Сестры в обители жили не так, как сейчас, не было ни света, ни воды, ни канализации, всё делали руками. Но благодаря усилиям игумении мы восстановили церковь, построили новые кирпичные корпуса для сестер. Матушка Варвара была молодая, энергичная, и, конечно, без ее энергии обитель бы не стала такой благоустроенной. Ведь сейчас наша обитель процветает.
В последние годы матушка Варвара болела, у нее был диабет, но всё равно она руководила всем до последнего дня жизни. Матушка говорила так: «Я всё буду для обители делать, пока есть силы, пока глаза смотрят и голова работает, только бы не оставить обитель не в порядке».
Матушка наша была не только строительницей, но и молитвенницей. Кто приходил за советом – всем помогала. Поучиться у игуменьи было чему. Так получилось, что я несла послушание в Москве и почти всегда была рядом со Святейшим Патриархом Алексием II, к матушке Варваре я приезжала только на праздники вместе со Святейшим, когда он бывал в Пюхтицах. Но, несмотря на то что это были короткие встречи, мы решали с игуменией все вопросы, которые я не могла решить сама. Это касалось и вопросов духовной жизни. Матушка не философствовала. Всегда говорила очень конкретно, как нужно поступать.
Матушку невозможно было не любить, потому что она всегда старалась сделать всё для своей обители, для сестер – все силы положила на это.
Особенно игуменью любили миряне. К ней даже в последнее время, когда она болела, очень много приезжало паломников за советом. Ее называли старицей, игуменией всея Руси.
О том, что матушка Варвара была по-настоящему духовным человеком, говорит и тот факт, что к ней приезжали и духоносные старцы. Так, например, у нас часто гостил протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. Он очень любил к нам приезжать, любил общаться с матушкой и говорил, что в Пюхтицах и Иерусалим, и Афон, и Дивеево разом.
Сила характера матушки Варвары стала притчей во языцех. Не случайно она снискала уважение не только у паломников, монашества и духовенства, но и у властей независимой Эстонии, которые, будучи лютеранами, с большим почтением относились к православному монастырю. Но ее стойкость и твердость соседствовали с удивительной любовью, именно ее сразу же чувствовали все, кто приезжал в Пюхтицы.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!
Вспоминая о своих первых днях в обители, матушка Варвара однажды сказала: «Сразу меня охватило теплое чувство, что это мой дом родной. И с тех пор никогда у меня не возникало даже мимолетной мысли вернуться в мир. Ни разу.
Мое счастье здесь».* * *
Матушка Варвара часто говорила, что монастырь у них трудовой, сестрам приходится много трудиться на послушаниях: «Летом особенно такая пора: от посева до уборки урожая каждый день на поле проводишь. А уж когда начинается покос, мы раньше двенадцати с поля не уходили. Это тяжелый труд, и батюшка о. Иоанн Кронштадский всегда говорил: “Сестры, только не ропщите, пюхтицкие, только не ропщите. Три шага у вас до Царствия Небесного – только не ропщите”. И это действительно так было, потому что труд был очень тяжелый. Но выдерживали».* * *
Матушка повторяла: «Сестры, вы не очень-то воображайте о том, что батюшка Иоанн сказал. Многое зависит от того, как мы будем жить и вести себя. Будем людей любить, будем людей встречать, будем людей кормить – нас Матерь Божия никогда не оставит. Вот так.
Не воображайте, что у нас сам по себе такой собор, что антихрист сюда не дойдет. Всё зависит от того, как мы будем жить».