|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2011 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Документы Священного Синода
22 марта на заседании Священного Синода утверждены следующие документы:
о Высшем церковном совете, о практике почисления за штат и запрещения в служении клириков,
а также единообразный текст ставленнической присяги
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШЕМ ЦЕРКОВНОМ СОВЕТЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1. Высший церковный совет Русской Православной Церкви (далее – Высший церковный совет) является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси (далее – Патриарх) и Священном Синоде Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод). В период междупатриаршества Высший церковный совет действует при Местоблюстителе Патриаршего Престола (далее – Местоблюститель) и Священном Синоде.
2. Высший церковный совет подчиняется и подотчетен Патриарху (Местоблюстителю) и Священному Синоду.
3. Высший Церковный совет рассматривает следующие вопросы:
– вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ;
– вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;
– вопросы церковного управления и хозяйствования;
– иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего церковного совета Патриархом (Местоблюстителем).
4. В компетенцию Высшего церковного совета входят:
– координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;
– обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованной реакции со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;
– принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха (Местоблюстителя).
5. Высший церковный совет:
– заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;
– в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям и иным каноническим подразделе ниям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;
– может вносить предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
6. Высший церковный совет состоит из председателя – Патриарха (Местоблюстителя), членов Высшего церковного совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в установленном настоящим Положением порядке.
7. Членами Высшего церковного совета по должности являются руководители следующих синодальных учреждений:
– Управления делами Московской Патриархии;
– Отдела внешних церковных связей;
– Издательского совета;
– Учебного комитета;
– Финансово-хозяйственного управления;
– Отдела религиозного образования и катехизации;
– Отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
– Миссионерского отдела;
– Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями;
– Отдела по делам молодежи;
– Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;
– Информационного отдела;
– Отдела по тюремному служению;
– Комитета по взаимодействию с казачеством.
8. Священный Синод может по представлению Патриарха назначить членов Высшего церковного совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего церковного совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего церковного совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха (Местоблюстителя).
9. Заседания Высшего церковного совета созываются Патриархом (Местоблюстителем).
10. Заседания Высшего церковного совета являются закрытыми. Заседания Высшего церковного совета проводятся под председательством Патриарха (Местоблюстителя) либо, на основании соответствующего распоряжения Патриарха (Местоблюстителя), под председательством члена Высшего церковного совета в архиерейском сане.
11. При невозможности участия в заседании члена Высшего церковного совета, в данном заседании, по согласованию с Патриархом, принимает участие иное лицо, уполномоченное членом Высшего церковного совета, с правом совещательного голоса.
12. По инициативе Патриарха (Местоблюстителя) или по согласованию с ним на отдельные заседания Высшего церковного совета могут приглашаться эксперты, а также лица, ответственные за направления церковной деятельности, рассматриваемые на данных заседаниях. Лица, не являющиеся членами Высшего церковного совета, присутствуют на его заседаниях лишь в период обсуждения тех вопросов, к рассмотрению которых они привлечены. Они могут представлять доклад и участвовать в обсуждении вышеуказанных вопросов, но не вправе принимать участие в голосовании.
13. Секретарь Высшего церковного совета назначается (освобождается от должности) Патриархом (Местоблюстителем) из числа членов Высшего церковного совета.
14. Повестка дня заседаний определяется Патриархом (Местоблюстителем) и заблаговременно рассылается секретарем Высшего церковного совета всем членам Высшего церковного совета вместе с приглашением на очередное заседание.
15. Секретарь Высшего церковного совета ведет протоколы заседаний Высшего церковного совета. Протоколы подписываются секретарем Высшего церковного совета и утверждаются Патриархом (Местоблюстителем), после чего рассылаются всем членам Высшего церковного совета.
16. Заседания Высшего церковного совета правомочны в случае присутствия на них председательствующего и не менее 2/3 членов Высшего церковного совета. В случае отсутствия на заседании Высшего церковного совета Патриарх (Местоблюститель) голосует заочно. Решения Высшего церковного совета принимаются большинством голосов Патриарха (Местоблюстителя) и присутствующих на заседании членов Высшего церковного совета. При равенстве голосов голос Патриарха (Местоблюстителя) является решающим.
17. В случае несогласия с принятым Высшим церковным советом решением Патриарх (Местоблюститель) передает спорный вопрос на рассмотрение Священного Синода.
32 документы Если отложить рассмотрение спорного вопроса не представляется возможным и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх (Местоблюститель) принимает единоличное решение по данному вопросу. Принятое Патриархом (Местоблюстителем) решение выносится на рассмотрение очередного заседания Священного Синода для окончательного разрешения вопроса.
18. Решения Высшего церковного совета вступают в силу после утверждения Патриархом протокола соответствующего заседания.
19. Раз в полгода Священный Синод заслушивает доклад Патриарха о работе Высшего церковного совета.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ КЛИРИКОВ В СЛУЖЕНИИ И ПОЧИСЛЕНИЯ КЛИРИКОВ ЗА ШТАТ
I. О практике запрещения клириков в служении
Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений, налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. В связи с этим святые церковные каноны, описывая возможные причины запрещения клириков в служении, указывают на сроки такого наказания.
С целью укрепления канонической традиции в Русской Православной Церкви определяется:
1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение.
2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана.
3. В случае, если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно.
II. О практике почисления клириков за штат
В связи с участившимися случаями, когда клирики, почисленные за штат в одних епархиях, перемещаются на территории других епархий и, злоупотребляя своим положением, незаконно священнодействуют или иным неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану, определяется:
1. При почислении клирика за штат (на покой), соответствующий указ следует формулировать следующим образом: «Имярек почисляется за штат (или на покой) N-ской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне N-ской епархии до направления отпускной грамоты в иную епархию».
2. Если иной архиерей готов принять заштатного клирика в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет правящему архиерею клирика соответствующую просьбу, в ответ на которую, в случае согласия правящего архиерея клирика, направляется письмо следующего содержания: «В соответствии с обращением Преосвященного имярек, управляющего L-ской епархией, священнику (или иной сан) имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении срока». Упомянутый срок временного служения не должен превышать 1 года. На основании данного письма клирику выдается указ или распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока запрашивается отпускная грамота на клирика и его личное дело.
3. Правящим архиереям, в епархиях которых служат заштатные клирики иных епархий, надлежит до 1 декабря 2011 года урегулировать их положение, запросив на них отпускные грамоты и личные дела либо сообщив им о невозможности служить в пределах их епархий.
III. О списках запрещенных и заштатных клириков
Для развития межъепархиальной информации относительно запрещенных и заштатных клириков, признается необходимым формирование единой базы данных. С этой целью:
– при запрещении клирика епархиальным архиереям надлежит направлять в Управление делами Московской Патриархии соответствующую информацию, а также копию указа о запрете и послужной список клирика;
– при почислении клирика за штат епархиальным архиереям надлежит направлять в Управление делами Московской Патриархии соответствующую информацию, а также копию указа о почислении за штат и послужной список клирика; в случае направления отпускной грамоты на данного клирика в другую епархию, следует также проинформировать Управление делами для исключения данного клирика из базы данных;
– к 01.07.2011 г. всем епархиальным архиереям надлежит направить в Управление делами Московской Патриархии информацию о запрещенных в епархии клириках, о заштатных клириках епархии, а также о заштатных клириках других епархий, служащих в данной епархии, – по состоянию на 01.05.2011 г.
ПРИСЯГА СТАВЛЕННИКА ПЕРЕД РУКОПОЛОЖЕНИЕМ В САН ДИАКОНА
Я, многогрешный (имя), призываемый ныне к служению диаконскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и Святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя.
Учение веры содержать по руководству Святой Православной Церкви и святых отец, заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.
Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости и своим добрым примером руководствовать других к благочестию.
В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участия не принимать.
Без воли своего архипастыря место служения, куда буду определен, не покидать и самовольно никуда не пере ходить.
Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатью Своей, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.
В заключение моего клятвенного обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.
Верность данной присяге свидетельствую, в чем и подписываюсь.
Ставленник .........................................................(фамилия, имя, отчество)
Мною исповедован и приведен к присяге ставленник .....................................................................
При открытии его совести препятствий к рукоположению его в сан диакона не имеется.
Духовник ............................................
«.......» ...................... 20... г.
ПРИСЯГА СТАВЛЕННИКА ПЕРЕД РУКОПОЛОЖЕНИЕМ В САН ИЕРЕЯ
Я, многогрешный диакон (имя), призываемый ныне к служению иерейскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и Святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя.
Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и святых отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.
Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости и своим добрым примером руководствовать других к благочестию.
В молитвенное и каноническое общение с лицами, не при надлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участия не принимать.
Без воли своего архипастыря место служения, куда буду определен, не покидать и самовольно никуда не переходить.
Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатью Своей, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.
В заключение моего клятвенного обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.
Верность данной присяге свидетельствую, в чем и подписываюсь.
Ставленник ...................................................... (фамилия, имя, отчество)
Мною исповедован и приведен к присяге ставленник ........................................................................
При открытии его совести препятствий к рукоположению его в сан иерея не имеется.
Духовник ............................................
«.....» ...................... 20... г.