|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2011 |
ПОУЧЕНИЕ
Победитель смерти
Святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец
Своим восстанием Победитель смерти дает жизнь вечную человечеству.
Приидите, пользуйтесь милостями, принимайте дары Христовы.
Вот сокровищница даров Господних – Новый Сион – Святая Церковь.
В ней всякое богатство духовное, даемое верным.
Обильно раздает она дары своим чадам, просвещая их ум, очищая чувствие, укрепляя волю.
Приидите, насладимся пира веры! Не оскудевают сокровища Церкви, и нет силы, которая бы могла их отнять от нея
Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе. Отчего же так радостно, что воскрес Христос? Отчего не умом только, но еще больше сердцем ощущается нами Христово Воскресение? Не за Себя, а за нас страдал Христос. Нас ради пришел Он на землю, седя на Божественном Небесном Престоле. Истинный Бог, Творец всего мира, сошел Он к отпадшему от Него роду человеческому. Источник жизни дал Себя умертвить, чтобы жизнь вечную дать смертным людям. Превечная Истина и Праведный Судия вселенной осужден был неправым судом как обманщик, хотя всех учил истине и правде. Не казалось ли тогда всем, что зло победило в мире, что потухла последняя искра правды, что смерть торжествует над жизнью? Что настала тьма беспросветная и не будет больше света? Даже солнце померкло, когда висел на кресте безгрешный Спаситель. А когда после погребения Его настала темная ночь, верным Ему казалось, что настал конец Божия мира. Но воскрес Христос, и вселенная озарилась светом.
Победила истина, побеждена ложь. Низвергнуто зло, торжествует правда, разорваны узы смерти, раскрылись врата вечной жизни.
У верой и благоговением встречающих Священную Пасху невыразимой радостью наполнены ныне души, благодатный мир касается сердец их. Далеко отбегают все скорби и печали, светлыми становятся даже страдания и невзгоды. Таинственно предвкушается Божественная Трапеза в грядущем вечном славном Царствии Божием. Хотелось бы, чтобы не прекращались те блаженные часы, чтобы бесконечно продолжались ночь и день Святой Пасхи. Как апостолы на Фаворе, готовы мы тогда воскликнуть: Господи, добро есть нам зде быти! (Мф. 17, 4). Но не бывает ли, когда все ликует, сердце наше покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью? Как бы то ни объясняли, какие бы ни находили причины, едина есть истинная: сердце наше нечисто.
Если поколебались мы в вере, если в душу нашу вошли сомнения, если отпали или отошли от Церкви, подобно первосвященникам иудейским, – отгоняем от себя мысль о Воскресшем Христе, ибо страшно нам Воскресение Христово. Если совершили тяжелый грех и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям – лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Если мы погрузились в дела житейские и им отдали свое сердце – не ощущает оно полной радости. Особенно если есть у нас неприязнь или, еще хуже, вражда к ближним, если осуждаем их и превозносимся над ними – не можем радоваться встрече с Воскресшим Господом. Тогда в День Воскресения или сомневаемся, подобно поколебавшимся ученикам, или не верим, как Его враги, или подсознательно не желаем с Ним встречи.
Но отбросим от себя все сомнения, принесем покаяние! Друг друга обымем, ненавидящих нас простим и радостно возопиим: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Воскресаем мы сперва душой, чтобы после воскреснуть и телом. Как жизнь Адама после греха омрачилась ожиданием и сознанием смерти, так после Воскресения Христова у верующих в Него жизнь озаряется ожиданием и предвкушением своего будущего воскресения. Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его благости. Укрепляет наши души и тела Божественными Своими таинствами, исполняет с верой возносимые Ему молитвы, утешает нас в скорбях наших, наполняет нас иногда невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения Его Тайн или усердной молитвы. Всякое добро дарует Он нам еще в жизни сей, ибо жив Он, попрал смерть и воскрес из мертвых.
Попускает Господь Церкви Своей претерпевать иногда напасти, но и тогда сияет она своим благодатным светом! Аз с вами есмь – сказал Господь, – во вся дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 20). Во вся дни до скончания века с нами Воскресший, а наипаче в дни Святой Пасхи.
Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, Победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.
Сохраняя в себе благодатный дар причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.
Мы молимся, еще лишь начиная готовиться к посту и затем неоднократно в течение Великого поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.Текст подготовлен протоиереем Петром Перекрестовым,
фото из архива протоиерея Петра Перекрестова