ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии

16 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. 17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Истринский Арсений, Владивостокский и Приморский Вениамин, Верейский Евгений, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Рыбинский Вениамин


СЛОВО АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (ЧАШИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ЗВЕНИГОРОДСКОГО, ВИКАРИЯ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

       Ваше Святейшество! Святейший владыка и отец!
       Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Промыслом Божиим, изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Русской Православной Церкви.
       Сегодня, когда я стою перед вами, ожидая принять через возложение ваших рук благодать Пресвятого Духа, призывающую к высочайшему служению, меня охватывает трепет и страх. Высота служения, ответственность не только за себя, но и за народ Божий, ответственность за слова и поступки, за принятие решений, которые имеют отношение не только к моей жизни, но и к жизни многих людей, есть великая ноша, которая не может быть уравновешена видимыми знаками почтения к архиерейскому сану. Так что на Страшном суде дам ответ не только за свои личные поступки, но и за духовное состояние и целостность вверенного мне стада Христова.
       Сознавая себя немощным, вспоминаю слова святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24) Взирая на жизнь других людей и сравнивая себя с ними, вижу, как мало я трудился, чтобы развить и приумножить дарованные Богом таланты. Стою, как ленивый и нерадивый раб, перед лицом Вашим, как перед лицом Самого Бога, более ожидая услышать осуждение, чем слова, призывающие к высокому служению: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). В этом внутреннем смятении души ищу поддержки, обращаясь к Священному Писанию, и слышу слова великого «апостола языков» святого Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27), чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29).
       Утешением для меня является великое милосердие и человеколюбие Господа, вера в Его всесильную помощь и благодать Пресвятого Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи». Обозревая свою жизнь, вижу в ней непрестанное присутствие Промысла Божия и попечение о себе. Ростки веры были взращены в моей душе прежде всего моей мамой. Пример ее жизни для меня является путеводителем. В годы, когда в нашем государстве торжествовал атеизм, она выбрала тернистый путь к Богу. Она посвятила себя воспитанию нас - своих детей. Помню мамины молитвы и сильное желание ее, чтобы мы посвятили свою жизнь служению Господу.

       Укреплялась моя вера общением с замечательными людьми, которые трудились тогда в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в одном из немногих действующих в городе Саранске. Благодаря им мы смогли соприкоснуться со святоотеческими творениями и богатой христианской литературой. В этом храме мы учились богослужебному пению и чтению. Не могу забыть и свое первое паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, которая стала для меня путеводной звездой, указывающей путь деятельного восхождения к Богу.
       После службы в Вооруженных силах началась моя самостоятельная жизнь. Четыре года я трудился в Православном братстве во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба при Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Затем 14 лет нес служение в Новосибирской епархии, где был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан епископом Сергием (Соколовым). В 1997 году на меня возложили послушание быть наместником вновь созданного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Завьялове Искитимского района Новосибирской области, которое я нес 13 лет. Эти годы были для меня большой школой: приходилось организовывать и строить обитель, здесь я познал тяжесть ответственности за духовное состояние людей, здесь пришло понимание необходимости непрестанного труда, дабы создавать новое и сохранять уже имеющееся. И именно здесь, на фоне моих слабых сил, особенно ясно явлена была мне всесильная помощь Божия, заступничество и Покров Пресвятой Богородицы, в честь которой и была устроена обитель.

       Благодарю Бога за встречу с епископом Сергием (Соколовым) и архимандритом Павлом (Груздевым), которые оставили светлый след в моей жизни. Вечная им память. Благодарность и низкий поклон воздаю моим наставникам - архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, под руководством которого мне довелось трудиться 10 лет, неся наравне с обязанностями наместника монастыря и другие епархиальные послушания, а также архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину, с которым знаком около 20 лет. Эти почтенные архипастыри своей жизнью дали мне пример того, что архиерей - это опытный кормчий, который управляет вверенной ему паствой с большим умением, осторожностью, но в то же время и с твердостью; а также любвеобильный отец, молитвенник и печальник за каждого вверенного ему Богом человека.
       Особую благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой.
       Ваше Святейшество! В этот переломный период истории Отечества, да, пожалуй, и всего человечества, особо слышен Ваш голос, призывающий к решительному и ответственному церковному служению, к понятной и убедительной проповеди Евангелия, укреплению нравственного начала и духовной культуры народа. Мы видим Вашу заботу о Церкви и любовь к людям. В ответ хочется заверить Вас в своей сыновней преданности и готовности нести преподаваемые Вами послушания.
       Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу вас сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, в день моей Пятидесятницы. Да изольет Господь на меня благодать Пресвятого Своего Духа, да укрепит мои слабые силы и соделает достойным служителем Святой Церкви.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ НИКОЛАЮ (ЧАШИНУ), ЕПИСКОПУ ЗВЕНИГОРОДСКОМУ

       Преосвященный епископ Николай!
       Благоволением Великого Архиерея и Господа нашего Иисуса Христа ныне Святым и Животворящим Духом в таинстве хиротонии ты приобщился к собору епископов и получил власть пасти Церковь Божию.
       Епископское служение - высокое, ответственное и спасительное - слагается из молитвы, учения и управления и требует полного самоотречения и самоотдачи. Святитель Филарет Московский, у честных мощей которого совершилась сегодня твоя хиротония, в напутственном слове новопоставленному архиерею учил, что епископство ныне то же, как и при сошествии Святого Духа и возложении рук апостолов, и «если мы далеки от мужей апостольских, то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им». Посему возгревай полученный дар Божий (ср.: 2 Тим. 1, 6) и не надейся на ограниченные человеческие способности, памятуя о том, что «священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному» (святитель Иоанн Златоуст. Слово 3-е о священстве), и как можно чаще прибегай к соборной молитве, дабы испросить у Господа разумения и силы для ведения церковных дел, и почувствуешь, что именно пред Престолом Божиим обретаешь эти силы, а вместе с ними уверенность, спокойствие, твердость и способность право править слово Христовой истины.
       В наше непростое время особенно актуальным становится завет святителя Иоанна Златоуста: «Не переставай прилежно и с сокрушенным сердцем молиться как о всей совокупности Церквей, так и о нашем смирении, усердно прося человеколюбивого Бога... чтобы, наконец, прекратилось это всеобщее разрушение и все дела приняли светлый и мирный оборот... Только молитвами и может быть поправлено настоящее положение дел» (святитель Иоанн Златоуст. 21 Письма к разным лицам 404–407 годов). Имел в виду святитель не только дела церковные, но и состояние умов и сердец тех самых жителей православной Византийской империи, которые многим из нас кажутся идеалом, но духовные проблемы которых с такой силой прозревал Златоустый Иоанн.
       В своей проповеди свидетельствуй о том, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7), стараясь доступно и понятно объяснять нашим современникам, что Царство Божие - это мир Христов, который входит в жизнь каждого человека, по мере сил исполняющего евангельские заповеди и удаляющегося от мирских соблазнов.
       Многие годы ты нес послушания наместника и председателя комиссии по делам монастырей в Новосибирской епархии. Теперь ты как викарный архиерей будешь помогать Патриарху в управлении епархией первопрестольного града, а в будущем - на том месте служения, куда направит тебя Господь. Используй благоприобретенный опыт и помни: в основе твоей работы должны лежать правила и примеры апостолов и святых отцов, одно из которых гласит, что епископы не должны ничего творить без рассуждения первого из них.
       Храни чистоту веры и пребывай в единомыслии со всей Святой Соборной и Апостольской Церковью Православной, памятуя о том, что ее составляют члены одного Тела Христова, связанные друг с другом союзом любви по образу Святой Троицы (ср.: Еф. 4, 4).
       Со страхом совершай (ср.: Флп. 2, 12) архипастырское служение, которое возлагает на тебя ответственность за спасение не одной только своей души, но многих душ. Усердно трудись ради того, чтобы твоя родная страна, Россия, укрепляясь в православной вере, обновилась миром и праведностью.
       В наши лукавые дни (ср.: Еф. 5, 16) особенно остро нуждается в пастырском руководстве народ, в том числе и юное поколение. Относись к молодым людям, как к братьям и сестрам (ср.: 1 Тим. 5, 1) и старайся расположить их к дружелюбному общению не только словом, но и искренней любовью и заботой, пастырской осмотрительностью и мудростью. Тебе предстоит сострадать и заботиться о скорбящих и страждущих: сиротах, инвалидах, заключенных, бездомных, бедных и всех, кто приходит в Церковь, чтобы обрести в ней утешение. И забота о таких людях является не чем?то новым в жизни Церкви. С первых времен существования апостольской общины и всегда Церковь взором своим была обращена к тем, кто страдал по-человечески и кто нуждался в утешении и поддержке.
       Ныне, в Неделю ваий, Спаситель, шествуя во Иерусалим, возводит и твою душу во святый град Божий, дабы соделать тебя, по слову преподобного Иоанна Лествичника, епископом своего сердца, приносящим в жертву Христу помышления и чувства, освященные Святым Духом (см.: преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 28, 51). Не случайно сегодняшнее апостольское чтение начинается со слов: Всегда радуйтеся! (Флп. 4, 4). Чтобы исполнить этот завет, ты должен в основание своего служения положить страх Божий, и тогда не только покой, слава и уважение, но и обиды, и клевета, и все вообще бедствия принесут тебе плоды радости (святитель Иоанн Златоуст. Беседа 18-я во дни Великого поста).
       Тебя, Преосвященный владыка, ожидает немало трудов в новом сане. В любых обстоятельствах, при всех неизбежных препятствиях, трудностях и искушениях не смущайся, а с верой и надеждой обращайся к Богу и обретешь в Нем кроткое и мирное устроение души. И помни, что как человек еще молодой ты должен продолжать учиться. Под словом «учиться» я подразумеваю не только совершенствование богословских знаний, но и усвоение опыта как других, так и своего собственного. Человек, который перестает учиться, останавливается в своем развитии и вне зависимости от возраста и физического здоровья становится духовно и интеллектуально дряхлым и неспособным нести слово Божие людям.
       С таким напутствием прими сей жезл как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, и как опору на пути ко спасению, по которому ты пойдешь сам и поведешь за собой словесных овец Христовых, и преподай архипастырское благословение народу Божиему, молившемуся о тебе за Литургией. Аминь.



БИОГРАФИЯ

       Епископ Звенигородский, викарий Московской епархии, Николай (Сергей Николаевич Чашин) родился 28 апреля 1972 г. в п. Комсомольский Чамзинского р-на Мордовии. В 1990–1992 гг. проходил срочную службу в Вооруженных силах.
       В 1992–1996 гг. трудился при Православном братстве св. блгв. кн. Бориса и Глеба г. Тутаева Ярославской области, затем проходил послушание в Новосибирской епархии.
       6 октября 1996 г. епископом Новосибирским и Берским Сергием пострижен в монашество с наречением имени Николай в честь Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. 8 декабря 1996 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Сергием рукоположен во иеродиакона, а 15 декабря того же года - во иеромонаха.
       В 1997–2010 гг. - наместник вновь образованного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Завьялова Искитимского р-на Новосибирской области. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2000–2009 гг. нес послушание председателя епархиальной комиссии по делам монастырей.
       В августе 2010 г. назначен настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Владивостока, 2 ноября 2010 г. - благочинным центрального округа Владивостокской епархии.
       Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 16) избран епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. 10 апреля 2011 г. возведен в сан архимандрита.