|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2011 |
ПОУЧЕНИЕ
Праздник радости
Праведный Иоанн Кронштадтский
Праотец наш Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал херувим с пламенным оружием; затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз - и прежде всего разбойнику, которому сказал: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец и самое небо отворил Своим Вознесением.
Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «Вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее», т.е. все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, то есть на небо.
Итак в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания Вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо.
Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно так же и Вознесение Его было для нашего блага. Как, любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на Кресте, так, любя нас, и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе - Утешителя Духа Святаго, Который утешил бы святых апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. - Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!
Далее - вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как Пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место - на гору или на какое-нибудь здание - и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, т.е. верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, - так что страдалец, видя это, восклицает: Вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога (Деян. 7, 56).
Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатию Своею с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом: так мысленное Солнце наше - Христос, доколе, живя на земле, как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога; а когда, воссиявши от Гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад, по всей земле, - познанием Бога просветилась вся вселенная.
Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, говорит Господь (Ин. 3, 13). Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес (Еф. 4, 10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, - то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души святых праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные - праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!
Так вознесся от нас Господь на небо - для того, чтобы отворить нам двери небесные, для невозбранного входа туда.
Какие всерадостные причины Вознесения от нас Господа на небо. Далее - Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. Так говорит святой апостол Иоанн Богослов: Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника... и Той очищение есть о гресех наших (1 Ин. 2, 1–2). Итак, не будем мы, грешные люди отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу - Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами, при ходатайстве Христовом, воссылать свои теплые молитвы к Отцу Небесному; да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его.
Но о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? О кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз (распинают) Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею. И так бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, - чтобы не постигло тебя внезапное наказание Божие, и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденным вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.Из книги «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева».
Фото предоставлено издательством «Отчий дом»